Урок развития речи. Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу

Опис документу:
Цель: повторить, систематизировать и расширить грамматический материал по данной теме Задачи: • актуализировать правила написания слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу; • развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь; воспитывать уважительное отношение к русскому языку и любовь к животным , а также культуру речи учащихся.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Тема: «Урок развития речи. Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу»

Цель: повторить, систематизировать и расширить грамматический материал по данной теме

Задачи:

  • актуализировать правила написания слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу;

  • развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь;

воспитывать уважительное отношение к русскому языку и любовь к животным , а также культуру речи учащихся.

Оборудование: карточки и картинки со словарными словами карточки с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, с отгадками.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Ход урока

І. Организация начала урока.

    1. Приветствие

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ну—ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

ІІ. Сообщение темы и цели урока

1. Таблица слов:

 Чай , чашка, чайник, щавель, пища.

— Что объединяют все эти слова?

— Как пишется — ча, ща?

Вывод: — ча, — ща пиши с буквой а.

Слова: Тащу, ищу, чудо, чушь.

— Как пишутся эти слова?

— Что вы заметили?

Вывод: чу, — щу пиши с буквой у.

2. Составление предложений 1 слова из столбиков.

— Я видел однажды чудо своими глазами - это оказалось моя исполненная мечта.

— В мультиках я часто вижу чудо, но почему-то в жизни такого нет и я часто разочаровываюсь по этому поводу. 

ІІІ. Работа по теме урока

3. Открываем тетради, записываем число,классная работа.

4. Давайте запишем каллиграфически Ча Ща Чу Щу

5. Развитие речи

— Какие есть слова в книге на с.62, упр. 194 ?

(Щавель, чугун, удача, щука, печатки, площадка, чайник, роща, площадь, ищу, часто, часть, чудеса).

— Для чего нужен чайник? От какого слова он образован?

— Кто изображен на картинке?

Изображен мальчишка с настольными часами.

— Давайте с вами запишем эти слова в тетрадь, и поставим на них ударения.

6. Разыгрывание ситуации.

1 ситуация.

— Давайте сейчас разыграем ситуацию. ( карточки с рисунком чайника и чашки)

— Вы в гостях. Как вежливо попросить, чтобы налили вам чай? Придумайте имя детям.

Оля, пожалуйста, долей мне чаю.

7. Работа в паре

— А сейчас поработайте в паре.

2 ситуация

Например, вы хотите взять булку или пирожок. Как себя вести в данном случае?

— Обязательно необходимо подать тарелку, руками не брать, через весь стол не тянуться за булкой.

8. Дополнение диалога

— Давайте посмотрим ниже. Это диалог. Он обозначается черточками в начале предложения.

— Привет, Маша!

— Привет, Саша!

— Я сегодня забыла деньги дома, купи мне пожалуйста пирожок.

— С удовольствием куплю тебе пирожок!

— Саш, а с чем ты любишь пирожки?

— С вишневым вареньем.

— А ты Маша, с чем любишь?

— А я люблю с малиновым вареньем.

— Держи, твой пирожок с малиновым вареньем.

— Спасибо Саша за пирожок.

— А что такое диалог?

Диалог — это прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц. Диалог состоит из реплик, слова каждого лица, участвующих в разговоре, называются репликой.

— Помогите дополнить предложения опираясь на картинку.

— С чем еще бывает пирожок?

— Пирожок еще бывает с апельсиновым, абрикосовым, яблучным вареньем.

— Какие вы молодцы! Мы с вами немного поработали, теперь пора нам немножко отдохнуть.

IV. Физкультминутка

1. Словарная работа

— Посмотрите, у нас есть слово в рамочке. Прочитайте это слово. (начала)

Карточка со словами : чёрный, сколько, аккуратно.

— Дети, в этих словах нужно ставить правильное ударение. Даже взрослые иногда ошибаются.

Правильное ударение – это культура человека.

— Давайте сейчас составим предложение с 1 словом из этих слов. И запишем в тетрадь.

Сколько раз аккуратно их ни развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет.

V. Закрепление нового материала

— Вы отлично справляетесь с заданиями! Я очень довольна вашей работой.

2. Загадки

— А теперь давайте немного поиграем.

— Я вам загадаю загадки, а отгадки вы запишете в тетрадь.

Загадка №1

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Носит обувь из резины,
А зовут её : (машина)

Загадка №2

Очень мирные мы змеи.
Любим жить в лесах у рек
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним во век (ужи)

— Как вы догадались, что это ужи? Что вы знаете о них?

Вывод: Ужи - это не ядовитые змеи, они занесены в Красную Книгу Природы.

— Отлично двигаемся дальше, следующая загадка. Будьте внимательны!

Загадка № 3

На огне ворчу бурчу,

А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник)

— Запишите слово, поставьте ударение.

Вывод: Если чайник электрический, необходимо соблюдать правила обращения с электроприборами. Будьте осторожны с кипятком и паром.

Следующая загадка.

Загадка № 4

Он хорошо для кислых щей
Помимо прочих овощей (щавель)

— Запишите слово, поставьте ударение. Давайте обратимся к орфографическому словарю и найдём лексическое значение.

Щавель - это травянистое растение с кислыми съедобными листьями.

Вывод: Щавель — это однозначное слово. Перед едой листья необходимо тщательно промыть в воде. Листья щавеля богаты витамином С.

— Следующая загадка.

Загадка № 5

Он стоит на палке

С бородой из мочалки (чучело)

Вывод: Слово чучело имеет 3 лексических значения. Значит слово многозначное.

Например:

1. Набитая чем-либо шкура животного, кожа птицы, воспроизводящие облик этого животного, птицы. 

2. Подобие человека, сделанное из соломы, глины и т. п.

3. Еще так говорится о неряшливом, нелепо одетом или грязном человеке. 

— Хорошо, и последняя загадка.

Загадка № 6

Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку
Не проглотит лишь ерша (щука)

— Так же записываем отгадку в тетрадь и поставьте ударение.

Вывод: С уроков природоведения мы узнали, что щука - это пресноводная рыба, хищница, мясо очень вкусное, желчь щуки берут на лекарство. Щука питается не только мелкой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятницей.

VI. Подведение итогов урока

— Давайте подведём итог урока.

1. Проводится в виде игры "Подскажи словечко" (дети передают солнышко и называют слова, которые запомнили на уроке с орфограммами жи — ши, ча — ща, чу — щу).

VІІ. Рефлексия:

— Какова была тема нашего урока?

— Что больше всего понравилось?

— Что нового узнали?

— Всем спасибо за урок. Все молодцы!

2. Оценивание.

VІІІ. Дамашнеє задание.

Откройте дневнички свои, и запишите дамашнєє задание.

Книжка ст..63, упр. 200

( Вам нужно списать, вставляя пропущенные буквы. Не забываем что когда вставляем буквы, подчеркиваем карандашом.)

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.

Приклад завдання з олімпіади Українська мова. Спробуйте!
До ЗНО з УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ ТА ЛІТЕРАТУРИ залишилося:
0
1
міс.
2
4
дн.
2
1
год.
Готуйся до ЗНО разом із «Всеосвітою»!