Работа по обогащению словарного запаса учащихся при изучении русского языка в школе"

Опис документу:
Переориентация общества на развитие человека, его личностных и культурных черт, изменение общественного сознания в отношении к образовательной сфере обусловили качественно новые требования к изучению русского языка в школе. Сейчас работа учителя-словесника должна быть направлена главным образом на формирование национально-языковой личности − человека, который является носителем языка, обладает умением и навыками свободно, коммуникативно оправданно пользоваться средствами русского языка, постоянн

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код

38

Работа по обогащению словарного запаса учащихся при изучении русского языка в школе"

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ……………………………………………………………….6

1. 1. Слово как основная единица речевой деятельности ……………..6

1.2. Лингвистические основы школьного курса лексикологии ………8

1.3. Взаимосвязь в учебе лексикологии в 1 - 4 и 5 - 9 классах ……….13

ГЛАВА II. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ ПРИИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ …………………………………………………………….20

2.1. Методы и приемы изучения лексикологии в школе …………….20

2.2. Виды учебно-тренировочных упражнений ……………………… 23

2.3. Опыт работы с системой упражнений по обогащению словарного запаса на уроках русского языка в школе ……………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………...35

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Переориентация общества на развитие человека, его личностных и культурных черт, изменение общественного сознания в отношении к образовательной сфере обусловили качественно новые требования к изучению русского языка в школе. Сейчас работа учителя-словесника должна быть направлена главным образом на формирование национально-языковой личности − человека, который является носителем языка, обладает умением и навыками свободно, коммуникативно оправданно пользоваться средствами русского языка, постоянно проявляет внимание к культуре и эстетике русского народа.

Школьное образование сегодня развивается и обновляется. Этот процесс обусловлен изменениями в общественно-политической жизни и концепции языкового образования. Поэтому одним из направлений гуманизации образования является признание человека как личности и наивысшей ценности общества. В формировании такой личности важную роль играет язык.

Обогащение словарного запаса направлено на то, чтобы при порождении речи учащийся владел свободной контекстуальной заменой слов для уточнения мысли, устранения повторов, создания образности и стилистической нормы. При восприятии текста богатый лексикон позволяет адекватно воспринимать информациюне только через понимание словарных значений слов, но и их коннотаций. Обогащение словаря происходит через введение в языковое сознание тематических групп слов, синонимических рядов (в том числе включающих фразеологизмы), антонимических пар, позволяющих сделать выбор необходимой единицы.

Главный аспект работы по обогащению словарного запаса учащихся − работа над значением (системой значений) и употреблением слова. При этом необходимо знать, что способность к адекватному восприятию и толкованию слов абстрактной семантики формируется у ребенка постепенно.

Анализируя современное состояние теории и практики обучения русскому языку, следует указать на то, что в практической работе учителей еще наблюдается тенденция к применениям традиционного изложения теоретического материала. Это делает предмет неинтересным. Анализ уровня знаний, умений и навыков учащихся с русского языка показывает, что в их речи наблюдаем нарушение лексической сочетаемости слов, употребление лишних слов, тавтологии, российско-украинского языкового «суржика».

По мнению многих ученых, в обучении русскому языку должен воцариться новый подход: преобладать должна не грамматика, а богатая, разнообразная связная речь. Проблема преподавания лексики чрезвычайно актуальна в наше время. Этим и обусловлена актуальность нашего исследования.

Цель курсовой работы – анализ работы по обогащению словарного запаса учащихся при изучении русского языка в школе.

Этой целью обусловлены следующие задачи исследования:

1) исследовать лингвистические основы школьного курса лексики;

2) выяснить взаимосвязь в обучении лексики в 1 - 4 и 5 - 9 классах;

3) описать систему упражнений по изучению лексики;

Объект исследования – методика изучения русского языка.

Предмет исследования − лексика, как один из аспектов языка, который изучается в школе.

В работе использованы следующие методы исследования: историческое исследование развития языковых явлений, наблюдение над языковыми явлениями; теоретическое обобщение школьной практики отечественных педагогов.

Научная новизна исследования заключается в раскрытии сущности одного из возможных путей качественной реконструкции учебного процесса и улучшения методики изучения словарного запаса учащихся при изучении русского языка в школе.

Практическая ценность проведенной работы заключается в том, что студенты-филологи могут воспользоваться упражнениями для написания конспектов уроков, проведения занятий.

Структура курсовой работы обусловлена общей концепцией и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

1.1. Слово как основная единица речевой деятельности

На сегодня изучение особенностей «концепции слова как средства доступа к информационной базе человека», как сложному продукту перцептивно-когнитивной и афективной переработки индивидом опыта познания и общения приобретает особую актуальность и выступает как обобщение знаний относительно ядра лексикона и одновременно является элементом и условием функционирования собственно лексикона.

На основании анализа ядра как более или менее стабильного образования в ментальном лексиконе учеными делается вывод о системности образов сознания носителей того или иного языка, их системы ценностей с акцентом на национально-культурной специфике языкового сознания (Уфимцева); устанавливается содержательная доминанта речевой личности ребенка (Соколова), исследуются особенности картины мира дошкольника и младшего школьника (Дубровская, Овчинникова) и др. Очевидно есть необходимость независимо висимости от этнической принадлежности человека установить связь между лексиконом и речевой деятельностью, а также доказать целесообразность семантической систематизации лексики для дальнейшего ее усвоения учащимися [2, с. 19].

Человек в своей речевой деятельности оперирует различными номинативными единицами языка прежде всего различными классами слов, с различными наборами, способами связи, словами, выступающих в различных синтаксических конструкциях.

Основной и универсальной единицей языка является слово. Эта единица языка может быть определена и как устойчивый звукокомплекс, обладающий значением, и как фиксированное, закрытое сочетание морфем. Слово как единица языка выступает в нескольких своих качествах или проявлениях.

Как единица языка слово представляет собой лексическую единицу (лексему), обладающую некоторым числом значений, что можно представить в виде выражения:

Например, для русского языка числовая формула выглядит как

[10, с. 36].

Относясь к тому или иному грамматическому классу, слово обладает набором определенных грамматических признаков (или, как принято их определять в лингвистике, − категорий).

Например, у существительных − это категории рода, числа, падежа (склонения), у глаголов − категории вида, времени и т.д. Данным категориям соответствуют различные грамматические формы слов (словоформы). Словоформы, «образуемые» морфемами, обеспечивают широчайшие возможности различной сочетаемости слов при построении речевых высказываний, они же используются и для передачи в речи (речевой деятельности) различных смысловых (атрибутивных, пространственных, качественных и т.д.) связей и отношений.

Наконец, слово как языковая единица выступает в качестве «строительного» элемента синтаксиса, так как синтаксические единицы (словосочетание, предложение, текст) образованы из слов, на основе того или иного варианта их комбинированного использования. «Синтаксически образующая» функция слова проявляется в соответствующей функции слова в «контексте» предложения, когда оно выступает в функции подлежащего, сказуемого, дополнения или обстоятельства [13, с. 59].

Указанные функции слова как основной и универсальной единицы языка должны являться предметом анализа для учащихся на занятиях общеразвивающего вида и коррекционных.

Таким образом, как единица языка слово выступает в качестве грамматической единицы. Это проявляется в том, что каждое слово-лексема относится к определенному грамматическому разряду слов (существительные, глаголы, прилагательные, наречия, числительные и т.д.).

1.2. Лингвистические основы школьного курса лексикологии

Методика обучения лексикологии − сравнительно новая отрасль методики обучения русскому языку. Ознакомление учащихся с отдельными лексическими понятиями традиционно осуществлялось еще с середины XIX века (рекомендации Ф. Буслаева, И. Срезневского, К. Ушинского и др.), но определение цели, содержания и методы обучения лексикологических понятий и формирование у учащихся учебно-языковых лексикологических умений и навыков было осуществлено в течение последних тридцати лет. В наше время особое внимание уделяется практической направленности обучения лексикологии [13, с. 61].

Как известно, основной единицей речи является слово. От понимания лексического значения слова зависит глубина усвоения текста. Понимание значения слова связано с взаимосвязью мышления и речи.

Слово − составная часть стиля, которая на него влияет и обусловлено им [1, с. 23].

Стиль будто господствует над отдельными словами, определяет целесообразность одних и нецелесообразности других в определенном контексте.

Для методики лексикологии важное значение имеет понимание психологической структуры значения. Согласно теории А. Потебни, слово наделено внутренней формой: всякое слово состоит из трех элементов − единства звуков (внешнего знака значения), представление (внутреннего знака значения) и самого значения. Второй элемент наделен гибкостью, способностью объединять старые и новые слова, наполнять их новым смыслом, создавать образность, слово воспринимается и осознается на фоне контекста, в результате анализа ситуации общения [11, с. 104].

Лексика формирует коммуникативный фонд языка. Слово − среда функционирования звуков и морфем, выразитель грамматических категорий [1, с. 25].

Целесообразное использования слова способствует реализации коммуникативной цели говорящего. Поэтому целенаправленное, систематическое усвоение знаний о словах, выработки умений им пользоваться является чрезвычайно важным.

Обучение лексикологии подчиняется таким познавательным и практическим задачам:

Познавательные задачи:

− формирование научного мировосприятия;

− усвоение понятия о слове;

− развитие у учащихся семантического взгляда на слово, что является основой формирования умений различать лексическое и грамматическое значение, устанавливать семантические связи между словами;

− формирование умений выделять функционально-стилистические особенности слов и фразеологизмов;

− воспитание любви к русскому языку, стремление овладеть словарным богатством русского языка [16, с. 32].

Практические задачи:

− формирование лексикологических языковых и речевых умений и навыков;

− обогащение словарного запаса учащихся;

− направление работы по лексикологии на усовершенствование правописания и грамматических умений и навыков;

− организация обучения лексикологии как основа для работы по развитию связной речи;

− совершенствование лексико-стилистической нормативности речи учащихся;

− предупреждение лексических, лексико-стилистических ошибок [16, с. 35].

Значение изучения лексикологии в ходе изучения русского языка таковы:

− стимулирует постоянное обогащение словарного запаса;

− способствует формированию признаков культуры речи, прежде всего точности, чистоты, выразительности, богатства, разнообразия, эмоциональности, образности;

− является предпосылкой качественного усвоения языковых и речевых понятий, в частности грамматических и стилистических [16, с. 37].

На занятиях по лексикологии используются общие лингводидактические методы.

К наиболее действенным приемам обучения относятся тренировочные упражнения, например:

− нахождение определенной лексической единицы в контексте;

− выяснение роли лексического явления в рассматриваемом тексте;

− подбора примеров, иллюстрирующих лексическое явление;

− группировка лексических явлений по определенным признакам;

− конструирование языковых единиц с определенным лексическим явлением, введение лексической единицы в контекст;

− работа со словарем [3, с. 49].

Особую роль среди способов обучения лексикологии ученые отводят лексическому и лексико-стилистическому анализу, основанном на знаниях, умениях и навыках, производимых системой лексических и лексико-стилистических упражнений [12, с. 32].

Лексический анализ является важным компонентом лингвистического анализа. Вопрос о значении слова наиболее актуален в структурно-семантическом исследовании лексики [12, с. 34].

Анализ слова осуществляется в современной лингвистике в трех аспектах:

1) сущность значения слова;

2) соотношение слова и понятия;

3) смысловая структура слова [17, с. 21].

Исходными положениями этого анализа являются:

− зависимость стилистического своеобразия текста прежде всего от лексики;

− опосредования значения слова контекстом;

− единство лексического и грамматического значений;

− способность слова создавать семантические поля;

− своеобразие сочетаемости слов в различных функциональных стилях [17, с. 23].

Для обучения русскому языку важно понимание текста как конкретного речевого произведения, и как определенной модели построения, общей для группы текстов. Это позволяет выявить с помощью анализа закономерности построения определенной группы текстов и организовать обучения связной речи на основе обобщенного понятия о тексте.

Лексико-стилистический и лексический анализ текста должен выявить семантику и структуру текста. Ученики должны уметь находить недостатки в организации текста − многословие, словесные клише, позволяющие манипулировать смыслом, невнятные слова, неубедительность авторской позиции и т.д. [19, с. 58].

Любой метод обучения − это способ взаимодействия учителя и учащихся, направленный на достижение определенной цели, своеобразное педагогическое сотрудничество [19, с. 61].

Во время усвоения лексикологии осуществляется овладение учащимися словарного запаса языка. Хотя этот вид работы сопровождает обучение на всех занятиях.

Объектами словарной работы являются:

− слова и устойчивые словосочетания, незнакомые ученикам;

− лексико-семантические ряды, группы слов, функционирующих в различных контекстах;

− соотносятся лексические средства;

− словарный запас школьников [19, с. 64].

Во время учебы лексикологии в школе необходимо учитывать, что самостоятельные слова, сохраняя единство лексического значения, могут иметь разные грамматические формы. Они имеют по несколько значений, каждое из которых выражается только в конкретной речевой ситуации, в конкретном предложении.

Различают три типа лексических значений слова: номинативное; фразеологически обусловленное; синтаксически обусловленное [15, с. 61].

С типами лексических значений ученики напрямую не знакомятся, но на практике учителю предстоит выяснить зависимость значения слова от контекста, от связи с другими словами. Опора на типы лексических значений необходима при изучении фразеологизмов, а также семантики различных типов предложений. Среди многих значений слова выделяется прямое и переносное. Оно служат базой для создания метафор, в свою очередь важно для работы над связной речью и языком художественных произведений [15, с. 64].

Работать над лексическим значением слова целесообразно в контексте, потому что именно там более всего раскрываются все его значения. Слова в языке находятся в разных смысловых отношениях. Эти отношения создают системные связи, основанные на семантике слов, принадлежности их к разным частям речи и сочетаемости с другими словами в контексте. С лексической парадигмой, например, школьники знакомятся в процессе изучения лексики (синонимы, омонимы, антонимы), словообразования (родственные слова), морфологии (лексико-семантические группы слов), синтаксиса (обобщающие слова при однородных членах предложения) и в работе над развитием речи (тематические группы слов) [15, с. 67].

Итак, работа над лексикологией в школе имеет большое и общеобразовательное, и практическое значение. Обогащаются знания учащихся по языку в результате изучения слова и выявления существующих связей между лексикологией и другими уровнями языка (фонетикой, словообразованием, морфологией, синтаксисом, стилистикой). Учащиеся знакомятся со сферой употребления слов, с источниками их происхождения, и это формирует материалистический взгляд на язык. Практическая ценность изучения лексикологии заключается в том, что ученики сознательно подходят к пониманию значения и сферы употребления слова, к необходимости обогащения словарного запаса и освобождения своего языка от слов, которые стоят за пределами литературной нормы. Осознанию семантики слова помогают ученикам знания таких теоретических сведений по лексикологии, как многозначность, переносное употребление, синонимы, антонимы, омонимы, родство слов, а также умение осуществлять словообразовательный анализ. А выработка навыков умелого использования лексики опирается на понимание роли контекста в выявлении значения слова, его стилистических свойств, сферы применения, закономерности сочетаемости слов.

1.3. Взаимосвязь в учебе лексикологии в 1 - 4 и 5 - 9 классах

В курсе русского языка выделяется несколько степеней изучения лексикологии: пропедевтический этап (начальные классы); систематическое изучение (средние классы), рассмотрение лексических явлений при изучении словообразования и грамматики (5-9 классы); функционально-стилистический этап (5-9 классы).

В программе по русскому языку для 1-4 классов предусмотрено практическое ознакомление с лексическим значением слова, с простыми случаями многозначности слова, со словами, близкими по значению (синонимами), со словами, противоположными по значению (антонимы). Никакие понятия у детей не формируется, никаких терминов им не сообщается, определений дети не заучивают. Специально времени на ознакомление с лексическими явлениями не отводится. Лексические упражнения рекомендуется проводить в связи с изучением грамматики и обучения правописанию [15, с. 69].

Дети в ходе наблюдений убеждаются, что слова обозначают те или иные предметы и явления действительности, имеют определенные значения, что, попадая в различные предложения, особенно в связной речи, слова могут быть близкими или противоположными по значению. Такая работа способствует развитию мышления и речи, обогащению словаря младших школьников, воспитанию любви и интереса к русскому языку.

Приступая к изучению лексикологии в 5-м классе, необходимо выяснить ученикам цель введения ее в программу, место среди других разделов школьного курса языка. Ученики должны осознать, что знания по лексикологии русского языка даст возможность им свободно владеть словом, поможет лучше овладеть грамматику, орфографию, орфоэпию и стилистику, расширит знания об окружающей действительности. Так, прорабатывая значение слова, надо отметить, что каждое слово имеет не только звуковой состав и грамматическую форму, но и четко очерченное значения. Это позволяет людям с помощью слов обмениваться мыслями. А многозначность слов способствует образности и выразительности речи.

Лексическое значение слова определяется понятием, которое оно выражает, и зависит от грамматических признаков слова, контекста, лексических связей с другими словами, эмоциональной и стилистической окраски. Знание и понимание лексического значения слова необходимо ученикам, чтобы они могли овладеть другие лексические понятия [4, с. 63].

В 6-м классе учащиеся должны выяснить значение слов самостоятельно, пользуясь толковым словарем, определять то значение слова, которое употреблено в данном контексте, уметь подбирать омонимы, синонимы, антонимы и использовать их в собственной речи, правильно употреблять слова в разговорном, деловом и художественном стилях речи.

Основным направлением работы над лексикологией в процессе изучения русского языка является обогащение словарного запаса учащихся, успешное обогащение лексики учащихся в процессе познания объективной действительности, осознание того, что слово служит средством художественной выразительности, возможно только в результате глубокого усвоения основных теоретических сведений о лексике и ее стилистических возможностях [4, с. 65].

Со словом учащиеся знакомятся с первых шагов обучения и уже в начальных классах ведется большая практическая работа над обогащением словаря. Однако только начиная с 5 класса учащиеся получают систематические научные знания по лексикологии.

Глубокое осознание учениками значение слова как основной единицы языка станет прочным фундаментом, на котором будет осуществляться обработка всех вопросов лексикологии, а также сознательная работа над расширением и обогащением словарного запаса учащихся.

Методы обработки программных вопросов лексикологии могут быть разными: слово учителя, беседа, наблюдение над языком, работа с учебником. Кроме этих объяснительно-иллюстративных и частично-поисковых методов, возможно применение поискового метода и элементов исследовательского [7, с. 5].

Поскольку вопросы лексикологии, изучаемых в 5-м и 6-м классе, является преимущественно новыми, неизвестными для учеников, то слово учителя как метод теоретического изучения занимает важное место. К этому методу следует прибегать во всех случаях, когда материал сложный и непосильный для самостоятельной работы школьников. Рассказ учителя на основе глубокого анализа языковых явлений позволит ученикам понять материал, вызовет желание работать.

Все это должно оказаться в применении таких методов, как слово учителя − учитель излагает материал, рассказывает, объясняет, обобщает, умственная деятельность школьников заключается в том, что они следят за развитием мысли, запоминают факты.

Беседа − во время беседы смысл изучаемого материала раскрывается в ответах учеников на вопросы, которые ставит учитель. Ученики в свою очередь спрашивают, приходят к выводу.

Наблюдение и анализ языкового явления − учитель организует наблюдения, выдвигает задачу, обобщает, ученики наблюдают, анализируют, делают выводы.

Самостоятельная работа учащихся − учитель налаживает работу, контролирует, ученики получают знания при выполнении упражнений, заданий, отчитываются о проделанной работе [5, с. 21].

Кроме названных выше и других методов, в процессе обучения учитель пользуется самыми разнообразными методическими приемами.

Эффективность методов преподавания растет, если фронтальную работу совмещать с групповой и индивидуальной.

При фронтальной форме работы в исполнении познавательной задачи в той или иной степени участвует весь класс. Например, если применяется объяснительно-иллюстративный метод преподавания, то учитель чаще всего приспосабливается к уровню знаний и умений средних школьников. Ученики с высоким и низким уровнем подготовки оказываются в менее благоприятных условиях: для одних изложение учителя неинтересно, а для других оно является сложным [5, с. 26].

При использовании частично-поискового метода в самых выгодных условиях находятся сильные ученики, которые принимают активное участие в решении проблем.

При фронтально-индивидуальной форме работы несколько учеников получают задания на отдельных карточках, а с остальными школьниками учитель работает фронтально. Эта форма работы целесообразная при применении частично-поискового метода. Сильные ученики, получив индивидуальные задания, не участвуют в поиске, класс становится более однородным по уровню подготовки и эффективность эвристической беседы растет.

Групповая форма работы позволяет учесть в основном уровень подготовки всех учащихся. Для проведения такой работы учитель должен подготовить дифференцированные по уровню сложности задачи.

Отбор материала по лексикологии подчиняется возрастным возможностям учащихся. Цель изучения лексики в 5 и 6 классе, как специального раздела, соотносится с целью обучения в начальной школе [9, с. 14].

Соотношение этого материала с программой младших классов обеспечивается принципом преемственности при отборе лексического материала. Материал, который используется для лексических упражнений в младших классах − это близка и понятна детям лексика. Чтобы понять само лексическое явление, они должны четко знать значение слов, на которых рассматривается явление, соотносить слова и предметы, сравнивать предметы и действия, названные одним словом [9, с. 17].

Учитель в 5 и 6 классе должен последовательно реализовать знания и умения, полученные учащимися в 1- 4 классах. Большой запас многозначных слов, синонимов, антонимов должен послужить основой для формирования у учащихся соответствующих лексических понятий. Так, младшие школьники имеют практическое представление о синонимах и усваивают основной их признак − близость значений.

В 1-4 классах, таким образом, проводится серьезная работа, которая создает предпосылки для усвоения теоретических сведений по лексикологии в 5 классе. Реализация принципа преемственности в изучении раздела «Лексикология» позволяет учителю углубить работу по языку, сделать ее более емкой, содержательной, не повторяя хорошо известного ученикам, а развивая полученные знания и навыки [14, с. 61].

В 7 классе в ходе изучения наречия ученики получают лексикологические знания наречий-синонимов и антонимов; наречий-омонимов к существительным с предлогами. Ученики должны уметь составлять предложения с наречиями и микротексты, используя наречие для связи предложений в тексте. При изучении предлога учащиеся знакомятся с синонимическими и антонимическими предлогами. Ученики должны уметь анализировать тексты в правильности использования предлогов с падежными формами существительных; составлять предложения с различными предложно-именительными конструкциями; редактировать тексты в правильности использования предложных средств благозвучия речи.

При изучении союзов учащиеся знакомятся с синонимическими и антонимическими союзами, учатся использовать союзы в собственных высказываниях в соответствии с функциональным назначением, составляя простые и сложные предложения; ученики должны научиться редактировать предложения, целесообразно заменяя союзы синонимическими.

При изучении частиц учащиеся знакомятся с синонимическими и антонимическими частицами, а при изучении междометий − с наиболее употребляемыми фразеологизмы (в частности поговорками и пословицами) с криками [14, с. 65].

В 8 классе ученики только повторяют сведения по лексикологии, аргументируют притнадлежность слова к определенной группе лексики; используют в речи изученные группы лексики, фразеологизмы; пользуются словарями различных видов.

В 9 классе учащиеся только повторяют и систематизируют изученное о слове как предмете изучения.

В 10 классе ученики должны аргументировать принадлежность слова к определенной группе лексики, использовать уместно в речи изученные группы лексики, фразеологизмы; пользуются словарями различных видов.

В 11 классе ученики должны уместно использовать в речи лексические единицы − профессиональные, слова, термины, собственно русскую лексику, синонимы как средства разнообразия и выразительности речи, фразеологизмы в профессиональной речи, определять стилистические функции лексических и фразеологических единиц; уметь пользоваться справочной литературой и лексикографическими изданиями, электронными словарями, сетью Интернет в овладении языком и речью; уметь составлять терминологические словари на основе толкового, отраслевых словарей [14, с. 69].

Таким образом, соблюдение этих принципов в процессе изучения лексики, словообразования и грамматики обеспечит тесную внутри-предметную связь и сформировать в школьников научное представление о языковой системе, расширит их лингвистическую эрудицию.

ГЛАВА II. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ ПРИИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

2.1. Методы и приемы изучения лексикологии в школе

Изучение лексикологии основывается на следующих принципах:

1) внеязыковый,

2) лексико-грамматический,

3) семантический,

4) диахронический.

Каждый из этих принципов обеспечивает многогранную работу над словом как на уроках русского языка, так и на уроках других предметов [18, с. 136].

Внеязыковый, или экстралингвистический, принцип изучения лексики требует сопоставления слов с теми реалиями, которые они называют. На этом принципе основывается определение лексических понятий, виды наглядности. Например, рисунки в учебниках с подписями или без них с успехом используются учителем для выяснения сути лексических понятий. Анализируя рисунки без подписей, ученики идут к слову через его предметное изображение, а при анализе рисунков с подписями − от слова к предмету или явления, изображенного на рисунке [16, с.33].

Лексико-грамматический принцип основывается на сопоставлении лексического и грамматического значений слов и помогает в работе над словом с абстрактным значением. Грамматические признаки слов является важным структурным элементом определения лексических понятий. Этот принцип способствует осуществлению взаимосвязи лексики и грамматики.

Семантический принцип используется при изучении многозначных слов, синонимов, омонимов, антонимов. Известно, что слово, вступая в различные семантические связи с другими словами, образует лексическую парадигму. Чтобы выяснить значение того или иного члена этой парадигмы, оно сопоставляется с другими словами. Такое сопоставление происходит на основе семантического принципа. Его реализация требует наблюдений над лексическим значением слов [16, с. 34].

Взаимосвязь слова с историей народа выражается в выяснении его этимологии. Раскрытие этой взаимосвязи достигается за счет диахронического принципа, который помогает формировать у учащихся правильное понимание развития словаря и языка в целом как явлений, обусловленных историей развития общества. Исторические изменения в жизни народа вызывают определенные изменения в словарном составе языка. Диахронический принцип предопределяет изучение устаревших слов и неологизмов, лексических понятий, связанных с происхождением и развитием словарного состава языка [8, с. 29].

Приступая к изучению лексикологии в 6 классе, необходимо выяснить ученикам цель введения ее в программу, место среди других разделов школьного курса языка. Ученики должны осознать, что знание лексики русского языка даст возможность им свободно владеть словом, поможет лучше овладеть грамматикой, орфографией, орфоэпией и стилистикой, расширит знания об окружающей действительности.

Так, прорабатывая значение слова, надо отметить, что каждое слово имеет не только звуковой состав и грамматическую форму, но и четко очерченное значения. Это позволяет людям с помощью слов обмениваться мыслями. А многозначность слов способствует образности и выразительности речи.

Лексическое значение слова − это содержание слова, соотносительность его с определенным внеязыковвым фактом (предметом, явлением, качеством, процессом) действительности. Так, слово потоп означает «место, которое затапливается во время наводнения», слово скрытный − «который скрывает свои чувства».

Лексическое значение слова определяется понятием, которое оно выражает, и зависит от грамматических признаков слова, контекста, лексических связей с другими словами, эмоциональной и стилистической окраски. Знание и понимание лексического значения слова необходимо ученикам, чтобы они могли овладеть другими лексическими понятиями [8, с. 30].

Ученики должны усвоить все компоненты лексического значения слова. Основное значение содержится в корне (труд, трудовой, трудиться), однако и другие морфемы (суффиксы, приставки) влияют на значение слова, меняя его полностью или частично. Так, слова лес, лесной, лесничий разные по значению. Ознакомление учащихся с лексическим значением требует применения различных приемов толкования значений слов, и прежде всего логического определения, синонимизация [5, с. 71].

В 5 классе учащиеся должны выяснять значение слов самостоятельно и, пользуясь толковым словарем, определять то значение слова, которое употреблено в данном контексте, уметь подбирать омонимы, синонимы, антонимы и употреблять их в собственной речи, правильно употреблять слова в разговорном, деловом и художественном стилях речи; в 6 классе − определять слова по словарю, разграничивать основные лексические слои русского языка, пользоваться всеми предусмотренными программой словарями, разграничивать семантические признаки словообразовательных средств, лексико-семантические и грамматические признаки частей речи, употреблять в речи многозначные существительные, прилагательные, глаголы, подбирать к ним синонимы и антонимы; в 5 классе − определять лексические свойства причастий, деепричастий и наречий, подбирать синонимичные предлоги и союзы, свободно использовать в устной и письменной речи все части речи; в 7 и 9 классах − толковать значение любого слова в контексте, объяснять его стилистические функции, анализировать лексические особенности стилей языка. Эти умения обеспечивают усвоение и закрепление знаний, полученных при изучении данного раздела [5, с. 78].

Таким образом, изучая лексикологию, дети должны осознать, что русский литературный язык прошел долгий путь развития, он является продуктом многих поколений. Каждое новое явление, предмет, признак, действие вызвали в нем появление новых слов.

2.2. Виды учебно-тренировочных упражнений

При составлении лексических упражнений следует учитывать определенные условия:

1) соответствие содержания упражнений теоретическим сведениям о словах, предусмотренных программой;

2) отбор лексических упражнений предопределяется характером учебного материала;

3) лексические упражнения формируют речевые умения и навыки;

4) упражнения способствуют развитию логического и художественного мышления учащихся;

5) содержание упражнений должно носить воспитательный характер [12, с. 34].

Учитывая дидактические задачи лексические упражнения объединяются в несколько типов:

1) выяснение сути лексического явления;

2) отыскания изучаемого явления среди слов (в предложении, связном тексте) по образцу или без него;

3) отбор примеров, иллюстрирующих изучаемого лексическое явление;

4) группировки изучаемых лексических явлений по определенным признакам;

5) замена слов и выражений другими;

6) лексический разбор;

7) составление предложений и связных текстов с использованием определенного лексического явления;

8) нахождение лексических ошибок и их исправления [12, с. 34].

Названные типы упражнений способствуют закреплению учащимися изучаемых лексических понятий, их специфики и связи, формированию лексических умений выявлять то или иное явление, анализировать и определять его роль в речи. Отбор лексических упражнений зависит от содержания и специфики изучаемых лексических понятий.

Так, при ознакомлении со значением слова необходимы следующие упражнения:

1) толкование лексического значения слова, использованного в контексте (по образцу или без него);

2) определение лексического и грамматического значений слова;

3) распознавания слова по его толкованию;

4) отыскания в тексте слова с определенным лексическим и грамматическим значением;

5) введение в контекст слова с указанным значением;

6) отыскания значения (значений) слова в толковом словаре [12, с. 34].

Одним из важных лексических упражнений является разбор. Он позволяет организовать наблюдения над лексическими явлениями в текстах разных стилей. Лексический разбор предполагает определение в тексте для анализа слова, раскрытие его лексического значения, отнесение к определенной группе и характеристику важнейших его признаков. Лексический разбор может быть полный, когда определяются все характерные особенности слова, изучаемые в школе, и частичный [7, с. 63].

Например, после обработки тем «Значение слова» и «Многозначные и однозначные слова» пользуемся следующей схемой:

1) начальная форма слова, которая анализируется;

2) определить, к какой части речи принадлежит;

3) раскрыть его значение в представленном тексте;

4) однозначное оно или многозначное;

5) если многозначное, то установить, с которыми еще значениями употребляется в речи.

После изучения темы «Прямое и переносное значение слова» в схему добавляется:

6) в каком смысле употребляется слово − в прямом или переносном [6, с. 24].

По отдельной схеме можно характеризовать омонимы, синонимы, антонимы, например, схема анализа омонимов такова:

1) слова, которые анализируем, назвать в начальной форме;

2) определить, к какой части речи относятся;

3) раскрыть значение их в контексте;

4) выяснить стилистическую роль.

После завершения изучения лексики в 5 классе составляется схема лексического анализа, которой следует пользоваться до времени изучения новых вопросов:

 1) слово, которое анализируется, назвать в начальной форме;

2) определить, к какой части речи принадлежит;

3) раскрыть значение его в данном контексте;

4) однозначное оно или многозначное;

5) если многозначное, то установить, с которыми еще значениями употребляется;

 6) в каком смысле употреблено слово − в прямом или переносном;

7) имеет ли оно омонимы; если нет, то подобрать их;

8) подобрать к анализируемому слову синонимы, если они есть;

9) ясли возможно, то подобрать антонимы; образовать все возможные антонимические пары (в пределах многозначного слова) [6, с. 25].

В 6 классе проводится также частичный разбор на закрепление той или иной группы лексики. Например, для определения и характеристики заимствованных слов можно воспользоваться следующей схемой:

1) слово, которое анализируется, назвать в начальной форме;

2) определить, к какой части речи принадлежит;

3) раскрыть лексическое значение его в тексте;

4) выяснить, принадлежит ли слово к иноязычным;

5) если слово заимствовано, то установить по словарю иностранных слов, с какого именно языка. Наконец, после завершения изучения лексики в 6 классе дать схему полного лексического разбора. Это, собственно, та же итоговая схема, которая предлагается в 5 классе, только до девяти пунктов добавляются еще и такие:

10) каким является слово относительно сферы использования − общеупотребительным, диалектным или профессиональным;

11) принадлежит ли слово к заимствованным? Определить происхождение иноязычного слова;

12) определить принадлежность слова к устаревшим словам или к неологизмам [6, с. с. 26].

Для эффективности усвоения лексических знаний, кроме названных, предлагаем еще и такие упражнения:

1. нахождения в словосочетании, предложении или тексте соответствующих лексических явлений, и характеристика их по определенному образцу или без него.

2. Отбор примеров из названных источников, которые иллюстрировали данное лексическое явление.

3. Самостоятельный подбор слов определенной категории. Например, создать антонимические пары или синонимичные пары представленным слов и т.д.

 Такой подбор необходимо осуществлять, учитывая многозначность слов, например: свежий (хлеб) − черствый, свежий (огурец) − соленый и тому подобное.

4. Самостоятельное составление предложений и текстов со словами разных лексических категорий (омонимы, синонимы, антонимы и т.д.), значения которых предварительно выясняется.

5. Расположение поданных синонимов в порядке градации (рост степени качества, интенсивности действия, степени эмоциональности и т.д.). Например, предлагаем синонимы красивый, очаровательный, замечательный, славный, хороший, прекрасный, прекрасный расположить в таком порядке, чтобы каждый следующий определял большую степень признака и эмоциональности. Составить с ними текст-миниатюру.

6. Группировка поданных слов по определенным признакам, а также составление таблиц в процессе такой работы. Например, закрепляя сведения о коротких и полных прилагательных, о разделении их на твердую и мягкую группы, предлагаем ученикам ряд слов: широкий, храбрый, бескрайний, мужественный, мягкое, радостное, тяжелые, безграничный, красивый, ласкавее, тяжкие, веселая, славный [9, с. 15].

После грамматико-орфографической характеристики слов ставится задача расположить их по синонимичным рядам, выяснить причины такого расположения: широкий, бескрайний, безграничный; храбрый, мужественный; ласковое, ласкавее; тяжелые, тяжкие; радостная, веселая; хороший, славный, красен. Ввести один из рядов в небольшой текст.

7. С изучением словообразования и выработкой правописания навыков связана и такая лексическая работа: образование антонимичных пар от одного и того же слова с помощью приставок: из-(с-, -зи-), рас-, под-, от-, за-, вы-, и др .: съехаться − разъехаться; сформировать − расформировать; подойти − отойти. В представленном тексте найти подобные антонимические пары.

8. С учетом специфики занятий населения местности, где проживают учащиеся, анализировать тексты с соответствующей профессиональной лексикой (рыбацкой, виноградарской, горной) и составлять тематические словари.

9. Определение роли изучаемого лексического явления в предложении или тексте. Выполнение такой задачи реализует связь в изучении языка и литературы.

10. Выбор нужного слова из нескольких представленных в процессе выполнения творческих работ. Например, с поданного синонимического ряда выбрать нужное слово и вставить его в предложение. Это, собственно, одна из разновидностей творческого диктанта, текст которого взят из классической русской литературы. Проводится он так: в предложении пропускается слово, а учащимся предлагается ряд синонимов, из которых необходимо выбрать наиболее уместное и вставить на месте пропуска;

 11. Устранение повторения одного из слов в предложении или в пределах неширокого контекста. Для этой работы лучше всего брать материал по исследованиям авторских лексико-синонимических замен в рукописях произведений выдающихся мастеров слова с определенной целью тех или иных лексических явлений в различных видах работ по развитию связной речи.

12. Перевод с украинского языка на русский и сравнительная характеристика лексики по происхождению или другим признакам. Осуществляя межпредметные связи, на уроках литературы следует систематически проводить наблюдения за использованием различных лексических групп в художественных произведениях, придавая этой работе стилистическое направление [9, с. 16].

Таким образом, лексические упражнения − это задачи, направленные на осознание сути лексических умений. Они активизируют и обогащают словарный запас учащихся, воспитывают в них внимание к слову, его значение, развивают мышление. Практический материал лексических упражнений дает широкие возможности для воспитательной работы на уроках русского языка.

2.3. Опыт работы с системой упражнений по обогащению словарного запаса на уроках русского языка в школе

Чтобы подробнее и глубже познакомить детей со словарным составом русского языка, в 5-6-х классах учитель Ольга Иванова проводит цикл уроков, посвященный словарям. Знать любой язык, в том числе и русский невозможно без знания различных типов словарей − ударений, орфографических, синонимических, орфоэпических, терминологических, толковых и тому подобное. Вначале урока-рекламы «Виды словарей» учитель Ольга Иванова ставит ученикам вопрос, понимают ли они сам термин «словарь»; которые словари они знают; что облегчает поиск нужного слова.

Рассказывая ученикам об основных видах словарей, раскрывая содержание каждого из них, Ольга Иванова приводит конкретные примеры, знакомит детей с лучшими образцами словарей, которые есть сегодня.

Далее Ольга Иванова учит учеников пользоваться словарями. Рассказывает, что для правильного, оперативного и эффективного пользования словарем нужно хорошо ознакомиться с содержанием раздела «О построении словаря». Этот путеводитель будет ориентиром и помощником пользователю, поскольку содержит информацию об условных обозначениях, сокращениях и принципах составления словаря.

Используя метод опережающего обучения, Ольга Иванова отмечает, что в этого путеводителя ученикам нужно будет обратиться, когда они получат задание составить собственный словарь профессиональной лексики.

На уроке-практикуме ученики приобретают практические навыки работы со словарями. С помощью языковых словарей они находят лексемы, которые соответствуют теме занятия, совершенствуют умения и навыки располагать слова в правильном алфавитном порядке, учатся доказывать целесообразность отбора слов в составленном ими словаре, обогащают свою речь новой лексикой. Ученики работают сначала группами, а затем − индивидуально по определенной тематике. Например, составляют «Словарь добрых слов»:

В 6-м классе в разделе «Лексикология» ученики изучают группы слов по употреблению: общеупотребительные и стилистически окрашенные слова, диалектизмы, профессионализмы и термины, просторечные слова, жаргонизмы.

Ольга Иванова концентрирует внимание детей на профессиональных словах и терминах, ведь научно-технический прогресс, евроинтеграционные процессы, изменения в социально-экономической сфере в стране насыщают русский язык новыми понятиями, терминами. Ученики также должны знать, что языковые знания − основной компонент профессиональной профессиональной подготовки. Язык выражает мнение, является средством познания и деятельности, поэтому правильного профессионального общения человек учится всю свою жизнь, поскольку профессиональная терминология непрерывно пополняется.

Ольга Иванова обязательно отмечает на разнице между профессиональными словами и терминами. Объясняет, что профессиональными называются слова, свойственные речи людей определенных профессий, а термины − это специальные слова, которые употребляются для точного наименование определенного понятия с какой-либо области знаний. Ольга Иванова приводит примеры. Обращает внимание детей, что профессиональные слова и термины, которые широко употребляются в научном стиле речи, также могут использоваться в художественном стиле, когда задачей автора является показать трудовую деятельность человека, индивидуальные особенности его речи.

Таким образом, осуществляется вербальное ознакомления с профессией, цель которого − воспитание уважительного отношение к любой трудовой деятельности, расширение словарного запаса учащихся, полное и всестороннее информирование детей о мире профессий, повышение престижа профессий, воспитание уважения к людям труда, предварительное ориентирование на выбор профиля обучения.

Ознакомление со специальными терминами всегда выходит за пределы уроков русского языка и обычно переносится Ольгой Ивановой еще на внеурочное время. Именно тогда начинается конкретная деятельность учащихся. Ольга Иванова предлагает им вести тетрадь-словарь, в котором на каждой странице в алфавитном порядке записывать профессиональную лексику того вида трудовой деятельности, которая нравится, с объяснением происхождения каждого слова. В конце учебного года происходит презентация этого вида работы.

В 7-8-х классах Ольга Иванова продолжает работать в этом направлении. В конце учебного года учащиеся представляют свои портфолио в классе. Коллективно обсуждают, дают советы, делают замечания с целью расширение словарного запаса профессиональной направленности.

В 9-м классе заканчивается работа над составлением словаря профессиональной лексики. Ольга Иванова проводит урок «Калейдоскоп профессий», на котором ученики представлять свои наработки – описания исследовательского характера. Они выполняют их в электронном виде. Этот вид внеурочной работы активизирует творческие способности учащихся, предусматривает владение приемами самостоятельного приобретения новых знаний, умение работать в условиях поиска, исследования и формирования креативной компетентности, желание и умение действовать не по образцу, а оригинально, помогает лучше ориентироваться в современном пространстве выбора профессий.

Кроме того, умение пользоваться словарями облегчает обучение, помогает овладеть неизвестным. Ведь словари принадлежат к справочной литературе. Такие виды деятельности, по нашему мнению, являются подготовительным этапом предпрофильной подготовки и профильного обучения в старшей школе, а также способствуют выбору профессии.

В целом словарная работа на уроках русского языка активизирует деятельность учащихся, обогащает их словарный запас, воспитывает внимание к слову, его значение и употребление, развивает логическое мышление, влияет на формирование и развитие личности ученика, его мировоззрения и нравственных качеств, формирует профессиональную мотивацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методика преподавания русского языка как наука стремится найти пути наиболее результативного обучения, в частности определить цель преподавания языка, обосновать принципы обучения с учетом закономерностей усвоения фонетики, лексики, грамматики, правописания и т.д., мотивировать экономные и эффективные методы и приемы обучения, учит выявлять недостатки в преподавании и преодолевать их.

Методика изучения лексики в школе сравнительно молодая наука, поскольку лексика как самостоятельный раздел науки о языке включена в школьный курс недавно, в 60-х гг. нашего века. Методика лексики проявляет себя как на специальных уроках, непосредственно при обработке раздела «Лексикология», так и при изучении другого языкового материала из школьного курса языка, а также на факультативных занятиях и во внеклассной работе.

Рассматривая особенности усвоения лексики в школьном курсе русского языка, мы обратились к трудам выдающихся лингвистов прошлого и современности. Ведь только критически оценив методическое наследие прошлого и обобщая передовой опыт современной школы, учитель может выбрать наиболее эффективные методы обучения и предостеречь себя от ошибок в организации учебного процесса.

Составляя систему учебно-тренировочных упражнений при изучении лексики, учитель подбирает их так, чтобы в процессе выполнения задач формировались и совершенствовались все языковые умения и навыки, обогащалась речь учащихся, чтобы через язык они приобщались к культурным ценностям русского народа.

Каждый из ученых по-своему подходит к созданию разновидностей упражнений, но все они направлены на обогащение словарного запаса учащихся, формирование умения осознанного владения лексическими средствами, укрепление взаимосвязи между лексическими знаниями учащихся и их умением пользоваться лексическими богатствами языка.

Итак, проблема изучения раздела «Лексика» в школе исследуется сейчас и исследовалась многими методистами со времен введения методики преподавания «лексикологии» в научный оборот. За последнее время учителя-словесники имеют сравнительно большую возможность знакомиться с методическими исследованиями этого вопроса, поскольку появляется большое количество работ по методике преподавания различных предметов в школе, поэтому учителя проявляют большой интерес к публикациям научно-методического материала. Достаточно внимания надо уделять проблемным ситуациям на уроке, выполнению творческих упражнений, применению нестандартных форм и методов, ведь все это формирует неординарную речевую личность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб.пособие для студентов вузов / Е.С. Антонова. − М.: КноРУС, 2007. − 460 с.

  2. Бабенко Л.Г. Лексикология русского язика. Учебное пособие / Л.Г. Бабенко. – Екатеринбург, 2008. – 126 с.

  3. Баринова Е.А. Методика русского языка: [Текст] / Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев. – М.: Педагогика, 1974. – 246 с.

  4. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка / М.Т. Баранов. − М., 1991. – 280 с.

  5. Баранов М.Т. Словарная работа в школе. / М.Т. Баранов // Педагогическая энциклопедия. −Т. 3. − М., 2008. – 390 с.

  6. Беседина Н.К. О работе с «трудными словами» / Н.К. Беседина // Русский язык в школе. − 1999. −№ 1. −С. 23-25.

  7. Галлингер И.В. Когда и как работают словари на уроке русского языка / И.В. Галлингер // Русский язык в школе. − 1990. − № 5. С. 5-14

  8. Демидова К.И. О возможностях школьных учебников по русскому языку визучении системных связей слов в 5 классе (на материале учебного комплекса «русский язык» под редакцией в.в. бабайцевой) / К.И. Демидова // Филологический класс. − 2003. − №10. − С.29-32.

  9. Денисова М.А. Словарь как связь слов с жизнью / М.А. Денисова // Русский язык в школе. − 1999. − № 5. − С. 14-17.

  10. Иссерс О. С. Интенсивный курс русского языка. Учебное пособие / О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. − М. : Флинта : Наука, 2011. – 144 с.

  11. Лебединский С.И. Методика преподавания русского языка как иностранного.Учебное пособие / C.И. Лебединский, Л. Ф. Гербик – Мн., 2011. – 309 с.

  12. Левушкина О.Н. «Виды словарных диктантов с опорой на этимологический анализ «трудных слов» / О. Н. Левушкина // Русский язык в школе. – 1999. − №7. − С. 32-34.

  13. Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Литневской. − М.: Академический проект, 2006. − 590 с.

  14. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учебное пособие / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. − М. : Академия, 2013. – 461 с.

  15. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. − М., 1991. – 270 с.

  16. Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся / З. Н. Молокова // Русский язык в школе. − 1998. − № 2. −С. 32-36.

  17. Нелина Г.А. Аспекты преподавания русского языка в современной школе / Г.А. Нелина. – Николаев: ОИППО, 2011. – 140 с.

  18. Развитие речи. 5 класс. Пособие для учащихся в 2 частях; под редакцией Т.А. Ладыженской. − М., 1998. – 160 с.

  19. Шаклеин В.М. Современные методики преподавания русского языка нерусским: Учеб.пособие / В.М. Шаклеин. – М.: РУДН, 2008. – 258 с.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Сертифікат від «Всеосвіти» відповідає п. 13 постанови КМУ від 21 серпня 2019 року № 800 (із змінами і доповненнями, внесеними постановою КМУ від 27 грудня 2019 року № 1133)

Обрати Курс або Вебінар.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.


Приклад завдання з олімпіади Українська мова. Спробуйте!

Всеосвіті 3 роки!

Святкуємо гучно та з подарунками!

+ 10 подарункових боксів з фірмовими товарами від «Всеосвіти»!

+ 10 подарункових боксів з фірмовими товарами від «Всеосвіти»!

до розіграшу подарунків залишилось
00
00
00
00