і отримати безкоштовне
свідоцтво про публікацію
! В а ж л и в о
Предмети »

"Особистісне зростання"

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Цель: развитие самосознание, умений и навыков самоанализа, рефлексии, активности, преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Время: 2 часа

Целевая аудитория: подростки старших классов

Вступление: на сегодняшнем тренинге мы будем анализировать свои привычки и качества. Человек – это система, состоящая из физических и эмоциональных компонентов. Сегодня мы будем с вами говорить о самодостаточной личности, о ее становлении и о личностном росте.

  1. Упражнение: Знакомство. Имя-ассоциации 5 мин.

  2. Упражнение «Диалог руками» 10 мин.

Группа разбивается на пары, которые закрывают глаза и пытаются понять состояние друг друга только через прикосновение рук.

Участники разбиваются на пары – предпочтительно выбирать в пару человека. которого понимаешь меньше всего. В каждой паре участники садятся друг напротив друга. Они закрывают глаза. Их задача с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками, «познакомиться», потом «поссориться», затем познакомиться и попрощаться. Проделать несколько раз.

Психологический смысл: развитие умения чувствовать другого человека.

Обсуждение: какие новые чувства возникли? Стали ли вы лучше понимать своего партнера?

  1. Мини лекция – 10 мин.

Мозговой штурм «Что такое личностный рост?»

Личностный рост - это развитие ваших внутренних качеств. Это в первую очередь принятие себя таким, какой вы есть. С принятия начинаются любые изменения.

Зачем вам нужно меняться? Потому что ваши старые стратегии, привычные способы достижения целей - не работают. Вы можете сейчас со мной не согласиться, но это так. Любому человеку, даже самому продвинутому, есть куда расти. Причем, те люди, которые достигли очень больших высот в своей жизни - постоянно совершенствуют себя, занимаются личностным ростом. Они развивают не только свои личные навыки, но и навыки обучения, построения карьеры отношений с другими людьми. У каждого из них есть советники, и у большинства - коучи и консультанты по разным вопросам.

Такой подход не дает стоять на месте, и позволяет осуществлять главный принцип успеха - постоянно расти и развиваться.

Но только когда вы принимаете себя таким какой вы есть сейчас - со всеми достоинствами и недостатками, проблемами и желаниями - только тогда вы сможете выбрать верный курс своего развития. Важно понять не только куда вы хотите попасть, но и откуда сегодня начинается ваш путь.

Личностный рост - это укрепление своей самооценки, веры в себя. Человек, который верит в себя - не знает преград. Да, препятствия попадаются на пути каждого, но если вы верите в себя, то проблемы для вас становятся лишь задачами, которые просто нужно решить. Адекватная самооценка помогает вам принимать правильные решения и не бояться воплотить их в жизнь.

Личностный рост - это создание у себя новых, более эффективных стратегий принятия решений, реализации планов и достижения целей. Личностный рост создает ту базу, тот фундамент, на котором вы можете дальше строить ваши личные отношения, развивать свои коммуникативные навыки. Часто причиной проблем в разных областях жизни являются ваши неверные или неэффективные убеждения, самосаботаж, конфликты ценностей.Личностный рост - это постоянно растущая уверенность в себе, своих действиях, мыслях и желаниях.

качества, идеи, установки).

Структура Я-концепции

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений[6]. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой.

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает[6].

Когнитивная

Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая я-концепции.

Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя[6].

Наряду с прочим, когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов. Оценочная

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:

  • соотнесение представлений о себе с «Идеальным я»;

  • соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;

  • оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности[6].

Поведенческая

Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая Я-концепции[6].

Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на Я-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью».

  1. Упражнение «Кто я?» - 25 мин.

Каждый человек имеет свою собственную теории. Относительно того, что именно делает его уникальным, единственным в своем роде, чем он отличается от всех других людей. При этом возникает вопрос: разделяют ли окружающие мою мысль о себе? Если они видят меня иначе, то что лежит в основе их восприятия и оценки? Попробуем найти ответы на эти вопросы с помощью выполнения следующего упражнения. Возьмите несколько листов чистой бумаги и напишите на одном из них в правом верхнем углу то из своих имен, к которому вы привыкли больше всего. После этого:

А) дайте ответ на вопрос «Кто я такой?» Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в такой форме и последовательности, как они приходят в голову.

Б) дайте ответ на этот же вопрос так, как, по вашему мнению, о вас сказали бы ваши отец или мать (выбрать кого-то одного).

В) дайте ответ на этот же вопрос так, как по вашему мнению сказал бы о вас лучший друг( подруга).

Теперь сравните три набора ответов и в письменном виде укажите, следующее:

  1. В чем состоит сходство?

  2. Какие отличия?

  3. Есть ли есть отличия, объясните почему? Влияет ли на ваше поведение то с кем, вы находитесь? Какие роли вы играете с близкими людьми.

  4. Как можно объяснить эти отличия, исходя из индивидуальных особенностей этих людей, то есть каким образом их ожидания формируют те суждения о вас, которые вы им приписываете?

Психологический смысл: осознание своих индивидуально-психологических особенностей, формирование представлений о своей Я-концепции.

5. Упражнение: «Кто твой друг» - 10 мин.

Каждый участник в течении 5 минут набрасывает «психологический портрет» любого участника группы. В портрете должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, присущих именно ему. Затем, каждый выступающий зачитывает данный портрет. не называя имени. Задача участников определить о ком идет речь.

Психологический смысл: рефлексия, развитие навыков социальной перцепции. Показывает умение понимать друг друга, видеть особенности окружающих людей.

  1. Упражнение «Зеркало» 10 мин.

Участники делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один - ведущий, другой – ведомый. Ведущий начинает делать медленные движения руками, ногами, туловищем под музыку. Ведомый отражает движение партнера – как зеркальный образ.

Через 5 минут меняются ролями. По окончании задания участники делятся своими ощущениями.

Психологический смысл: развитие сознание «языка» собственного тела и телодвижений, развитие эмпатии и рефлексии.

Обсуждение: какие возникли чувства? Что бы легче: показывать или повторять?

  1. Упражнение «кто мне нравится и кто не нравится» - 15 мин.

Общаясь с окружающими мы замечаем, что кто-то нам нравится, кто-то не нравится. Как правило эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей, которые нами воспринимаются, а не с особенностями собственного восприятия.

Задание:

1. вспомните двух людей. Которые вам очень нравятся. Укажите 5 качеств. Которые вас в них больше всего привлекают.

2. вспомните двух людей, которые вам совершенно не нравятся. Обозначив их тем же образом.

3. указав все эти качества, вы сможете увидеть, чем похожи люди, которые вам нравятся или не нравятся. Проведя сравнение второй пары, вы увидите сходство людей, которые вам не нравятся. Теперь сравните все 4 списка и определите, какие качества заставляют вас любить или ненавидеть людей. Определите. какие качества людей важны для вас, что вы ищите в окружающих и что вас отталкивает.

Цитата: чем больше нам нравятся люди. Тем больше мы нравимся им.

Психологический смысл: через осознание других людей – осознание самого себя, своей Я-концепции.

  1. Упражнение «Волшебная лавка» - 15 минут.

Каждый участник приходит в волшебную лавку к волшебнику. И просит какое-то качество себе в подарок. Но в замен он должен отдать что-то свое. Если волшебник нравится обмен, он отдает. При этом задает разные вопросы.

Психологический смысл: осмысление и осознание своих целей и смысла жизни.

Обсуждение: почему вы просили и отдавали именно эти качества. Что вы почувствовали, когда узнали, что взамен придется что-то отдать.

  1. Мини-лекция – 20 мин.

Успеху способствует следующие особенности личности:

1. Упорное утверждение своей личности. Эта психологическая особенность обычно проявляется очень рано, но совсем не обязательно в высоких оценках за учебу. Скорее, она выражается в стремлении не подлаживаться под окружающих, а идти к собственной цели, не пасуя перед преградами.

2.Способность контактировать с окружающими. Основа этой способности — умение понять психологические особенности сотрудников и соперников и правильно использовать эту козырную карту в жизни.

3.Физическая выносливость. Психическая гармония обеспечивает завидное здоровье, которое тоже относится к важному элементу успеха.

4.Удивительная способность точно предвидеть, как будут развиваться события.

5.Особая гибкость. Человек, рожденный для удачи, точно понимает, когда надо признать свое поражение, или пойти на разумный компромисс. Он умеет при необходимости быть и очень упорным, но не делает личной трагедии и из отступления, поскольку уверен в успехе.

6.Незаурядная способность убеждать других.

7.Творческая активность — это одно из самых важных качеств людей, демонстрирующих высокую успешность, которое проявляется в самых широких областях.

Среди отдельных качеств личности, определяющих творческую активность, можно выделить стремление к новому; критичность мышления; способность к преобразованиям; стремление к творчеству.

Стремление к новому характеризуется следующими показателями: способностью к фантазии; творческим воображением; способностью создавать новые образы (в том числе неправдоподобные, фантастические, нестандартные); способностью обнаруживать новые связи между элементами творческого задания по сходству, смежности и контрасту.

Критичность мышления раскрывается следующими показателями: независимость суждений; способность пользоваться объективными критериями; умение находить причины своих ошибок и неудач; самооценка творческой деятельности; способность формулировать свои оценочные суждения.

Способность к преобразованиям характеризуется умением анализировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное; описывать и давать определения, объяснять, доказывать, обосновывать; систематизировать и классифицировать; способностью генерировать идеи, выдвигать гипотезы, видеть противоречия; способностью осуществлять перенос знаний и умений.

Стремление к творчеству включает следующие основные показатели: интерес к профессиональному творчеству; стремление к лидерству и получению высокой оценки со стороны коллег; чувство долга.

Барьеры на пути роста профессионального мастерства

Перечень психологических качеств, препятствующих успеху, может быть очень широким. Выделим основные из них:

  • боязнь новых ситуаций (новых сотрудников, новых руководителей и законов, ревизоров и т.д.), неизвестного, нежелание рисковать. Люди часто предпочитают безопасность и удобства риску и новизне;

  • боязнь уязвимости. Люди стараются избегать ситуаций, которые могут причинить им боль или испугать;

  • неуверенность в себе. Отсутствие стремления к инновациям часто вызвано страхом ошибки, неверие в свои способности делать что-то новое. Незнание самого себя, недостаточное представление о себе;

  • недостаточные умения и навыки, слабый потенциал, недостаток поддержки, отсутствие нужных навыков. Иногда людям не хватает новых идей или навыков, необходимых для изменения себя. Особенно это касается тех людей, которые долгое время работают в одних и тех же условиях;

  • отсутствие поддержки со стороны руководителей.

М. Мелия на основе наблюдений и обобщения биографий наиболее успешных представителей бизнеса выделила следующие личностные качества, которые помогли им добиться успеха, стать богатыми и влиятельными. Прежде всего, отметим, что среди них большинство составляют те, кто добился всего сам.

  1. «Могущество желаний», что означает масштаб желаний, своеобразная одержимость большой целью. Лидеры бизнеса не боятся мечтать о самых на первый взгляд трудно осуществимых вещах. У них масштабные желания и ясные цели подкреплены абсолютной верой в успех. Мелия приводит пример, когда в начале 1990-х гг. молодой человек (ему тогда было 22 года) побывал в Голландии, где его поразил уютный коттеджный поселок с ресторанами, спортивными площадками. И он загорелся мечтой построить такой поселок в России. У него не было ни компании, ни денег, ни специального строительного образования. Были только мощное желание и вера в успех. И он, действительно, создал строительно-промышленную компанию, построил такие поселки и был практически первым в этом бизнесе.

  2. Мощный внутренний импульс. Это значит, что эти люди руководствуются собственными принципами и мотивами и ставят цели без каких-то внешних стимулов. Их модель жизни: захотел — сделал.

  3. «Неоправданный оптимизм». Они расценивают свои шансы выше, чем шансы других, верят в свои силы и считают, что у них способности лучше, чем у большинства других людей. Их отличает высокая устойчивость к неудачам, даже крупным, так называемый подкожный слой оптимизма. Неудачи побуждают их к мобилизации всех жизненных ресурсов. Они убеждены, что любая цель может быть достигнута и мир в принципе управляем.

  4. Открытость реальным фактам, в сочетании с верой в победу. Трудности вызывают у них лишь азарт, они выходят из борьбы более закаленными.

  5. Компетентность во времени: т.е. жизнь настоящим, а не будущим или прошлым, реалистичность в оценке перспектив, умение связывать текущие задачи со стратегическими планами, легко оперировать временем, как прошлым, так и будущим. Про свои ошибки они говорят: «Ну что ж, зато я приобрел(а) опыт» — и используют неудачи как трамплин для будущих достижений.

  6. Черно-белое восприятие мира, иными словами целеустремленность, умение все подчинять достижению цели, сортировать все жизненные ситуации по принципу «нужно — не нужно». Восприятие мира при этом упрощается, становится в какой-то степени черно-белым (либо средства для достижения целей, либо препятствия).

  7. Харизма, сильная энергетика, лидерство, т.е. умение завораживать и увлекать за собой, обладая притягательной силой. Харизматический человек наделен особой властью, он влияет на мысли и действия других людей.

  8. Склонность к риску, изменениям. Каждый день они могут принимать рискованные, опасные, авантюрные решения и не испытывать при этом страха, а напротив, получать удовольствие, беря на себя ответственность за дело и за людей. Создавать, строить, развивать — ключевые слова их деловой жизни.

  9. Ответственность и моральные границы. Отвага в бизнесе — это сочетание риска с ответственностью, поскольку цена многих решений очень высока, поэтому бизнесменам свойственно обостренное чувство ответственности за свои слова, дела, за людей, которые им доверяют. У них есть собственный свод правил, определенные этические принципы, внутренние нормы, моральные границы, за которые нельзя переступать. Соблюдение этих правил очень важно для деловой репутации.

  10. Ясность мышления и безальтернативность решений, т.е... способность воспринять максимум информации «на входе» и многовариантность «на входе». Пока решение не выработано, успешные люди очень открыты к обсуждению, к диалогу, откровенны и внимательны, но как только решение созрело — оно больше не обсуждается, все внимание сосредотачивается на реализации решения, достижении поставленной цели.

  11. Рациональное отношение к деньгам, т.е. деньги должны постоянно работать сообразно четким стратегическим ориентирам, поэтому бизнесмен всегда четко знает, куда он вложит деньги — в производство, в развитие, как распорядится полученной прибылью. Деньги для таких людей — это скорее средство, но не цель. Они дают возможность ставить новые более масштабные задачи, выходить на иной уровень развития, расширить сферу влияния и деловых интересов.

  12. Отношение к бизнесу — способ самореализации, или возможность проявить себя в чем-то новом и значимом для себя.

  13. Демократичность и скромность, т.е. чувство реальности, умение брать на себя больше ответственности без лишней шумихи вокруг собственной персоны. Такие люди крепко стоят на земле, в отличие от тех, кто получил бизнес в наследство. Они открыты и демократичны в общении с людьми.

  14. Уникальность. Это значит, что в окружении нет людей, подобных им, сравнимых с ними по своим личностным качествам. Они независимы и нетрадиционны во взглядах, привычках и зачастую воспринимаются другими как эксцентричные люди. Они позволяют себе быть упрямыми, раздражительными, холодными, бессердечными и безжалостными. Они, сосредоточены на себе и своих планах, могут подавлять и удивлять; других своим экстравагантным поведением.

  15. Экзистенциальная тревога, или постоянное стремление к большему. Это более «продуктивные» для экономики страны люди, у них есть некий «психологический вечный двигатель». Они достигли вершины пирамиды потребностей А. Маслоу и с точки зрения экзистенциальной не смогут полностью реализовать себя никогда: как только они добиваются одной цели, тут же ставят следующую.

Можно сказать, что наиболее успешные люди демонстрируют: высокую способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и работы, устойчивость к неприятным ситуациям и стрессам, эмпатию, общую жизненную эффективность, честолюбие, стремление к более высокому статусу, желание повысить уровень жизни, интерес к новым испытаниям, необходимость обеспечивать семью, ответственность перед окружающими.

  1. Упражнение «Мои планы» - 15 мин.

Участникам раздаются карандаши и листок бумаги. Задача нарисовать себя и все, что окружает: свой мир, то, что дорого в данный момент.

Когда участники справятся с заданием, они поочередно рассказывают и показывают рисунок. Далее ведущий просит их нарисовать себя через 5 лет. Проделывается все тоже самое.

Психологический смысл: формирование собственного целостного образа, формирование жизненных позиций в будущем.

Обсуждение: почему вы изобразили все в таких цветах? Что было труднее нарисовать себя в данный момент или через 5 лет? Готовы ли вы идти к желаемому образу.

  1. Итог «Пирамида чувств»

  2. заполнение анкеты

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу

Опис документу:
Розробка психологічного тренінгу. Російською мовою

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Правове регулювання освіти осіб з особливими потребами»
Байталюк Ольга Михайлівна
24 години
490 грн
245 грн

Бажаєте дізнаватись більше цікавого?


Долучайтесь до спільноти