Сьогодні о 18:00
Вебінар:
«
Методичні ігри для урізноманітнення уроків природничого циклу
»
Взяти участь Всі події

Дидактический материал по русскому языку (игры, загадки, шарады) для 5 класса

Російська мова

Для кого: 5 Клас

22.08.2020

771

12

0

Опис документу:
Игры, загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Данный дидактический материал может быть использован на уроках русского языка, внеклассных мероприятиях, подготовке учащихся к олимпиадам
Перегляд
матеріалу
Отримати код

Бацько Лариса Михайловна

Дидактический материал по русскому языку


Игры, загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Порой у учеников появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Кроме всего этого, у школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нём. Могут встречаться и ошибки при работе, но при умелом направлении мыслительного процесса всё легко устраняется, а в споре рождается истина. Данный дидактический материал может быть использован на уроках русского языка, внеклассных мероприятиях, подготовке учащихся к олимпиадам

1.Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его впервоначальном варианте.

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том  жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.

Бока. Сахар

Ответ Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Дом  шесть под горой. Зеленая дверь налево. Там будет много гостей. Моя дочка Тома в фате. Жаль, что из-за дел не могу тебя встретить.

Пока. Захар

2.Отметь слова, в котором буквы я, е, ё, ю передают 2 звука.

а) лето

б) счетчик

в) подъезд

г) поздняя

д) юный

Ответ в, г, д

3.Прочитай стихотворение, выпиши слова, родственные слову «вода».

Дождик льёт — кругом вода,

Мокнут столб и провода.

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстро вод

Задрожал водоотвод.

Протекает небосвод —

На земле водоворот.

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод. Ответ: Вода, водоотвод, водоворот

4.Составь и запиши слово, используя следующие подсказки:

Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и вслове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход.

Ответ: рассказчик

7.Отметь, в каком ряду во всех словах пишется буква И:

1)рисовать в альбом.., в тетрад.., в тетрадк..
2) стоять на опушк.., на дорог.., на площад..
3) запах полын.., сирен.., зелен..

Ответ: в 3

5. Вставь пропущенные буквы:

а) в..лосок

б) ф..нари

в) с..лат

г) в..трина,

д) ч..совщик

6.Вставь букву Т там, где необходимо:

а) Вкус_ный

б) Свис_нул

в) Мес_ность

г) Гиган_ский

д) Поз_ний

7.Подчеркни выделенные слова как члены предложения.

Когда кошка оплакивает мышь, не верь ей.

8.Расставь предложения в правильной последовательности, чтобы получилсятекст.

1) Они раскачивались и шумели.

2) Сосны толпились у берега

3) Одна сосна даже приподнялась на цыпочки, так что стали видны её толстыекрепкие корни.

4) Ветки у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть всё, что за лесом.

5) Сосны вытягивались вверх, вытягивались и стали самыми стройными,высокими деревьями в лесу.

Задача №10 (Спрятавшиеся слова)

Во многих фамилиях известных отечественных и зарубежных писателей и поэтов «спрятались» слова, лексические значения которых представлены вашему вниманию.

В ответе следует написать «спрятавшееся» слово и фамилию писателя (поэта).

Например

Лексическое значение «спрятавшегося» слова: «орган обоняния, находящийся на лице у человека».

Ответ: нос – Носов.

Комментарий: рекомендуется использование любого издания словаря С.И. Ожегова (Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук проф. Н.Ю. Швецовой. – М.: Русский язык).

Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове для указания пути судам.

Часть тела у птиц, насекомых, а также некоторых млекопитающих, используемая для полета.

Подарок, пожертвование; способность, талант.

Насекомое с жёсткими надкрыльями; ловкий человек, плут.

Основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединённая кровным родством.

Оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой.

Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

Мастер по выделке глиняной посуды.

Железный заострённый толстый стержень, которым ломают, разбивают что-нибудь твёрдое.

Человек, который занимается рыбной ловлей как промыслом.

Задача №11 (Буквомиксер)

Используя приём анаграммы, сказочные герои придумали псевдонимы.

Вам предстоит соотнести автонимы (настоящие имена) с псевдонимами (вымышленными именами), найдя пару каждому из них.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

1. Буратино

А. Лококоб

2. Мальвина

Б. Алеймбра

3. Дюймовочка

В. Линьс

4. Колобок

Г. Отианбур

5. Бармалей

Д. Алишастр

6. Мойдодыр

Е. Иванальм

7. Нильс

Ж. Мокчайювод

8. Страшила

З. Урачебшка

9. Чебурашка

И. Отошкат

10. Тотошка

К. Дырдомой

Задача №12 (Шифровка)

Олимпийцам и параолимпийцам посвящается

В качестве эксперимента дети, отдыхающие в лагере, зашифровывали программу Летних Олимпийских игр 2016 в Рио-де-Жанейро. Вместо букв они писали числа. Вам предстоит расшифровать названия летних видов спорта, вспомнив порядок букв в алфавите (например, буква Д в алфавите 5-я, а буква Ч 25-я).

В некоторых словах детьми были допущены ошибки (включая пропуски букв, дописывание лишних), вам же нужно написать абсолютно правильно.

За каждый правильный ответ (если одно из слов написано верно, а второе или третье неверно, балл не засчитывается) – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

1. 2, 16, 5, 14, 10, 15, 20, 16, 15

2. 2, 1, 19, 12, 6, 5, 2, 16, 13

3. 3, 6, 13, 1, 19, 17, 16, 18, 20

4.  2, 1, 18, 30, 2, 1 // 3, 16, 13, 30, 15, 1, 33

5. 4, 1, 15, 20, 2, 16, 13

6. 4, 18, 6, 2, 13, 33 // 15, 1 // 2, 16, 11, 5, 1, 18, 12, 1, 23 // 10 // 12, 16, 15, 15, 16, 31

7. 17, 18, 29, 26, 12, 10 // 15, 1 // 2, 16, 20, 21, 20, 6

8. 19, 10, 15, 23, 18, 16, 15, 16, 6 // 17, 13, 1, 3, 1, 15, 30, 6

9. 22, 21, 5, 2, 16, 13

10. 23, 1, 12, 6, 11 // 15, 1 // 20, 18, 1, 3, 6

Задача №13 (Детский лепет)

Корней Иванович Чуковский, исследователь детской речи, автор книги «От двух до пяти», считал маленьких детей стихийными лингвистами. В своей уникальной книге он собрал и проанализировал множество детских слов и выражений.

Вам предстоит соотнести слова, созданные детьми (либо же интерпретированные ими) и слова языка взрослых.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

1. Сердитки

А. Не проснулась

2. Ползук

Б Почтальон

3. Пузово

В. Ртуть

4. Почтаник

Г. Морщинки

5. Отмухиваюсь

Д. Кузов

6. Вертутия

Е. Жук

7. Не отсонилась

Ж. Отмахиваюсь от мух

8. Идёмить

З. В каком числе человек

9  Ухаживаешь

И. Идти

10. Всколькером

К. Уходишь

Игра «ЗАБАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Разделитесь на пары. Пусть каждый предложит друг другу слово. Какое хочет. Например, черепаха. Надо с этим подаренным словом придумать предложение, чтобы в нем было одно из трех слов: брошюра, жюри, парашют. И предлдожения пусть будут занимательные. Хотя бы вот такие:

Черепаха возглавила жюри на соревнованиях по бегу.

«Прыгать с парашютом? Это пустяки! Кто этого не умеет?» — рассуждает черепаха.

Наиболее удачные предложения прочитайте вслух. Какая буква пишется в этих трех словах-исключениях? (ю)

Назовите самое длинное слово в русском языке (времяпрепровождение) и слово с тремя «е»  на конце (длинношеее).

Игра «ПРОСТОЕ – СЛОЖНОЕ».

Вы любите орехи? Тогда вы знаете, что такое щелкунчик. Но в магазине продавец назовет это предмет ореходавом. Попробуйте придумать замены простым словам (вместо простых – сложные).

Вместо слова полотенце – ......................, ключ – ..........................., кнопка – ................... .

Есть ли слово в русском языке, состоящее только из приставки и суффикса? Может быть, это слово подушка? (Нет. Первоначально слово подушка было связано с корнем «дух», т.е. «надутое», «мягкое». Теперь оно непроизводное)               

Вспомните названия сказок, в которых имеются слова с оценочными суффиксами. («Аленький цветочек», «Сказка о золотой рыбке… », «Сказка о золотом петушке… », «Сестрица Аленушка и братец Ивашушка» и др.)

Игра «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

«Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из десяти букв. Например: трудолюбие, литература и т.п. Слово нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например:

Т – ты – местоимение

Р – разве – частица

У – удивляться – глагол

Д – десять – числительное

О – ох – междометие

Л – легко – наречие

Ю – юла – существительное

Б – без – предлог

И – или – союз

Е – еловый – прилагательное

Кто быстрее «соберет» «дружную семейку», тот и победит.

Если у ребят есть ошибки, то ведущий должен только сказать: «Семья недружная», – но не подсказывать, где ошибка.

Игра «ТОЛЬКО В ОДНОМ ЧИСЛЕ».

В современном русском языке есть два числа: единственное и множественное. Но некоторые существительные употребляются или только в единственном, или только во множественном числе. Например, молодежь, золото – только единственное;щипцы, шахматы – только во множественном.

Играющие должны разделиться на две группы. Водящий вперемежку читает существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Первая группа записывает существительные, которые употребляются только в единственном числе, вторая – существительные, употребляющиеся только во множественном. Для повышения внимательности учащихся в общий список слов для диктовки вносятся и слова, употребляемые как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

 Слова для диктовкичасы, пятнашки, асфальт, ворота, брюки, сани, столы, весы, белье, беготня, железо, ширина, ходьба, шаровары, салазки, жмурки, воск, вода, темнота, сметана, ножницы, виды, сутки, зима, весы, порох, молоко, керосин, трусики, каникулы, горелки, молотьба, родня, бетон.

После записи первая группа для проверки передает свои диктовки второй, а вторая – первой. По количеству правильно записанных слов подсчитываются очки и объявляются победители.

Игра «ВО ВСЕХ ПАДЕЖАХ И ЧИСЛАХ».

Игра заключается в том, чтобы подобрать пословицы и поговорки с избранным участником  игры словом, которое употреблялось бы во всех падежах единственного и множественного числа, например:

Единственное число

И. Дело шуток не любит.

Р. От слова до дела целая верста.

Д. Не по сути дело, а по делу суть.

В. Ты за дело, а дело за тебя.

Т. Велик телом, да мал делом.

П. И умен, и пригож, и в деле тож.

 Множественное число

И. Дела как сажа бела.

Р. Всех дел не переделаешь.

Д. По твоим делам о тебе судят.

В. Жизнь дана на добрые дела.

Т. Языком не спеши, а делами не смеши.

П. Умен на словах, да глуп на делах.

14. Ответьте на шуточный вопрос: что нужно сделать с существительнымидорога, марка, сера, чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя в них ни одной буквы?

Игра «КТО БОЛЬШЕ».

Кто больше подберет фразеологических оборотов, в состав которых входят притяжательные прилагательные, тот и победит.

Для справок. Геркулесовы столпы, танталовы муки, прокрустово ложе, крокодиловы слезы, тришкин кафтан, анютины глазки.

Вопросы – шутки

  1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)

  2. Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (Он – но)

  3. Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получить название животного?(За/ я/ ц)

  4. В каком слове сорок гласных?

  5. В каких словах по сто согласных?

  6. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?

  7. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни?

  8. Какой алфавит состоит всего из шести букв?

  9. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна?

  10. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?

  11. В каком числительном содержится приказ?

  12. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это?

  13. В каком слове 100 отрицаний.  

Вопросы посерьёзнее

1.Какова разница в значении между словами индус и индеец?

2. Каково происхождение слова столица?

3. Чем отличаются значения слов приуменьшить и преуменьшить?

4. Каково происхождение слова мешок?

5. Слово среда имеет два значения: "день недели" и "то, что находится вокруг, окружение". В каком падеже и в чём именно проявляется различие этих двух значений?

6. Определите разряд прилагательного заячий.

7. Что такое звательный падеж?

8. Объясните смысловую разницу в словосочетаниях два часа - двое часов.

9. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное - спортивный термин? 10. Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся.

11. Образуйте совершенный вид от глаголов говорить, ловить, брать.

12. Один ученик в сочинении написал: "Необозримы и необходимы просторы нашей страны". В чём заключалась его ошибка? Что он имел в виду на самом деле?

13. Есть ли наречие в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус". Ответ поясните.

14. Как образовались наречия сегодня и завтра?

15. Какова неопределёная форма глагола вылечу?

16. Одинаково ли звучат при чтении слева направо и наоборот слова дед, казак, шалаш, доход?

17. В слове лёгкий буква г произносится как х. Вспомните ещё 2 слова, имеющих такую же особенность

18. В каком существительном 7 букв о?

19. Отгадайте загадку в стихах: С буквой о я круг приятелей, С буквой а - мероприятие.

20. А вот ещё одно стихотворение. О чём оно напоминает? Смотреть, всё слышать, видеть, Зависеть, ненавидеть, Вертеть, держать, дышать, Терпеть, обидеть, гнать.  

  Ответы

Вопросы-шутки 4. Сорока. 5. Стол, стон, стог, стоп. 6. Залп. 7. Станет. 8. Азбука. 9. Ка-мыш - мыш-ка (поменять местами слоги). 10. Он - но. 11. Три. 12. Нос. 13. Стонет.

Вопросы посерьёзнее

1. Индус - житель Индии; индеец - представитель коренного населения Америки.

2. В древней Руси слово стол означало престол, трон, кресло, на котором сидит князь. Поэтому главный город княжества называли стольным градом или столицей.

3. Приуменьшить - немного уменьшить (приставка при- имеет значение неполного действия). Преуменьшить - очень уменьшить (пре- = очень).

4. Слово мешок произошло от слова мех, так как сначала мешки делались из шкур и имели мех.

5. В винительном падеже ударение падает на разные слоги, например: состояться в сре́ду - поместить в щелочную среду́.

6. Притяжательные и относительные, в зависимости от контекста: (чей?) заячий хвост - (какой?) заячий тулуп.

7. Звательный падеж в древности использовался для обращений: князь - княже, отец - отче и т.п. Мы до сих пор используем форму звательного падежа, причём даже в разговорной речи, например: Боже мой! Господи!

8. Два часа – время; двое часов – два предмета, прибора, измеряющих время.

9. Ничья.

10. Смеяться, бояться, гордиться, стараться и т.п.

11. Сказать, поймать, взять.

12. Ученик не понял лексического значения причастия необходимы, поэтому неправильно его употребил: хотел сказать "невозможно оглядеть и обойти", а получилось "необозримы и очень нужны".

13. Нет. Слово светлей является сравнительной степенью прилагательного светлый.

14. Сего (этого) + дня = сегодня. За + утро = заутра = завтра.

15. Такую форму в 1-м лице единственного числа имеют два глагола: вылететь и вылечить. 16. Одинаково звучат, т.е. имеют одинаковый звуковой состав слева направо и справа налево лишь шалаш [шалаш] и казак [казак]; дед [д`эт], доход [дахот] при чтении справа налево имеют другой состав и последовательность звуков. Если же учитывать ударения, то ни одно слово не звучит одинаково слева направо и справа налево.

17. Бог, мягкий.

18. Обороноспособность.

19. Компания - кампания.

20. О том, что эти глаголы на -еть и -ать относятся ко второму спряжению.

Упражнения для обогащения словарного запаса детей

1. Замени одним словом из 4 букв:
Приятель — +. , противник — + ,
Солдат — + , работа — + , шагать — + . (Ответы : друг, враг, воин, дело, идти)

2. Найдите спрятавшееся слово.
Хлев (лев), удочка (дочка), коса (оса), столб (стол), щель (ель).
3. Угадай слово.
К — р — н д — ш (карандаш), д — ж — р н — й (дежурный), л — с т — п — д (листопад), з — м — ш к — (зимушка).

2. Засекреченные слова и предложения.

   А) Разгадай слово из 5 букв. Чтобы разгадать слово возьмите:

Яблоко |                                        - 3-ю согласную из 1-го слова.

Вишня  |  (……..) ?                      - 3-ю согласную из 2-го слова.

Слива   |                                        - 1-ю гласную из 3-го слова.  

Груша  |                                        - 1-ю согласную из 4-го слова.

Арбуз   |                                        - 1-ю гласную из 5-го слова.

                                                             (КНИГА)

Подбери к этому слову родственное имя прилагательное.                                                    

   Б) Напиши как можно больше предложений, у которых слова бы начинались с указанных букв. Разбери эти предложения по членам и частям речи.

Б____           у_______          ж________       б________ .

С____           о_______          н________        с________ .

К____           е_______           л________         к________ .

   В) Подбирая слоги, записанные в круге, составь слова с сочетаниями ча-ща. Запиши их выделяя орфограмму.

 

 Г) Догадайся, какой слог пропущен. Допиши слова, сколько в них слогов?

Мо…ко     бу…ник        че….век        та…ка       са…лёт      

                 

 Д) Образуй слова, вместо точек вставляя слово из четырёх букв. Подсказка нарисована.        

                                          … … … … УНЬЯ

                                … … … … ОМЕ - Это родственные слова? Докажи.

                                          … … … … ОК

                                … … … … УРЬ

Приделай нос словам. Они остались без носа.

        …………ок

        …………илки

        …………орот

        …………ильщик

Раздели слова на две группы. Почему так разделили?

Е) Расшифруй надпись, разделяя её на слова.

        Безмукинетнауки.

Почему слово «без» написали отдельно? Докажи.

   3. Фокусы со словами.

 А) Можно ли сома превратить в вола? Можно: сом-дом-дол-вол.Изменять можно по одной букве и промежуточное слово должно существовать.

Превратите:   лук                         рак  (лук-лак рак)

        мука                       река (мука-рука-река)

        сад                            сок (сад-суд-сук-сок)

        кок                     мак (кок-как-мак)

        кум                 вол (кум-ком-кол-вол)

       Это задание ребёнок должен не просто выполнить, а сделать с целью. Например: подчеркните слово в цепочке с безударной гласной; или подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.

 Б) Слова-перевёртыши.

        Учитель даёт слово в обратном порядке букв- дети записывают слово и выполняют, указанное учителем задание.

       Переворачивать можно и предложения.

 В) Очень творческими являются задания вида:

- Образуй как можно больше слов из букв слова «электростанция». Буквы не должны быть использованы дважды.

Дети над такими заданиями любят размышлять во время урока, переменки и дома. Чтобы задание не занимало слишком много времени, можно ограничиться 2-3 словами. У всех они будут разными и их можно использовать для  повторения склонений имён существительных, определения рода и.т.д. Предлагаемые для работы слова: лекарство, гастроном, мясорубка, лестница …

 Г) Запиши 6 словарных слов так, чтобы каждое следующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего (арбуз-завод-директор-работа-альбом-морковь).

        Словарные слова можно заменить словами с парными согласными, именами существительными 1 склонения, словами с безударными гласными и.т.д.

 Д) Даны слова: автор, товарищ, мотор, бильярд.

Из каждого слова возьмите только первые слоги и запишите полученное слово (ав-то-мо-биль).

 Даны слова: урожай, почемучка, садовник.

Из первого слова возьмите первый слог, из второго- второй, из третьего- третий. Запишите слово (у-че-ник).Слоги можно брать любые по счёту и слова давать разнообразные.

Задание: из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте слово:

        1) автомобиль, тормоз                     (ав-тор)        

        2) колос, рота, ваза                     (ко-ро-ва)

        3) молоко, нерест, таракан           (мо-не-та)

        4) кора, лото, боксёр                (мо-не-та)

        5) баран, рана, ,банщик        (ба-ра-бан)

   Задание: из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте слово:

        1) соловей,         (ло-то)

        2) змея, рама        (я-ма)

        3) пуговица, молоток, лава        (го-ло-ва)

        4) укор, бузина, тина        (кор-зи-на)

        5) поворот, пороша, канава        (во-ро-на)

   Задание: из каждого слова взять последние слоги, составь новое слово:

        1) мебель, ружьё                (бель-ё)

        2) соломка, пора, мель                (ка-ра-мель)

        3) лиса, бельмо, буклет                (са-мо-лёт)

        4) пуловер, пальто, билет        (вер-то-лёт)

        5) молоко, реле, берет        (ко-ле-со)

        6) смола,cлеза, берет        (ла-за-рет)

Задание: из каждого слова возьми по одному любому слогу так, чтобы                                                                      получилось слово:

        1) пластинка, картинка, павлин        (плас-ти-лин)

        2) пастух, плотина, лагерь        (пас-ти-ла)        

        3) сапоги, парашют, фантазия        (са-ра-фан)

        4) косари, заморозки, лётчик                (са-мо-лёт)

        5) мука, рагу, диван        (ка-ра-ван)

        6) карта, паутина, налёт        (кар-ти-на)

        7) вода, дорога, проба, невод        (во-до-про-вод)

        Выбор учителем заданий может быть любым, но должен зависить от целей и дальнейшего хода урока.

    4. Слова-матрёшки.

     А) Найди слова внутри данных и запиши их. Примеры предлагаемых слов:

            Победа (беда, еда, да)

        Бусы                          из лукошка

        тапочки        машина

        тумбочка                господин

        удочка        коса

        рыбак        дрожь

        осадки        атом

        трубил        резина

Б) Раздели слово на два коротких.

        Например: горизонт = гори + зонт        верхушки=____+_______

        кипарис =_____+_____        макушки =_____+______

        газель    =_____+_____        волокно  =_____+______

        парус    =_____+______        полоса    =_____+______

        В) Убери из слова одну букву. Она может быть в начале, середине или конце слова. Оставшиеся буквы должны образовать новое слово.        

        Искра - икра

        полк        тепло

        склон                   красна

                                экран                   уксус

        беда                     лампа

        спрут                   учебник

  Г) А теперь наоборот букву нужно приставить в начало и конец слова- получится другое.

Дар   | у        очки   | б        роза   | г

Стол | б        утка    | ш        усы    | б

Шар  | ф        пар      | к        мех    | с

Лень |  о        шёл     | к        оса     | к

      5. Анаграммы и логарифмы.

  Анаграммы- загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова. Логарифмы- загадки, в которых задуманное слово получается от выбрасывания или прибавления буквы.

 А) Анаграммы и логарифмы в стихах.

        1. Легко дыша в моей тени,

            Меня ты летом часто хвалишь,

            Но буквы переставь мои-

            И целый лес ты мною свалишь. (липа-пила)

        2.Я-дерево в родной стране,

           Найдёшь в лесах меня ты всюду,

           Но слоги переставь во мне -

           И воду подавать я буду.        (сосна-насос)

                                3. По дороге, по пути

            Весело скачу,

            А с конца меня прочти -

            Нож я наточу.        (оселок)

        4. Вдоль по проволоке мчусь

            Ночи я и дни,

            А с конца меня прочтут -

            Тигру я сродни.        (ток-кот)

        5. Лежу я на земле,

            Прибитая к железу,

            Но буквы переставь -

            В кастрюлю я полезу.        (шпала-лапша)

                                     6. Географию со мной

         Изучают в школе дети,

         Дай порядок букв иной -

         И найдёшь меня в буфете.        (атлас-салат)

        7. Взлетев, горю звездой в ночи,

            Но угасаю очень рано,

            А переменишь «е» на «и» -

            И я кустом зелёным стану.        (ракета-ракита)

        8. Известное я блюдо,

            Когда прибавишь «м»,

            Летать, жужжать я буду,

            Надоедая всем.                (уха-муха)

        9. Я крошу, снося с пути,

            Всё, что мне разрушить надо.

            А с конца меня прочти -

            Я морским волнам награда.        (лом-мол)

                                    10. Задачу ты решишь свободно,

           Я- небольшая часть лица,

           Но если ты прочтёшь меня с конца,

           Во мне увидеть можно, что угодно.        (нос-сон)

                                     11. Скрывается мой плод румяный

            Тенистою листвою.

            А буквы переставь -

            Я окажусь рекою.        (слива-Висла)

                                   

                                     12. Мы резким голосом кричим

            И ковыляем так комично,

            Но вставь нам «л» - и зазвучим

            Тогда довольно мелодично.                (гуси-гусли)

        Б) Составляем анаграммы.

Измени порядок букв в слове так, чтобы получилось новое: лето-тело

        Карп -        маяк -

        Атлас -        шлюпка -

        Шпала -        лиса -

        Карета -        навес -

В) Найди первоначальные слова, если известно, что во всех из них были сделаны одинаковые перестановки.

1) лбко         2) раяи      3) упкс      4) еравшн       5)ркдети       6) ашнрри

(блок, ария, пуск, реванш, кредит, шарнир)

1) вцтеко        2) окамднри       3)лкбуинак

(цветок, командир, клубника)

12. Кроссворды.

К

О

Р

К

А

Придумайте  слова и впишите их по клеткам. Количество клеток соответствует количеству букв в слове.

г

г

г

г

Л

Е

С

Т

Н

И

Ц

А

Б

И

Б

Л

И

О

Т

Е

К

А

        

Т

Р

А

К

Т

О

Р

Я

Б

Л

О

Н

Я

6. Логические задачи по русскому языку.

  А) Мгновенное  превращение.

  - Переложите всего 1 палочку, чтобы имя мальчика превратилось в имя девочки. Напиши это имя.

        Т  о  л  я         (ЮЛЯ)

        Б) Щенок-непоседа.

У собаки Жульки было четыре щенка. Бим, Рекс, Шарик и ….А вот четвёртый щенок постоянно куда-то пропадал. Как его звали? Догадайтесь и запишите: Бобик, Дружок или Тузик?

(Бим- 3 буквы, Рекс- 4 буквы, Шарик- 5 букв, значит четвёртого звали Дружок- 6 букв.)

        В) Какое слово?                    .  

конь

белка

ёж

крот

коза

лиса

мышь

енот

        )

Отгадай слово, которое я читаю из данных. Подсказка: в нём два слога, а звуков больше, чем букв.(Енот)

Задание может быть и другим. Подсказка: это слово на конце с мягким знаком и оно 2 склонения и.т.д.

Г) Вычисли объект.

з

а

р

к

о

р

з

р

к

о

з

а

к

о

о

к

а

з

к

о

р

к

а

р

о

з

а

к

Я задумала объект на таблице. Найди его по подсказке:

        - справа от объекта буква О

        - слева от объекта согласная

        - сверху от объекта гласная

        - внизу буква, отличающаяся от задуманной.

        (это буква К – 3 ряд, 5 клетка)

 Д) Найдите слово.

Какое слово из данных лишнее?

        белка        газета

        гусь                         забор

        медведь                   дерево

        утка

        (утка- т.к., начинается с гласной)

Е) Лишнее слово.

Найди в ряду лишнее слово.Объясни.

        - барабан, ветер, мальчик, коза (барабан- 3 слога)

приставка, предлог, суффикс, корень, окончание (предлог- часть речи а не слова)

Перечислять примеры нет необходимости, т.к., их можно подобрать исходя из цели и темы урока.

        Ж) Поиск общего..

 - Найди общие признаки слов: пенал,   замок,  портфель (все имена существительные,                      мужского рода, состоят из 2 слогов).

        -велосипед,  пылесос,  самовар   (все имена существительные, сложные слова, имеют 2 корня.)

       З) Обобщение понятий.

  - Назови одним словом:   сумка, ведро, врач …….(имена существительные)

        весело, хорошо, наугад……(наречия)

        скользит, зеленый, земля…..(слова с проверяемой

        безударной гласной).

И) С двумя и тремя «О»

- Запишите по 3 слова с двумя и тремя буквами «О». Других гласных букв в словах не должно быть.

        (мокро, скоро, плохо, болото, хорошо, золото)

  - Подберите к ним по два родственных слова.

К) Классификация.

   - Слова разделены на два столбика:

        ухо        кот

        перо        гриб

        ваза        стол

ель

   - Выбери подпись к каждому столбику:

        а) слова разделены по числу букв

        б) слова разделены по числу слогов

        в) слова разделены по слогам

        (верный ответ: б)

   Но к тем же вариантам ответа в следующий раз можно дать другую классификацию:

        ваза        рот

        роза        зуб

        рука        ток

        перо        ель

Из ранее предложенных ответов верны: а), б)

Слова размещены в два столбика:

        мода        крот

        мышь        круг

        роза        плуг

        пора        плот

Из вариантов ответа, которые даны, верны: для столбика 1- а), б)

        для столбика 2- а), б), в)

Такие задания учат внимательно изучать признаки групп слов и применять свои знания для нахождения верных вариантов ответа.

7. Восстановление слов и предложений.

А) Помоги Пятачку.

 Пятачок попал в беду. Он написал письмо, но его размыло водой. Восстанови письмо Пятачка.

                

                      « Сп..с..т.., п..м..г..т..! М..й  д..м з..т..п..л..  в..д..!

        Я  в  б..д..!

        П..т..ч..к.»

Так как основная часть орфограмм – это гласные, то такие задания дают возможность повторить большое количество правил.

    Б) Вывески.

Однажды на город налетел ураган. Он сорвал с магазинов вывески, а на других оторвал отдельные буквы. Восстанови названия.

        МЕБ..Л..                ЦВ..ТЫ

        ХЛЕ..        ДЕ….К….       ОБУ….

        В) Перед вами слова, но с пропущенными буквами. Одна точка соответствует одной букве. Запиши слова.

        м . . . . дь        ж . . . ф

        в . . . . . д        б . . . . .  т

        з . .  ц

Г) Таинственная буква.

Чёрточка обозначает, что тут пропущена буква. Какие слова могли бы получиться?

        ------ А  Ш  А

        ------ А  Й  К  А

        8. Задания, на развитие внимания и памяти.

         А) Письмо на доске.

Учитель пишет слово по буквам, а его помощник стирает первую букву, как только написана вторая; вторую, как только написана третья и.т.д. Дети видят на доске только по одной букве и запоминают их по порядку. В итоге , слово нужно произвести целиком и записать в тетрадь. Такой приём очень активизирует внимание учащихся.

Б) Будь внимателен.

Нужно подготовить 7-8 экземпляров карточек с одинаковыми словами. Набор карточек должен  содержать 4-6 разных слов. Учитель берёт разное количество карточек с одинаковыми словами и, перемешав их, поочерёдно показывает их детям, и складывает карточки в стопку. Он может и не показывать слова, а вслух прочитать их. После того, как все карточки переложены в стопку, даётся задание:

Запишите слово, которое повторяется большее количество раз.

Роль учителя может выполнить и ребёнок.

В) Без ошибок.

Учитель даёт задание узнать, как пишется слово по орфографическому словарю. Тот ученик, который быстрее найдёт слово- записывает его на доске. Так находятся и записываются  на доску 5-6 слов. Затем слова на доске закрываются. Дети их пишут по памяти и только потом их сверяют с доской.

Например:         опасность        бешеный        нежданно-негаданно

        русский                     виноград

Интересно, что дети таким образом запоминают слова быстрее.

Г) Игра «ДА-НЕТ»

В игру играют парами или группами. Один из детей загадывает какое-либо понятие из русского языка. Другие дети могут задавать ему 10-15 вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Вопросы нужно задавать точные, чтобы быстрее отгадать.

Например: задумана орфограмма- безударная гласная, проверяемая ударением.

Предполагаемые вопросы:

        - Это орфограмма?        (да)

        - Это орфограмма согласного?        (нет)

        - Она находится в окончании?        (нет)

        - Она находится в приставке?        (нет)

        - Она находится в корне?        (да)

        - Эту гласную можно проверить?        (да)

        Ответ: это безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Согласитесь, что знания применять и быть внимательными, нужно было обеим сторонам.

Д) Что за чем?

        Расставь слоги, в определённой последовательности. Объясни почему.

        Лю     ло     ла     лё     лы     ле     ли     лу     ля     лэ

        (по алфавитному порядку гласных)

Е) Кто наблюдательнее?

Запишите (или назовите)  5 предметов, которые находятся в классе.

        - Это должно быть имя существительное женского рода.

        - Это должны быть слова, начинающиеся с буквы «к».

        - Это должны быть слова их двух слогов и.т.д.

Задания могут быть разными.

           Ж) Шаги в русский язык.

Дети делают заданное количество шагов, называя слова по заданному признаку.

        Например:

        - Сделай 10 шагов, называя имена прилагательные мужского рода.

        - Сделай 8 шагов, называя глаголы в прошедшем времени, женского рода и.т.д.

Такие грамматические разминки полезны на каждом уроке.

             З) Полслова за вами.

Игра проходит с мячом. Дети бросают мяч, говоря половину какого-либо слова. Тот кто ловит , должен быстрее назвать вторую половину. Целесообразнее слова ограничивать определённым приказом.

        Например:

глаголы в настоящем времени, 3 лица, единственного числа.

И) Алфавит вокруг нас.

Детям предлагается в алфавитном порядке написать в течении 5-10 минут названия окружающих их предметов и вещей, находящихся в классе.

        К) Игра «В определения».

Детям даются карточки с названием предметов(например: автобус, яблоко, озеро, ромашка…).Предлагается ученику, взявшему одну из карточек, в течении 1 минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть своё слово и жестикулировать руками. Позже можно ограничить: рассказать об объекте, называя глаголы или только прилагательные.

      Л) Объясни родство.

   - Попробуйте объяснить «родство»  следующих пар слов.

        диктор - диктант

        перчатка- напёрсток

        пятница- пятёрка

        цирк - циркуль

        огород – город

      М) Подбери пару.

        - Найди пары слов из левого и правого столбика и соедини их. Объясни, почему ты так думаешь.

        огонь         кидать

        бросать         скакать

        чистый                  алый

        алфавит                 пламя

        красный         азбука

        прыгать               аккуратный

9. Выбивание слова.

        Предлагаются слова:

        строит        решал

        бежать        рисовали

        видит        пишет

         

Дети поочерёдно должны убирать (или зачёркивать) слова, называя отличительный признак слова,  которого нет у других слов.

        Например:

        1) бежать- только этот глагол в неопределённой форме.

        2) рисовали- только он имеет множественное число.

        3) решил- только он из оставшихся имеет прошедшее время,

        а остальные – в настоящем.

        4) пишет- только он из оставшихся 1 спряжения.        

        5) видит- только это глагол-исключение.

Остаётся только глагол «строит». Но варианты выбывания в данном случае могут быть и другими. Дети могут заметить разнообразные признаки глаголов. Аналогичная работа возможна и с другими частями речи:

        известный

        честный

        весёлый

        опасность

        красивая

        грустный

        1) опасность- это существительное, а все остальные                

        прилагательные.

        2) красивая - только это прилагательное в женском

        роде.

        3) весёлый - только оно не содержит непроизносимой

        согласной.

        4) известный - только это прилагательное содержит

        приставку.

           Остаются: честный и грустный.

Такие задания позволяют привлечь всех учащихся и повторить большой объём изученного материала.

   10. Загадки.

        Например: запишите отгадки и разберите эти слова по составу.

                                 

        Я антоним к слову злой,

        Я в реке, тени густой.

        И в бутылках лимонада

        А зовут меня …………..(прохлада)

        Я антоним шума, стука,

        Без меня вам ночью мука.

        Я для отдыха, для сна,

        Называюсь…………….. (тишина)

    11. Исправь ошибки.

За определённое время, предлагается найти и исправить ошибки в тексте.

        Примерный текст.

        Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.

        Зимой в саду расцвели яблони.

        Взрослые и дети толпились на берегу.

        Внизу над ними расстилалась пустыня.

        В ответ я киваю ему рукой.        

        Солнце доходило до верхушек и тряталось за ним.

        Сорняки шыпучи и плодовиты.

        Настоле лежала карта нашего города.

        Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

        Скоро удалось мне на машине.

Если частное действительных и найденных ошибок близко к 1, то уровень развития внимания ученика высок. Если частное ниже 0,5 – то внимание очень неустойчиво. Текст, в зависимости от возраста и подготовленности класса можно изменить.

Использованная литература

1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.1. – М. : Гос. учебно-педагогич. изд-во, 1962.

2. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.2. – М. : Просвещение, 1967.

3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М., 1982. 4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990.

. Источник: http://si-sv.com/publ/15-1-0-264

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу.