Критическое мышление на уроках русского языка

Російська мова

Для кого: 5 Клас, 6 Клас, 7 Клас, 8 Клас, 9 Клас

05.08.2020

284

5

0

Опис документу:
Технология "Критическое мышление" - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. В презентации представлены наиболее эффективные приемы, которые помогают учителю русского языка ( и других школьных предметов) сделать свой урок более плодотворным и интересным.
Перегляд
матеріалу
Отримати код
Опис презентації окремими слайдами:
Использование метода критического мышления на уроках русского языка Из опыта работы учителя русского языка Пригожевской ООШ І-ІІ ст. Крайней Г.В.. ...
Слайд № 1

Использование метода критического мышления на уроках русского языка Из опыта работы учителя русского языка Пригожевской ООШ І-ІІ ст. Крайней Г.В.. 2019

Чтобы не превратить ребенка в состав знаний, кладовую правил и формул, надо учить его мыслить.                                                     ...
Слайд № 2

Чтобы не превратить ребенка в состав знаний, кладовую правил и формул, надо учить его мыслить.                                                                  В.А. Сухомлинский

ЧТО ТАКОЕ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ? Критика – от греческого слова kritike – искусство разбирать – судить. Термин «критика» имеет неоднозначное значение...
Слайд № 3

ЧТО ТАКОЕ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ? Критика – от греческого слова kritike – искусство разбирать – судить. Термин «критика» имеет неоднозначное значение. Под критикой можно понимать: Разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку. Отрицательное суждение о чем-либо (в науке, искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков. Исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Внедрение технологии, направленной на формирование критического мышления, былo начатo в 80-е годы ХХ века, когда было достигнуто определённое взаим...
Слайд № 4

Внедрение технологии, направленной на формирование критического мышления, былo начатo в 80-е годы ХХ века, когда было достигнуто определённое взаимопонимание в том, что суть образования должна заключаться скорее в разборе, усвоении и обдумывании, нежели в накоплении несистематизированных навыков и устаревающих сведений. К концу десятилетия процесс внедрения критического мышления (КМ) в учебные планы учреждений среднего и повышенного среднего образования уже набрал заметную динамику. В середине 90-х годов американскими университетскими преподавателями (Дженни Стилл, Кертис Мередит, Чарлз Темпл, Скотт Уолтер и др.) разработана технология «Чтение и письмо для развития критического мышления».

Метод критического мышления характеризуется тем, что предполагает: четкое определение целей обучения, а его содержание представлено в объеме, доста...
Слайд № 5

Метод критического мышления характеризуется тем, что предполагает: четкое определение целей обучения, а его содержание представлено в объеме, достаточном для достижения этих целей. применение различных форм и методов обучения, подчиненных общей цели учебного предмета (возможность работать в парах, группах, общаться с товарищами). ориентация знаний учащихся на усвоение не только учебного содержания, но и приемов учебной деятельности. организацию процесса обучения в соответствии с подготовленностью обучаемых.

Вызов - Осмысление - Рефлексия Технологическая цепочка урока
Слайд № 6

Вызов - Осмысление - Рефлексия Технологическая цепочка урока

Технологические этапы урока Вызов Осмысление Рефлексия актуализация и обобщение знаний получение новой информации, ее осмысление целостное осмыслен...
Слайд № 7

Технологические этапы урока Вызов Осмысление Рефлексия актуализация и обобщение знаний получение новой информации, ее осмысление целостное осмысление, обобщение полученной информации мотивация к учебной деятельности соотнесение с уже имеющимися знаниями размышление, рождение нового знания формулирование вопросов корректировка ответов на вопросы, поставленные в первой части формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу активная работа на уроке и дома

Метод  «Шесть шляп мышления». Метод  Джигсо. Прием «Корзина идей». Прием «Фишбоун». Прием  «Толстые и   тонкие вопросы». Прием  «Двухчастный дневни...
Слайд № 8

Метод  «Шесть шляп мышления». Метод  Джигсо. Прием «Корзина идей». Прием «Фишбоун». Прием  «Толстые и   тонкие вопросы». Прием  «Двухчастный дневник». Прием «Написание эссе». Прием «Кластер». Прием «Знаю, хочу узнать, узнал». Прием  «Ромашка  Блума». Прием  «Лови ошибку». Прием «Написание синквейна» Приемы и методы технологии развития критического мышления

Использование методов и приемов на этапах урока Вызов Осмысление Рефлексия «Лови ошибку» - «Ромашка вопросов» -«Закончи предложе ние» - «Составлени...
Слайд № 9

Использование методов и приемов на этапах урока Вызов Осмысление Рефлексия «Лови ошибку» - «Ромашка вопросов» -«Закончи предложе ние» - «Составление списка известной информации» - «Рассказ-предполо жение на основе ключевых слов» - «Кластер» - «Верные и неверные утверждения» - «Шесть шляп» - «Таксономия Блума» - «Инсерт» -«Чтение с останов ками» -«Двух- или трехчастный дневники» -«Фишбоун» - «Кластер» - «Перепутанные цепочки» - «Корзина идей». - «Толстые и   тонкие вопросы». - «Синквейн» - «Эссе» - «Верные и неверные утверждения» - «Кластер» - «Таблицы с установлением причинно-следственных связей» - «Перекрестная дискуссия» - «Оценочное окно»

Прием "Толстые и   тонкие вопросы Тонкие? Толстые? Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...
Слайд № 10

Прием "Толстые и   тонкие вопросы Тонкие? Толстые? Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...?

Слайд № 11

Лови ошибку Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Ошибки могут быть...
Слайд № 12

Лови ошибку Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Ошибки могут быть явными, которые достаточно легко выявляются, исходя из личного опыта и знаний учащихся, и скрытыми, которые можно установить, только изучив новый материал. Ребята анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Прочитать текст и исправить ошибки: В предложении может быть не одна грамматическая основа, а две или больше. Предложение, в котором две грамматиче...
Слайд № 13

Прочитать текст и исправить ошибки: В предложении может быть не одна грамматическая основа, а две или больше. Предложение, в котором две грамматические основы, называется простым. Если части сложного предложения не зависят друг от друга, то между ними подчинительная связь. Части таких предложений соединяются союзами, которые называются подчинительными. Но части предложения не всегда бывают равноправными. Если одна часть главная, а другие зависят от неё, то между ними связь сочинительная. Часть предложения, которая зависит от придаточной, называется главной. К ней можно поставить от главной части вопрос. Бывают сложные предложения, в которых на границе между частями нет союзов. Такие предложения называются сложносочинёнными. В них части сложного предложения связывает интонация.

Синквейн Форма написания по алгоритму: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающи...
Слайд № 14

Синквейн Форма написания по алгоритму: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Пример синквейна:   Фразеологизмы Яркие, красочные Называют, изображают, не изменяются Не чуя под собой ног Образность Звуки Гласные и согласные. Льются, звенят, гремят. Используются в устной речи. Фонетика.

Кластер Кластер («гроздь») – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке, рисуночная модель, которая н...
Слайд № 15

Кластер Кластер («гроздь») – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке, рисуночная модель, которая напоминает солнечную систему. В центре находится «звезда» - это тема занятия (Например, Морфема), вокруг нее – «планеты», смысловые единицы ( Например, Значимые части слова). У каждой «планеты» могут быть свои «спутники» (Например, «планета» Корень – ее функции ). Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большое количество информации, этот приём может быть применён на стадии вызова и осмысления.

Слайд № 16

Слайд № 17

Верные и неверные утверждения Приём может быть использован на стадии вызова. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт,...
Слайд № 18

Верные и неверные утверждения Приём может быть использован на стадии вызова. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт, обосновывают свой ответ. На стадии рефлексии возвращаемся к данным утверждениям и оцениваем их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Например, при изучении темы «Причастие» в начале урока предлагается следующее задание: прочитайте утверждения, если согласны, то поставьте «+», если не согласны «–».

1.Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета 2. Причастия могут быть действительными и страдательными 3. Причастие, обоз...
Слайд № 19

1.Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета 2. Причастия могут быть действительными и страдательными 3. Причастие, обозначающее признак предмета, который сам совершает действие, называется страдательным 4. –нн-, -енн-(-ённ-), -т- - это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. Проверка: Да (+) - 2, 4; Нет (-) - 1,3

Любой урок, а урок русского языка особенно довольно труден для детей, поэтому важно прибегать к различным способам познания. Перечисленные приёмы н...
Слайд № 20

Любой урок, а урок русского языка особенно довольно труден для детей, поэтому важно прибегать к различным способам познания. Перечисленные приёмы не только помогают сменить вид деятельности, но продолжают обучать в более интересной форме. Урок - это работа, она не должна быть лёгкой, но почему бы не сделать работу на уроке интересной и посильной для всех? Используемые приёмы не сделают отличниками всех учеников, но работать они на уроках будут с удовольствием. Бесспорно одно: для того, чтобы  идти  в ногу со временем, надо стараться успеть понять, осмыслить и применить на практике все  то новое, что приносит ХХІ век.

Спасибо за участие и внимание!
Слайд № 21

Спасибо за участие и внимание!

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу.