Пусть живет на свете Добро и Справедливость!

Російська мова

Для кого: 7 Клас, 8 Клас, 9 Клас

23.08.2020

207

1

0

Опис документу:
Дуже важко уявити людину, яка нікого не любить, ні про кого не дбає, у якої відсутні почуття справедливості та доброти. Тому, цей виховний захід допоможе вихованню в учнів високих моральних цінностей, які так потрібні у нашому сьогоденні.
Перегляд
матеріалу
Отримати код

Интегрированное внеклассное мероприятие на тему:

«Пусть на свете живет Добро и Справедливость»

Историк 1: На протяжении всей истории человеческого общества миром правили Добро и Зло. Если побеждало Добро, рождалась Справедливость, и в душах людей поселялось спокойствие.

Если же верх брало Зло, то люди страдали от Несправедливости, а их души наполнялись беспокойством и тревогой. В такие моменты у людей неравнодушных возникало желание сделать так, чтобы оградить человека от бед и несправедливости, сделать так, чтобы каждый мог себя защитить. Тогда-то и появились законы и права.

Историк 2: Мы с вами живем в цивилизованном обществе. Наши права закреплены законом. И тем не менее, каждый из нас хоть раз да ощутил несправедливость по отношению к себе. Сегодня мы приглашаем Вас к разговору о Добре и Справедливости, о зле и всех пороках, которые оно рождает в людях. Попытаемся разобраться, почему в жизни не всегда бывает так, как хочется.

Итак, что же такое Добро?

Лингвист 1: Свыше 100 лет назад В.И.Даль в своем «Толковом словаре» определил слово «добро» так: «добро – это благо, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина».

В толковом словаре русского языка дано такое определение: «добро – хороше дело, поступок, приносящий пользу».

Василиса Матвеева «Ветер добра» (Авторская песня)илиса Матвеева - Ветер добра(Авторская песня, заявка на Детское Евровидение 2013)
Лингвист 2: А слово «справедливость» трактуется как «соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этническим правовым нормам, требованиям».

Лингвист 1: Мы часто говорим: «Это несправедливо…», и обычно можем дать быстрый ответ на вопрос: «Почему это несправедливо?». Давайте попробуем дать определение слову «справедливый».

Лингвист 2: «Справедливый» – значит действующий беспристрастно, в соответствии с истиной. (Например, справедливый судья, справедливый учитель). «Справедливый» - означает «честный» и «правый», предоставляющий одинаковые возможности, одинаковое отношение или одинаковое количество чего-то каждому.

Ученый: Я считаю, что жизнь была бы справедливой, если бы мы все имели одинаковые возможности: если бы у всех было достаточно пищи, чистой питьевой воды, если бы все могли учиться в школе, потом в высшем учебном заведении, если бы ко всем было бы одинаковое отношение, независимо от цвета кожи, пола, религии, материального положения.

«Песенка о справедливости и честности» (детский хор)

Философ 1: Я хочу напомнить всем про белый лист. Человек рождается никаким. Не плохим и не хорошим. Человек делает себя человеком сам. Он воспитывает себя…Я убеждена: каждый человек, маленький и большой, обязан отвечать за свои поступки. Подлость – это подлость. И если человек, да особенно маленький, успел ее совершить, он вписал грязную строчку в тот белый лист. И напрасно думать, что в листе этом, как в неряшливой тетрадке, возможны исправления. Нет! Но к счастью, у него много дней впереди, чтобы вписать в этот белый лист и свои светлые деяния. Оценку поставит в конце листа сама жизнь. Первая строчка – начало жизни. Хорошее, доброе, гуманное – как семя: оно проростает.

Просмотр кадров из фильма-сказки «Три орешка для Золушки». (Назвать моральные ценности всех персонажей сказки).

Философ 2: Скажите, Вам не станет холодно, не поползут по спине мурашки, если люди назовут нас подлецами.

Чтецы :

Подлец, что прикинулся человеком,

Сумел оболгать меня и надуть.

А мне говорят: Наплевать, забудь!

Зло ведь живет на земле от века!

А мне говорят: Не печалься друг,

Пусть в горечи сердце твое не бьется,

На сотню хороших людей вокруг

Плохих и с десяток не наберется!

А впрочем, тебя-то учить чего?!

Все так, но если признаться строго,

То мне десяти негодяев много,

Мне лишку порою и одного…

И, если быть искренним до конца,

Статистика – слабый бальзам от жала.

Когда пострадаешь от подлеца,

То цифры, увы, помогают мало!

И все-таки сколько б теперь нашлось,

По данным, хороших людей и скверных?

Не знаю, как цифры, но я, наверно,

Ответил бы так на такой вопрос:

Все выкладки – это столбцы и только,

Но если доподлинный счет вести,

То скверных людей в этом мире столько

И честных людей в этом мире столько,

Сколько ты встретишь их на пути!

Историк 1: Когда возникает проблема выбора между правдой и люжью, вероятно, этот выбор в определенных обстоятельствах может быть сделан в пользу спасительной лжи. Но ложь в корыстных целях, ради своей выгоды, ничем оправдать нельзя.

Чтец:

Зачем на свете люди лгут?

Причин, наверно, масса:

Одни от лжи процентов ждут,

Как вкладчик от сберкассы.

Смолчишь, в старании пустом

Напрасно совесть утешая,

Но ложь, пусть даже небольшая

С лихвой аукнется потом.

Философ 1: Когда мы собираемся что-то сделать, то прислушиваемся к «голосу чувства и соображдениям ума». Что перевесит? Например, очень хочется пойти гулять, но не сделаны уроки, мама просила сходить в магазин за продуктами…Рассудок подсказывает: «Ничего, хлеб и молоко можно купить позже, по физике завтра может быть не спросят, а встреча с друзьями обещает быть интересной. Но что-то мешает не выполнить просьбу матери…Какое-то неприятное ощущение возникло, когда начались эти рассуждения. «Нет, - говорите вы себе, - обещал, так надо выполнять, а улица никуда не денется». И сразу же словно камень с плеч сваливается, улучшается, светлеет настроение…В чем дело? Все очень просто: вы послушались своей совести, «пошли на поводу» у чувства долга, ответственности.

Философ 2: Мораль призывает людей воздерживаться от дурных поступков и совершать добрые. Но для воздействия на людей злых, жестоких, крайне эгоистичных одного этого недостаточно, и тогда на помощь морали приходит закон, который принуждает этих людей вести себя так, как следует.

Ученый : Человеку свойственно стремление к максимальной свободе, и это его стремление нравственно. Но общество может допустить лишь тот максимум свободы отдельного человека, который не опасен для всех остальных. Еще римский оратор Квинтилиан говорил: «Свобода и распущенность – понятия одно другому совершенно противоположные».

Литератор 1: Есть лукавая не без юмора прибаутка: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Она показывает «механизм» проявления безответственности. На пути «очень хочется» часто находится «нельзя».

«Ваши желания – это радости и слезы ваших близких, - писал В.А.Сухомлинский. Проверьте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают было хорошо».

Философ 1: В воспоминаниях книжного графика Кузьмина о своих детских годах читаем: «Курение строго преследовалось, поэтому почти все курили». Звучит парадоксально, не правда ли? Впрочем, может быть и не так уж необычно, если вспомнить пословицу «запретный плод сладок». Но этот-то «плод», курение, в буквальном смысле слова горек, тошнотворен. И тем не менее...

Попробуем разобраться в ситуации. Существует запрет на курение для детей школьного возраста. Об этом знают все. Хорошо знают и то, что курение вредно для здоровья – и физического и психологического. Широко известна несчастная лошадь, которую убила капля никотина. Почему же так легко порою обходят запрет?

Философ 2: Думаю, что скорее всего это проиходит потому, что норма, запрещающая школьникам курить, оказывается внешней по отношению к тем, кому она адресована, не вошедшей в систему личных взглядов и убеждений. А раз так – горечь становится сладкой.

И вот «смельчаки», рисуясь друг перед другом дымлят за углом школы, а то и на ступеньках, не давая себе труда понять, что научившись лихо обходить «возрастной» запрет, они обретают задатки готовности «перепрыгнуть» и через правовую норму, так же безответственно испытывая свою смелость.

Ученый: Знаете, что ответил один умудренный опытом пожилой человек на вопрос: «Почему вы не стали курильщиком?». Он сказал: «Из уважения к старшим: родителям, учителям. Мне просто хотелось доказать свою взрослость этим способом, но я постоянно помнил о том, что если бы я стал курить, я вроде бы обманул и тех и других, не выполнил их требования, вызванного заботой обо мне».

Литератор 2: А Лев Толстой писал: «Сказать, что я не могу сделать усилие для того, чтобы воздержаться от дурного поступка, - все равно, что признать себя не человеком, даже не животным, а вещью».

Филолсоф 1: Любой человек всегда должен помнить, что нарушая запрет, закон, он обижает не работника полиции, а прежде всего своих родных, соседей, соотечественников.

Литератор 1: И еще, в любой ситуации прислушивайтесь к голосу разума, к голосу совести. Послушайте, как бы об этом сказал Эдуард Асадов:

Чтецы:

Какие б не грозили горести

И где бы не ждала беда,

Не поступайте только совестью

Ни днем, ни ночью, никогда!

И сколько б не манила праздными

Судьба тропинками в пути,

Как ни дарила бы соблазнами –

Взгляни на все глазами ясными

И через совесть пропусти.

Ведь каждый, ну буквально каждый,

Коль жить пытался похитрей,

Встречался в жизни не однажды

С укором совести своей.

В любви для ласкового взгляда

Порой так хочеться солгать,

А совесть морщится: - Не надо! –

А совесть требует молчать.

А что сказать, когда ты видишь,

Как губят друга твоего?!

Ты все последствия предвидишь,

Но не предпримешь ничего.

Ты ищешь втайне оправданья,

Причины, веские слова,

А совесть злится до отчаяния:

- Не трусь, покуда я жива!

Другие веруют, что ложь,

Едва ли миг настанет,

Сразит противника, как нож,

Или хотя бы ранит...

Иной стремясь не оплошать,

Спешит все с той же ложью

Повыше влезть, побольше взять

И если не на мрамор встать,

То хоть присесть к подножью.

А тот, стараясь всех надуть,

Считает, между прочим,

Что честный путь – далекий путь,

А лживый путь короче!

Есть в мире разные лжецы

На все цвета и вкусы,

Но все лжецы как подлецы,

Отчаянные трусы.

Увы, каким же должен быть

Могучим чародей,

Чтоб вдруг от лжи освободить

Всех страждущих людей!

Но только нет волшебных слов

Для таинств исцелений,

Как нет от лжи ни порошков,

Ни электролечений.

А если так, то надо нам

Чтоб чище в мире жить,

Непримиримый бой лжецам

Со всею страстью тут и там

Упрямо объявить.

А чтоб с тем злом, как мир, седым,

Иметь нам право биться,

Нам в жизни следует самим

Как ни заманчив хитрый дым,

До лжи не опуститься.

Литератор 2: Я бы хотела прочитать вам строки поэта Михаила Пляцковского, нашего земляка:

Не бойся правды, бойся лжи,

Чтоб жизнь твоя не стала мелкой.

Не обольщайся легкой сделкой

С душой, лишь правдой дорожи!

Чтец: А я хочу прочитать стихотворение Эдуарда Асадова «Разные мерки»:

Престранно устроена жизнь человечья:

Ведь только на дружбе земля стоит,

А мир разделяют противоречья,

А мир все сражается и бурлит.

Спорят учения и спорят страны,

Спорят министры, перстком грозя,

Спорят влюбленные неустанно,

Спорят знакомые и друзья.

Спорят? Ну что же! «Во всяком споре

Рождается истина». Так считается.

Но только всегда ли она рождается

И все ли хотят ее? Вот в чем горе.

Обычно на клин отвечая клином,

Никто и не думает уступать.

Но в чем же, в конце-концов, причина

И как эту истину отыскать?

Мне кажется, суть не в накалах страстных –

Ну разве же истина враг страстям?! –

А в разных оценках, мерилах разных:

Побольше себе, а поменьше вам.

Разные мерки, разные мерки –

Речка и море, сумрак и свет,

Разные мерки, как разные дверки:

В одну ты проходишь, в другую – нет.

Возможно ли правды всерьез добиться,

На разных колесах катаясь вперед?

Такая странная колесница

Будет упрямиться и кружиться,

А прямо не двинется. Не пойдет.

Не так ли частенько и мы бесплодно

Ссоримся, требуем и кипим,

Но то, что себе разрешим охотно,

Другому и в мыслях не разрешим.

Вот где, пожалуй, источник бед.

Трижды лукавые разные мерки.

Разные мерки как разные дверки,

Где «да» - одному, а другому – «нет»

И чтоб не терзать себе души травмами,

Есть средство светлое, как салют:

Стоит лишь сделать все мерки равными –

И жить будем, честное слово, славно мы,

Все разногласия пропадут!

Историк 2: В наше трудное время иногда сомневаешься в существовании справедливости, несмотря на то, что издается множество законов, защищающих права человека.

Литератор 1: Русский писатель Сергей Михалков сказал: «Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена всхожими, или же сорняки зла погубили их».

Литератор 2: Альберт Лиханов писал: «Новорожденный похож на чистый лист бумаги. Он никакой. Не плохой, не хороший, просто никакой. Но вот вопрос: откуда берутся подлецы, из кого вырастают благородные люди? Человек сам делает себя, вот в чем дело. Человек сам формирует свою личность, потому что он человек. И даже самых низших форм подлости и низости человек тоже может достигнуть именно потому, что он человек. Не думайте, что все самое темное, что есть на земле, созданно людьми глупыми и слабыми. Напротив. Сила есть и у страшного. Сила есть и у злобы и подлости. Точно так же, как есть сила у доброго и прекрасного.

Весь вопрос в том, какой силы в человеке больше».

К сожалению, подлость есть, существует.

Литератор 1: Отстаивайте свои права, добивайтесь справдливости, не теряйте веру в нее.

Наш земляк поэт Михаил Пляцковский написал стихотворение, которое так и назвал «Справедливость»:

На черном камне гордые слова

Рукой умелой высечены твердо.

Простая надпись временем не стерта.

Есть справедливость. В нас она жива.

Ее найдут. Из пламени спасут.

Есть справедливость. Это – наше право.

Всегда и всюду торжествует Правда –

Высокий самый, самый честный суд.

Есть справедливость. Мир стоит на ней.

В ее ладонях – колыбель земная.

И проще жить, определенно зная,

О том, что Злу час от часу трудней.

Как свет звезды, как ветер и вода,

Как ночь и утро, как зима и лето –

Есть справедливость. Нужно верить в это.

Настойчиво. Отчаянно. Всегда!

Есть справедливость. Все же есть она.

За выслугою лет не упразднилась.

Кто ищет, тот находит справедливость.

И будет так – в любые времена.

Литератор 2: Никто не написал и не напишет сценария, по которому человек может «поставить» свою жизнь и отмерять расходы на доброту, товарищество, дружбу. Поэтому надо постоянно спешить кому-то на помощь, чтобы успеть за жизнь больше сделать честного, полезного, чтобы добрые дела пораньше дали желанные всходы.

Философ 1: Жизнь – это книга, которую каждый пишет сам. Ничего нельзя писать начерно, с помарками: переписывать не дадут. Сделанное в жизни остается навсегда. Писать надо так, чтобы потом не захотелось вычеркивать какие-то страницы. От всех нас вместе и от каждого в отдельности зависит сколько в нашей жизни будет добра и справедливости.

Считается, что человек не зря проживет жизнь, если посадит дерево, построит дом, вырастит ребенка. Для того он приходит на свет, но не менее важно оставить о себе добрую память, помните: «доброе дело два века живет».

Философ 2: А я хотела бы сказать словами Эдуарда Асадова:

И чтоб после себя не корить,

В том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрыми на свете быть,

Злого в мире и так довольно!

Песня Маленького Мука «Дорога добра»

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу.

Нещодавно завантажили