Сьогодні о 18:00
Вебінар:
«
Методичні ігри для урізноманітнення уроків природничого циклу
»
Взяти участь Всі події

Путешествие в страну Филологию

Російська мова

Для кого: 5 Клас

27.12.2018

960

1

0

Опис документу:
Турнір знаавців російської мови для учнів 5-6-их класів проводиться з метою розширити знання учнів з російської мови, розвивати пізнавальний інтерес учнів, прищеплювати зацікавленість до мови, формувати і розвивти вміння вірно формулювати відповіді, швидко знаходити рішення
Перегляд
матеріалу
Отримати код

Коробова Наталья Иосифовна, учитель-методист Криворожской общеобразовательной школы № 59

Путешествие в страну Филологию
(турнир знатоков русского языка для учащихся 5-6-ых классов)
Цели:
обучающие: расширить знания учащихся в области русского языка; развивать познавательный интерес учащихся; прививать любовь к предмету, поддерживать интерес к научным открытиям; формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
развивающие: развитие творческих способностей, логического мышления учащихся;
воспитательные: воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу.
Эпиграф: Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценнее самой вещи
Н.В.Гоголь
Формируются две команды по 6-8 человек. В качестве домашнего задания готовится название, эмблема и девиз каждой команды, представление
І. Конкурс-разминка «Знаешь ли ты?»
1. Угадать слово по шутливой характеристике
1) Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают; чрезмерно доверчивые и любопытные. Это… (уши)
2) Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, на него бросают деньги и слова. Это…(ветер).
4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваюсь не в своё дело; им клюют; его задирают; его натягивают, стремясь кого-то одурачить. Что это? (Нос).
5) Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться. Что это? (Язык)
6) Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово).
2. Объясните значение наличия «металла» в людях
Стальная воля Свинцовые слёзы
Железные мускулы Серебряный голос
Золотое сердце Медный лоб
ІІ. Конкурс «В стране Грамматики»
1. Исправьте ошибки:
Пальцев у него двадцать пять; на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей и свиней.
Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.
Когда я вчера шёл с грохотом и шумом, промчался поезд.
2. К какой группе омонимов относятся слова: старожил-сторожил?
а) омофоны;
б) омографы;
в) омоформы;
г) омонимы
3. Какое слово является синонимом к устаревшему слову баян?
а) гармонь;
б) воин;
в) сказитель;
г) родственник
4. Слова эффективный и эффектный – это…
а) омонимы;
б) синонимы;
в) антонимы;
г) паронимы
ІІІ. Игра со зрителями «Весёлая грамматика»
1. Назвать существительные во множественном числе:
Кот (коты), плот (плоты), грот (гроты), дуга (дуги), рука (руки), мука -…
Назвать глаголы в 1-ом лице единственного числа:
Читать (читаю), брость (бросаю), кромсать (кромсаю), кусать (кусаю), писать (пишу).
Назвать существительные женского рода:
Повар (повариха), портной (портниха), купец (купчиха), храбрец…
Назвать существительные мужского рода:
Жница (жнец), жрица (жрец), чтица (чтец), львица (лев).
2. Шутки
- Что стоит посредине земли? (м).
- Что в человеке есть одно, у вороны –двое, в лисе не встретится оно, а в огороде – трое? (о).
3. Переставьте в словах буквы так, чтобы получились названия рек и городов.
Слива (Висла); дно (Дон); игра (Рига); веки (Киев); мир (Рим); остров (Ростов)
ІV. Конкурс грамотеев
1
. Словообразование. Вызываются представители от каждой команды (по 1-ому человеку)
Участники должны назвать известные им слова с корнями
–вод- и –нос-
(значение корней пределяют сами). Выигрывает тот, кто назовёт больше таких слов и быстрее.
2. «Внимание – мягкий знак»
Вызываются 6 соревнующихся ( по три человека от каждой команды). Участники конкурса встают друг против друга. Бросая мяч представителю другой команды, каждый называет слово,
в конце которого после шипящих не пишется мягкий знак. Задерживать мяч можно не более 3 секунд. Проигрывает команда, которая быстрее потеряет 3 балла.

V. Конкурс капитанов
За минуту нужно ответить на наибольшее количество вопросов. Если учащиеся не знают ответа, то говорят: «Дальше». За каждый верный ответ – 1 балл.
1. Сколько всего частей в русском языке?.. (10)
2. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи… (фонетика)
3. Часть слова, графически обозначаемая квадратом или прямоугольником.. (окончание)
4. Раздел науки о языке, изучающий правила произношения… (орфоэпия).
5. Все звуки речи делятся на… (гласные и согласные).
6. Речь одного человека – это… (монолог).
7. То, что слово обозначает, является его … (лексическим значением)
8. Наименьшая единица языка… (звук речи).
9. Разговор двух или нескольких лиц… (диалог).
10. Речь существует в двух формах… (устной и письменной).
11. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов… (корень слова).
12. Основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чём-либо, или вопрос, или побуждение… (предложение).
13 Главные члены предложения. Скажите по-другому… (грамматическая основа).
14. Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа… (подлежащее).
15. Описание, повествование, рассуждение – это… (типы речи).
16. Повествовательные, вопросительные, побудительные – это виды предложений… (по цели высказывания).
17. Слова, имеющие несколько (более одного) лексических значений, называются… (многозначными).
18. То, что слово обозначает, является его… (лексическим значением).
19. Слова, имеющие близкие или одинаковые лексические значения, называются… (синонимами).
20. Лексическое значение слова можно узнать в словаре
… (толковом).
21. Часть изменяемого слова без окончания – это… (основа).
22. Слова с противоположным значением называются… (
антонимами).
23. Замена одного звука другим одной и той же части слова называется…
(чередованием).
24. Сколько букв в русском алфавите?
(33).
25. Сколько гласних звуков в русском языке?
(6).
VI. Конкурс художников
Рисуем портрет Русского языка


VII. Конкурс болельщиков
( во время конкурса художников)
1. Отгадай загадки
1) Четыре брата бегут, друг друга не догонят… (Колёса) .
2) Какой год продолжается всего один день? (Новый)
3) С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели, не упоминая ни числа, ни названий дней… ( позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
4) У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестёр? (Одна)
5) Одна льёт, второй пьёт, третий зеленеет да растёт… (дождь, земля, рожь).
6) Может ли дождь идти три дня подряд? (Нет, три ночи)
7) Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей… (Месяцы, недели в году, дни).
8) Земля белая, а птицы на ней чёрные… (Бумага и буквы)
9) Чёрные, кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят… (Буквы)
10) Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я-мы)
11) Что принадлежит только тебе, а используется чаще другими? (Имя)
12) Точка с хвостиком… (Запятая)
13) Ложь с намёком… (Сказка)
14) Как можно склонять голову, не опуская её вниз? (Изменять слово голова по падежам)
15) Кто говорит на всех языках (Эхо).
2. Закончите пословицу
1) Лучше синица в руке… (…чем журавль в небе)
2) Маленькое дело лучше … (…большого безделья)
3) Семь раз отмерь… (…один – отрежь)
4) Как аукнется… (…так и откликнется)
5) Поспешишь … (…- людей насмешишь)
6) Без труда…(… не выловишь рыбку из пруда)
8) Верный друг …(…лучше новых двух)


Подведение итогов игры

Учитель. Закончить путешествие в Страну Филологию закончим словами Николая Васильевича Гоголя : «Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и подарок, всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценнее самой вещи»
Чтец
Если ты хочешь судьбу перестроить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре -
Выучи русский язык!
Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник -
Если штурмуешь познания кручи -
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник.
Блещут зеркальностью русского слова-
Выучи русский язык.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу.