! В а ж л и в о
Приклад завдання з олімпіади Українська мова. Спробуйте!

Конспект к презентации "Большая буква в именах существительных"

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Колесникова Инна Степановна

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Большая буква в именах существительных.

Цель: расширять представления учащихся о большой букве в именах, отчествах и фамилиях, кличках животных и географических названиях, совершенствовать навык обозначения данной орфограммы на письме; расширять словарный запас учащихся; воспитывать интерес к слову.

Оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, телевизор.

Тип урока: урок-путешествие

Ход урока

І. Актуализация опорных знаний учащихся.

1.Организационный момент. (Слайд 2)

- Звенит у нас звонок,

Он сказал: «Начнём урок».

- Сегодня девизом нашего урока я выбрала пословицу: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы её понимаете? (Каждый день в школе ты получаешь знания, которые тебе пригодятся в жизни».) (Слайд 3)

- Наши знания – это богатства, которые мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня я предлагаю вам отправиться за новыми знаниями в Страну Больших Букв. (Слайд 4)

- А путешествовать мы с вами будем по станциям: (Слайд 5)

1) «Вспоминайка»

2) «Чистописание»

3) «Орфографическая»

4) «Зоологическая»

5) «Географическая»

6) «Шишкина школа»

- Вы готовы к путешествию? Тогда в путь!

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

В ходе нашего путешествия мы повторим изученные части речи, отработаем умения находить в словах орфограммы и подбирать проверочные слова, познакомимся со словами-близнецами и узнаем, какие слова нужно писать с большой буквы.

ІІІ. Закрепление и осмысление изученного материала.

1-я станция «Вспоминайка» (Слайд 6)

1.Работа по опорному конспекту «Части речи». (Слайд 7)

- Какие части речи вы знаете?

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- На какие 2 группы делятся существительные в зависимости от вопросов? (Одушевлённые и неодушевлённые)

- Как могут изменяться имена существительные? (По числам)

- Когда имена существительные употребляются в единственном числе? Во множественном?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Глагол?

- Для чего нужны предлоги?

2-я станция Чистописание» (Слайд 8)

- Откройте свои тетради и запишите дату. (Слайд 9)

- Посмотрите внимательно на слайд и назовите лишнюю букву. (к, т, ф, Р, ш, с)

- Почему буква «Р» лишняя? (Все буквы строчные, а «Р» - заглавная)

- Расскажите, какие звуки может обозначать буква «Р»? ( [р], [р`])

- Охарактеризуйте их. (Согласные, звонкие, непарные)

- По какому ещё признаку можно исключить букву «Р» из этого списка? (Буква «Р» обозначает непарный звонкий согласный звук, а остальные буквы – парные глухие согласные звуки).

- Запишите заглавную букву «Р». Посмотрите на слайд и вспомните, как она правильно пишется. (Слайд 10)

- Запишем эту букву в тетради. Пишем красиво и аккуратно.

3-я станция «Орфографическая». (Слайд 11)

- Прочитайте предложение, вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы.

(Слайд 12)

Розе под…рили розу с б…льш…ми ш…пами.

- Определите, к какой части речи относится каждое слово и надпишите над словом.

- В этом предложении есть слова-близнецы. Они звучат одинаково, а значение и написание имеют разное. Что это за слова? (Розе – розу)

- Что обозначает слово, написанное с заглавной буквы? (Имя)

- А с маленькой? (Цветок)

- Какие ещё имена начинаются с букв «Р»? (Рома, Рита, Руслан).

- Как вы напишите эти слова? (С заглавной буквы)

- А хотите узнать, кто подарил Розе цветок? (Это Роман)

- А теперь образуйте фамилию от имени Роман. (Романов). Как вы напишите эту фамилию? ( С заглавной буквы).

- А теперь образуем отчество. (Романович). Как вы его напишите? ( С заглавной буквы).

- Итак, мы получили слова Роман Романович Романов. Как мы их напишем? ?С заглавной буквы).

- Все три слова? Почему? (Они обозначают имя, фамилию, отчество).

- Запишите в тетрадь имя, отчество и фамилию человека, который подарил Розе цветок.

- Проверьте правильность написания. (Слайд 13).

- Сделайте вывод, когда имена существительные пишутся с большой буквы? (Когда они обозначают имена, отчества и фамилии людей). (Слайд14)

- Внимание! Новая орфограмма: «Большая буква в именах существительных». Запишите название этой орфограммы в тетрадь для правил.

4-я станция «Зоологическая». (Слайд 15)

-Поднимите руку те, кто любит животных.

- Наука, которая изучает животных, называется «Зоология», а люди, изучающие животных, - зоологи. Кто из вас догадался , что мы будем делать на этой станции? (Говорить о животных).

- Посмотрите на слайд и прочитайте слова левого столбика: (Слайд 16)

корова …урка

собака …учка

кошка ….урёнка

- Что обозначаются эти слова? (Названия животных). Как они написаны? (С маленькой буквы). Запомните, слова, обозначающие названия животных, пишутся с маленькой буквы.

- Прочитайте слова правого столбика, вставляя пропущенные буквы. Как вы напишите эти слова – с большой буквы или с маленькой? Почему? Что обозначают эти слова? (С большой буквы, потому что эти слова обозначают клички животных).

- Подберите клички к этим животным из слов правого столбика и запишите полученные словосочетания в тетрадь. Проверьте. (Демонстрация на слайде 16)

- Сделайте вывод, когда ещё существительные пишутся с заглавной буквы? (Если они обозначают клички животных) (Слайд 17)

Физкультминутка (Слайд 18)

5-я станция «Географическая» (Слайд 19)

-Что изображено на слайде? (Географическая карта)

-Правильно. На этой карте изображена наша страна. Как она называется? (Украина)

(Показ слова на слайде 20)

- С какой буквы написано это слово? Почему? Запишите в тетрадь слово «Украина».

- Назовите столицу Украины. (Киев) (Показ слова на слайде 20)

- Что обозначает это слово? (Название города)

- Как написано это слово? (С заглавной буквы). Почему? Запишите это слово в тетрадь.

- А как называется это место в Киеве? (Слайд 21) (Крещатик).

- А что обозначает это слово? (Название улицы)

- Как нужно писать это слово? Почему? Запишите.

- Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова. (Слайд 22)

Мы живём в стране …. (Украина), в городе …. (Мариуполь). Наша школа находится на улице бульвар … (Шевченко).

- Запишите текст самостоятельно. Проверьте. (Показ на слайде 22).

- Сделайте вывод, когда ещё имена существительные пишутся с заглавной буквы? (Если они обозначают географические названия). (Слайд 23).

IV. Обобщение и систематизация знаний.

6-я станция «Шишкина школа» (Слайд 24-25)

V. Итог урока.

7-я станция «Конечная» (Слайд 26)

- Подведём итог нашего урока.

- Когда имена существительные пишутся с заглавной буквы?

- Чтобы вы хорошо запомнили эту тему, от меня вам ещё 1 подарок – опорный конспект.

3

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Розвиток цифрового інтелекту учителя: путівник по цифрових інструментах в ефективній організації і проведенні освітнього процесу»
Ілляхова Марина Володимирівна
36 годин
590 грн
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації (лист МОН № 4/2181-19 від 30.09.2019 р.).

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.

Підвищення кваліфікації: як створити дієвий механізм
Підвищення кваліфікації: як створити дієвий механізм
Підвищення кваліфікації: вчителі самі вирішуватимуть, де навчатись
Підвищення кваліфікації: вчителі самі вирішуватимуть, де навчатись