Дидактичний матеріал з російської мови "Практикум. Фонетика.Графіка.Орфоепія.Орфографія" (5 клас)

Опис документу:
В данном пособии представлен материал по русскому языку для учащихся 5 классов. «Практикум» содержит упражнения, в первую очередь обучающие, а не только контролирующие. Таким образом, навыки овладения грамотным письмом формируются не путём проб и ошибок, а в процессе решения задач. Пособие адресовано в первую очередь школьникам и учителям, однако оно полезно всем, кто стремится овладеть русским языком.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Бахмутська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів №10

Бахмутської міської ради Донецької області

Дидактичний матеріал з російської мови

«ПРАКТИКУМ. ФОНЕТИКА. ГРАФІКА. ОРФОЕПІЯ. ОРФОГРАФІЯ (5 КЛАС)»

Укладач

Тесленко Г.В., учитель російської мови Бахмутської ЗОШ №10, кваліфікаційна категорія «спеціаліст другої категорії»

2018-2019 навчальний рік

В данном пособии представлен материал по русскому языку для учащихся 5 классов. «Практикум» содержит упражнения, в первую очередь обучающие, а не только контролирующие. Таким образом, навыки овладения грамотным письмом формируются не путём проб и ошибок, а в процессе решения задач. Пособие адресовано в первую очередь школьникам и учителям, однако оно полезно всем, кто стремится овладеть русским языком.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ. ОРФОГРАФИЯ

(5 КЛАСС)

  1. Отметьте правильный ответ, отвечая на вопросы:

  • Что является наименьшей единицей языка?

    • Слово

    • Слог

    • Звук

  • Какой раздел науки о языке изучает наименьшую единицу языка?

    Лексика

    Орфоэпия

    Фонетика

    Словообразование

  1. Образуйте новые слова путем перестановки звуков

Стук - _______________

Слово - ______________

Лес - _________________

Бокал - _______________

Весна - _______________

Гроза - _______________

Шрам - _______________

Три - _________________

Парк - ________________

Кукла - _______________

Лоза - ________________

Лето - ________________

  1. Звуки речи (заполните таблицу)

    Названия групп

    Звуки

    Как проходит воздух при образовании звуков

    Как произносятся звуки

  2. Заполните таблицу.

Твердые и мягкие согласные

Только твердые

Только мягкие

  1. Выпишите из стихотворения:

А) парные мягкие и твердые согласные;

Б) всегда твердые;

В) всегда мягкие.

Жил на свете муравей

Без ресниц и без бровей.

Он терпеть не мог девиц

Без бровей и без ресниц.

Оттого у муравья

Были только сыновья:

Тридцать девять сыновей

Без ресниц и без бровей.

(Р.Муха, В.Левин)

6. Какими звуками различаются слова: лук – люк; стал – сталь; флаги – фляги; угол – уголь; мол – моль?

  1. Выберите правильный ответ. Отметьте:

  • Ряд, в котором перечислены только непарные согласные по твердости – мягкости:

    [ц] [ф] [с] [ч] [ж]

    [ж] [ц] [м] [й] [ш]

    [ц] [й] [ж] [ч] [ш]

    [ч] [ш] [л] [ц] [б]

  • Слово с согласными, который в русском языке может быть только мягким:

    премия

    песня

    сирень

    стих

    мясо

    медаль

  • Слово с согласным, который в русском языке может быть только твердым:

    Лечение

    Чествовать

    Чувство

    Зоркость

    Говорить

    Движение

  • Ряд, в котором слова отличаются только твердостью – мягкостью согласных:

    Ожог – ожег

    Трущоба – щетка

    Тема – темя

    Шов - шелк

  • Ряд, в котором слова отличаются только звонкостью - глухостью согласных:

    Кот – код

    Голос – колос

    Плод - плот

  1. Добавьте к каждому слову ( в начале его или в конце) один звук, чтобы получилось новое слово:

Рубка - ________________________

Шар - _________________________

Клад - _________________________

Мел - __________________________

Стол - __________________________

Кол- ____________________________

Пена -___________________________

Вол - ___________________________-

Пар - ___________________________

Роза - ___________________________

Кот - ____________________________

Ель - ____________________________

Лень - ___________________________

Лен - ____________________________

Мех – ___________________________

  1. Из каждого слова выньте по одному звуку, чтобы получилось новое слово:

Краска – _______________________

Склон – ________________________

Стон – _________________________

Спор – _________________________

  1. Ответьте всерьез на шуточные вопросы:

Что стоит посредине земли?

Что находится в начале книги?

В каком слове сорок гласных?

В каких словах по сто согласных?

В каком слове буква Я находится семь раз?

Что мы слышим в начале урока?

  1. Подчеркните слова, в которых :

  • Перед буквой Е согласный звук произносится твердо:

Тест, демон, кафетерий, рейс, тире, бактерия, кашне, кофе, кафе, теннис, гантель, берет, морфема, кафетерий, шинель, рельсы, девиз, модель, метрополитен.

  • Перед буквой Е согласный звук произносится мягко:

Пресса, туннель, темп, лидер, артерия, шедевр, детектив, модель, шоссе, тема, тенор, музей, фонетика, бизнес, картотека, схема, кекс, термометр, паштет.

  1. Вставьте пропущенные буквы, указывая проверочные слова.

Видит око, да зу… неймет.

Летний день го… кормит.

Свой гла… - алмаз.

Семь ра… отмерь, один – отре…ь.

Дол… платежом красен.

Хлеб – соль ешь, а правду ре…ь.

Взялся за гу…, не говори, что не дю…

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные согласные, графически объяснив правописание.

Хвас…ливое слово гнилое.

Не родись красив, а родись счас…лив.

Лучше поз…но, чем никогда.

Коротко да ясно, оттого и прекрас…но.

Холодное слово на сер…це ложится льдом.

  1. Подчеркните лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему оно лишнее.

Чувство, здравствуйте, лукавство _________________________________________________________

Сочувствие, рыболовство, безмолвствовать __________________________________________________________

  1. Отгадайте:

  • Если взамен места, покрытого травой, хотите получить овощ, то, не изменяя звука, замените на конце букву Г буквой К:

  • Если, не изменяя звука, замените конечную букву Т буквой Д, то вместо того, на чем плыть по воде, получите то, что приносит растения: __________________________________________________

  1. Вставьте пропущенные буквы, укажите проверочное слово перед каждым словом с пропущенной гласной.

Образец: лес – леса.

З…рно, цв…та, л…сты, ст…лбы, д…ма, п…ля, гр…за, з…нты, ст…лбы, д…ска, ст…лы, ст…на, м…сты, л…сты, ч…сы, в..да, тр…ва.

  1. Распределите слова по указанным видам орфограмм

Проверяемая гласная в корне слова

Непроверяемая гласная в корне слова

Обл…ка, ул…тать, сл…ва, д…ла, стр..на, б…седа, г…лова, т…нули, к…бинет, зв…нить, в…кзал, г…рой, тр…нер.

  1. Вставьте пропущенные буквы, укажите рядом проверочные по образцу.

    Образец:

    Пол…скать

    Ласковые руки

    Полощет белье

    Прим…рять

    Пос…деть

    Зап…вать

    Сп…шите

    Скр…пя

  2. Вставьте пропущенные буквы, в скобках объясняйте свой выбор.

В…лчата (___________) ничего не поняли, но зам…хали(_______________) хв…стами(_____________). Тогда щ…нок(____________) ударил лапой одного в…лчонка(____________) по б…льшой (____________)г…л…ве(_________________________________). В…лчонок(____________) тоже ударил его лапой по г…л…ве(___________________). Щ…нок(____________) стал к нему боком и посм…трел (____________)на него иск…са(____________), помахивая хв…стом(____________), потом вдруг рванулся с места и сделал несколько кругов по насту. В…лчата(____________) погнались за ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они втроем напали на него и, в…зжа(____________) от в…сторга(____________), стали кусать его, но не больно, а в шутку. В…роны (____________)с…дели (____________)на высокой с…сне (____________)и см…трели (____________)сверху на их б…рьбу(____________), и очень беспокоились. Стало шумно и вес…ло(____________). Солнце прип…кало(____________) уже по-весеннему; и п…тухи(____________), то и дело перел…тавшие(____________) через с…сну(____________), поваленную бурей, при блеске солнца к…зались(____________) изумрудными.

А.П. Чехов «Белолобый»

  1. Выберите нужную пропущенную букву, укажите проверочное слово перед каждым словом с пропущенной гласной.

Ре…кий, сла…кий, ме…кий, моло…ьба, ду…ка, гу…ка, ро…кий, хру…кий, ги…кий, ро…кий, коро…ка, зву…, дру…, сту…, сапо…, пото… .

  1. Запишите затранскрибированные слова буквами, подберите однокоренные слова. Составьте с записанными словами словосочетания или предложения.

[Плот], [лук], [рот], [прут].

  1. Распределите слова по указанным видам орфограмм:

Непроизносимая согласная в корне

Парная согласная в корне

Сторо…ка, мес… ность, радос…ный, доблес…ный, кре…кий, поз…ний, чудес…ный, ре…кий крик, жи…кий, ненас…ный, селе…ка, звез…ный, ло…ка, сколь…кий, поса…ка саженцев.

  1. Выделите орфограмму:

Подрастает, предположение, росток, выращенный, подростковый, растения, заросли, возрастной, возложить, прилагательное, положение, Бахмут, изложение, Ростислав.

  1. Разгадайте кроссворд.

1 Р

2 Р

3 О

4 Р

5 Р

  1. Мужское имя

  2. Стебель растения в самом начале развития

  3. Отдельная область науки, знаний, производства.

  4. Название города

  5. Человек, дающий деньги в долг под большие проценты

    Какая орфограмма объединяет слова-ответы на данный кроссворд?

  1. Творческий диктант.

Используя слова для справок, составьте предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое были выражены именем существительным.

  1. Молодой лес. 2. Отдельная область деятельности, науки, производства. 3. Частый кустарник, которым зар..сло какое-нибудь место. 4. Дать р..стки. 5. Стать ветвистее, гуще, больше.

Слова для справок: пор..сль, отр..сль, зар..сли, прор..сти, разр..стись

26.Запишите существительные в именительном и творительном падежах единственного числа. Используйте предлоги над, под, перед, с.

Товарищи, встречи, задачи, ученицы, пальцы, малыши, плечи, врачи, птицы, лучи, тучи, ключи, мячи, крыши, карандаши, гаражи, юноши, силачи, скрипачи, падежи, мельницы, бородачи, сказочницы.

  1. Распределите слова по видам орфограмм

О-ё после шипящих и ц в окончании

О-ё после шипящих в корне

Среди камыш…й, ч…рные проталины, ш…пот по аллее, ж…лтые тычинки, выращивать птенц…в, прилетают с добыч…й, громко щ…лкать, жир под кож…й, лютой стуж…ей, темной туч…й, схвачен лисиц…й, легкий ш…рох, шелест ш…лка.

  1. Зачеркните слова, в которых допущена ошибка.

Черный, расчоска, решетка, щеголь, учеба, кошолка, шелковистый, пшеничный, обжора, шорох, бечевка, трещетка, черточка, шопот, собаченка, рученка, зайчонок, сверчок, тушонка, шорты, ночовка в лесу, ровный шов, желтый крыжовник, дешевый товар, машина с кирпичом.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ И МЯГКИЙ ЗНАК.

28. Вставьте пропущенные буквы.

    Клоч..я, дич..ю, с..язвил, храброст..ю, об..ятия, вороньи, от..ехал, рож..ю, стал..ю, раз..единить, медал..ю, медвеж..и, об..явление, цел..ю, ул..я, в..езд, собач..и, коз..и, лист..я, друз..я, об..едки, сирен..ю, прут..я, дерев..я, раз..яснил.

    Сер..езный, ин..екция, попрыгун..я, п..еса, Юр..евич, Дар..я, Тат..яна, Ул..яна, Васил..евич, сол..ю, от..езд, печ..ю, площад..ю, сучь..я, с..езд, с..езжать, лист..ями, изгород..ю, Натал..я, Дем..ян, Мар..я, Соф..я, под..езд, с..ёжились, б..ет.

    Шалун..я, кушан..е, счаст..е, бад..я, бар..ер, Ил..ич, солов..и, мурав..и, кол..я, об..ехал, лошад..ю, раздол..е, охотнич..ю, звен..я, стул..я, Анатол..евич, Савел..евич, хлоп..я, Григор..евич, с..ехал, крыл..я, Евген..евна.

    В..юн, хохотун..я, певун..я, бел..е, свин..я, вып..ет, заш..ет, приб..ет, под..ест, жадност..ю, суч..ев, завист..ю, пыл..ю, рыс..ю, осен..ю, ноч..ю, метел..ю, чирикан..е, умен..е, учен..е, варен..е, жил..ё, колос..я, здоров..е, сиден..е, с капел..ю, четырех..ярусный.

    Зал..ет, бездел..е, с..едобный, с..ёмка, свежест..ю, грозд..я, ненаст..е, бур..ян, коп..е, гряз..ю, над..ест, печен..е, оживлен..е, чут..е, под..ём, брат..я, мыт..ё, об..ем, степ..ю, раз..яренный, в..юн, здоров..ем, вещ..ю, об..яснил, тиш..ю, радост..ю, скатерт..ю, смелост..ю, ател..е, вз..ерошенный.

    Руч..и, плат..е, пред..явить, под..ёмный, дочер..ю, под..езд, об..единить, в..едливый, в..юга, вороб..и, в..ёт, с..ест, тетрад..ю, мелоч..ю, стул..я, пер..я, ноч..ю, брош..ю, олад..и, пряд..ю, весел..е, пред..юбилейный, об..ест, гост..я, сынов..я, л..ёт, жит..ё, жил..ё.

МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

29. Вставьте пропущенные буквы.

    Москвич.., полноч.., ералаш.., ключ.., репортаж.., роскош.., царевич.., клич.., кирпич.., тиш.., бреш.., шалаш.., доч.., теч.., сторож.., ёж.., пляж.., королевич.., фальш.., ноч.., грач.., плащ.., малыш.., кулич.., гуляш.., корж.., ключ.., плач.., гореч.., палач.., морж…, багаж.., пейзаж…

    Упряж.., бич.., меч.., печ.., реч.., теч.., картеч.., лихач.., мелоч.., тягач.., усач.., завуч.., дич.., мякиш.., матч.., приёмыш.., лихач, фарш.., нож.., марш.., душ.., ландыш.., экипаж.., рож.., врач.., борщ.., лещ.., смерч.., дрож.., лож.., манеж.., мяч.., скрипач.., ёрш.., молодеж.., чертеж.., трубач.., богач.., сыч.., вещ.., туш.., чиж…

    Силач.., ткач.., врач.., кумач.., мелоч.., богач.., грач.., задач.., товарищ.., помощ.., плющ.., кирпич.., упряж.., рощ.., брош.., помощ.., лож…

БУКВЫ Ы, И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

30. Вставьте пропущенные буквы.

    Вз..скание, об..ск, об..скать, пред..нфарктный, под..скать, до..грывание, пере..грать, от..граться, без..мянный, до..сторический, вз..грать, меж..нститутский, из..скатель, меж..гровая, без..дейный, с..гранный, за..граться, сверх..нтересно, под..скивать, пере..здать, с..скать, по..стине.

    Небез..нтересное, до..граться, сверх..нициативный, воз..меть, с..скной, за..каться, пере..меновать, контр..гра, без..сходный, про..грать, без..скровая, по..скать, вз..скать, про..грыватель, до..скаться, раз..скалась, про..ллюстрировать, дез..нфекция, под..тожить, от..грать, за..грывать, дез..нформировать.

НЕ С ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

31.Спишите. Раскройте скобки.

    Во всех её действиях была видна (не)решительность, а робость. (Не) смерть страшна, а страшна твоя (не)милость. И на волю приходит (не)воля. (Не)опытность ведет к беде. (Не)печь кормит, а руки. (Не)место красит человека, а человек – место. С туристами случилось (не)счастье. (Не)знание – порок, (не)желание узнать – большой порок.

    Помогла нам (не)удача, а хорошее знание местности. (Не)воля пьет медок, а воля – водицу.(Не)знакомец посмотрел на них и отвернулся. Для нас все было ясно, (не)известности уже не было. Умные люди ценят (не)праздность, а труд. (не)силой борются, а уменьем. (Не)приятель начал атаку. (Не)внимание на уроке – причина многих бед. (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство.

ПРАВОПИСАНИЕ –ТСЯ И –ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ

32. Вставьте пропущенные буквы.

    Песня поет..ся, щенок умывает..ся, не спит..ся, перестань красоват..ся, не надо бодат..ся, долго валяет..ся, собака кусает..ся, помог одет..ся, стены красят..ся.

    Глазки светят..ся, котенок царапает..ся, надо крепит..ся, стоит появит..ся, все знакомят..ся, начинают занимат..ся, надо удержат..ся, обязан научит..ся, он любит учит..ся, можешь испачкат..ся, время лечит..ся, продолжают готовит..ся.

    Птицы прячут..ся, конфеты раздают..ся, нужно приучит..ся, перестал смеят..ся, след покажет..ся, рано старит..ся, заря разгорает..ся, стоит превратит..ся, опять спрячет..ся, пусть нагуляет..ся, свойственно улыбат..ся.

    Пора собират..ся, нельзя шевелит..ся, можно собрат..ся, с охоты возвращает..ся, не надо прятат..ся, наслаждат..ся летом, нам надо купат..ся, Саша учит..ся, разносит..ся над планетой, друзья остают..ся, туман расходит..ся.

БУКВЫ З-, С- НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК

33. Вставьте пропущенные буквы

    Бе..корыстный, бе..звучный, бе..сердечный, бе..порядок, бе..усый, бе..доказательный, бе..бедная жизнь, ра..кидистый дуб, бе..защитное существо, во..становить город, ра..купленные книги, бе..честная ..делка, ра..печатанное письмо, и..коренить зло, бе..конечный путь, бе..радостное время, бе..тарифный провоз, ..гущенное молоко, бе..сменный часовой, бе..пощадный суд.

    В..бежать, ра..графить, и..лучать, бе..работица, бе..стыдство, ра..бросать, бе..правие, ра..гребать, и..пепелять, ра..киснуть, и..парение, бе..молвие, бе..покойство, в..дрогнуть, и..бегать, ра..краска, ра..крутить, в..бунтовать, бе..контрольность, ра..критиковать, и..бавитель, в..дрогнуть.

    В..глянуть, бе..голосый, бе..ветренный, во..полнить, ра..магнитить, бе..классовый, ни..ходить, и..вестие, во..ход, ра..грызть, бе..козырка, бе..плодный, ра..кол, бе..голосый, бе..призорник, бе..помощность, бе..водный, бе..вкусица, бе..денежный, во..мужать, и..пуг, ра..рыхлить, ра..стрел, ра..порядок.

    И..мерять, бе..граничный, ра..секретить, и..править, и..сушить, бе..сердечный, ра..веселить, ра..метка, ра..гадка, ра..сказ, и..тлеть, и..текать, бе..звучный, бе..силие, бе..домный, ра..дразнить, бе..заботный, во..главить, ра..щелина, бе..численный, в..лететь, и..целить, и..числять, в..кипеть, бе..мятежный, ра..работка, ра..свет, ра..ческа, ра..жиреть, бе.цветный.

    Ра..шить, ра..сыпной, и..зябнуть, и..худать, и..следовать, и..портить, бе..вкусный, ра..седлать, ра..базарить, и..следовать, и..портить, бе..сонница, бе..дельник, в..летная, обе..вредил, и..ранил, бе..толковый, обе..кровить, обе..силеть, ра..вернуть, ра..красавица, ра..веселый, ра..грузочный.

34. Подберите к словам приставки з-, с-.

..жечь, ..бегать, ..борный, ..говорчивый, ..гибаться, ..двинуться, ..бавить, ..густить, ..зывать, ..дешний, ..делать, ..бросить, ..доровый, ..бить, ..грести, ..дача, ..зади, ..дание, ..жимать, ..дравница, ..грузить.

И,Ы после Ц, в корне

35. Исправь ошибки.

    Огурцы, на ципочках, цырк, дирекцыя, бледнолиций, циклоп, цылиндр, организация, цыган, революцыонный, цинк, цыпленок, сестрицин платок, куций, овцы, станцыя, цикорий.

    Грузный мущина, так вести себя неуместно, слишком позно, костные болезни, закоснеть, празная дума, гаснут аблака, брызнит солнце, жосткое сердце, власный характер, вкустный суп, искусница, искусственный, извесный актер, постный суп, капусный пирок.

    Молодцы, цитрусовый, цикнуть, цытоплазма, мышци, выцыганить, ципочки, цитрамон, цыркуляция, щипцы, курицина лапка, цитата,цыничный, коррупцыя, порция, цирюльник, цылиндр.

    Звездный час, проезной билет, нещастный человек, местный поезд, чесная девушка, хрустнуть, прелесный вечер, грустная история, безрадостное будущее, бездна, хлеснуть, ненастный день, тонко чувствовать, да здраствует, весь красный, ястный вопрос, устный ответ.

Буквы А-О в корн- -лаг- - -лож-

36. Найдите и выпишите слова с орфограммой

Объясните орфограмму. В каких словах этой орфограммы нет? Почему?

Полагать, лагерь, подложить, ложный, предлог, сложить, сложный, сложение, ложь, влага, выложить, благородный.

Составьте словосочетания с выписанными словами.

37. Как назвать одним словом:

    передачу содержания текста своими словами,

    часть речи, обозначающую признак предмета;

    добавление к журналу;

    сочинить, придумать.

Запишите слова, составьте с ними словосочетания, выполните их разбор по составу

38. Составьте словосочетания, подбирая по смыслу

Предл..гать усилия, старания

Разл..жить у костра, у речки, у опушки

Прил..гать маршрут, услуги

Распол..житья костер, вещи.

Составьте рассказ на тему «В походе»

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Формування навчальної мотивації в учнів. Теорія і практика»
Черниш Олена Степанівна
72 години
790 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.