Урок развития речи "Определение авторской позиции с помощью учебного чтения"

Опис документу:
Формирование у учащихся умения работать с текстом, развитие коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте,совершенствование навыков смыслового анализа текста, развитие внимания, логического мышления, активизирование мыслительной деятельности;умения слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Русский язык 8 класс

Тема урока. РР №3. Определение авторской позиции с помощью учебного чтения

Цели урока:

Предметные:

  • формировать умение работать с текстом.

  • формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте.

  • совершенствовать навыки смыслового анализа текста;

  • сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.

Метапредметные:

  • развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;

  • умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.

Личностные:

 воспитывать интерес к предмету.

Задачи:

  • обобщить сведения о тексте;

  • дать определение текста;

  • выявить основные признаки текста;

  • вспомнить типы, стили речи.

Ход урока.

1.Оргмомент.

- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

Учитель :

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,самым необходимым

для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

Л.Н. Толстой.

-Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? Почему?

2. Актуализация знаний.

Учитель:

- Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.)

- Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?

- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли. Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

(Учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

-Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

-Каждый из нас, конечно, отличит текст от набора предложений.

- Давайте проанализируем фрагменты из разных текстов и определим, все ли они являются полноценными текстами. Определим, чего не хватает фрагментам, наборам предложений, чтобы стать текстами. Рассуждая так, попробуем выявить отличительные свойства текста.

- Итак, попробуйте сами определить цели нашего урока(1. Выявить основные признаки, свойства текста; 2. Учиться анализировать чужой текст; 3.Создавать собственные тексты разных типов речи.)

3. Этап формирования новых знаний.

Задание 1. Терминологический диктант.

Текст, абзац, микротема, тема текста, основная мысль, заголовок, ключевые слова, авторская позиция, основная мысль, последовательность, связность текста, завершенность текста, средства связи предложений в тексте.

- Перед вами кусочек  ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл. 

- Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение.

- Почему?

(  Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов).

- Когда мы в тексте используем разные средства    связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих.  Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в текст. Давайте вспомним их. Вспомнить нам поможет таблица на странице 102 учебника. Работа с таблицей.

2 задание. Сегодня вы работаете в группах.Для этого нужно помнить правила работы в группе. (Слайд)

У вас на столах распечатки.Вам следует ответить на вопросы. (Слайд)

Это текст?

Что необходимо изменить, чтобы получился текст?

Создайте текст. Назовите свойство текста, которое вы обнаружили. Запишите получившийся текст.

Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст).

(Работа в группах)

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн).

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн)

-Прочитаем, что у вас получилось.Какой признак помог создать текст?

Заполняем по ходу урока таблицу «Признаки текста»

На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями , т.е. цельность, связность текста. (Композиция)

По какому принципу вы разделили на абзацы?

Что такое абзац?( Слайд)

Абзац:

1) красная строка, отступ в начале строки;

2) часть текста между двумя такими отступами. Второе представляет для нас главный интерес.

Обратимся к словарю.

Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от однойосновной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.

Что такое микротема?

Запись в таблице«Признаки текста» абзац, микротема.

О чем этот текст? Какова его тема?

Вот тезисный конспект работы:

1. Тема (про что?): осень в тайге. Основная мысль (что именно сказано про это ЧТО?): неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все-таки навевает грусть.

2. Ключевые слова (самые важные, опорные,  смыслообразующие, те, на которых держится ткань текста. Как правило, ключевое слово в разных вариантах не раз повторяется, поэтому правомерно говорить о группах ключевых слов):

- Осень, сентябрь, денечек (время года).

- Солнечный, погожий летний денечек, на солнце (погода).

- Прозрачность, чистота тайги, голоса птиц слышны за километр (общая прозрачность воздуха).

- Цвет солнца, ягод, осени и тревоги – желто-красная гамма; неба – синяя гамма (цвета умирания, увядания, грусти). Цветовая гамма

3 задание. Анализ предложенных учащимися заголовков. Заголовок “Бабье лето в тайге” соотносится с темой текста, он менее художествен, чем заголовок “Таежная красота увядания”, соотносящийся с основной мыслью текста.

4 задание.

- Какие вы знаете стили речи?( Слайд) Ответы учеников.

Художественный стиль текста.

доказательства:

- Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением – уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса),гипербола (жила грусть).

Приходилось ли вам слышать об авторской позиции? Приведите примеры из произведений.

- Авторская позиция: денечки; слышны за километр (разговорность как отражение искренности и благостного состояния автора).

- Информация в тексте не претендует на актуальность, как это было бы в публицистическом тексте.

Какие типы речи вам знакомы?Ответы учеников.

5 задание.

 Тип речи – описание:

доказательства:

- описан один факт (осень в тайге);

- этот факт дан в статике (констатация признаков бабьего лета в тайге).

Языковые приметы:

  • слова со значением признаковости (прилаг., абстрактные сущ., гл. “бордоветь”), способ выражения предикативности – составные именные сказуемые (был сухим и солнечным,   была чистой, прошлась метлой),

  • синтаксические конструкции (однородные члены, сложносочиненные предложения с союзом И со значением “одновременности”, бессоюзные сложные предложения со значением “перечисление одновременного”, сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения).

Посмотрим на свою таблицу «Признаки текста». Перечислим их.( Слайд).Появляются по очереди слова.

-Насколько вы поняли новый материал, нам поможет узнать выполненный вами тест.

4. Этап усвоения и закрепления нового материала.

Задание 1. Тест«Верные и неверные высказывания» (тестовые задания у каждого учащегося).

Учитель

Ученик

Текст состоит из предложений

К тексту нельзя придумать заглавие
Все предложения в тексте имеют границы
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
Текст можно разделить на части
Каждая часть текста записывается с красной строки

+

+
-
+
+
+
+

-Проверим себя. Оцените свои знания сами ( 0 ошибок-«5»,1-2 ошибки-«4», 3-4-«3»,более 4 ошибок- «2»).

- Сегодня мы обращались к тексту об осени, но за окном уже почти зима, и в связи с этим задание по группам: создать свой текст, учитывая все признаки текста.

Задание 2.

Создать текст в указанном стиле и типе

Группа 1

Стиль – художественный.

Тип речи – повествование.

Текст, созданный учащимися

Стоял солнечный денёк. Вдруг пробежала по лесу позёмка, загудел лес. Потом налетел ветер, закачал деревья. Он сорвал с елей шапки, закружил снег, разбудил пургу.

Группа 2

Стиль – художественный.

Тип речи – описание.

Текст, созданный учащимися

Зима притаилась в дремучем лесу. Кружатся в воздухе лёгкие снежинки. Мохнатые ели укрылись белым пушистым одеялом. Снег сверкает на солнце. Лес, одетый в кружевной наряд, кажется не мрачным, а торжественным.

Группа 3

Стиль – научный.

Тип речи – рассуждение (объяснение).

Текст, созданный учащимися

Вьюга – это сильный зимний ветер, который поднимает снег и кружит его в воздухе

Группа 4

Стиль – деловой.

Тип речи – рассуждение (воздействие).

Текст, созданный учащимися

Уважаемые жители таёжного посёлка! К нам приближается атмосферный фронт, который принесёт с собой сильный ветер и снегопад. Не совершайте дальние прогулки! Не подвергайте себя опасности.

-Зачитаем получившиеся тексты. Оцените работы своих товарищей из других групп с точки зрения стилевой и типовой принадлежности. Выставите отметки.

5.Подведение итогов урока.

-Что нового добавилось сегодня в «копилку» ваших знаний о тексте? Где вы можете использовать эти знания?

Выставление оценок.

6. Домашнее задание.Выполнить упражнение ___Проанализировать текст по плану ( устно), упражнение ____. Создать текс-описание на тему « Первый снег» с использованием цепной связи.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Інноваційна методика творчо-пізнавальної діяльності особистості: «Rory’s Story Cubes» »
Швень Ярослава Леонідівна
30 годин
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.