Урок "Правописание суффиксов -ек-, -ик- в именах существительных"

Опис документу:
Конспект урока для учеников 6 класса с русским языком обучения. Работа содержит занимательный материал по теме (лингвистическая сказка, физкультминутка на тему урока). В конспекте представлены разнообразные формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Тема:  Правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-

Цель: изучить орфограммы, связанные с написанием суффиксов -ек-, -ик; обучать умению находить изученные орфограммы и объяснять их, применять полученные знания и умения на практике; развивать умение учащихся самостоятельно получать знания; развивать мыслительные процессы: сопоставление, анализ, классификация, внимание, логическое мышление; прививать интерес к урокам русского языка

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: учебник, дидактический материал.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

  1. Этимологическая страничка

Декабрь(лат., от decem десять)12й месяц в годупо христианскому летосчислениюу 

римлян декабрь был 10-м месв годуотчего и получил свое название.

В древнерусских месяцесловах и святцах назывался «студень», или «студный», от стужи и морозов, обыкновенных в эту пору. Об этом месяце русские люди говорили: «Год кончается, зима начинается. Студень».

Составьте предложение с названием этого месяца.

 II. Мотивация учебной деятельности

-Определение темы урока, целей, задач

Прочитайте лингвистическую  сказку, придумайте заголовок..                                                                      Суффиксы   -ИК-и-ЕК­

          Жили-были два брата - два суффикса: -ИК- и -ЕК-. И до того они были похожи друг на друга, что и не различишь. Но характеры у них были разные.  -ИК- имел твердый и непреклонный характер: как слово ни из­меняют, он крепко сидит в нём:  ключик - ключика, кирпичик - кирпичика, ларчик - ларчика.

      А у суффикса  -ЕК- характер был другой: шаловливый, озорной. Ему нравилось меняться до неузнаваемости. Его кругленькая  Е то и дело выкатывается из слова в косвен­ных падежах: орешек - орешка, дружочек - дружочка, василёчек - василёчка.

        Этих братьев легко можно различить, если хорошо изучить их характеры.                                                                                                   (Д. Кузьмин)

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Лингвистическое наблюдение в группах.

Внимательно рассмотрите пары слов. Обратите внимание на написание е, и в суффиксах -ек-, -ик-. От чего зависит выбор гласной в суффиксе?

2. Работа с учебником.

1) Чтение теоретического материала (с. 86).

2) Опрос.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

  1. 1. Практические упражнения. Задание : распределительный диктант (распрпделить слова в два столбика : с гласной –е и –и в суффиксе существительных –ек, -ик; объясни свои действия; поставь и запиши подчеркнутые слова в предложном падеже).

Горошек, годик, гаражик, глазик, волосик, вопросик, бантик,  подарочек, дождик, ежикжелобочек, желточек, мячик, нолик.

1) Запишите слова, обозначьте суффиксы.

Карандашик, мешочек, шалашик, огонечек, чулочек, песочек, халатик

2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

Маленький мальч....к (мамин сыноч...к) взял пальч...ком ключ...к, открыл ларч...к, достал свой кошелеч....к, пош...л в ларёч....к и купил карандаш....к. Красавч...к-молодч....к сел на пенеч...к, развел огонеч....к, открыл ножич....к, развязал мешоч...к и достал ореш....к. Птенч...к сел на конч...к веточки. Мяч...к закатился в шалаш....к.

Физминутка

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Видно ключик не нашёл.

А чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

  1. Задание :  творческая работа двух видов. 1.Списать, добавить в текст необходимые по смыслу существительные с суффиксом –ек, -ик, образовав их от данных существительных.

           Воскресным утром мы поехали в лес. Раза два принимался мелкий (дождик), но нам не хотелось его замечать. Около леса стоял крошечный (шалашик) из веток и листьев, видно, что мы не первые гости в лесу. Вот у старой елки высунулся (грибочек), а на опушке полыхает синью (василечек). Много прелестей и тайн у природы в любое время года.

Слова для справок : дождь, шалаш, дом, грибок, василек.

2. Сочинение- миниатюра с использованием существительных с суффиксом

–ек, -ик, образованных от данных слов : сынок, лесок, пенек, грибок, василек, дом, огонек. Озаглавьте свою работу,  подумайте, удачно ли будет все слова использовать в уменьшительно – ласкательном значении? (нет, речь слащава).

ИНД. задание: упр.191

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 21, упр.193

3

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Розвиток цифрового інтелекту учителя: путівник по цифрових інструментах в ефективній організації і проведенні освітнього процесу»
Ілляхова Марина Володимирівна
36 годин
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.