Методическое пособие "Сундучок словарных слов"

Опис документу:
Перед тобой «Сундучок словарных слов» – необыкновенный словарик, учебное пособие для учеников младшего школьного возраста. Книга поможет тебе избежать искажений в произношении, написании, в понимании значения трудных слов в русском языке, а твоему учителю организовать работу так, чтобы она была ещё интереснее, доступнее для тебя. Слова в словарике расположены по темам.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Часовоярская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №15

Учебное пособие

Словарик для учеников младшего школьного возраста

2014 год

Язык и стар, и вечно нов –

И это так прекрасно!

В огромном море - море слов –

Купайся ежечасно!

Дорогой друг!

Перед тобой «Сундучок словарных слов» – необыкновенный словарик, учебное пособие для учеников младшего школьного возраста. Книга поможет тебе избежать искажений в произношении, написании, в понимании значения трудных слов в русском языке, а твоему учителю организовать работу так, чтобы она была ещё интереснее, доступнее для тебя. Открой её и внимательно рассмотри каждую страницу. Слова в словарике расположены по темам. «Сундучок словарных слов» научит тебя правильно произносить, писать слово, раскроет его происхождение, лексическое значение, даст перевод на украинский язык. В пособии ты найдёшь пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, скороговорки, в которых встречается данное словарное слово. К каждому слову предлагаются интересные разнообразные задания, которые научат тебя размышлять, помогут тебе развить внимание, память, умение сравнивать, обобщать, видеть красоту и необычность слова, а главное – грамотно употреблять словарные слова в устной и письменной речи. Если хочешь иметь высокие баллы по русскому языку, поработай с каждым заданием.

Слова в словаре напечатаны большими буквами и выделены синим цветом, красным цветом выделена и орфограмма.

Например:

ТЕТРАДЬ – так это слово пишется, следовательно, данным словарём можно пользоваться как орфографическим.

[т’и т р а т’] – так это слово произносится, значит, им можно пользоваться как орфоэпическим.

Зошит – так это слово употребляется в украинском языке, значит, словарём можно пользоваться для перевода.

2

«Скрепленные листы чистой бумаги для написания или рисования» - это объяснение значения слова, значит, можно пользоваться словарём как толковым.

«Из четырёх частей состоящий, или вчетверо сложенный лист» (из греческого tetradion) - это объяснение происхождения слова, значит, можно пользоваться словарём как этимологическим.

Пособие предназначено для учеников начальных классов, поэтому в нём, как правило, даются только основные значения слова и наиболее доступные объяснения его происхождения.

В некоторых случаях к слову подобраны синонимы.

«Сундучок словарных слов» научит тебя пользоваться справочной литературой, словарями разных типов, поможет овладеть навыками, необходимыми для работы с любым словарём.

Условные обозначения:

- лексическое значение слова

- происхождение слова

- народная мудрость (пословицы, поговорки)

- загадки

- задания

3

УКРАИНА[у к р а и н а] укр. Україна

Независимое государство Европы.

Украина, Родина, родная сторона, родная земля, Отчизна.

Слово Украина имеет несколько значений. Одно из них - край (от краять) - надел, территория, отделяющаяся от других.

* Заполни схему «соседей» Украины.

* Обведи каждую четвёртую букву. Запиши слово. Подчеркни орфограмму.

АРОУГСЖКВНМРЁОТАЮДЗИЩХЭНЕЬБА

* Что обозначает пословица? Всяк кулик своё болото хвалит.

РОССИЯ [р а с’и й’а] укр. Росія.

Независимое государство, расположенное на материке Евразия.

Имеет несколько значений. Одно из них – от славянского «рукс» или «рокс» со смыслом «белый», что могло сохраниться в географических названиях, как «рос» или «рус».

4

Россия святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

* Из данных слов составь и запиши предложение. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.

и Народы Укр..ины дружны Р..ссии.

*Запиши слова по алфавиту, исправляя ошибки. Подчеркни синонимы.

Рассия, Укроина, государство, край, Родина, Отчизна.

СТОЛИЦА [с т а л’ и ц а]

укр. столиця.

Главный город

страны, где находится

правительство и

правительственные

учреждения.

Образовано от праславянского «стул, трон»

* Расшифруй слово. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

о

т

С

ц

а

и

л

3 2 1 7 6 4 5

* Разгадай ребус

100 ___________________________

КИЕВ [к’и й и ф] укр. Київ.

Столица (главный город) Украины.

Назван в честь Кия - старшего из трёх братьевоснователей города. (по легенде).

Киеввсем городам мать.

* Обведи правильно написанное слово.

Киив Киеф Киев

* Что означает пословица? Язык до Киева доведёт.

Соедини стрелкой.

Спрашивая, всё узнаешь, найдешь. О болтливом человеке.

5

** Выполни арифметические действия и запиши предложение.

Кисель – сель + ел – л + в = … столик – к + царь – рь = … нашей Родной – ной + иний – ий + ы = … .

МОСКВА[м а с к в а] укр. Москва

Столица (главный город) России.

От названия Москвы-реки. Имеет несколько значений. Одно из них из прибалтийско-финских языков «моск» - «черный, темный», «ва» как «вода, река».

Москва слезам не верит, ей дело подавай.

В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери

* Выполни арифметические действия и запиши предложение.

Мост - т + квартира - ртира – стол + ива - ва + царь - рь Рома - ма + сом- ом + синь - нь + имя – мя =

* Запиши одним словарным словом.

Столица России - ___________________.

УЛИЦА [у л’ и ц а ] укр. вулиця.

Пространство между двумя параллельными рядами домов в населенном

пункте.

Образовано от праславянского ула «улица». Первоначально оно значило «дыра, отверстие», дальнейшее «вход, ворота, проход»; «проход между рядами домов».

*Объясни, что означает пословица. И на нашей улице будет праздник.

Расчистил бы каждый

Лишь перед своим домом,

И все улицы стали бы чистыми.(араб. посл.)

* Вставь пропущенные буквы.

На ул..це Мира, на ул..це Мира
Мой дом расположен, а в доме квартира.
Есть много на ул..це Мира квартир,
И в каждой особенный маленький мир.

6

ГОРИЗОНТ[гар’изонт] – укр. обрій.

Горизонт (от греч. «ограничивающий») – линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью.

Когда волна уйдет за горизонт,

И звезды в небе нарисуют полночь,

А Млечный путь раскроет старый зонт,

Чтоб ароматом летний сад наполнить.

Зачеркни неправильно написанные буквы. Запиши слово, которое получилось. Раздели слово на слоги.

ГLОNРИFЗОRНТ

РАБОТА [работа] – укр.праця

Работа – занятие, труд, деятельность.

Кто в работе впереди,

У того орден на груди.

• Составь и запиши предложение со словом работа.

•Подбери родственные слова к слову работа, обозначь корень.

РИСУНОК [р’исунак] - укр. малюнок

Изображение предметов на плоскости, выполненное карандашом, пером, акварелью, углём, гуашью.

Расшифруй слово. Запиши. Подчеркни орфограмму.

1

2

3

4

5

6

7

о

р

с

н

у

и

к

2635417

МОЛОКО [м а л а к о] - укр. молоко.

Белая питательная жидкость, выделяемая железами млекопитающих для вскармливания детёнышей; ценный пищевой продукт.

Праславянское: «влага, жидкость». 7

От рогатого берут да малым детям дают.

Белая водица всем нам пригодится.

Из водицы белой всё, что хочешь, делай:

Сливки, простоквашу, масло в нашу кашу,

Творожок на пирожок.

Ешь да пей, гостям налей и коту не пожалей. Что это?

* Выучи стихотворение. Запомни правописание слова.

Объявило молоко: «У меня три буквы О,

У меня три буквы О! И запомнить их легко.»

* Вставьте пропущенные буквы. Всем даёт здоровье м..л..ко к..р..вье.

* Разучи скороговорку с друзьями. Кто быстрее произнесёт?

Убежало, убежало, убежало молоко.

Я с трудом его поймала – быть хозяйкой нелегко

ДЕВОЧКА [д’э в а ч’к а] - укр. дівчинка.

Ребёнок женского пола.

В клетках птицы, а в теремах девицы.

У тебя память девичья.

* Подбери синонимы к слову девочка.

* Запиши одним словом: Надя, Ира, Люда, Нина, Вита - …

* Запиши игрушки, которыми любят играть девочки.

МАЛЬЧИК [м а л’ч’и к] - укр. хлопець.

Ребёнок или подросток мужского пола.

* Запиши слова, близкие по значению к слову мальчик.

* Запиши одним словом: Андрюша, Юра, Ваня, Коля, Вова - ...

8

УЧЕНИК [ у ч’и н’и к ] - укр. учень..

Ребёнок, достигший школьного возраста, обучающийся в школе. Школьник, школьница.

УЧИТЕЛЬ [ у ч’и т’и л’] – укр. учитель.

Человек, обучающий детей, преподающий какой-либо предмет в школе.

Педагог, преподаватель.

Ученику – удача, учителю – радость.

Почитай учителя, как родителя.

Кто шагает с сумкой книг утром в школу?(…)

Он учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать.(…)

* Вставь пропущенные буквы.

Я на уроке в первый раз, теперь я уч..ница.

Вошла уч..тельница в класс. Вставать или садиться?

*Найди ошибки, запиши слова правильно.

Учительнеца, учиник, учитиль, учиница, учитильница.

РЕБЯТА [р’и б’а т а ] – укр. діти.

Ед.ч. ребёнок.

Дети школьного возраста. Кроме того, молодые люди, парни.

Из древнерусского робенъкъ - «дитя»

Гроздья рябины на солнце горят,

Рябит от рябины в глазах у ребят. 9

Ребячество – несерьёзный, шаловливый поступок взрослого человека.

* Запиши одним словом.

Серёжа, Игорь, Дима, Саша – ... .

* На каждую букву слова ребята подбери и запиши словарные слова, которые ты уже знаешь.

* Подбери родственные слова к слову ребята.

* Вставь пропущенные буквы.

Все прилежные р..бятки содержат всегда в порядке свои книжки и т..традки.

* Объясни пословицу, вставь пропущенные буквы.

Азбука – наука, а р..бятам – бука.

ДНЕВНИК [д н’и в н’и к] – укр. щоденник.

Ученическая тетрадь для записи домашних заданий и отметок. Тетрадь для систематических записей о наиболее важных событиях в жизни человека или организации.

Ежедневник, записная книжка.

Мой дневник, как верный друг, для меня старался.

Я не выучил урок, дома он остался.

* Вставь пропущенную букву, допиши слово.

А какой ты уч..ник, пусть расскажет твой . . .

* Выполни арифметические действия.

ДЕНЬ – ЕЬ + Е + ВЕНИК – Е = ?

* Исправь ошибки.

Дижурный сделал записи в днивнике наблюдений.

КАРАНДАШ [к а р а н д а ш] – укр. олівець.

Тоненький стержень графита или сухой краски в оправе (как правило, деревянной), которым пишут, чертят, рисуют.

10

Образовано из тюрк. языков: «кара» - чёрный, «даш» - камень.

Взял я в руки карандашик:

Раз и два – стоит барашек.

А потом я взял резинку:

Три-четыре – стёр картинку.

Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж – что же это? (…)

* Допиши слово.

Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно…

* Вспомни словарные слова, вставь пропущенные буквы.

Я – малютка-к..р..ндашик, исписал я сто бумажек.

А когда я начинал, то с трудом влезал в п..нал.

В школе уч..ник растёт, к..р..ндаш – наоборот.

ПЕНАЛ [п’и н а л] – укр. пенал.

Коробочка, сумочка или папка для ручек, карандашей и других мелких учебных принадлежностей .

Произошло от латинского слова пенна (перо) и означало коробочка для хранения перьев.

Карандаш в пенале мается,

Но зато он не ломается.

* Вставь пропущенные буквы. Отгадай загадки.

В этой узенькой коробке ты найдёшь к..р..ндаши,

Линейки, ручки, скрепки, кнопки – что угодно для души. ( ? )

*Выполни арифметические действия.

ПЕНЬ – Ь + АЛЬБОМ – ЬБОМ

ПОРТФЕЛЬ [п а р т ф’э л’] – укр. портфель.

Сумка, в которой носят школьные принадлежности. ранец.

11

Образовано от франц. «порто» - носить + «фель» - листы бумаги.

От друзей не отставай.

В школу вовремя шагай,

И прежде чем захлопнуть дверь,

Загляни-ка в свой портфель.

Новый дом несу в руке. Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные, все ужасно важные. ( …)

*Вспомни словарные слова, вставь пропущенные буквы.

П..ртфель у меня не велик и не мал:

Лежат в нём учебник, дн..вник и п..нал.

ТЕТРАДЬ [т’и т р а т’] – укр. зошит.

Скрепленные листы чистой бумаги для написания или рисования.

Из греческого tetradion « из четырёх частей состоящий, или вчетверо сложенный лист».

У сосны и ёлки листики – иголки.

А на каких листочках растут слова и строчки? (…)

* Вставь пропущенные буквы.

Вчера и сегодня, мой друг дорогой, т..традку я красила в цвет голубой.

Я вам подарю голубую т..традь – печатными буквами сказки писать.

*Незнайка взял в школу к..р..ндаши, дн..вник, скрепки, т..тради, мамины очки, п..нал, папину газету. Как ты думаешь какие из этих вещей положил в п..ртфель Знайка?

12

ДО СВИДАНИЯ [ да св’идан’йа] укр. до побачення.

Приветствие при прощании. Возглас при расставании на

неопределённый срок; до встречи.

Если встретилась компания

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания,

Всем скажите … (до свидания).

• Подбери синонимы к слову «до свидания»

• Составь предложение с этим словом. Когда в речи употребляют слово «до свидания»?

ЗДРАВ СТВУЙ [ здраствуй’] – укр. добридень.

Приветствие при встрече. Образовано от слова «здоровье». Пожелание здоровья.

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче … ( здравствуй).

• Отгадай загадку.

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече …

• Когда так говорят?

Приехал - не здоровался, поехал - не простился.

• Почему так говорят?

Здоровье дороже богатства. Здоровья за деньги не купишь.

13

ПОЖАЛУЙСТА[ пажалуста] – укр. будь ласка.

1)Вежливая просьба (Пожалуйста, не шумите).

2)Вежливое обращение (Дайте мне, пожалуйста, воды)

3) Вежливое выражение согласия.

Слово это словно ключик,

Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик,

Звать его “ пожалуйста”.

Во дворе, в семье, в саду слово это трудится,

У того, кто с ним в ладу, все на свете сбудется.

• Какое слово лишнее?

Доброе утро, пожалуйста, до свидания, спасибо, золотой, здравствуй.

• Определи количество букв и звуков в слове пожалуйста. Почему букв больше чем звуков?

СПАСИБО[ спас’иба] – укр. дякую.

Слово благодарности. Произошло от сочетания двух слов «спаси бог».

Спасибо маме за заботу и папе за его работу,

Сестре и брату за компанию и бабушке за понимание.

• Составь диалог на тему «В школьной библиотеке».

• Дополни предложение.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого …

14

ГОЛУБОЙ [галубой’] – укр. блакитний.

Оттенок синего цвета. Светло-синий, ярко-небесного цвета. Голубое небо. Голубые глаза. Голубые магистрали (о больших реках).

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами еще голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо - на нас.

• Буквы заблудились. Составь из букв слова-синонимы к слову

«голубой».

БЕНЕНСЫЙ, РУНЫЛАЗЫЙ, ОЗРЮБИВЙЫ.

• Отгадай загадку.

На картине небо ясным нарисуем мы с тобой

И его закрасим краской, как обычно, ...

ЗЕЛЁНЫЙ[з’ил’оный’] – укр. зелений.

Цвета зелени, листвы, травы.

Слово зелёный образовано от древнего «зель» - «зелёный» с помощью суффикса. В древнерусском было существительное «зель» - молодая зеленая трава.

У нас растет зеленый лук и огурцы зеленые,

А за окном зеленый луг и домики белёные.

С зелёной крышей каждый дом, и в нем живёт весёлый гном

В зелёных брючках новых из листиков кленовых.

• Доскажи словечко.

1. Он зелёный у цветов, 2. На зелёненькой опушке

Встретить солнышко готов, Две зелёные подружки

Свеж, изящен, шелковист Громко квакали: "Ква-ква!

Изумрудный тонкий ... "Зелена вокруг трава!"

Эти громкие квакушки - 15

ЖЁЛТЫЙ [жолтый’] – укр. жовтий.

Слово жёлтый того же корня, что и золото, зелёный. Цвета солнца или зелени. Жёлтые

листья (осенние). Жёлтая лихорадка (заболевание тропических стран).

• Определи, какой частью речи является выделенное слово. Обозначь орфограммы.

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит.

Желтые груши на ветках висят.

Желтые листья с деревьев летят

Подбери к слову «жёлтый» как можно больше существительных.

КОРИЧНЕВЫЙ [кар’ич’н’ивый] – укр. коричневий, брунатний.

Первоначально это слово использовалось для названия цвета тканей. Образовано от слова «корица» и является уменьшительной формой слова кора.

Коричневый – это затемненный желто – красный. Он возникает из оранжевого, к которому подмешивают черный.

• Выполни звукобуквенный анализ слова. Раздели слово на слоги.

• Составь предложение со словом «коричневый». Определи главные члены предложения.

ЧЁРНЫЙ [ч’орный’] – укр. чорний.

Цвета сажи, угля.

Держать в чёрном теле (уст. выраж.) – плохо обращаться с кем-нибудь.

Почему везде темно? Почему черным-черно?

Почему при свете дня речку видим мы до дна.

А как вечер настаёт, ночка в гости к нам идёт.

• Определи, какой частью речи является слово «черный». Почему ты

так считаешь? 16

КАЛЕНДАРЬ – [к а л’и н д а р’] укр. календар.

Справочник, в котором перечислены в последовательном порядке все дни года.

Заимствовано из латинского, обозначает «вместилище», «совокупность». Бывают календари ручные, настольные, стенные - в один лист.

* Прочти пословицу. Какая буква потерялась?

Кто по кал..ндарю с…т, тот р..дко в…т.

* Прочти пословицу, запиши по памяти.

К л н а н м е л м е г е ш с е у е е я

А е д р ы т п о н у р е ь я – м н в р т.

МЕСЯЦ – [м’ э с’ и ц] – укр. місяць.

Имеет несколько значений: двенадцатая часть астрономического года, месяц, луна.

Древнее славянское слово «месяц, луна»

Месяц на ущербе - старый, ветхий месяц, последняя четверть, убыль. Под светлым месяцем, под белыми облаками, под чистыми звёздами – сказочное выражение.

У бабушки над избушкой висит хлеба краюшка.

Собаки лают, достать не могут.(…)

17

СЕНТЯБРЬ – [с' и н’ т’а б р’] укр. вересень.

Девятый месяц в году, в котором 30 дней. В старину называли вресень, хмурень, ревунь или зоревник. Церковное название – септемврий.

Заимствовано из греческого языка «седьмой» (по древнегреческому календарю).

Сентябрь холоден, да сыт.

Этот месяц самый прекрасный –

Появляется лист первый красный,

Воздух будто наполнен добром,

Этот месяц зовут (…)

*Поставь строчки в правильном порядке, чтобы получилось стихотворение.

Так и записано в календаре

Что же ещё бывает в году?

Это случится со мной в…(сентябре)

Осенью снова я в школу пойду!

* Поменяй слова местами, и ты узнаешь народную примету.

тёплую предвещает Гром в сентябре осень.

ОКТЯБРЬ - [а к т’а б р’] укр. жовтень.

Десятый месяц в году.

Заимствовано из греческого языка «восьмой» (по древнегреческому календарю).

В народе называют грязник, свадебник, позимник, хлебник, листопад, дровопилец, крутеверт, зазимье;

Всё мрачней лицо природы, почернели огороды,

Оголяются леса, молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

* Составь ассоциативный куст к названию месяца.

Как ты думаешь, почему в народе так его называли?

Придумай своё название этому месяцу.

* Спиши народную примету, подчеркни мягкие согласные:

Октябрьский гром – зима бесснежная. 18

* Прочти пословицу, вставив пропущенные слоги. Из пропущенных слогов составь и запиши новые слова.

Октябрь, ни ..леса, .. ..ло.. не любит.(ко-, ни, по-, -за)

НОЯБРЬ – [н а й а б р’] укр. листопад.

Одиннадцатый месяц в году, в котором 30 дней.

Старинные названия: листогной, полузимник или грудень. Заимствовано из греческого языка «девятый» (по древнегреческому календарю).

Ноябрь – поворот на зиму. Ноябрь – ледостав и кузнец.

Поле чёрно-белым стало, и ещё похолодало,

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц? Подскажи! (…)

* Выпиши в одну группу двусложные слова, а в другую – трёхсложные. Определи род, число и склонение имен существительных:

В ноябре зима с осенью борется.

ДЕКАБРЬ – [д ’и к а б р’] укр. грудень.

Двенадцатый, последний месяц в году. Студень, грудень, стужайло, снегояр, солнцеворот.

Заимствовано из греческого языка «десятый» (по древнегреческому календарю).

Декабрь снежный да холодный обещает обильную жатву.

Декабрём год кончается, зима начинается.

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц тот пройдёт – мы встречаем Новый год. (…)

* Запиши слова данной народной приметы в алфавитном порядке:

В декабре большой иней, бугры снега, промёрзшая земля – к урожаю.

ЯНВАРЬ – [й а н в а р’] укр. Січень.

Первый месяц года – перелом зимы.

Сечень, просинец, перезимье, Васильев месяц.

Пришло из греческого языка. Назван в честь

19

бога римлян Януса, который имел два лица, одно из которых смотрело в прошлое, а другое в будущее.

Зима без снега – лето без хлеба. Январь – году начало, зиме середина.

Январь – макушка зимы.

Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз,

Брызнешь воду – упадёт не вода уже, а лёд.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

Зачеркни каждую третью букву, и ты прочтёшь народную примету.

Кажкочв пмеравывй дценсь яынвдарйя – тюакчовз июшльн, втэоржойл депньр – авпгувстц, трчетнийц – севнтаябчрь.

Спиши предложение, подчеркни мягкие согласные.

Январь холодный – июль будет сухим и жарким, не жди грибов до осени.

ФЕВРАЛЬ – [ф’и в р а л’], укр. лютий.

Второй месяц календарного года. Сечень, лютый, снежень, бокогрей.

В греческом языке «февраль» - «очистительный».

Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.

Февраль и теплом приласкает, и морозом отпугнёт, то январём потянет, то мартом проглянет.

Снег мешками валит с неба,

с дом стоят сугробы снега –

По ночам мороз силён.

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это? (…)

Нарисуй рисунок к данной пословице.

В феврале зима с весной встречаются.

Спиши предложение, гласные буквы обведи кружочком.

Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый 20

Д Н И Н Е Д Е Л И

НЕДЕЛЯ [н΄и д΄э́ л΄а] укр.тиждень

Календарная единица измерения времени продолжительностью в семь суток с особым названием для каждого дня.

На Руси свободный праздничный день назывался «неделей» — днем, когда «не делают».

Неделя прошла, до нас не дошла.

Едет Емеля, ждать его неделю.

Есть семь братьев,

Годами равные, а именами разные.

ПОНЕДЕЛЬНИК [п а н΄и д΄э́ л΄н΄и к] укр. понеділок

Первый день недели.

Название этого дня образовалось в те времена, когда слово «неделя» означало «выходной». Буквально понедельник имеет значение «следующий за выходным (неделей)».

Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-

Работяга, не бездельник.

Он неделю открывает

Всех трудиться заставляет.

ВТОРНИК [ф т о́ р н΄и к] укр. вівторок

Второй день недели.

Образовано от слова «второй».

ВТОРНИК следует за братом

У него идей богато,

Он за все берётся смело,

И работа закипела.

СРЕДА [с р΄и д а́] укр. середа

Третий день недели.

Название этого дня недели было заимствовано из старославянского «середина».

Вот и средняя сестрица.

Не пристало ей лениться,

А зовут её СРЕДА,

Мастерица хоть куда.

ЧЕТВЕРГ[ч΄и т в΄э́ р х] укр. четвер

Четвертый день недели.

Образовано от слова «четвертый».

Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,

Он мечтательный чудак.

Повернул к концу недели 21

И тянулся еле-еле.

ПЯТНИЦА [п΄а́ т’ н΄и ц а] укр. п’ятниця

Пятый день недели.

Нзвание этого дня недели произошло от слова "пять".

ПЯТНИЦА - сестра сумела

Побыстрей закончить дело.

Если делаешь успехи,

Время есть и для потехи.

СУББОТА [с у б: о΄т а] укр. субота

Шестой день недели.

Произошло от древнееврейского слова «отдыхать».

Предпоследний брат СУББОТА

Не выходит на работу.

Шалопай и озорник ,

Он работать не привык.

У него другой талант -

Он поэт и музыкант,

Да не столяр и не плотник,

Путешественник, охотник.

ВОСКРЕСЕНИЕ [в а с к р΄и с΄э́ н΄й э] укр. неділя

Последний день недели, общий день отдыха.

Образовано от глагола «воскресать».

В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Очень любит угощение.

Это самый младший брат,

К Вам зайти он будет рад.

Семь их ровно, посмотри. Всех запомнил? Повтори.

Что хорошо для вторника, не всегда можно использовать в среду.

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки

Продлись наша маслена до воскресного дня.

После дождичка в четверг.

Неделя крепка средой.

Семь пятниц на неделе.

Нет легче дня против субботы.

В субботу – на работу, в воскресенье – на веселье.

Этот день стоит, по праву,

Первым после выходных.

Говорят: он самый трудный,

Ведь неделя впереди.

Понедельник уж промчался –

Солнце укатилось спать,

Бой часов пробил двенадцать,

Чтобы новый день начать. 22

Рыбный день в столовой нашей -

Щуку жарит тетя Маша.

Рабочая неделя закончила свой круг.

Суббота уж у двери – пора и отдохнуть.

Хорошо в кровати теплой поваляться,

Зная, что не нужно в школу собираться.

Кончается неделя –

Последний выходной.

И завтра на учебу

Все побегут гурьбой. 2

Этот день недели

На середку делит

Рабочую неделю.

  • Вставь недостающие буквы и прочитай слова.

Расшифруй слова

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

а

б

в

г

д

е

и

к

л

н

о

п

р

с

т

у

ч

ь

14 16 2 2 11 15 1 _____________________________

12 11 10 6 5 6 9 18 10 7 8 _____________________________

17 6 15 3 6 13 4 _____________________________

3 11 14 8 13 6 14 6 10 18 6 _____________________________

  • Найди слова

ь

п

а

т

о

б

б

а

д

е

р

е

е

с

е

р

к

у

е

р

г

с

т

н

в

в

о

с

с

в

т

е

ч

я

и

т

о

и

к

н

е

л

ь

к

п

ц

а

р

н

п

о

д

е

н

и

23

БЕРЁЗА [б' и р' о з а]- укр. береза.

Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

Русское слово «берёза» очень древнее.

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос.

Её увидишь по простой примете:

Нет дерева белей на свете! (?)

  • Запиши однокоренные слова.

БЕРЁЗА, ____________.

  • Допиши слова, обозначающие действия предмета.

С берёзы________________________.

На берёзу__________________________.

За берёзой__________________________.

На берёзе___________________________.

ДЕРЕВО ' э р' и в а] - укр. дерево

Деревья – многолетние растения с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону.

Первоначальное значение – « выдранное или ободранное"

Дерево дорого плодами, а человек – делами.

Весной веселит, летом холодит,

Осенью кормит, зимой греет. 24

  • Допиши слова, обозначающие признаки предмета.

Дерево (какое?)

  • Напиши названия деревьев, растущих в вашей местности.

ОРЕХ [а р' э х] – укр. горіх

Орех- плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твёрдой оболочке; дерево (кустарник), приносящее такие плоды.

Общеславянское слово.

На орехи досталось.

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке

Заглянешь в середину,

Увидишь сердцевину.

Из плодов он твёрже всех

Называется ... (?)

  • Запиши однокоренные слова. Выдели корень.

Орех,...

ЯГОДА [й а г а д а] – укр. ягода

Ягода - небольшой сочный плод кустарника.

Земляника-ягода,

Как же ты красна!

Земляника- ягода,

Как же ты вкусна!

Была зелёной, маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (?)

  • Напиши каллиграфически.

Земляника – самая вкусная ягода в лесу.

  • Допиши слова, обозначающие признаки предмета.

Ягода ( какая?)

  • Запиши родственные слова. Выдели корень.

Ягода,________________. 25

ЯБЛОКО [й а б л а к а] – укр. яблуко

Яблоко – плод яблони.

Круглое, румяное

я расту на ветке.

Любят меня взрослые

и маленькие детки. (?)

Яблочко от яблони недалеко падает.

  • Образуй от слова «яблоко» слово другой части речи.

  • Разбери это слово по составу.

  • Составь словосочетания.

Сок из яблок - _____________

Уксус из яблок - ____________

Варенье из яблок - __________

ПОМИДОР [п а м' и д о р] – укр. помідор

Огородное растение семейства паслёновых, а также его округлый плод, обычно красного цвета.

Из итальянского, где «помидор» - «яблоко из золота».

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В борщ кладут и так едят. (?)

ОВОЩИ [о в а ш ч и] – укр. овочі

Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу.

Из старославянского «растущие».

Всякому овощу своё время.

Не вырастишь овощей, не сваришь и щей.

  • Дополни предложение.

Перед едой надо мыть руки, фрукты и … .

  • Запиши словарные слова к теме «Овощи».

26

МЕДВЕДЬ [м’и д в’эд’] – укр. ведмідь.

Косолапый, космач, мишка, мишук, потапыч.

Большой хищный зверь с густой бурой, белой или чёрной шерстью. Живёт в дремучих лесах, высоких горах и на Севере.

Древнее славянское слово: «мёд» «едящий».

Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд, ну-ка, кто же назовёт? (…)

Не прав медведь, что корову съел.

Кто видал, что медведь летал: он пеший, как леший.

И медведь костоправ, да самоучка.

Когда так говорят? Соедини стрелками.

Медведь на ухо наступил быть угрюмым.

Смотреть медведем отсутствие музыкального слуха.

Медвежья услуга неумелая услуга, причиняющая неприятности.

ЗАЯЦ [з а й’ а ц] - укр. заєць.

Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов с длинными задними ногами и длинными ушами.

Древнее славянское слово: «прыгать».

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Не ходи в лес, коли зайца боишься.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.

Прыг – скок, прыг – скок, позади остался волк.

Сколько не гоняйся – не поймаешь …

* Отгадай загадку. Объясни значение выделенного выражения.

Длинные уши, короткий хвост.

Сердце – в пятки, бежит без оглядки. 27

* Когда так говорят? Соедини стрелками.

Убить двух зайцев о трусливом, робком человеке.

Заячья душа одновременно выполнить два дела.

ЛИСИЦА [л’ис’ица] – укр. лисиця.

Хищный зверь с ценным рыжим или серебристым мехом и длинным пушистым хвостом. Самка лиса.

Древнее славянское слово: «желтоватый»

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живёт, в деревне кур крадёт.

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост – краса. Кто же это? …

Докажи родственность слов. Разбери слова по составу.

Лис, лиска, лисочка, лисонька,лисица, лисичка

КОРОВА [к а р о в а] – укр. корова.

Бурёнка, кормилица, бодёнушка.

Крупное парнокопытное

домашнее молочное животное.

Праславянское : «рогатое животное».

Среди двора стоит копна.

Спереди вила, сзади – метла. (…)

Каков коровий корм, таково и молоко.

Бодливой корове Бог рог не даёт.

Нищему гордость, что корове седло.

Будто корова языком слизнула.

Собери загадку. Отгадай.

Голодная мычит, всем ребятам, сытая жуёт, молоко даёт.

МОЛОКО [м а л а к о] - укр. молоко.

Белая питательная жидкость, выделяемая железами млекопитающих для вскармливания детёнышей; ценный пищевой продукт.

Праславянское: «влага, жидкость». 28

От рогатого берут да малым детям дают.

Белая водица всем нам пригодится.

Из водицы белой всё, что хочешь, делай:

Сливки, простоквашу, масло в нашу кашу,

Творожок на пирожок.

Ешь да пей, гостям налей и коту не пожалей. Что это?

* Выучи стихотворение. Запомни правописание слова.

Объявило молоко: «У меня три буквы О,

У меня три буквы О! И запомнить их легко.»

* Вставьте пропущенные буквы. Всем даёт здоровье м..л..ко к..р..вье.

* Разучи скороговорку с друзьями. Кто быстрее произнесёт?

Убежало, убежало, убежало молоко.

Я с трудом его поймала – быть хозяйкой нелегко.

СОБАКА [c а б а к а] - укр. собака.

Домашнее животное семейства хищных, млекопитающее , которое в хозяйстве чаще всего выполняет роль сторожа.

Древнее славянское слово «пасти».

В дом чужого не пущу, без хозяина грущу.

На трусливого много собак.

У собаки думка в хвосте, у лошади в ушах.

Маленькая собачка до старости щенок.

Собака лает, ветер носит.

29

* Вставь пропущенные буквы. Объясни значение выражений.

С..баку на этом деле съел. С..бака на сене.

* Соедини стрелками.

Собака на сене приобрести большой опыт, основательные навыки в чём-

либо.

Собаку съесть не пользуется чем-либо сам и другим не даёт.

* Допиши предложение.

Жил-был маленький щенок. Он подрос однако,

И теперь он не щенок – взрослая …

* Подбери однокоренные слова к слову собака.

ПЕТУХ [ п’и т у х] – укр. півень.

Домашняя птица с красным гребнем на голове, пышным хвостом и шпорами на ногах. Петухом зовут задорного драчуна, забияку.

Древнее славянское слово «петь».

Ходит пешком с большим гребешком,

Которым не чешется, а только тешится.(…)

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.(…)

Драчливый петух жирен не бывает.

* Объясни значения выражений.

Важный, как петух. Задиристый, как петух.

Ходить петухом. Ишь, распетушился.

Пускать красного петуха.

* Вставь пропущенные буквы. Выучи скороговорку.

П..тушок прыг на порог :

- Подари, пекарь, пирог.

30

АВТОМОБИЛЬ [а ф т а м а б’ и л`] – укр. автомобіль.

самоходная машина для перевозки пассажиров и грузов.

Заимствовано из французского языка.

Загадка.

Это что за зверь такой

Пробежал по мостовой?

На ногахгрезина,

Питается бензином.

Он рычит, клубится пыль

Его зовут (?)

«Поиграем?»

  • Слова смешались, помоги найти их.

Машинаавтомобильавтоавтомашина

  • Что можно сказать о полученных словах? Введи изучаемое слово в предложение:

Папа вел ………… быстро, но очень аккуратно.

БИЛЕТ [б` и л` э т] - укр. квиток

документ, удостоверяющий право пользования чем-либо, посещения чего-либо.

Заимствовано из французкого языка. Билет буквально — «записка».

Объясни значение выделенного выражения. Подбери к именам существительным однокоренные слова при помощи суффиксов.

Ездить ЗАЙЦЕМ -Без билета!

ВАГОН а г о н] – укр. вагон

1.Железнодорожный вагон - крытая или открытая повозка на колесах для передвижения по рельсам; 2.Пассажирский вагон, предназначенный для размещения пассажиров.

Это слово заимствовано в первой половине XIX в. из французского языка.

31

Вставь слово в стихотворение С. Я. Маршака «Багаж».

Вещи везут на перрон.

Кидают в открытый …….

ВОКЗАЛ [в а к з а л] – укр. вокзал.

Комплекс зданий и сооружений, предназначенный для обслуживания пассажиров и обработки их багажа.

Заимствовано из английского языка.

Сам вагон открыл нам двери,

В город лестница ведет.

Мы своим глазам не верим:

Все стоит, она идет. (?)

ДОРОГА [д а р о г а] – укр. дорога.

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста на круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами.…

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с ее экипажем,

Мы просто и буднично скажем:

«До встречи! Счастливой дороги!».

Общеславянское слово «расчищенное место».

  • Подберите однокоренные слова к существительному дорога. (Дорога – дорожка, подорожник, дороженька, дорожный, придорожный, бездорожный, бездорожье …)

  • Объясните значение полученных слов исходя из значения главного слова.

  • Объясните значение словосочетания «скатертью дорога».

МЕТРО [м` и т р о] – укр. метро.

32

Вид городского пассажирского транспорта в виде рельсовой городской электрической железной дороги (обычно подземной).

Это слово заимствовано из французского языка и обозначает городской или столичный.

Под землею с давних пор

Понарыто много нор,

И по ним туда-сюда

Быстро ездят поезда. (?)

Подумай можно ли изменить это слово по падежам?

ПЕРРОН [п` и р: о н] – укр.перон.

площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда.

Заимствовано в XIX в. из французского языка, где обозначает «платформа, замощенная камнем».

Он на вокзале есть всегда.

К нему подходят поезда.

Двойное Р содержит он

И называется…..(?)

  • Посчитайте количество букв и звуков в слове перрон. Почему букв в нём больше, чем звуков? Есть ли ещё слова, в которых букв больше, чем звуков?

  • Определите, какой частью речи являются эти слова. Выделите орфограммы.

ПАССАЖИР [п а с: а ж и р] – укр. пасажир.

Человек, совершающий поездку в поезде, на пароходе и т. п.

Заимствовано в начале XVIII в. из немецкого языка, где оно буквально — «проезжий».

  • Образуйте из единственного числа этого слова множественное.

  • Образуйте другую часть речи. На какой вопрос она отвечает? Вспомните все, что о ней знаете.

САМОЛЕТ [с а м а л’ о т] – укр. літак.

Самолёт (устаревшее — аэроплан), летательный аппарат для полётов с помощью двигателей и крыльев.

Образовалось от двух слов «сам» «летает»

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется - под лучами

Отливает серебром. (?) 33

Как называется волшебный ковер, на котором герои сказок перелетают по воздуху в любое место? Что можно сказать об этих словах.

ТРАМВАЙ [т р а м в а й] – укр. трамвай.

Вид уличного рельсового общественного транспорта.

Заимствовано в конце XIX в. из французского языка

  • Образуйте множественное число от слова трамвай. Что можно сказать об употреблении слова трамвай?

  • Закройте глаза, представьте это слово, написанным в книге.

  • Назовите его по буквам.

  • Заставьте помигать "опасную" букву. Какая буква "мигает"?

  • Прочтите медленно, как будете писать.

  • Запишите это слово 5 раз, каждый раз проговаривайте вслух то, что пишете.

ТРОЛЛЕЙБУС [т р а л:’ э й б у c] –укр. тролейбус

Городской электрический транспорт.

Слово троллейбус состоит из двух частей, так как первые пассажирские троллейбусы воспринимались как гибрид трамвая и автобуса.

  • Допишите слова, обозначающие действие предмета.

Солнце 13

34

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Аннотация с. 2- 3

  2. Тематические разделы:

  • Окружающий мир 4 - 8

  • Школа 9 - 12

  • Вежливые слова 13 - 14

  • Цвета 15 - 16

  • Календарь 17 - 20

  • Дни недели 21 - 23

  • Растения 24 - 26

  • Животные 27 - 30

  • Транспорт 31 - 34

  1. Содержание 35

  2. Литература 36

35

ЛИТЕРАТУРА

Балышева Грамматика рус. языка д/мл. школьников М.: Литера, 2005

Голь Н. М. Занимательный этимологический словарь М.: Сова, 2007

Ераткина В.В. Приемы обучения непроверяемым написаниям // НШ.- 1992. - N7-8.- С.13-17.

Ераткина В.В. Работа над непроверяемыми написаниями // НШ. - 1994.- N1.- С.23-27.

Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями // НШ. - 1993. - N11. - С.53-56.

Кудымина Н.В. Дидактические игры и занимательные задания для 1 класса. – К.: Радшкола, 1989.

Лухтай Л.К., Виноградова О.Н. Дидактические материалы по развитию речи в начальных классах. – К.: Радшкола, 1990.

Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1986

Семенов А.В. ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА от А до Я М.: ЮНВЕС, 2003

Увлекательная грамматика/ Сост. Бурлака Е.Г.. – Донецк: ООО ПКП «БАО», 2002.

Шанский. Н. М.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398.

http://slovardalja.net/

http://www.slovopedia.com/22/192-0.html

http://www.slovarion.ru/25/221/1652598.html

http://www.solnet.ee/parents/log_57.html

36

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Основи комунікативної компетентності молодшого школяра. Практичні матеріали»
Мельничук Вікторія Олексіївна
30 годин
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.