Сьогодні о 18:00
Вебінар:
«
Формування психологічної готовності працівників закладів освіти до конструктивної поведінки в умовах надзвичайних ситуацій
»
Взяти участь Всі події

Урок русского языка в 7 классе « Наречие как часть речи»

Російська мова

Для кого: 7 Клас

23.08.2020

446

11

0

Опис документу:
Цели урока: - дать понятие о наречии как о части речи; - показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; - формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении; развивать ассоциативное мышление учащихся, память; расширять словарный запас учащихся за счёт употребления в речи наречий, воспитывать эстетический вкус, интерес к музыке, живописи.
Перегляд
матеріалу
Отримати код

Урок русского языка в

7 классе

« Наречие как часть речи»

Учитель: Кирнос И.Н.

Тема. Наречие как часть речи

Цели урока:

- дать понятие о наречии как о части речи;

- показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;

- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;

развивать ассоциативное мышление учащихся, память; расширять словарный запас учащихся за счёт употребления в речи наречий, воспитывать эстетический вкус, интерес к музыке, живописи;

- воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: учебник, запись музыки «Рождественские мелодии», репродукция картины И. Левитана « Золотая осень» , апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания.

Ход урока:

I.Мотивация учебной деятельности.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели урока.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Учитель:

- Назовите самостоятельные части речи.

- Правильно, это имена существительные, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, глаголы и наречия.

А теперь послушайте небольшое стихотворение и скажите, о какой части речи идёт речь.

Что это за части речи?

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю нашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!

Есть у меня семёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг, -

Всё знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Зачем, Куда, Откуда, Когда и Где.

-О какой части речи идёт речь?

-Правильно. Это наречие.

2.Мини-лекция.

Учитель. Ребята, к нам на урок сегодня приехала группа учёных из Древнего Рима и Великой Руси. Послушаем, что они нам расскажут о наречии.

Ученый из Великой Руси: Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке, корень « речь» как бы связывает его с глаголом.

Ученый из Рима: Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».

Ученый из Великой Руси: Русские грамматисты называли ее точно так же, изменив лишь приставку, видя главное содержание наречия в том, что оно должно быть при глаголе.

Ученый из Рима: Античный философ Дионисий Фракийский первым дал название этой части речи. С греческого языка это название переводится как «при языке, при слове». В русском языке называется – наречие. В украинском - прислівник.

Ученый из Великой Руси: Наречием называется неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или поясняет где, когда происходит действие, куда оно направлено и отвечает на вопросы: Как? Где? Куда? Откуда? Когда? и др.

Ученый из Рима: Обратите внимание: наречие не изменяется по числам, по падежам, не имеет признаков рода, окончаний. В предложении наречия выполняют роль второстепенных членов предложения (обстоятельств). Наречие всегда делает речь красивой, даёт более точное представление о месте и времени.

3.Работа с текстом.(Анализ текста с наречиями). Слайд 1.

Тёмное, чистое небо торжественно необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный свежий запах – запах русской летней ночи. Тишина. Лишь изредка плеснёт большая рыба в реке, слабо зашумит прибрежный тростник.

И.Тургенев

Задание: сравнить текст без наречий и с наречиями.

Вывод: как сказал гость из Рима наречия «живописуют текст», дают более точные представления о месте, времени действия.

III Восприятие и усвоение учащимися учебного материала

  1. Наблюдения над учебным материалом: Слайд 2.

Скоро мы нашли в парке очень уютный уголок.

Здесь мы довольно хорошо отдохнули.

Задание: выписать словосочетания с наречием

Очень уютный – зависимое слово-наречие, обозначает признак признака

Отдохнули хорошо – зависимое слово-наречие, обозначает признак действия

Довольно хорошо – зависимое слово-наречие, обозначает признак другого признака

Вывод: наречие может относиться к прилагательному, глаголу, другому наречию и обозначать признак действия, признак признака. Может относиться к причастию, деепричастию.

б) запись на доске: пел красиво(как?), поют красиво(как?), поёшь

красиво(как?)

Вывод: не имеет окончания, не изменяется

в) синтаксический разбор предложения.

Ветер, нагоняя тоску, назойливо выл в трубе дома

Вывод: наречие в предложении является обстоятельством.

Физкультминутка.

Немного отдохнём, но с пользой.

 Я буду произносить речёвку  и показывать движения. Вы движения за мной повторяйте, но как только услышите наречие, движение повторять не надо.

Слайд 3.

Нам с тобой
Пришёл черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь: (БЛИЗКО).

Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(ПОЛ).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты:(НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай:(КОНЕЦ).

2.Работа с учебником.

Чтение §31, стр.235-236.

IV.Закрепление учебного материала.

Диктант-кроссворд.

Задание: определить значение фразеологических оборотов, подобрать наречия-синонимы(взаимопроверка).

Встать ни свет, ни заря(рано); жить душа в душу (дружно); рукой подать (близко); хоть пруд пруди(много); мчаться во весь дух (быстро); зуб на зуб не попадает(холодно); на краю света(далеко).

Вопрос: что обозначает записанные наречия?(время действия, образ действия, место действия, меру действия)

Вывод: В зависимости от того, что наречия обозначают и на какие вопросы отвечают, они делятся на группы по значению.

Задание 3. «Загадки» Слайд 4.

Задание: Найти наречие и подчеркнуть как член предложения

Его мы издалека встречаем
На дороге,
Без палки ходит он,
Безглазый и безногий.
Боится не собак, не кошек, не коров,
А кур и петухов.  (Червяк)

Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.  (дерево)

3.Работа с таблицей «Группы наречий по значению». Слайд 5.

Заполнить таблицу, подобрать свои примеры.

4. Развитие ассоциативного мышления.

Перед вами прекрасное цветущее апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания. На каждом апельсине скрыто надпись с вопросом. Учащиеся срывают плоды, читают вопрос и дают ответ.

А теперь подберите наречия, передающие вкус апельсина(вкусно, сладко, сочно, кисло, мокро, терпко, ароматно) - ответ по цепочке.

5.Прослушивание музыки «Рождественские мелодии»

Задание: - как звучала музыка? Подобрать наречия.(Весело, нежно, мечтательно, красиво, хорошо, ласково, очаровательно).

- Какое впечатление произвело на слушающих? (на душе было приятно, волнующе, торжественно, празднично, трогательно)

6.Аукцион «Кто быстрее» К данным наречиям подобрать антонимы.

Высоко, быстро, далеко,вперёд, утром, темно, хорошо, громко, весело, внизу, летом, по-новому.(взаимоконтроль).

7.Составить предложения по картине, используя наречия. Слайд 6.

V. Итог урока.

- Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку: если понравился урок – то поднимите улыбающееся  солнышко, если не понравилось, было скучно – тогда поднимите грустное солнышко.

Упражнение « Микрофон»

- Что бы вы хотели узнать о наречии?

Упражнение «Ожидание».

- Насколько оправдались наши ожидания?

- Что нового для себя узнали?

-Нужны ли нам знания о наречиях?

Упражнение « Интервью». Работа в паре.

Назовите наречия – ассоциации с нашим уроком. Урок прошел …, …, ….

YI. Домашнее задание:

Параграф №31, стр. 235-236. Упр. 473.

Написать небольшой рассказ о жизни и происхождении наречия.

10

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу.