Конспект урока развития речи"Масленница"

Опис документу:
Цель: В ходе урока обеспечить закрепление понятий о строении текста, развитие речи учеников. Систематизировать знания о праздновании масляницы. Развивать творческие способности: способность применять навыки, приобретенные при составлении текста –описания, составляя текст- повествование. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части. Способность легко ассоциировать отдаленные понятия. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. Гибкость мышления.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Энергодарский учебно- воспитательный комплекс

«Дошкольное учебное заведение-общеобразовательное учебное заведение» №9

Конспект урока

русского языка (чтение),

проведённого в 4-А классе (27.01. 15)

Тема: „ Масленица

Учитель: Биюн Светлана Леонидовна

Тема: Масленица

Мета: В ходе урока обеспечить закрепление понятий о строении текста, развитие речи учеников. Систематизировать знания о праздновании масляницы.

Развивать творческие способности: способность применять навыки, приобретенные при составлении текста –описания, составляя текст- повествование. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части. Способность легко ассоциировать отдаленные понятия. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. Гибкость мышления. Лёгкость генерирования идей. Творческое воображение. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Способствовать гражданському воспитанию: изучение традицій и уважение к ним. Формировать позитивне отношения между однокласниками.

Тип: комбинированый урок. (развитие речи)

Оборудование: презентация , музыка

Тема: Составление святного высказывания «Проводы зимы».Мгновенное узнавание слов, состоящих из 4-7 букв. Знакомство с картиной Б.Кустодиева «Масленица.»

Ход урока:

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация знаний. Сообщение темы урока. Выявление пробелов в знаниях.

  1. Упражнение по узнаванню слов.

Пост блины сонце суббота

Быль обряд предки ритуалы

Гора санки игрища катание

  1. генерирование идей.

  • чем объединены группы слов?

  • Можете лив ы предположить какой будет тема урока? Обоснуйте свои предположения.

  1. Восприятие празника целиком

- Сегодня на уроке мы будем говорить о народном празднике проводов зимы, встречи весны, о Масленице.

ІІІ. Постановка задач урока.

  1. Зачем проводжали зиму

  2. Узнать о Масленице что-то новое

  3. Составить план рассказа

  4. Составить связный рас сказ по плану

ІV. Открытие нового знания.

  1. Беседа «Зачем провожали зиму»(Способность легко ассоциировать отдаленные понятия. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. Гибкость мышления. Лёгкость генерирования идей. Творческое воображение.)

  2. Рассказ учителя о Масленице

Понедельник — встреча

Первый день назывался Чистая масленица — широкая боярыня. В понедельник Масленицу и Масленика, сделанных из соломы и одетых в соответствующие их полу платья — женское и мужское, возили на санях по всей округе, а потом с песнями и плясками усаживали на самом высоком месте.

Вторник — заигрыш

На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с гор и на качелях, а те, что постарше, веселились за столом.

Среда — лакомка

В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». Повсюду проводились ярмарки, шли народные гулянья. Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы со всевозможными угощениями. В этот день зять приходил «к тёще на блины»

Четверг — перелом

Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одним из любимых забав было поджигание тележных колес, и прогонять вдоль по улицам, спускам, склонам оврагов подожженной тележки. По улице возили мужика-балагура на специально смастеренных санях с таким же горящим колесом, а за ним следом шел гуляющий народ с песнями и прибаутками. Обязательным атрибутом Масленицы являлся медведь — живой, закованный в цепи, или ряженый человек.

Пятница — Тещины вечорки

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Сами же молодожены в этот день выезжали нарядные в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Теперь уже зять приглашал к себе в гости тёщу и угощал ее блинами

Суббота — золовкины посиделки

Этот день считался всегда семейным. В Золовкины посиделки — новобрачная невестка должна была одаривать золовок подарками. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Приглашали всю семью и кормили их блинами и поили чаем.

Воскресенье — целовальник, прощённое воскресенье

. В этот день люди рядились в шкуры козлов и баранов, волков и медведей, изображая тем самым злых духов. Народ, размахивая палками и выкрикивая всяческие оскорбления и проклятия, выводил их вместе с чучелом Масленицы за околицу деревни, где изображалось избиение нечисти, и сжигалась соломенная Масленица. Пепел, оставшийся от «зимней хозяйки», развеивали над полями в знак будущего урожая. Для детей выпекали из теста «жаворонков» и «куликов». Детвора с «птичками» в руках взбиралась на крыши домов и сараев, зазывая теплую и раннюю весну.

  1. Анализ репродукции Б. Кустодиева «Масленица»

Картина Кустодиева Масленица - значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма и неким примитивизмом живописных мазков, тем не менее восприятие его красочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение. Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех. Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Веселье, русская удаль - все это изображено живописцем в собирательном образе - народного праздника. Размер полотна 89 на 190,5 см, 1916 г. Находится картина в Русском музее, в городе Петербурге.

  1. Составление плана рассказа (1. Приблежение весны; 2. Масленица; 3. Древние верования народа)

V. Физминутка

пение частушек : (скорочтение)

Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя –
Можно съесть и лишнего.

Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.

Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.


У миленка сладкий вид,
Что лицо, как блин, блестит.
этим самым, блин, лицом
Да помазать бы крыльцо.

VІ. Первичное закрепление

1. Устный рассказ

VІІ. Включение в систему знаний

1. Повторение знаний о тексте, его строении, особенностях.

ІХ. Домашнее задание

Записать по плану текст в рабочей тетради

Х. Подведение итогов и рефлексия.

-Выскажите своё отношение к уроку, закончив одно или несколько высказываний:

  • Я узнал , что…

  • Мне было интересно …

  • Скучно было …

  • Я бы хотел …

  • Мне не хотелось бы …

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.

До ЗНО з ФІЗИКИ залишилося:
0
3
міс.
0
7
дн.
0
0
год.
Готуйся до ЗНО разом із «Всеосвітою»!