• Всеосвіта
  • Бібліотека
  • Російська мова
  • Конспекти тематичних уроків з російської літератури "Шосте вересня - Великий день, день пам'ятний в Дружківці , Йде заповітним маршем крізь роки"

Конспекти тематичних уроків з російської літератури "Шосте вересня - Великий день, день пам'ятний в Дружківці , Йде заповітним маршем крізь роки"

Опис документу:
Метою уроків є ознайомлення учнів з творчостю поетів літературних об'єднань "Поэтические витражи" та "Современник" міста Дружківки ; розвиток пізнавальних інтересів учнів, використовуючи матеріали з літературного краєзнавства ; виховувати любов до рідної землі, прагнення до осмислення героїчних сторінок минулого.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Дружковская общеобразовательная школа

I-III ступеней №7 Дружковского городского

совета Донецкой области

Тематические уроки

«Шестое сентября-

Великий день, день памятный в Дружковке,

Идет заветным маршем сквозь года.»

(с использованием краеведческого материала)

Подготовила

Яцышина Лидия Николаевна

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Г.Дружковка

Уроки №1-№2

Тема. Шестое сентября –

Великий день, день памятный в Дружковке,

Идет заветным маршем сквозь года.

Ушла война, но ей забвенья нет,

По-прежнему отцам в ночи не спится...

История, смотрю в твои бойницы,

Нет, не забыть времен ушедших след

А. Гросов, член клуба творческой

интеллигенции «Светоч» г. Донецка

Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством членов городских литературных объединений «Поэтические витражи» и «Современник», стихотворения которых помогут еще глубже узнать историю родного города;

  • развивать познавательный интерес школьников, используя материал по литературному краеведению;

  • воспитывать любовь к родной земле, стремление к осмысливанию героических и трагических страниц минувшего, воздать должное бессмертному подвигу народа-победителя.

Оборудование:

    • Выставка поэтических сборников городских литобъединений «Поэтические витражи» и «Современник»:

    • Поэзия Дружковки под ред. Е. Фиалко, Из-во «Прима Пресс», 2000г;

    • «Провинция 5» под ред. С.Скорик, «Кольцо», 2000г, г. Запорожье;

    • «Междуречье» под ред. И. Мацко, Из-во «Офсет», 2004г, Выпуск 3;

    • «Эхо войны» под ред. А. Гросова, ГП «Издательский дом» Первая линия,

2002г;

    • «Мир для двоих» Л. Картошкина, под ред. И. Мацко, Из-во

лит.ассоциация «Современник», 2003г;

    • Статья в г. «Дружковский рабочий» 07.05.2004г, «Дружковцы

– герои в сердцах земляков»;

    • Песни местного композитора Николая Романова на слова

Л.Картошкиной «У вечного огня», «Шестое сентября»

На урок приглашены:

    • Картошкин Глеб Иванович – ветеран войны, муж Картошкиной Людмилы Антоновны, члена Дружковского городского литературного объединения «Современник»

    • Романенко Анатолий Захарович и Мумриенко Виктор Тихонович – члены городского литературного объединения «Современник»

    • Кисловская Елена Сергеевна – руководитель Дружковского городского литературного объединения «Поэтические витражи»

План уроков

Звучит дикторский текст на фоне мелодии:

Есть исторические события, над которыми время не властно. В их ряду Великая Отечественная война, самая страшная война XX века, занимает особое место. Проходят десятилетия, а интерес к ее истории все так же велик. Каждое вступающее в жизнь поколение заново осмысливает героические и трагические страницы минувшего, воздает должное бессмертному подвигу народа-победителя, извлекает для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее.

Учитель:

2014-2015 годы – юбилейные. 28 октября 2014 года исполняется 70 лет освобождения Украины от фашистских захватчиков, 9 мая 2015 года – 70 годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Сегодняшние уроки посвящаются освобождению Дружковки и Донбасса от немецко-фашистских захватчиков и проходят в рамках традиционной общешкольной декады «Мужество»

Тема уроков – «Шестое сентября –

Великий день, день памятный в Дружковке,

Идет заветным маршем сквозь года.»

А эпиграфом послужили слова из стихотворения Александра Гросова «Нет забвения»:

Ушла война, но ей забвенья нет,

По-прежнему отцам в ночи не спится...

История, смотрю в твои бойницы,

Нет, не забыть времен ушедших след

(Учитель знакомит ребят с целями уроков, представляет приглашенных).

Звучит дикторский текст на фоне мелодии:

Более 70 лет прошло с того исторического дня, когда на Донбасской земле отгремели последние залпы Великой Отечественной, священной, народной войны.

Мы назвали ее Великой, потому, что велико было наше мужество и велик гнев.

Мы назвали ее Отечественной, потому что защищали свое Отечество –самое дорогое, что у нас было.

Мы назвали ее священной, потому что ничего более святого, чем борьба за свободу Родины, человечество не знало.

Мы назвали ее народной, потому что весь народ поднялся на борьбу.

Учитель:

Прошло более 70 лет как освободили Дружковку, Донбасс, но эхо войны до сих пор не затихает в людских душах.

Да, у времени своя память.

Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь.

Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.

Мы обязаны все помнить...

Война огненным вихрем прошла вдоль и поперек нашего края, она оставила за собой сотни оборванных судеб, не родившихся жизней, принесла столько бед, горя и страданий..., дала нам радость победы.

Давайте вспомним летопись военных дней в Дружковке:

  1. В первые дни войны свыше 1700 дружковчан ушли добровольцами на фронт.

  2. 22 октября 1941 года фашисты захватили Дружковку. Попытка пустить заводы окончилась неудачей. Жители города отказывались ходить на работу. Начались облавы, допросы, пытки, расстрелы. За два неполных года было замучено в застенках гестапо 1130 и отправлено в Германию 1214 человек.

  3. В Дружковке во время оккупации действовала подпольная организация, но ее члены были преданы. 28 февраля 1942 года героев расстреляли.

  4. С апреля 1943 года была организована еще одна подпольная группа, руководимая З. Ибрагимовой. Во время боев за Дружковку подпольщики указали нашим танкистам место переправы через реку Кривой Торец, сопровождали разведчиков...

  5. Дружковцы самоотверженно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Одиннадцать героев Советского Союза воспитал наш маленький городок. Более 4000 тысяч горожан за ратные подвиги в годы войны награждены орденами и медалями.

  6. 6 сентября 1943 года части 279-й стрелковой дивизии 32-го стрелкового корпуса и 1-го гвардейского механизированного корпуса под командованием Червякова В,Ф., 3-й гвардейской армии Юго-Западного фронта под командованием генерал-лейтенанта Лелюшенко Д. освободили Дружковку.

Учитель:

Среди освобождавших наш город был дружковчанин Владимир Федорович Жерносек. Ребята, побывав у него дома, взяли интервью, которое представят нашему вниманию.

(Звучит магнитофонная запись с воспоминаниями Жерносека В,Ф.)

Давайте послушаем творческие задания, выполненные в группах. Вам необходимо было сочинить сенкан о ветеране, так как этот вид работы способствует развитию образного мышления, учит обобщать информацию и выражать свое отношение к ней.

(Учащиеся читают сенканы)

  1. Освободитель

Старый, разумный.

Воевал в Великой войне.

Отважно прошел ее.

Настоящий солдат.

  1. Старый солдат

Умный, хмурый.

Вспоминает о войне.

Хочу понять его мысли.

Память.

  1. Освободитель

Мужественный, решительный.

Спас землю, принес спокойствие людям.

Восторгаюсь им.

Герой.

  1. Старый солдат

Добрый, смелый

Освобождал мой город.

Интересуюсь его подвигами

Победитель.

  1. Встреча –

Долгожданная, незабываемая.

Принесла уверенность, подняла настроение.

Хочу сказать «Нет!» войнам.

Крик души.

Учитель:

Сегодня мы будем говорить с приглашенными поэтами и о поэтах, судьбы которых связаны с военными лихолетиями в нашем городе.

Это члены городского литературного объединения «Современник»:

- Романенко Анатолий Захарович (23 августа 1936г)

/во время оккупации ему было 5-7 лет/

- Мумриенко Виктор Тихонович (5 июля 1938г.)

/ во время оккупации ему было 3-5 лет

- Картошкина Людмила Антоновна (6июня 1931г.)

/во время оккупации ей было 10-12 лет/ О ней будет говорить ее муж Глеб Иванович.

Ими написаны стихотворения, отображающие различные стороны войны.

Своими воспоминаниями делится Картошкин Глеб Иванович.

(Он читает стихотворение жены Картошкиной Л.А. «Под колеса войны мое детство попало»)

Под колеса войны мое детство попало

Травма та навсегда, кровоточит она.

В песне просит певец вернуть детства причалы,

Но, а я не хочу – в моем детстве война.

В моем детстве бомбежки, пожары и голод,

И в цветущий наш двор сыплет гильзами фронт,

А в глазах до сих пор солдат немцем заколот,

Его юность в крови, в крике яростном рот.

В звуках фронта мы – дети тогда разбирались:

Самолет чей летит, чье орудие бьет,

Мы от воя снарядов тогда просыпались,

А визг бомбы доныне сон в клочья мне рвет.

Освободили Дружковку 6 сентября 1943 года, но были попытки освободить ее раньше – части наших войск шли фронтом и прямо по улице Шевченко на поселке Яковлевка, где жила Людмила Антоновна.

Учащийся читает стихотворение «Шел фронт»

Шел фронт

Представить можете вы фронт,

Топтавший сад наш? Тут стреляли,

Где красотой цветы дышали

И винограда лучший сорт.

В войну все вверх ногами стало...

Дополз и к нам убийца-фронт:

Страх, будто гром, все грохотало,

Людей калечило, ломало

С угрозами, что всех сомнет.

Жуть – крыша дома в один миг

Вся одуванчиком слетела.

Из окон пустота чернела,

Как раненного смертный лик.

Таким чудовищем шел фронт:

Ревела пасть, огнем плевала,

Дрожал и плакал даже черт,

И только смерть зло хохотала.

Она видела этот фронт и солдат погибших за освобождение нашего города зимой 1943 года. Это незабываемо. Со временем она написала стихи об этом, а местный композитор Романов Николай Федорович – музыку, и получился реквием «У вечного огня», посвященный солдатам, погибшим за нашу Дружковку, за вас, ребята. (Исполняется реквием «У вечного огня»)

У вечного огня

Стою у вечного огня

И слезы катятся...неловко...

Я вспоминаю тех солдат –

Освободителей Дружковки.

Упали вы на первый снег...

И так ужасно...в живых позах.

В шинелях серых вы навек,

Кровавый снег цвел алой розой

Без вас невесты отцвели...

И воды вешние уплыли...

Я кланяюсь вам до земли –

Мы вас, ребята, не забыли.

Приходим к вам мы поклониться,

Цветы кладем у ваших ног.

И хочется здесь помолиться –

Пусть с вами вечно будет Бог.

Учитель: Война – это нелепость человеческого бытия. Она убивает или калечит душу человека. И надо быть мужественным, чтобы все это выдержать, выстоять и продолжать выполнять свое дело на земле. Послушайте еще два стихотворения Людмилы Антоновны Картошкиной. (Учащиеся читают стихотворения «Со слезами на глазах», «Шаг войны»)

Со слезами на глазах

Со слезами на глазах

Хочу забыть войну. Но как?

Отец, ведь, с боя не вернулся.

А мы дружны с ним были так...

Меня он ласково звал «Люся».

А вишни спели в саду

В ладонях солнечного лета,

Прощаясь, словно в том году

С отцом, горели мирным светом.

А мир тихонечко тускнел.

Фашист мундир военный мерил –

Войною Гитлер заболел.

В диагноз очень свой поверив.

И начался священный бой.

Горели люди, танки, нивы.

Вставал за строем новый строй.

Душа болела, сердце ныло.

За дело правое вперед!

И фронт, и тыл в одном порыве.

Среди бомбежек, взрывов, вброд...

Фашистам мы могилу рыли.

Теперь я ветеран войны

И трудового фронта тоже

Отец остался молодым.

Забыть все это невозможно.

Шаг войны

Тьма кромешная,

Ночь зловещая –

Шаг войны.

Обезумел враг,

К нам идет, дурак –

Что же мы?

«Нет, не быть сему, -

Мы ответ ему, -

Сдачи дам!»

Как всегда, кулак

Пустим в цепь атак

По соплям!

Немец так и сяк,

А не взять, никак

Нас огнем!

Нам подвластен страх

В смертных всех боях –

Мы живем!

Учитель:

Ребята! Наш город был освобожден 6 сентября 1943 года. Людмила Антоновна написала стихотворение, которое так и называется «6 сентября», а Романов Н.Ф. – музыку, и получилась песня. Ее мы предлагаем вашему вниманию. (Исполняется песня «6 сентября»)

Шестое сентября

Осенний лист кружится над Дружковкой,

А вместе с ним шестое сентября.

Томилось сердце у врага под пленкой,

И вот она – свобода у двора.

Шестое сентября, пришло спасенье –

Солдат усталых, век благодарить –

Спешили... падали...в тот день осенний,

Их кровь лилась, Дружковке чтобы жить.

Витала радость – мы своих встречали,

Пьянили поцелуями бойцов,

Объятьями, любовью согревали,

Как будто павших на войне отцов.

Года летят, живет моя Дружковка

В житейских буднях, праздниках, мечтах.

Цветут улыбки, смех веселый звонкий...

За это гибли в тех далеких днях.

А осенью все так же память будит

Луч волшебства свободы, как тогда...

Шестое сентября пыл не остудит,

Летит победным маршем сквозь года.

Беседа с учащимися.

  1. Чем привлекают вас эти стихи? (Узнаем историю родного города).

  2. Какими чувствами они пронизаны? (Чувством собственного достоинства; чувством гордости за свою Родину; чувством боли, что такое случилось).

  3. Какая мысль объединяет эти стихи? (Большая любовь к родной земле. Война не должна повториться)

Учитель: Еще один наш гость Романенко Анатолий Захарович. Во время оккупации Дружковки он жил в поселке Донское. Это ему, 5-7 – летнему мальчишке, пришлось видеть и потом на всю жизнь запомнить ужасы войны на маленьком клочке земли.

Уважаемый Анатолий Захарович! Спустя много лет, в 64-летнем возрасте, вы написали балладу «И тогда в тяжелом 43-м...», которая вошла в альманах «Провинция – 5». Расскажите о том незабываемом событии.

(Рассказ Романенко А,З.)

(Балладу «И тогда в тяжелом 43-м...» читают учащиеся)

«И тогда в тяжелом 43-м...»

Где Кривой Торец пролез в камыш,

С двух сторон к нему вросло Донское.

Под садами, под листвой густою

Вырезались силуэты крыш.

С севера село ветрам назло,

Чтоб они зимой не завывали

И вдоль улиц холод не погнали,

Несколько холмов в заслон взяло.

В тот тревожный 43-й год

В осень желтым высветились сини:

Золотые солнечные дыни

Преподнес убогий огород.

Тополя качали на плечах

Задремавший пожелтевший ветер.

И тогда, в тяжелом 43-м,

Все село не спало по ночам.

В эти дни как вымерло село.

В камышах, в ярах, садах, по хатам

Стар и мал себя таил и прятал,

Чтоб с фашистским взглядом не свело.

... К нам во двор под вечер, в темноте

Слух внесли, накаливая нервы:

«Подвезли с бензином две цистерны.

Не сгореть бы сонными в огне!»

А под утро отблески в окне

Задрожали, словно виноваты:

На краю села страдали хаты,

Умирая в яростном огне.

Но село развеять в черный прах

Те, кто в черных формах, не успели:

Танки краснозвездно загремели

На оживших взрывами холмах.

На дыбы поднялись в небосвод

И земля, и гарь, и клубы пыли.

Грохот, лязг и речь перемесились

В непонятный жуткий хоровод.

Затянуло в дым торец двора

И гремело, ухало за садом.

В визге пуль, в шипении снарядов

Выделялось грозное «Ура!»

Чтоб шальные пули ненароком

Нас с сестренкой не смогли задеть,

Взрослые отняли нас от окон

И в углах заставили сидеть.

А могли сдержать углы до срока

Детства неуемную юлу?

Мы с сестрой маячили у окон

И носами клеились к стеклу.

... Ни мертвы, ни живы, как застыли!

Не во сне, за дверью, наяву

По двору прижухлую траву

Сапоги тяжелые душили.

В миг один сумели мы понять

И от страха словно онемели.

Вдруг прикладами взломают двери –

И тогда чего еще нам ждать?

«Вот о смерти думать и пора,-

Крестится бабуленька чуть слышно.-

Господи, спаси Ты нас, Всевышний!

Под кровати мигом, детвора!»

В темень, в дальний угол, под кровать

Мы с сестренкой юркнули, как мыши.

Но сквозь страх, как сквозь стену, я слышу

Дядю: «Сели к дыне воевать...»

Вытащили то ль кинжал, то ль нож

Отрешенно как-то, отупело

Режут дыни золотое тело

Так, что аж протягивает дрожь.

(Это мама дыню цвета «медь»

На подвал повыше положила,

Чтобы соком сладостным сквозила,

Чтоб под солнцем та смогла дозреть).

«Режут, словно желтый каравай,-

Шепчет бабушка.- Вот ироды, домучат!

Хорошо, что я на всякий случай

Остальные спрятала в сарай».

... Но, винтовки не подняв с земли,

Бросив дыни желтые осколки,

Встали. И, как загнанные волки,

Обреченно, медленно пошли.

Шли они сквозь сад в торец двора,

Где ревело, ухало, кипело.

А над всем разливисто и смело

Ширилось, росло, окрест гремело

Русское победное «ура».

... Пыль слегка клубилась по дороге.

Сквозь село, сквозь строй сельчан, в пыли

Наши шли спасители и боги,

Шли солдаты наши, шли и шли.

Плакали, смеялись всем народом:

Всех весельем общим завело,

Словно вмиг проснулось все село,

Спавшее два тяжких долгих года.

Золотились тополя у хат,

В небе солнце ласково светило.

... По двору бабуля суетилась,

Угощая дынями солдат.

Учащиеся выполняют задания в группах:

Задание 1. Слушая балладу «И тогда в тяжелом 43-м...» понимаешь...(продолжите предложение)

Задание 2. Какой след оставил в вашем сознании этот стихотворный рассказ? или

Что больше всего впечатлило вас? Почему?

Учитель: Ребята! Сегодня мы еще познакомимся и с творчеством Виктора Тихоновича Мумриенко, человека, которого увлек необъятный, волнующий мир поэзии. Автор касается различных тем, но одна тема красной нитью проходит через многие его стихотворения:

Я не воевал, но грудью кто-то

В шквале ураганного огня

Встретил траекторию полета

Пуль горячих, целивших в меня. ( из стихотворения «Я в долгу»)

Это тема – чувство долга перед теми, кто дал нам возможность жить, быть счастливым. (Учащиеся читают его стихотворения «Освобождение», «Я в долгу»)

«Освобождение»

Та ночь перед освобождением

Мне в память врезалась на век:

И тупорылое гуденье

Машин, замысливших побег

И лиц безликое мельканье,

Когда возмездие пришло –

Победы грозное дыханье

Фашистов с площади смело.

Все впереди – и Днепр, и Одер,

И штурм рейхстага, и салют.

Та ночь прошла, и пушки, вроде,

Все ближе, все прицельней бьют.

А утром в небе невысоком,

Наметив трассу вдоль реки,

У крыш Торецкого поселка

Прошли лихие «ястребки».

И устремили после мрака

Свой взгляд на северо-восток

Хромой сосед Иван Ревякин

И дядя Ваня – Горбаток.

А вдоль завода – грохот танков –

Окончен за Дружковку бой,

Но продолжается атака

И за Гавриловской горой.

Все слышалось в далеких звуках

То «фриц-капут», то «хенде хох» -

Металось в крайних переулках,

Как для врага последний вздох.

Еще вели унылых пленных.

Я выбежал , свободе рад:

Под стенкой, стоя на коленях

Заплакал вражеский солдат.

В худых руках пилотку скомкав,

Винтовку бросив на песок,

Он понял – кончилась в Дружковке

Его дорога на Восток.

Пусть помнит вражье поколенье

О тех недавних временах,

Как плакал, стоя на коленях,

Перед мальцом побитый враг!

«Я в дорлгу»

О войне сужу не понаслышке,

И меня коснулось это зло:

Надо мной, испуганным мальчишкой,

Свастика несла свае крыло.

Я не воевал, но грудью кто-то

В трассах перекрестного огня
Встретил траекторию полета

Пуль горячих, целивших в меня.

Потому ценю на белом свете

Тех, кто вражью стаю победил,

Спас моих ровесников от смерти

И родную землю защитил .

Силы мне отмерено немало,

Чтобы верно Родине служить,

Чтобы память век не уставала

Именами павших дорожить.

Я в долгу у всех, проживших честно,

И не ради красного словца

Поминаю их душевной песней

И стихи пишу от их лица.

Беседа.

  1. Какими чувствами пронизаны эти стихотворения?

  2. Какая мысль объединяет эти стихи?

  3. Почему, как вы думаете, Виктор Тихонович обратился в зрелом возрасте (62 года) к теме войны?

  4. О чем заставляют задуматься эти стихотворения?

Учитель:

Вот этот сборник стихотворений «Эхо войны» мне подарила Елена Сергеевна Кисловская.

В нем есть и ее стихотворение «У обелиска». Я хочу представить руководителя Дружковского городского литературного объединения «Поэтические витражи» Кисловскую Е.С. Елена Сергеевна, будучи филологом по образованию, учителем по призванию, все же остается художником и поэтом по вдохновению.

Слово Кисловской, которая читает и свои стихи. («У обелиска» и др., см. Приложение №1 )

Итог уроков.

Заключительное слово учителя:

Великая Отечественная, священная, народная война – самая страшная война XX века. Человеконенавистническая расовая теория, с которой пришли на нашу землю завоеватели, могла принести нам только одно беспросветное рабство, вымирание и смерть. Или – или. Так был поставлен 22 июня 1941 года вопрос истории. Ответили на него наши отцы и деды ПОБЕДОЙ.

Подходят к концу наши уроки. Мы прикоснулись к поэзии наших земляков, к их воспоминаниям... потому, что каждый из нас должен помнить о том, какой ценой была завоевана Победа.

Домашнее задание.

  • Рассказать о военных подвигах своих прадедушек.

Задание группам. Подготовить послание сверстникам 2045 года, лучшие будут храниться в школьной Комнате Боевой Славы и зачитаны в годовщину 100-летия Великой Победы.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Соціальне партнерство закладу позашкільної освіти та сім’ї»
Просіна Ольга Володимирівна
36 годин
590 грн
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.