Урок русской словесности. 11 класс

Опис документу:
На уроке поставлены цели: повторить и обобщить известные учащимся сведения о тексте, его строении, микротексте (ССЦ), совершенствовать умения учащихся проводить языковой анализ текста, работать над развитием коммуникативных способностей, совершенствованием языковых навыков. На примере текстов-отрывков из произведений М. Булгакова, А. Платонова, М. Шолохова, используя элементы креативного чтения, воспитывать в учащихся вдумчивого читателя, способного понимать особенности авторского стиля.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Русский язык (11 класс)

Урок русской словесности

Тема: Строение текста. Совершенствование умения проводить языковой анализ текста.

Цели: повторить и обобщить известные учащимся сведения о тексте, его строении, совершенствовать умение проводить языковой анализ текста, работать над развитием коммуникативных способностей учащихся, над совершенствованием их языковых навыков, повторить теоретические понятия: ССЦ (микротекст), абзац. На примере текстов-отрывков из произведений М. Булгакова, А. Платонова, М. Шолохова, используя элементы креативного чтения, воспитывать в учащихся внимательного, вдумчивого читателя, способного видеть, воспринимать особенности авторского стиля; продолжить работу над культурой речи учащихся.

Оборудование: записи на доске, таблицы «Текст», «Типы текста», «Стили текста», «Структурные средства ССЦ», мультимедийная презентации, публикации учащихся, посвященные творчеству М. Булгакова, А. Платонова, М. Шолохова.

Тип урока: урок формирования коммуникативных умений учащихся с элементами обобщающего повторения.

Язык словесного искусства – это своеобразная система словесно-художественных форм…, их значений и функций и отражающихся в них категорий; в художественной литературе эта система возникает на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно-разговорного языка с функцией выразительной и изобразительной.

В. В. Виноградов

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Мы начали цикл уроков обобщающего повторения изученного о тексте, его строении, типах и стилях, коммуникативных возможностях нашего общения. И первым в ряду материалов, предложенных к повторению, стал текст. Разговор о тексте как о единице синтаксиса пойдет на более высоком уровне, чем это было в предыдущие годы. Но начнем мы урок все же с хорошо известных вам форм работы.

/Запись даты, темы урока в тетрадь./

III. Словарно-семантическая работа

Каждый раз, приступая к данной теме, мы начинаем ее со словарной работы. И нужна она не столько с точки зрения развития вашей орфографической зоркости, сколько с точки зрения значения и употребления данных слов в нужном контексте. Вот словарная работа урока:

Текст, тема, основная мысль высказывания, заголовок, приемы построения текста, абзац, сложное синтаксическое целое (ССЦ), последовательная связь, параллельная связь, языковые средства.

Прочтите данные слова и словосочетания еще раз и запишите их по памяти. Какие слова и сочетания слов записали?

Выводы: данные слова-термины – опоры в повторении материала урока, в нашем разговоре о тексте.

IV. Сообщение темы, целей урока.

Цель нашего урока - не только в повторении теоретических сведений о тексте, но и практическое применение их в нашей повседневной жизни.

Ваша задача – показать, насколько вы компетентны в работе с текстом и его структурной частью – сложном синтаксическим целым (микротекстом), как научились анализировать, обобщать, сопоставлять изученный материал, применять компьютерные технологии в решении задач урока.

V. Текст. Повторение.

1. Вспомним, что мы с вами, выражая свои мысли, создаем высказывания и общаемся текстами. Разными по объему, содержанию, целям (микро- и макротексты, монологи, диалоги и полилоги).

Мы получаем информацию в разных областях знаний благодаря текстам. Объем и направленность их постоянно варьируются. Вы, завершая обучение в школе, уже имеете не только определенную сумму знаний по предмету нашего разговора, но и умеете работать с книгой (как научной, так и художественной), научились работать с текстом. Ваше умение работать с текстом мы продолжаем совершенствовать на уроке.

2. Давайте вспомним, что такое текст.

Текст – это целостное законченное высказывание. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица, основными признаками которой являются смысловая цельность и связность.

2. Работа с таблицами «Текст», «Типы речи», «Стили речи».

А что вы можете сказать о тексте? Воспользуйтесь таблицами «Текст», «Типы речи», «Стили речи», которые находятся на ваших столах. Вы с этими таблицами работаете не первый раз, и, надеюсь, ваши ответы будут быстро готовы.

/Работа учащихся в группах: анализ указанной части таблицы, составление монологического высказывания; выступление групп:

1 группа – рассказ о признаках текста;

2 группа – рассказ о языковых средствах связи между предложениями;

3 группа – рассказ о видах связи между предложениями в тексте;

4 группа – рассказ о типах текста;

5 группа – рассказ о стилях текста./

VI. Работа с деформированным текстом.

1. Проверим, как вы можете применить свои знания на практике. Определите, что перед вами: текст или набор предложений. Свое мнение обоснуйте.

По хутору хлопали закрываемые ставни, от вечерни, крестясь, спешили старухи, на плацу колыхался серый столбище пыли, и отягощенную вешней жарою землю уже засевали первые зерна дождя. Под тучей, раскрылатившись, колесил коршун, его с криком преследовали вороны. Туча, дыша холодком, шла вдоль по Дону, с запада. Над хутором стала бурая туча. Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берега гребнистые частые волны. За займищем грозно чернело небо, степь выжидающе молчала. За левадами палила небо сухая молния, давил землю редкими раскатами гром. К вечеру собралась гроза.

М. Шолохов. «Тихий Дон»

/Работа учащихся в группах по восстановлению текста, подготовка монологов-ответов./

/Правильный вариант:

К вечеру собралась гроза. Над хутором стала бурая туча. Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берега гребнистые частые волны. За левадами палила небо сухая молния, давил землю редкими раскатами гром. Под тучей, раскрылатившись, колесил коршун, его с криком преследовали вороны. Туча, дыша холодком, шла вдоль по Дону, с запада. За займищем грозно чернело небо, степь выжидающе молчала. По хутору хлопали закрываемые ставни, от вечерни, крестясь, спешили старухи, на плацу колыхался серый столбище пыли, и отягощенную вешней жарою землю уже засевали первые зерна дождя.

М. Шолохов. «Тихий Дон»/

Индивидуальное задание. Пересказ восстановленного текста. /1 – 2 учащихся./

2. Восстановите текст и запишите его в тетрадь.

/Запись текста в тетрадь./

Проверка индивидуального задания: пересказ восстановленного текста. /1 – 2 учащихся./

VII. Целостный анализ текста.

Воспользовавшись планом целостного анализа текста, дайте характеристику предложенного отрывка.

1. Работа с теоретическими понятиями.

На какие структурные части делятся тексты? (Абзац, ССЦ, период) Вспомните, каково значение знакомых вам терминов.

Абзац.

Абзац – часть текста между отступами, отличающаяся единством и относительной законченностью содержания. Текст складывается из абзацев, содержание и порядок размещения которых определяется логикой развития и утверждением основной идеи текста. Предложения текста, абзацы между собой связаны.

Сложное синтаксическое целое.

Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких предложений, которые тесно взаимосвязаны по смыслу и синтаксически. ССЦ – не что иное, как микротекст. Организация микротекста является стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры.

  1. Работа с микротекстом.

Согласны, что более детально, да и быстрее можно проанализировать не большой текст, а его часть – ССЦ? Перед вами микротекст, запишите его и постарайтесь дать комплексную характеристику. Результаты вашей работы оформите в тетради: составленные к тексту вопросы, пунктуационный и частично синтаксический разбор предложений, словарную и орфографическую работу по тексту. В монологе-анализе микротекста все должно быть прокомментировано. При подготовке к ответу воспользуйтесь и таблицей «Структурные средства ССЦ».

Извините меня, что я в пылу нашего спора забыл представить себя вам. Вот моя карточка, паспорт и приглашение приехать в Москву для консультации,— веско проговорил неизвестный, проницательно глядя на обоих литераторов.

Те сконфузились. «Черт, слышал все...» — подумал Берлиоз и вежливым жестом показал, что в предъявлении документов нет надобности. Пока иностранец совал их редактору, поэт успел разглядеть на карточке напечатанное иностранными буквами слово «профессор» и начальную букву фамилии — двойное «В».

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Индивидуальная работа.

● Сформулировать вопросы к тексту (5 – 7 вопросов). Дать ответы на них.

/Задание выполняют 2 – 3 учащихся начального и среднего уровней компетентности./

● Составить диалог (6 – 10 реплик) – обмен мнением о тексте – доказательство того, что этот микротекст – ССЦ. /1 – 2 пары./

● Орфографический анализ текста (обратить внимание на орфограммы, составить словарную работу по тексту, прокомментировать орфограммы).

План целостного анализа текста

  1. Тема, основная мысль микротекста.

  2. Стиль и тип речи.

  3. Смысловая связь предложений в ССЦ.

  4. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей.

  5. Морфологические средства связи в ССЦ (преобладание каких частей речи вы наблюдаете и какова их смысловая нагрузка).

  6. Синтаксический анализ микротекста.

  7. Интонация высказывания.

«Структурные средства ССЦ»

_____________________________________________________________

Лексические: Морфологические: Синтаксические: Ритмо-мелодические

/интонация/

- повторение - соотнесенность видо- - порядок слов и пред-

отдельных слов; временных форм глаго- ложений;

- синонимы, в том лов-сказуемых. - союзы в присоедини-

числе контекстуаль- тельном значении;

ные; - частицы;

- личные и указатель- - употребление обстоя-

ные местоимения; тельств (преимуществен-

- местоименные но места и времени);

наречия и др. - вводные слова и

предложения;

- параллелизм построе-

ния предложений;

- неполнота отдельных

предложений.

4. Беседа - анализ текста.

/Проверка выполненного задания 1 – 2 группами.

Группа отчитывается о проделанной работе, остальные дополняют ответы./

2. Проверка выполнения индивидуального задания:

- чтение составленных вопросов по тексту /1 – 2 учащихся зачитывают вопросы/;

- чтение, разыгрывание диалогов /1 – 2 пары/.

VIII. Презентация текста.

Несколько групп получило индивидуальное задание к уроку –презентовать прочитанный текст художественного произведения. Из недавно прочитанного назовем «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Котлован» А. Платонова, «Тихий Дон» М. Шолохова.

Говорить о презентации полного текста не будем – это дело уроков литературы. Сейчас сможем презентовать только микротекст. Такую презентацию, в отличие от литературных, мы проводим впервые. Посмотрим, что же получилось, и постараемся дать общую характеристику увиденного. Для этого обратитесь к вопросам анализа презентации и выскажите свое мнение.

/Показ презентаций текстов М. Булгакова, А. Платонова, М. Шолохова.

Отзывы групп о презентациях./

План анализа презентации

  1. Звучал ли текст как явление языка?

  2. Разобраны ли структурные части ССЦ?

  3. Представлен ли микротекст только словесными образами есть акцент и на образы зрительные и звуковые (иллюстрации, музыкальное сопровождение, цветовая гамма слайдов)?

  4. Сделаны ли выводы, обобщения?

IХ. Работа с отрывками текстов.

Определить принадлежность текста конкретному автору.

Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дымкой испарений. На сугревах, на курганах, из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые, яркозеленые острые ростки травы медянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумно, на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой; оттуда все еще сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели в ярдах под снегом невидимые глазу вешние ручейки, и совсем по-весеннему, чуть приметно и нежно зазеленели в перелесках стволы тополей.

Безвестный мужик с желтыми глазами скулил в углу барака про одно и то же свое горе, только не говорил отчего оно, а старался побольше всем угождать. Его тоскливому уму представлялась деревня во ржи, и над нею носился ветер и тихо крутил деревянную мельницу, размалывающую насущный, мирный хлеб. Он жил так в недавнее время, чувствуя сытость в желудке и семейное счастье в душе; и сколько годов он ни смотрел из деревни вдаль и в будущее, он видел в конце равнины лишь слияние неба с землею, а над собою имел достаточный свет солнца и звезд.

За огромным письменным столом с массивной чернильницей сидел пустой костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге. Костюм был при галстуке , из кармашка костюма торчало самопишущее перо, но под воротником не было ни шеи, ни головы, равно как из манжет не выглядывали кисти рук. Костюм был погружен в работу и совершенно не замечал той кутерьмы, что царила кругом. Услыхав, что кто-то вошел, костюм откинулся в кресле, и над воротником прозвучал хорошо знакомый бухгалтеру голос.

Выводы: Построение текста, его оформление индивидуально, поэтому даже в небольших отрывках (ССЦ) можно увидеть авторскую манеру писателя. Это расширяет наше познание литературы, ее многообразия.

Х. Обобщение изученного.

1. Беседа:

- Какова ценность данного урока для вас?

- Что из сказанного на уроке вы можете взять себе в самостоятельную, взрослую, не школьную жизнь?

- Что из сделанного на уроке может расширить ваш читательский опыт?

2. Выразите свое отношение к теме урока, к тексту в форме сенкана (японское стихотворение без рифмы из 5 строк).

Схема построения сенкана:

1 строка – обозначьте тему одним словом (именем существительным);

2 строка – опишите тему двумя словами (прилагательными);

3 строка – назовите действие, связанное с темой, тремя словами (глаголами);

4 строка – выразите ваше отношение к теме предложением из четырех слов;

5 строка – синоним к первому слову, передающий суть темы.

/Составление сенканов, чтение полученных вариантов./

ХI. Итоги урока. Оценивание знаний и умений учащихся.

Домашнее задание:

Выпуск публикаций «Своеобразие стиля М. Булгакова, А. Платонова, М. Шолохова» (групповое задание).

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.

Приклад завдання з олімпіади Українська мова. Спробуйте!
До ЗНО з ІСПАНСЬКОЇ МОВИ залишилося:
0
4
міс.
0
2
дн.
2
3
год.
Готуйся до ЗНО разом із «Всеосвітою»!