і отримати безкоштовне
свідоцтво про публікацію
Взяти участь
Поспішайте взяти участь у вебінарі Вчимося дружити. Шлях до ефективної комунікації
До початку вебінару залишилось:
3
Дня
3
Години
16
Хвилин
30
Секунд
Предмети »
  • Всеосвіта
  • Бібліотека
  • Урок развития связной речи Подготовка к сочинению на морально – этическую тему с ключевым словом «отцовство» 10-11 класс

Урок развития связной речи Подготовка к сочинению на морально – этическую тему с ключевым словом «отцовство» 10-11 класс

Перегляд
матеріалу
Отримати код

9

О Т Ц О В С Т В О

ОТЕЦ (общеслав. От otъ – «отец»), отчество, Отечество

Кризис отцовства → кризис нации → деградация нации

Авраам

?

Подвиг ← Отцовский → ГРЕХ

Лот

- Сразу после бога идет отец.

Вольфганг Моцарт

- Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно.

В. Буш

- Когда родители умны и добродетельно скромны, то благонравны и сыны.

С. Брант

- Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.

Н. Карамзин

Бог = настоящий отец = Несостоявшийся отец = крепкий фундамент ? фундамент с трещиной

Опасности жизни ? Отец ? Семья

Семейные приоритеты настоящего отца:

- Следование Божественным путям;

- духовное воспитание;

- социальная безопасность:

- благосостояние;

- психологическая устойчивость;

- идейный вдохновитель;

- интеллектуальная атмосфера;

- физическое развитие.

Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца.

Д. Дидро.

Русские и зарубежные «отцы» в произведениях

классической литературы

Положительные

качества, привитые своим детям

Примеры, взятые из литературных произведений

Отрицательные качества, привитые своим детям

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Пантелей Прокофьевич

Ф. М. Достоевский

Семен Мармеладов

А.С. Пушкин:

« Капитанская дочка»:

Андрей Петрович Гринев

Л.Н. Толстой «Война и мир»:

Николай Болконский

Василий Курагин

Н.В.Гоголь «Мертвые души»:

Отец Чичикова

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Простаков

В. Короленко «В дурном обществе»:

Пан Тыбурций

Пан судья

Русский язык в 10-11 классах

Тема: Урок развития связной речи Подготовка к сочинению на морально – этическую тему с ключевым словом «отцовство»

Цели урока:

Дидактические:

- повторить сведения о публицистическом стиле и закрепить умение учащихся составлять текст данного стиля;

- помочь учащимся в перечне предложенных тем выбрать свою, акцентируя внимание на последовательности изложения, логичности, аргументации, и формулировке выводов, ассоциативных связей, умозаключений;

Развивающие:

- совершенствовать умение использовать информационную базу и опорную лексику;

- формировать информационную компетентность;

- выявить уровень понимания данной проблемы и мировоззренческих компетенций;

- формировать творческую мотивацию к самообразовательной деятельности учащихся;

Воспитательные:

- воспитывать личность, ориентирующуюся на самопознание, стремящуюся к

- самоусовершенствованию;

- воспитывать у учащихся правильное понимание роли отца в семье и правильное к этому

понятию отношение.

Оборудование: таблица с лоцией «Отцовство», «Библейские легенды» с иллюстрациями Г. Доре этимологический словарь, стихи об отце.

Тип урока: урок развития речи, коррекции знаний, умений и навыков

Форма урока: исследование.

Метод: проблемно – эвристический.

Ход урока

І. Организационный этап.

ІІ. Постановка целей и задач урока

  1. Слово учителя: сегодня наш урок будет проходить в форме творческого исследования, а каждый из вас может стать исследователем, Вам нужно будет, опираясь на лоцию «Отцовство», на свой собственный опыт, на примеры, взятые из классической литературы, высказать в публицистическом стиле свое отношение, свои суждения по поводу поднятой проблемы:

- «Существует ли в ХХІ веке кризис отцовства?

- Сможет ли безотцовщина привести к кризису нации?

Может ли кризис отцовства привести к национальной деградации ?

- Если да, то каким должен быть настояций отец?

- Согласны ли Вы, что цивилизация переполнена забытыми Богом детьми?» Эпиграфом к уроку взяты следующие строки:

Учись у тех отцовству, кто отцом умеет быть.

Публий Т.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

Беседа с учащимися :

  • Какие особенности стиля вы должны помнить, чтобы правильно построить свое высказывание в публицистическом стиле?

  • Какие аспекты поднятой проблемы отмечены в высказываниях великих людей в лоции « Отцовство»?

  • Насколько актуальна поднятая тема и имеет ли она практическую ценность в жизни

каждого из вас?

  • Часто ли молодым людям приходится ощущать свое «безотцовство» при живых отцах?

  • Каким должен быть настоящий отец?

Учитель: отправной точкой для нашей беседы будет стихотворение Эмилии Бояршиновой, где речь идет об отцах настоящих и не очень:

Лишь в анкетах засчитан

И причислен к родне...

При отце — ни защиты,

Ни прибежища мне.

Ни любви удостоюсь,

Ни союза сердец...

Хорошо — у кого есть

Настоящий отец.

Тот упасть не рискует

И не прячет лица...

С детских лет я тоскую -

При отце — без отца.

ІУ. Работа над созданием индививуального творческого продукта

Задание № 1

Составьте ассоциативный куст, связанный со словом «Отец».

Задание № 2

О первом Отце говорится в Библии. (Приложение № 1 Библейские истории.Гибель Содома и Гомморы. Гипотезы).

- Почему и в связи с чем упоминаются легенды об Аврааме и Лоте?

- Свяжите понятия «отцовский подвиг» и «отцовский грех» с этим легендам.

- Используйте рисунок этой лоции для составления своего высказывания .

- Подводя итоги, сошлитесь на цитату из Послания к Ефесянам гл. № 14, 15 стихи:

« ...Преклоняю колена мои перед Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от которого именуется всякое отцовство на небесах и на земле».Нужно помнить, что всякое отечество во Вселенной восходит к отцовству Бога.

Задание №3. Используйте в лоции «Отцовство» цепь понятий: «опасности жизни», «семья», «отец». Замените вопросительные знаки словами, которые отразят ваше представление о взаимосвязи этих понятий и найдут место в вашем высказывании.

Задание № 4 В столбце «Семейные приоритеты настоящего отца» каждый определит для себя, пронумеровав, главные качества, свойственные настоящему отцу. Добавьте определение своих приоритетов, не вошедших в данный перечень.

Задание № 5 «И нитка, втрое скрученная, не скоро разовьется» (Эккл. 4.12) В силу свого представления о семье, определи местоположение каждого члена семьи. (Приложение № 2, 6 рисунков) Ответ обоснуй.

Задание № 6

В таблице «Литературные отцы - герои» назовите ведущие черты характера, воспитанные в детях их отцами ( левый и правый столбцы).

В лоции «Отцовство» из перечня литературных отцов выберите наиболее характерных известных вам литературных отцов со знаком (+) и со

знаком (-). Рассказ о них введите в свое высказывание в публичистическом стиле на заданную тему.

У. Промежуточная рефлексия, организованная в виде дискуссии учащихся.

В результате дискуссии происходит коррекция собственных текстов, создание новых высказываний.

Слово учителя: В начале урока мы ставили вопрос о том, существует ли кризис отцовства и может ли он привести к деградации нации?

По статистике, сегодня каждый второй брак - распадается. Одно десятилетие назад распадался каждый третий. Например, на каждые 10 браков, заключенных в Москве, сейчас приходится 5-6 разводов. Также высок процент разводов в США, Украине, Белоруссии и других странах. Основные причины разводов:

1.Наличие каких-либо зависимостей у супругов (алкоголизм, наркомания) или

отсутствие любви – 31 %.

2.Неустроенность жилищных условий для молодой семьи- 21 %.

3.Неверность - 20 %.

4. Грубость - 15 %.

- У алкоголиков неполноценные дети рождаются в 37 раз чаще. У умеренно пьющих родителей (первая стадия алкоголизма) частота рождения детей с различными аномалиями вырастает в 4-5 раз.

Ребенок, родившийся от пьющего отца, в 100% случаев будет иметь более или менее выраженные проблемы с умственной деятельностью, вплоть до умственной отсталости. 80% детей с диагнозом «олигофрения» — дети пьющих родителей

- 235 человек ежедневно подсаживается на наркотики, однако общее число наркоманов не увеличивается, так как смертность от наркотиков самая высокая.

От наркомании излечивается не более 10% наркоманов.

Средний возраст погибшего наркомана– 28 лет.

- К 2020 году число инфицированных ВИЧ может достичь 200 млн. человек. За двадцать лет более 200 миллионов человек по всему миру могут стать ВИЧ-инфицированными

Присутствующим предлагается ответить на ряд вопросов

- К каким размышлениям приводят вас эти статистические данные?

- Могут ли мужчины каким - то образом изменить данную ситуацию?

- Что по силам сделать отцам, чтобы их дети чувствовали себя защищенными в этом мире с такими страшными прогнозами?

УІ. Общая рефлексия

Слово учителя: В дискуссии выступающие высказали свою точку зрения о том, какого мужчину можно считать настоящим отцом. К сожалению, есть и другие отцы, которые дают своим детям модель неправильного поведения отца, живущую в их детях. Ваши размышления над данной проблемой, ее квинтэссенцию, вы можете отразить в творческой работе.

Я предлагаю написать с ключевом словом «отец» СИНКВЕЙН:

(Приложение № 3)

ІХ. Домашнее задание:

Сочинение-рассуждение на тему «Почему цивилизация переполнена забытыми Богом детьми?»

Приложение № 1

Авраам и все, кто были с ним, шли по Ханаанской земле, которую указал им Господь, пока не пришли в окрестность Вефиля и остановились там.

Авраам был очень богатым. У него было золото, серебро и множество скота. У его племянника Лота тоже было много шатров, мелкого и крупного скота. Через некоторое время им стало тесно жить вместе, так как у обоих было много имущества. Вскоре начался спор между их пастухами. Тогда Авраам сказал Лоту: "Да не будет раздора между мною и тобою, между пастухами моими и пастухами твоими; ибо мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня. Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево".

Лот стал осматривать землю вокруг. Он заметил, что окрестность иорданская очень плодородна и хорошо орошается водою. Избрав себе это место, он отделился от Авраама и раскинул шатры свои до города Содома. Жители этого города были очень злыми и грешными перед Господом. Но Лот прельстился прекрасными нивами и злачными пажитями для своего скота и стал жить в обществе нечестивых людей.

За это его постигли многие бедствия. При выборе места жительства он не советовался

с Богом, как это следует всегда делать, но по своей воле избрал Содом.

Авраам же поселился у дубравы Мамре и построил там жертвенник Господу.

Согласно Библии, Содом и Гоморра - древние города в районе Мёртвого моря, население которых отличалось крайней распущенностью нравов, в частности, развратом и жестокостью к иноземцам.

Возросшая дурная слава Содома, Гоморры и других городов долины Сиддим послужила причиной Божьего гнева и стала поводом для уничтожения этих городов, о котором рассказывается в одной из самых трагичных и по-своему популярных историй Ветхого Завета, которую и в наши дни помнят люди, даже слабо знакомые с Библией.

Начинается эта история с разделения Авраама и его племянника Лота по их пришествии из Харрана в Ханаан. Оба обладали огромными стадами и прочим имуществом, «и непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе» (Книга Бытия, 13:6).

После разделения Авраам осел собственно в Ханаане, а Лот, избрав себе земли на восток от Иордана, обосновался здесь «и раскинул шатры до Содома» (Книга Бытия, 13:12).

Сначала жизнь в этой местности напоминала жизнь в райском саду, однако очень скоро люди Содома и Гоморры крайне развратились, так что их многочисленные грехи стали поистине вопиющими, то есть вопль на них дошёл до Господа, решившего уничтожить страшные города со всеми жителями.

Авраам, которому Господь, посетив его, открыл Свои планы, как обретшему невиданное Божие благоволение праведнику, стал ходатайствовать за невинных и, в частности, за Лота, также отличавшегося глубокой праведностью, несмотря на то, что сам Лот к тому времени жил непосредственно в Содоме.

«И сказал Г-сподь: вопль Содомский и Гоморский, велик он, и грех их, тяжел он весьма.) Сойду же и посмотрю: если по мере дошедшего ко Мне вопля его поступали они, тогда – конец! а если нет, то буду знать. И обратились оттуда мужи, и пошли в Содом, а Авраам еще стоит пред Господом. И подошел Авраам, и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть есть пятьдесят праведников в этом городе? Неужели Ты погубишь, и не простишь места сего ради пятидесяти праведников в нем?) Неблагопристойно Тебе делать подобное, чтобы погубить праведного с нечестивым и чтобы праведный был, как нечестивый; неблагопристойно Тебе это! Неужели Судья всей земли не учинит правосудия? И сказал Г-сподь: если Я найду в Содоме пятьдесят праведников внутри города, то Я прощу всему месту ради них. И отвечал Авраам, и сказал: вот, я решился говорить Владыке, хотя я прах и пепел. Может быть до пятидесяти праведников не достанет пяти, разве Ты истребишь из-за пяти весь город? И сказал Он: не истреблю, если найду там сорок пять. И продолжал он говорить с Ним, и сказал: может быть найдется там сорок? И сказал Он: не сделаю ради сорока. И сказал он: да не прогневается Владыка, и я договорю: может быть найдется там тридцать? И Он сказал: не сделаю, если найду там тридцать. И сказал он: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? И Он сказал: не истреблю ради двадцати. И сказал он: да не прогневается Владыка, и заговорю лишь этот раз: может быть найдется там десять? И Он сказал: не истреблю ради десяти.»

И послал Бог ангелов к Лоту под видом путников, чтобы проверить действительно ли так велик грех жителей Содома и Гоморры, как жаловались ему, есть ли среди них праведники. В конце концов Господь спас Лота, его жену и двух дочерей, не найдя, кроме них, иных праведников, и вывел их из города, запретив оглядываться на гибнущий Содом.

« И пришли те два ангела в Содом вечером, а Лот сидит у ворот Содома. И увидел Лот, и встал навстречу им, и поклонился лицом до земли. И сказал: вот, Господа мои! заверните в дом раба вашего и ночуйте; и омойте ноги ваши, и встанете рано поутру, и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, только на улице переночуем. Он же сильно упрашивал их, и они завернули к нему, и пришли в дом его. Он сделал им пир и испек опресноки, и они ели. Еще не легли они, как городские жители, люди Содома, окружили дом, от молодого до старого, весь народ, от края (до края). И воззвали они к Лоту, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам, и мы познаем их. И вышел к ним Лот ко входу, а дверь запер за собою. И сказал: братья мои, не делайте зла. Вот у меня две дочери, которые не познали мужа; я выведу их к вам, и делайте с ними, как угодно в глазах ваших, только людям этим не делайте ничего, так как они пришли под сень крова моего. Но они сказали: пойди прочь! И сказали: этот жить пришел, а судить начал! Теперь мы хуже поступим с тобой, нежели с ними. И очень просили этого человека, Лота, и подошли, чтобы выломать дверь. Но мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли. А людей, которые при входе в дом, поразили ослеплением, от малого до великого, так что они измучились, искав входа.

И сказали мужи Лоту: еще кто у тебя здесь? Зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и все, кто у тебя в городе, выведи из места сего. Ибо мы уничтожаем место это, потому что велик вопль на них к Господу, и Господь послал нас уничтожить его. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте и выйдите из этого места, ибо Господь уничтожает сей город. Но он показался шутящим в глазах зятьев его.

Когда взошла заря, ангелы поторопили Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, находящихся здесь, чтобы ты не погиб за грех города. И он медлил, и мужи те взяли за руку его, и за руку жену его, и за руку двух дочерей его, по милости Г-сподней к нему, и вывели его, и оставили его вне города. И было, когда вывели их вон, сказал (один): спасай душу свою: не оглядывайся назад и не останавливайся во всей окрестности; на гору спасайся, чтобы ты не погиб.» (БЫТИЕ 13:1-18, 19)

Приложение № 2

123

45 6

Приложение № 3

Дидактический Синквейн

В этом жанре текст основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу

Опис документу:
Урок развития связной речи Подготовка к сочинению на морально – этическую тему с ключевым словом «отцовство» Жизненный опыт, наблюдения, образцы литературных отцов помогут сформировать у школьников представления о том, каким должен быть настояний отец. В результате дискуссии учащиеся находят ответы на поставленные вопросы в начале урока.
  • Додано
    12.02.2019
  • Розділ
    Російська мова
  • Клас
    10 Клас, 11 Клас
  • Тип
    Конспект
  • Переглядів
    47
  • Коментарів
    0
  • Завантажень
    1
  • Номер матеріала
    XF147345
  • Вподобань
    0
Курс:«Основи фінансової грамотності»
Часнікова Олена Володимирівна
72 години
2700 грн
790 грн

Бажаєте дізнаватись більше цікавого?


Долучайтесь до спільноти