Взяти участь
Поспішайте взяти участь в акції «Методичний тиждень 2.0».
Головний приз 500грн + безкоштовний вебінар.
До визначення переможців залишилось:
3
Дня
3
Години
16
Хвилин
30
Секунд
Предмети »

Тема. Развитие связной речи учащихся. Составление рассказа по данному началу.

Курс:«Створення та ведення власного блогу на платформі WordPress»
Левченко Ірина Михайлівна
24 години
1000 грн
249 грн
Свідоцтво про публікацію матеріала №MF141949
За публікацію цієї методичної розробки Холодна Олена Іванівна отримав(ла) свідоцтво №MF141949
Завантажте Ваші авторські методичні розробки на сайт та миттєво отримайте персональне свідоцтво про публікацію від ЗМІ «Всеосвіта»
Перегляд
матеріалу
Отримати код

Тема. Развитие связной речи учащихся. Составление рассказа по данному началу.

Цели: раскрыть своеобразие стиля художественной литературы практической работе с текстами, прививать навык самостоятельного анализа текста, обогащать словарный запас учащихся в процессе практической работы, развивать образное мышление, творчество учащихся, воспитывать тонкое чутье к особенностям этого функционального стиля, принципам построения такого текста, формировать языковую, коммуникативную компетентность.

Основные понятия: стили речи, художественные средства, ключевые слова, высказывание

Методико-дидактическое обеспечение: раздаточный дидактический материал, мультимедийное обеспечение, слайды, презентация «Краски осени», репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», деформированный текст, листы бумаги, фломастеры.

Тип урока: урок-практикум

Прогнозируемые результаты: учащиеся анализируют тексты художественного стиля, находят изобразительно-художественные средства, составляют собственные высказывания, используют в речи глаголы-сказуемые с учетом речевой ситуации, конструируют и уместно употребляют в речи предложения, владеют орфографическими и синтаксическими нормами русского литературного языка

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний учащихся.

  1. Терминологический диктант

- Дайте определение терминам: типы речи, стили речи, художественный стиль, метафора, сравнение, гипербола, эпитет.

III. Объявление цели урока, прогнозируемых результатов.

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Известный американский писатель Т.Драйзер говорил: «Слова – это лишь меленькие звенья, связующие большие чувства и стремления, о которых мы не говорим вслух». А ведь действительно слова имеют свою собственную душу, поэтому язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка. Каждому из вас сегодня представится возможность оживить слово так, чтобы оно эмоционально и образно воздействовало на слушателя.

V. Работа над развитием речи учащихся. 1.Упражнение «Шутке – минутка»

На предыдущих уроках мы изучали подлежащее и сказуемое, способы их выражения. На уроке развития речи будем не раз вспоминать эти синтаксические единицы, ведь «сказуемое-глагол – самая огнепышущая, самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать самое действие (А.К.Югов).

Чтение текста «Грамматическая сказка» (на парте)

Жил-был Глагол. Он очень любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил… Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А как ты думаешь? Успеет? Сможем? Добежит?

Учитель: Да потрет глагола нарисовать трудно: он весь постоянно меняется. Он больше похож на волшебника, на волшебную палочку, с помощью которой легко изменить все, что угодно. Попробуем доказать это на конкретных примерах.

Учащиеся приводят примеры предложений с простым глагольным сказуемым по теме «Красавица-осень». 2. Метод «Три шляпы мышления»

- У Пушкина осень - «унылая пора, очей очарованье». Каково ваше мнение по поводу такого определения осени поэтом:

Шляпа красного цвета (учащиеся показывают чувственную сферу, эмоции, интуицию, предчувствия. Шляпа желтого цвета школьники выражают позитивное мышление, возможность увидеть лучшее в ситуации.

Шляпа зеленого цвета предлагают творческий подход, неожиданные решения и альтернативные идеи. 3. Презентация в виде слайдов «Краски осени» (Слайды)

Задание: после просмотра высказать впечатление, поделиться эмоциями.

– Любите ли вы осень?

– Чем вам нравится это время года? Почему золотую осень так называют?

  1. Работа с деформированным текстом. (Слайд) Задание: расположить предложения в определенной последовательности, выписать родственные слова, обозначить в них корень.

Все лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щечки, спинки.

Они пропитались солнце и стали золотистыми.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Летят, скачут, плывут листья.

Елочки листочками украсились.

Грибы под листиками спрятались.

Весело кружит ветер лесное золото. (По Н.Сладкову)

  1. Составление рассказа-описания по одной фразе «Узкую синюю ленту реки украсили желтые листья» –

На доске: Узкую синюю ленту реки украсили жёлтые листья.

– Прочитайте предложение, вдумайтесь в его содержание.

– О чём говорится в предложении?

– С чем сравнивается река?

– Что украшает реку?

– А теперь представьте себе, что вы стоите на берегу этой реки…

– Что вы видите вокруг себя? Открываются вопросы:

В какое время года вы стоите на берегу? Докажите.

Какая именно осень? Докажите, что это золотая осень.

Какое время суток?

Какое небо? Почему оно синее?

Какая погода? Как светит солнце?

Какая растительность на берегу реки? Почему вы думаете, что на берегу реки стоит лес?

Есть ли ветер? Какой это ветерок?

Где вы стоите: недалеко от воды или на пригорке, на высоком берегу? Где надо находиться, чтобы река казалась узкою лентою, но и чтобы листья были видны?

Нравится ли вам та картина, которую вы сейчас нарисовали словами? В качестве плана используются опорные слова:

золотая осень

погода

солнце

небо

лес

ветерок

листья:

(Учащиеся зачитывают свои сочинения)

  1. Аналитическая беседа – Вот видите, ребята, всего одна фраза, одно предложение, а как много нам оно сказало! Вы все мысленно нарисовали картину золотой осени. – А теперь посмотрите на эту репродукцию картины. Она вам знакома. (Учитель обращает внимание учащихся на репродукцию картины

И. Левитана «Золотая осень»). – Кто её автор?

– Как называется картина?

– Скажите, похожа ли картина на ту, которую мы с вами представили мысленно и описали словесно? – Чем похожа? В чём различие?

  1. Выступление группы учащихся (опережающее задание) Осень воспевали многие писатели, поэты, композиторы. Этому прекрасному времени года посвящено много рассказов, стихотворений, других произведений. А какие вы знаете? (Дети читают отрывки из стихотворений Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Фета).

Тютчев называет осень "дивной порой", Некрасов – "славной", у Лермонтова осень вызывает ощущение печали, а Фет прямо говорит о желании скорее расстаться с ней.

Но мы любим осень. Я думаю, что, наверно, нигде в мире нет такой красивой осени,

как у нас.

V I. Рефлексия Упражнение «Ладошка». Участникам предлагается на листе А-4 обвести свою ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный – я получил конкретные рекомендации;

Средний – мне было трудно ( не понравилось);

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно. VII. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрации к составленному на уроке рассказу;

подобрать загадки пословицы по теме.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу

Опис документу:
Урок -практикум по развитию связной речи, на котором учащиеся имеют возможность анализировать тексты художественного стиля, находить изобразительно-художественные средства, составлять собственные высказывания, использовать в речи глаголы-сказуемые с учетом речевой ситуации, изобразительно-выразительные средства.
  • Додано
    28.02.2018
  • Розділ
    Російська мова
  • Клас
    7 Клас
  • Тип
    Конспект
  • Переглядів
    177
  • Коментарів
    0
  • Завантажень
    0
  • Номер матеріала
    MF141949
  • Вподобань
    0
Курс:«Протидія шкільному насильству»
Черниш Олена Степанівна
72 години
2700 грн
390 грн
Свідоцтво про публікацію матеріала №MF141949
За публікацію цієї методичної розробки Холодна Олена Іванівна отримав(ла) свідоцтво №MF141949
Завантажте Ваші авторські методичні розробки на сайт та миттєво отримайте персональне свідоцтво про публікацію від ЗМІ «Всеосвіта»
Шкільна міжнародна дистанційна олімпіада «Всеосвiта Зима – 2018-2019»

Бажаєте дізнаватись більше цікавого?


Долучайтесь до спільноти