Урок - исследование по теме "Назывные предложения", 8 класс

Опис документу:
Урок- исследование по теме "Назывные предложения" в 8 классе. Цель урока- дать понятие о назывных предложениях, определить сферу употребления назывных предложений, научить использовать такие предложения в речи.
Перегляд
матеріалу
Отримати код

Урок – исследование по теме « Назывные предложения» , 8 класс

Цель:

  • дать понятие о назывных предложениях,

  • определить сферу употребления назывных предложений,

  • выработать умение использовать назывные предложения.

Ход урока.

1. Блиц-опрос «Повторим правила». Продолжите предложения.

  • Двусоставное предложение – это…

  • Односоставное предложение – это…

  • Распространенное предложение –это…

  • Нераспространенное предложение – это…

2.Изучение новой темы. Материал для наблюдения:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

  • Определите главные члены предложения.

  • Чем выражены главные члены предложения? ( имя сущ. И. падеж)

  • Как называются такие предложения?

Делаем вывод: Назывные предложения - это односоставные предложения с главным членом подлежащим.

3. Анализируем предложения.

  • Зима. Морозное утро. ( распространенное и нераспространенное предложения).

Запомнить : назывные (номинативные) предложения бывают распространенные и нераспространенные).

4. Запись в тетрадях. «Назывные предложения называют предмет, событие, явление, которые существуют в настоящем времени.

Приобретают указательное значение с частицами вот, вон.

Интонацией утверждается наличие предмета».

5. Лингвистический эксперимент.

  • Начался дождь. ( двусоставное)

  • Дождит. ( безличное)

  • Дождь. ( назывное)

Запишите предложения, сравните их. Составьте предложения со словами холод, снег, рассвет.

6.Сфера употребления назывных предложений:

  • Употребляются преимущественно в художественной речи.

  • Лаконичное изображение картин природы (пейзаж).

  • Лаконичное описание внешности человека (портрет).

  • Для описания обстановки (интерьер).

7. «Тренируем себя»

  • Вечер. Вот моя улица, вот мой дом. Раздается детский смех.

  • Зимний вечер. Вот улица. Одинокие прохожие. Искрится снег.

8. Творческая работа. Мини-сочинение «Утро в деревне», «Вечер в деревне».

(используем назывные предложения).

« Утро. Рассвет. Густой туман. Тишина вокруг. Первые лучи солнца. Подворье. Суета пернатых. Крик петуха. Мычание коров. Стук топора. Лай собаки».

«Холодный зимний вечер. Конец декабря. Улица. Печной душистый дымок. Тусклый фонарь. Огни. Приближающийся автобус. Одинокие прохожие. Стук в ворота. Запоздалый гость. Тишина».

9. Работа в группах - «Исследование» . Задание. Определите назывные предложения.

  • Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (А.А. Ахматова)

  • Шепот, робкое дыханье, трели соловья,

Серебро и колыханье сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск января,

И лобзания и слезы,

И заря, заря! (А.А. Фет)

  • Вечер, поле,

Огоньки.

Дальняя дорога. (В. Маяковский)

  • Опять дожди, опять туманы.

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны, и низкий, серый свод. (С. Аксаков)

  • Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь журчит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит. (С.А. Есенин)

10. « Думаем, анализируем». Зима. Поздний вечер. Десять часов. Вот домик.

Задание. Чем выражено подлежащее в предложениях?

11. Творческая работа. Составление назывных предложений по картине

И. И. Левитана «Март».

( Зимний день. Белый снежок. Стройные деревья. Голубое небо. Лошадь. Узкая лесная тропинка. Хорошее настроение.)

12. Мини – тест. Дайте характеристику предложениям.

  • Уже смеркалось. Вот парадный подъезд.

  • Купил пальто к зиме. Светает.

  • Люблю дымок спаленной жнивы.

  • Ласковый прибой. Жара.

  • Притихший лес. Белеет парус одинокий.

  • Ясный день. Первый звонок.

  • Нарядная елочка. Запах мандаринов. Разноцветные гирлянды.

  • Праздничный салют. Снежок.

13. «Проверь себя». Составление кластера.

  • Что такое назывное предложение?

  • Какое время выражает назывное предложение?

  • В каких случаях назывные предложения приобретают указательное значение?

  • С какой целью используются назывные предложения?

14. Итог урока. Рефлексия.

  • Мне понравилось на уроке…

  • Я научился…

  • Было интересно…

( У каждого на столе красные и синие цветы. Если вам урок понравился, поставьте в вазу красный цветок, если урок не понравился – синий).

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу.