Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы)

Опис документу:
Фоновый материал для проведения урока русской словесности в 9 классе.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися
Опис презентації окремими слайдами:
Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы) Урок русской словесности 9 класс Из опыта работы учителя-методиста Куч...
Слайд № 1

Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы) Урок русской словесности 9 класс Из опыта работы учителя-методиста Кучеренко Н. С.

Язык словесного искусства – это своеобразная система словесно-художественных форм…, их значений и функций и отражающихся в них категорий; в художес...
Слайд № 2

Язык словесного искусства – это своеобразная система словесно-художественных форм…, их значений и функций и отражающихся в них категорий; в художественной литературе эта система возникает на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно-разговорного языка с функцией выразительной и изобразительной. В. В. Виноградов

Словарно-семантическая работа Текст, тема, основная мысль высказывания, сложное синтаксическое целое (ССЦ), последовательная связь, параллельная св...
Слайд № 3

Словарно-семантическая работа Текст, тема, основная мысль высказывания, сложное синтаксическое целое (ССЦ), последовательная связь, параллельная связь, приемы построения текста, языковые средства.

Слайд № 4

Текст – это развернутое высказывание, состоящее из связанных между собой предложений. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуника...
Слайд № 5

Текст – это развернутое высказывание, состоящее из связанных между собой предложений. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица, основными признаками которой являются смысловая цельность и связность. Об этом говорит и ССЦ.

Слайд № 6

Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких предложений, которые тесно взаимосвязаны по смыслу и синтаксически. ССЦ – не что иное, как ...
Слайд № 7

Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких предложений, которые тесно взаимосвязаны по смыслу и синтаксически. ССЦ – не что иное, как микротекст. Организация микротекста является стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры.

Работа с деформированным текстом 1. Определите, что перед вами: текст или набор предложений. 2. Попробуйте восстановить текст и записать его в тетр...
Слайд № 8

Работа с деформированным текстом 1. Определите, что перед вами: текст или набор предложений. 2. Попробуйте восстановить текст и записать его в тетрадь. А теперь, в 9-м классе, мы будем говорить (и, возможно, даже спорить) о судьбе пушкин-ских героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной... Пушкин входит в наше сознание с раннего детства, со сказок, которые мы знаем наизусть, не задумываясь о том, что их кто-то сочинил: казалось, что они существовали всегда, что они просто часть нашего мира, а у него нет начала и нет конца. Хотелось бы верить, что Пушкин навсегда останется с вами, потому что он неисчер-паем, как неисчерпаема сама жизнь. А потом в нашей жизни появляются чудесные пушкин-ские строки о природе, начинают интересо-вать и волновать его стихи о любви...

План целостного анализа текста 1. Тема, основная мысль микротекста. 2. Стиль и тип речи. 3. Смысловая связь предложений в ССЦ. 4. Образные средства...
Слайд № 9

План целостного анализа текста 1. Тема, основная мысль микротекста. 2. Стиль и тип речи. 3. Смысловая связь предложений в ССЦ. 4. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей. 5. Морфологические средства связи в ССЦ (преобладание каких частей речи вы наблюдаете и какова их смысловая нагрузка). 6. Синтаксический анализ микротекста. 7. Интонация высказывания.

Задания для групповой работы Фрагмент 1. Тема, основная мысль микротекста. Фрагмент 2. Стиль и тип речи. Смысловая связь предложений. Фрагмент 3. О...
Слайд № 10

Задания для групповой работы Фрагмент 1. Тема, основная мысль микротекста. Фрагмент 2. Стиль и тип речи. Смысловая связь предложений. Фрагмент 3. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей; морфологиче-ские средства связи в ССЦ. Фрагмент 4. Синтаксический анализ микротекста. Индивидуальное задание. Синтаксический разбор указанного учителем предложения из восстановленного текста. Фрагмент 5. Орфографический анализ текста (обра-тить внимание на орфограммы, составить словарную работу по тексту, прокомментировать орфограммы). Пример словарной работы: Сознание, с раннего детства, (не)задумываясь, кто-то, чудесные пушкинские строки; Пушкин, интересовать, класс, хотелось бы, навсегда, (не)исчерпаем, жизнь.

«Структурные средства ССЦ» ______________________________________________________________________________ Лексические: Морфологические: Синтаксичес...
Слайд № 11

«Структурные средства ССЦ» ______________________________________________________________________________ Лексические: Морфологические: Синтаксические: Ритмо- мелодические /интонация/ - повторение - соотнесенность - порядок слов и пред- отдельных слов; видо- временных ложений; форм глаголов- - синонимы, в том сказуемых - союзы в присоедини- числе тельном значении; контекстуальные; - частицы; - личные и указа- - употребление обстоя- тельные местоимения; тельств (преимуществен- но места и времени); - местоименные наречия и др. - вводные слова и предложения; - параллелизм построе- ния предложений; - неполнота отдельных предложений

Работа с микротекстом Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-т...
Слайд № 12

Работа с микротекстом Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он аманатом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильно, в 1707 году, с польской королевою, супругою Августа, и дал ему фамилию Ганнибал. /Каждая группа должна представить свой анализ текста/

Индивидуальная работа Сформулировать вопросы к тексту (5 – 7 вопросов). Дать ответы на них. Составить диалог (6 – 10 реплик) – обмен мнением о текс...
Слайд № 13

Индивидуальная работа Сформулировать вопросы к тексту (5 – 7 вопросов). Дать ответы на них. Составить диалог (6 – 10 реплик) – обмен мнением о тексте – доказательство того, что этот микротекст – ССЦ. /1 – 2 пары/

Обобщение изученного Согласны ли вы, что знание ССЦ внимательному читателю поможет разобраться в прочитанном тексте?
Слайд № 14

Обобщение изученного Согласны ли вы, что знание ССЦ внимательному читателю поможет разобраться в прочитанном тексте?

● Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ем...
Слайд № 15

● Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..

● В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не та...
Слайд № 16

● В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем.

● Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность...
Слайд № 17

● Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка.

Узнали ли вы даже в отдельных предложенных отрывках произведения Пушкина по их стилю и строению?
Слайд № 18

Узнали ли вы даже в отдельных предложенных отрывках произведения Пушкина по их стилю и строению?

Домашнее задание: выписать сложное предложение с разными видами связи из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» или «К Чаадаеву» и выполнить полный...
Слайд № 19

Домашнее задание: выписать сложное предложение с разными видами связи из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» или «К Чаадаеву» и выполнить полный синтаксический разбор выписанного предложения.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.

Приклад завдання з олімпіади Українська мова. Спробуйте!
До ЗНО з УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ ТА ЛІТЕРАТУРИ залишилося:
0
3
міс.
2
9
дн.
1
4
год.
Готуйся до ЗНО разом із «Всеосвітою»!