і отримати безкоштовне
свідоцтво про публікацію
До визначення переможців залишилось:
3
Дня
3
Години
16
Хвилин
30
Секунд
Поспішайте взяти участь в акції «Методичний тиждень».
Головний приз 500грн + безкоштовний вебінар.
Взяти участь
  • Всеосвіта
  • Бібліотека
  • Урок "Сложноподчиненные предложения. Систематизация и обобщение знаний по теме"

Урок "Сложноподчиненные предложения. Систематизация и обобщение знаний по теме"

Курс:«Активізація творчого потенціалу вчителів шляхом використання ігрових форм організації учнів на уроці»
Черниш Олена Степанівна
36 годин
1800 грн
540 грн
Свідоцтво про публікацію матеріала №OL342860
За публікацію цієї методичної розробки Гороховець Наталія Андріївна отримав(ла) свідоцтво №OL342860
Завантажте Ваші авторські методичні розробки на сайт та миттєво отримайте персональне свідоцтво про публікацію від ЗМІ «Всеосвіта»
Оберіть документ з архіву для перегляду:
Перегляд
матеріалу
Отримати код

Тема: Сложноподчиненное предложение. Обобщение и систематизация знаний по теме.

Цель урока:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о значении и структуре СПП, о средствах связи придаточного с главным, различных случаях постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на примере заданий разных типов;

- способствовать развитию пунктуационного чутья, формированию умения анализировать структуру сложноподчиненных предложений, сопоставлять их с синонимичными синтаксическими констукциями, использовать в речи, формулировать мысли, развивать навыки лингвистического анализа текста, культуру речи;

- воспитывать интерес к языку, умение работать в паре и в коллективе, совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности.

Вид урока: комбинированный урок с использованием ИКТ

Тип урока: обобщение и систематизация изученного; применение, контроль знаний.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, раздаточный материал:   карточки для самостоятельной работы, схема СПП, лист для самоконтроля, презентация в программе «Power Point», тест в learningapps

Минимальное техническое оснащение класса:

Компьютеры (1 ученик – 1 компьютер в УКК)

проектор

мультимедийный экран

Структура урока:

Этап

Цель и содержание

Время

1

Организационный

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

1 мин.

2

Сообщение темы, постановка целей урока и мотивации.

Сообщение темы,  постановка целей. Прием «Мозговая атака. План урока.

2 мин.

3

Проверка домашнего задания

Проверка выполнения домашнего задания Упражнение 238 (А)(Самопроверка по образцу на мультимедийном проекторе.

Коррекция знаний (вариативность постановки запятой в придаточном причины с союзом потому что)

2мин.

4

Обобщающее  повторение теории.

Повторение понятий и научных определений  по теме «СПП».

1. Выборочный цифровой диктант. Самопроверка. Ключи на мультимедийном проекторе.

2. Работа с учебником: задание на соответствие (у) Коррекция знаний.

3-5 мин.

5

Этап закрепления практических навыков.

1.Индивидуальная рабата у доски.

Полный синтаксический разбор предложения.

2.Параллельно. Фронтальная работа.

Упражнения на соответствие схемы и СПП, определение его вида.

Неполный синтаксический разбор СПП.

Коррекция.

3. Исследовательская работа в группах.

Лингвистический анализ предложений.

Гр. 1. Сравнительный анализ союза и союзного слова.

Гр. 2.Сравнительный анализ простого осложненного предложения и СПП, знаков препинания в них (синонимия).

Коррекция.

5. Фронтальная работа. Минутка на пунктуационную шутку. Исправление ошибки, которая вызывает улыбку

15мин.

6

Работа с текстом

Работа в гуппах.

Повторение орфографии. Графическое выделение границ частей СПП, расстановка запятых, определение видов СПП. Самопроверка. Анализ СПП. Коррекция.

Беседа по работе с текстом.

5-8мин.

7

Развитие речи

Работа в парах.

1.Поиск и объяснение речевых ошибок, связанных с употреблением союзов; замена второстепенных членов   синтаксическими синонимами-придаточными частями, придаточных определительных - причастными и деепричастными оборотами.

Коррекция.

2. Редактирование предложений с речевыми недочетами: упражнение 227(у)

3.

2мин.

8

Контроль за усвоением знаний

Индивидуальное тестирование на компьютере. https://learningapps.org/display?v=py6vkpdj518

5 мин

9

Подведение итогов урока и рефлексия

Формулирование выводов по теме. Выяснить, какие задания оказались наиболее трудными для учащихся. Самооценивание.

3мин.

10

Постановка домашнего задания

Инструктаж выполнения  домашнего задания

1 мин.

11

Оценивание

1мин.

Ход урока

І. Оргмомент.

ІІ. Постановка темы и цели урока:

Тема: Обобщение и систематизация знаний о сложноподчиненном предложении.

Целеполагание.

  1. Слово учителя: на предыдущих уроках мы познакомились со сложноподчиненными предложениями, их особенностями, видами. На следующем уроке пишем контрольную работу. Каковы задачи этого урока?

  1. «Мозговая атака». Формирование цели и задач урока учениками.

ІІІ. Проверка домашнего задания

Упражнение 238 (А) .(Самопроверка. Слайды № 4,5)

  1. Цифры, на месте которых не нужны запятые: 7(6), 12, 13

3. Неравнодушен я к ней только, потому что она ко мне не равнодушна.

Неравнодушен я к ней только потому, что она ко мне не равнодушна.

(7(6). Союз потому что. Как вариант 6 возможно разделение потому, что)

12,13 союз и соединяет 2 однородных придаточных

5. За чаем мама сказала, что ночью был мороз и что в сенях замерзла в кадке вода.

  1. Предложения с несколькими придаточными: 1,2,4,5.

Схемы:

    1. [ = ], (с. как), (с. как). С однородным подчинением, придаточные изъяснительные

    2. [ ], (с.что, (с. если..), то ) С последовательным подчинением, придаточными изъяснительным и условия

4. [ у. слово тех ], (с.с.которым ), (с. если ), (то ). С последовательным подчинением, придаточными определительными, изъяснительными и условия

5. [ = ], (с. что) и (с. что). С однородным подчинением, придаточные изъяснительные

ІV. Обобщающее повторение теории.

  1. Цифровой диктант.

Записываем в 3 столбика № утверждений (1-9). Во время диктанта каждое правильное утверждение отмечаем заком +, ошибочное знаком -

1. Придаточное предложение – это часть сложноподчиненного предложения, которая зависит от главного.

2. В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.

3. Придаточная часть в СПП может стоять только после главной.

4. Подчинительные союзы не отвечают на вопрос и не являются членами придаточного предложения.

5. Союзные слова не отвечают на вопрос и не являются членами придаточного предложения.

6. В сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными может быть только один вид подчинения.

7. В придаточных следствия союз так что может разделяться.

8. При однородном подчинении придаточные части, связанные союзом и, могут иметь общий подчинительный союз.

9. В СПП с несколькими придаточными может быть только один вид подчинения.

Ключи: 3, 5, 6, 7.

  1. Работа с учебником (устно).

Упражнение 233. Задание: установите соответствие между названием вида подчинительной связи и схемой.

V. Закрепление практических навыков.

На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно

1. А) Индивидуальная рабата у доски. Синтаксический разбор предложения.

Задание: расставьте знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения.

Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.)

1. Б. Соедините номера предложений и соответствующие им схемы. Ответы запишите в тетрадь. Найдите четвертое лишнее, составьте его схему, определите вид.

а) [ ], ( ).

б) ( ) , [ ].

в) [ ,( ), ].

  1. Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.

  2. Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.

  3. Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.

  4. Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.

Проверка. Ключ: 1в, 2б, 4а

1. В. Анализ предложения №3. Составьте его схему и укажите верную характеристику предложения:

1. Простое осложненное обособленным обстоятельством и обособленным определением предложение;

2. Сложноподчиненное предложение с придаточными уступки и цели;

3. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, неоднородным подчинением, условия, определительное.

Проверка индивидуальной работы у доски.

2.Работа в группах Лингвистический анализ предложения.

Гр.1. Задание: докажите, что  в одном из  СПП  придаточное присоединяется союзом, а  в другом – союзным словом. 

1. Осина, что росла возле самого дома, осыпала листьями землю. .(Союзное слово)

2. Такая вокруг тишина и покой, что слышно сердца перестуки. (Союз)

Гр.2. Задание: прочитайте предложения, найдите ГО, определите вид предложений, сравните их, выводы запишите

  1. Знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днём.

  2. Знания - родник, который никогда не исчерпаешь.

  1. Фронтально. Минутка на пунктуационную шутку.

Исправьте ошибку, которая вызывает улыбку

Осьминоги прекрасно обучаются, у них хорошая память, они узнают людей, которые их кормят и могут стать ручными.

Работа со словом: осьминог на украинском языке? Как перевести?

(восьминіг)

VІ. Работа с текстом в группах.

  1. Вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания

  2. Найти СПП, начертить схему, определить вид

  3. Определить тему, тип текста, стиль

Счастье з…воёвывае(тся, ться) а не получае(тся, ться) в готовом виде. И самая важная часть задачи состоит име (н,нн)о в том что(бы) с…ставить себе понятие о счастье и что (бы) от…скать свою дорогу. Когда жизне(н,нн)ая борьба уже пр…вратилась в сознательное стремление к определё(н,нн)ой цели человек уже считает себя счастливым.

Самопроверка со слайда (орфография, пунктуация) Коррекция.

Проверка работы со СПП (устно)

2. СПП с несколькими придаточными изъяснительными, однородное подчинение

3. СПП с придаточным условия

Беседа:

- Какова тема текста?

- Что значит быть счастливым?

- Тип текста?

- Стиль?

VІІ. СПП в речи

1. Прочитайте. Почему так нельзя говорить?

Я живу в доме, который выходит окнами на дорогу, по которой едут машины, которые стоят на светофоре, который стоит на перекрёстке, по которому очень активное движение, которое не прекращается даже по ночам, которые осенью становятся всё дольше.

Вывод: СПП используються для выражения сложной мысли. Чтобы сложную мысль выразить четко и ясно, нужно правильно строить СПП.

2. Редактирование

3. Синтаксическая головоломка. Соберите пословицы и поговорки. Определите место  и вид придаточных.

1. (Если народ един), [он непобедим].
2. (Кто землю лелеет), [того и земля жалеет].
3. (Где много слов), [там мало дела].
4. [Худо тому], (кто добра не делает никому).
5. [Плох тот солдат], (который не мечтает стать генералом).
6. (Где хотение), [там и умение].

VІІІ. Контроль знаний.

Индивидуальное тестирование в https://learningapps.org/display?v=py6vkpdj518

на компьютере. Выполняете тест, результат просматриваем с учителем.

ІX .Подведение итогов урока и рефлексия

  1. Интерактивный приём «Микрофон»

  • Чем полезен был для вас этот урок?

  • Какие задания  показались наиболее трудными?

  • Насколько хорошо вами усвоен материал? 

Самооценивание с использованием индивидуальной контрольной карты. Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Для этого вернитесь к задачам урока и прочитайте, какие цели стояли перед вами, просмотрите результаты самооценивания этапов урока.

Знания и умения

Знаю, умею

Немного ошибаюсь

Испытываю трудности

1.

Теория

2.

Построение схем, определение вида, средств связи

3.

Знаки препинания в СПП

4

Конструирование, реконструирование СПП

5.

Контрольный тест

Довольны ли вы своей работой на уроке?

  1. Закончите предложение

Хотя я устал(а), но к концу урока я доволен (льна) тем, что….

  1. Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы еще раз убедились в том, что сложная, глубокая мысль требует сложных конструкций. По этому поводу А.С. Пушкин говорил: «Учусь удерживать вниманье долгих дум». Я желаю вам научиться красиво выражать свои мысли, используя разные виды СПП.

X. Домашнее задание §§15-34 повторить, подготовиться к контрольной по языковой теме, для повторения теории: упр.245(у), практически: упр. 246 (п): выписать 3 СПП, расставить знаки препинания, сделать полный синтаксический разбор одного из них на выбор

XІ. Оценивание

Использованная литература:

  1. Баландина Н.Ф. Русский язык (9год обучения) для ООУЗ с обучением на украинском языке: учеб. для 9кл. – Харьков: «Ранок», 2017. – 256с.

  2. Пашковская Н.А. и др.Русский язык . 9кл. – К «Освіта», 2009.-240с.

  3. Тюрина Т.Г.Гетманец А.О. Русский язык. 9кл. Планы-конспекты уроков.-

Харьков: «Ранок», 2009. – 272с.

  1. Шаблон презентации published by www.Kingsoftstore.com

Перегляд
матеріалу
Отримати код

Задание: расставьте знаки препинания, составьте схему, сделайте синтаксический разбор предложения.

Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то живое говорящее чудесное. (М. Горький.)

________________________________________________________________________

ГР. 1 Лингвистическое исследование

Докажите, что  в одном из  СПП  придаточное присоединяется союзом, а  в другом – союзным словом. 

1. Осина, что росла возле самого дома, осыпала листьями землю. _________________________

2. Такая вокруг тишина и покой, что слышно сердца перестуки. ___________

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ГР. 2 Лингвистическое исследование

Прочитайте предложения, найдите ГО, определите вид предложений, сравните их, выводы запишите

  1. Знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днём.

  2. Знания - родник, который никогда не исчерпаешь.

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа с текстом.

Вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. Найти СПП, определить вид, схему начертить

Счастье з…воёвывае(тся, ться) а не получае(тся, ться) в готовом виде. И самая важная часть задачи состоит име (н,нн)о в том что(бы) с…ставить себе понятие о счастье и что (бы) от…скать свою дорогу. Когда жизне(н,нн)ая борьба уже пр…вратилась в сознательное стремление к определё(н,нн)ой цели человек уже считает себя счастливым.

Какова тема текста?

Что значит быть счастливым?

Тип текста: описание, повествование или рассуждение?

Стиль: разговрный, художественный, публицистический, научный, официально-деловой?

Соберите пословицы и поговорки. (Установите соответствие стрелочками)

(Если народ един),

(который не мечтает стать генералом).

(Кто землю лелеет),

[там мало дела].

(Где много слов),

[он непобедим].

[Худо тому],

[там и умение].

[Плох тот солдат],

[того и земля жалеет].

(Где хотение),

(кто добра не делает никому).

Опис презентації окремими слайдами:
Слайд № 1

Сложноподчиненные предложения. Систематизация и обобщение знаний по теме. Гороховец Наталья Андреевна, учитель русского языка и зарубежной литературы КУ “Корнеевская ООШ І – ІІІ ступеней”

Слайд № 2

План 1. Проверка д./з 2. Повторение теории о СПП 3. Практические упражнения: а) синтаксический разбор СПП б) исследовательская работа в группах: построение и объяснение схем СПП, определение вида и средства связи в СПП в) работа с текстом г) редактирование и конструирование СПП д) тестовый контроль 4. Подведение итогов

Слайд № 3

Проверка д/з (упр. 238 (А) Цифры, на месте которых не нужны запятые: 7(либо 6), 12, 13 3. Неравнодушен я к ней только, потому что она ко мне не равнодушна. Неравнодушен я к ней только потому, что она ко мне не равнодушна. 5. За чаем мама сказала, что ночью был мороз (12) и (13) что в сенях замерзла в кадке вода.

Слайд № 4

Проверка д/з (упр. 238 (А) Предложения с несколькими придаточными: 1,2,4,5. [ = ], (с. как), (с. как). С однородным подчинением, придаточные изъяснительные [ ], (с.что, (с. если..), то ). С последовательным подчинением, придаточными изъяснительным и условия [ у. слово тех ], (с.с.которым ), (с. если ), (то ). С последовательным подчинением, придаточными определительными, изъяснительными и условия 5. [ = ], (с. что), (с. что). С однородным подчинением, придаточные изъяснительные

Слайд № 5

Цифровой диктант Ключи: 3, 5, 6, 7.

Слайд № 6

На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно

Слайд № 7

Соедините номера предложений и соответствующие им схемы. Ответы запишите в тетрадь. Найдите четвертое лишнее, составьте его схему, определите вид. а) [ ], ( ). 1. Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием. б) ( ), [ ]. 2. Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях. в) [ ,( ), ]. 3. Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно. 4. Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.

Слайд № 8

Ключ: 1в, 2б, 4а. Укажите верную характеристику предложения №3 1. Простое осложненное обособленным обстоятельством и обособленным определением предложение 2. Сложноподчиненное предложение с придаточными уступки и цели 3. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, неоднородным подчинением, с придаточными условия и определительным.

Слайд № 9

Группа 1 Лингвистический анализ предложения. Докажите, что  в одном из  СПП  придаточное присоединяется союзом, а  в другом – союзным словом. Вывод запишите.  1. Осина, что росла возле самого дома, осыпала листьями землю. 2. Такая вокруг тишина и покой, что слышно сердца перестуки. 

Слайд № 10

Гуппа 2 Лингвистический анализ предложения. Прочитайте предложения, найдите ГО, определите вид предложений, сравните их, выводы запишите 1. Знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днём. 2. Знания - родник, который никогда не исчерпаешь.

Слайд № 11

Пунктуационная шутка. Исправьте ошибку, которая вызывает улыбку. Осьминоги прекрасно обучаются, у них хорошая память, они узнают людей, которые их кормят и могут стать ручными.

Слайд № 12

Пунктуационная шутка. Исправьте ошибку, которая вызывает улыбку. Осьминоги прекрасно обучаются, у них хорошая память, они узнают людей, которые их кормят, и могут стать ручными.

Слайд № 13

Работа с текстом 1. Списать, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания 2. Найти СПП, определить вид, начертить схему 3. Определить тему, тип текста

Слайд № 14

Работа с текстом. Самопроверка Счастье завоёвывается, а не получается в готовом виде. И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы составить себе понятие о счастье и чтобы отыскать свою дорогу. Когда жизненная борьба превратилась в сознательное стремление к определённой цели, человек уже считает себя счастливым.

Слайд № 15

СПП в речи Я живу в доме, который выходит окнами на дорогу, по которой едут машины, которые останавливаются на светофоре, который стоит на перекрёстке, по которому очень активное движение, которое не прекращается даже по ночам, которые осенью становятся всё дольше.

Слайд № 16

Проверка Я живу в доме, выходящем окнами на дорогу, по которой едут машины. Останавливаются они на светофоре, стоящем на перекрёстке с очень активным движением, которое не прекращается даже по ночам, стающим осенью всё дольше.

Слайд № 17

Соберите пословицы и поговорки. (Если народ един), (который не мечтает стать генералом). (Кто землю лелеет), [там мало дела]. (Где много слов), [он непобедим]. [Худо тому], [там и умение]. [Плох тот солдат], [того и земля жалеет]. (Где хотение), (кто добра не делает никому).

Слайд № 18

Самооценивание № Знания и умения Знаю, умею Немного оши-баюсь Испы-тываю труд-ности 1. Теория 2. Построение схем, определение вида, средств связи 3. Знаки препинания в СПП 4 Конструирование, реконструирование СПП 5. Контрольный тест

Слайд № 19

Тестирование https://learningapps.org/display?v=py6vkpdj518

Слайд № 20

Закончите предложение Хотя я устал(а), но к концу урока я доволен (льна) тем, что….

Слайд № 21

Домашнее задание §§15-34 повторить, подготовиться к контрольной по языковой теме, упр.245(у), упр. 246 (п): выписать 3 СПП, расставить знаки препинания, сделать полный синтаксический разбор одного из них на выбор

Слайд № 22

Спасибо за работу на уроке

Слайд № 23

Thank You Kingsoft Office published by www.Kingsoftstore.com @Kingsoft_Office kingsoftstore

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу

Опис документу:
Конспект урока, презентация, дидактический материал к обобщающему уроку по теме
  • Додано
    01.03.2018
  • Розділ
    Російська мова
  • Клас
    9 Клас
  • Тип
    Конспект
  • Переглядів
    194
  • Коментарів
    0
  • Завантажень
    0
  • Номер матеріала
    OL342860
  • Вподобань
    0
Курс:«Інтернет-ресурси для опитування і тестування»
Левченко Ірина Михайлівна
24 години
1200 грн
360 грн
Свідоцтво про публікацію матеріала №OL342860
За публікацію цієї методичної розробки Гороховець Наталія Андріївна отримав(ла) свідоцтво №OL342860
Завантажте Ваші авторські методичні розробки на сайт та миттєво отримайте персональне свідоцтво про публікацію від ЗМІ «Всеосвіта»
Шкільна міжнародна дистанційна олімпіада «Всеосвiта Осінь – 2018»

Бажаєте дізнаватись більше цікавого?


Долучайтесь до спільноти