Вправи для розвитку зору

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

РЕЗОЛЮЦИЯ

Третьего Всероссийского съезда тифлопедагогов

"Модернизация политики в области образования лиц с нарушением зрения"

По инициативе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, школы - интерната для слепых и слабовидящих детей № 1 им. К.К. Грота при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в Санкт-Петербурге 2-4 ноября 2004 года состоялся Третий Всероссийский съезд тифлопедагогов.

Соучредители съезда: Министерство образования и науки Российской Федерации, Комитет по образованию Администрации Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская региональная организация Всероссийского общества слепых, школа - интернат для слепых и слабовидящих детей № 1 им. К.К. Грота.

В работе съезда приняли участие 635 делегатов из съезда 42 регионов России, гости из Белоруссии, Украины, Германии, Польши, Эстонии. Среди них: учителя и воспитатели школ для слепых и слабовидящих, учителя и воспитатели классов охраны зрения общеобразовательных учреждений, тифлопедагоги дошкольных учреждений, реабилитологи, представители учреждений и предприятий системы Всероссийского общества слепых, офтальмологи, тифлопедагоги психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций, преподаватели высших учебных заведений, представители федеральных и региональных органов управления образованием, а также представители Института коррекционной педагогики Российской академии образования.

Съезд отмечает, что в Российском обществе ХХI века необходимо создать условия для формирования из числа лиц с нарушениями зрения всесторонне развитой личности, личности, способной к самоопределению, обладающей всеми гражданскими правами, в том числе и правом на получение образовательных и реабилитационных услуг в соответствии с имеющими место у данного контингента специфическими потребностями, обеспечить возможность участие инвалидов по зрению во всех сферах общественной жизни.

На съезде обсуждались актуальные проблемы современного состояния тифлологической теории и практики, вопросы модернизации политики в области образования лиц с нарушениями зрения:

  1. Состояние дел и модернизация политики в области дошкольного воспитания лиц с нарушениями зрения.

  2. Состояние дел и модернизация политики в области школьного обучения лиц с нарушениями зрения.

  3. Модернизация политики в области управления и организации образовательного процесса в коррекционно-образовательных учреждениях 3 и 4 вида.

  4. Подготовка тифлопедагога в вузе и проблемы его постдипломного образования.

  5. Модернизация политики в области реабилитационно-образовательной работы с инвалидами по зрению.

Реализация программы модернизации в области образования лиц с нарушениями зрения с учетом сложившейся социо-культурной и экономической ситуации в России при сохранении лучших традиций отечественного образования лиц с нарушениями зрения потребовала осмысления новых подходов в подготовке тифлопедагога и повышения его квалификации, разработки социальных программ, направленных на поддержку и развитие новых ценностных ориентаций в выборе профессии тифлопедагога.

Съезд отмечает ряд положительных тенденций в современном образовании лиц с нарушениями зрения: установка на развитие активной, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации, реализация принципа вариативности содержания и методов преподавания в дошкольных, школьных и реабилитационных учреждениях соответствующего вида, создание и реализация новых технологий обучения, воспитания и реабилитации лиц с нарушениями зрения, усиление диагностической и профилактической и просветительской работы, создание классов охраны и развития зрения при общеобразовательных и специальных школах для детей с нарушениями зрения, создание основ для реализации непрерывной психолого-педагогической и медико-социальной поддержки лиц с нарушениями зрения.

Вместе с тем, съезд констатирует наличие тревожных тенденций в отношении государства и общества к уровню и содержанию образования лиц с нарушениями зрения, к кадровому, материально-техническому и методическому оснащению педагогического процесса в учреждениях для лиц с нарушениями зрения, к нормативно-правовой базе образования лиц с нарушениями зрения, к социальному статусу тифлопедагога.

  1. Изменение статусного положения специальных школ для слепых и слабовидящих, в наименовании которых появилось определение «дети с нарушениями развития», привело к отрицательному отношению родителей к учреждениям данного вида, и, более того, к трудностям, а в ряде случаев - к непреодолимым препятствиям при переходе в другие образовательные учреждения, а также при поступлении выпускников школ в учреждения высшего и среднего профессионального образования.

  2. Отсутствие в большинстве учреждений соответствующего вида необходимой материально-технической базы, отвечающей специфическим образовательным и реабилитационным потребностям лиц с нарушениями зрения, привело к снижению уровня специальной подготовки современного выпускника учреждений для детей с нарушениями зрения.

  3. Крайне низкий удельный вес специалистов тифлопедагогов в общем количестве преподавателей, работающих в учреждениях 3 и 4 вида, отсутствие у большинства преподавателей, работающих с лицами с нарушениями зрения, возможности повышения квалификации в области тифлопедагогики, за счёт получения второго высшего тифлопедагогического образования или прохождения тифлопедагогических курсов усовершенствования, привели к снижению уровня социальной адаптации выпускников учреждений для лиц с нарушениями зрения.

  4. Отсутствие тифлопедагогического образования у представителей администрации учреждений для лиц с нарушениями зрения привело к резкому снижению контроля за соблюдением во вверенных им учреждениях тифлопедагогических основ обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения, к отсутствию преподавания ряда учебно-коррекционных курсов, предусмотренных нормативными документами, регламентирующими содержание образования в учреждениях для детей с нарушениями зрения.

  5. Отсутствие учебников по общеобразовательным предметам, соответствующих современным требованиям и выполненных с учетом особенностей познавательной и учебной деятельности слепых, слабовидящих, приводит как к снижению зрительных возможностей учащихся, возникновению утомляемости, отрицательно влияющей на состояние зрительной системы и всего организма обучающихся, так и снижению уровня их общеобразовательной подготовки.

  6. Отсутствие программ, учебников и учебных пособий по коррекционным учебным дисциплинам, предусмотренных учебным планом учреждений 3 и 4 вида, привело к снижению коррекционно-компенсаторного потенциала образовательного процесса, что негативным образом сказалось на уровне реабилитированности и социальной адаптации выпускников, имеющих нарушения зрения.

Сознавая ответственность тифлопедагогической науки и учителей-тифлопедагогов за обучение, воспитание и реабилитацию лиц с нарушениями зрения, важность выполнения задач модернизации системы специального образования и выполнения задач модернизации высшего тифлопедагогического образования, съезд считает необходимым сделать ряд предложений Правительству РФ, Министерству образования и науки Российской Федерации, Всероссийскому обществу слепых.

  1. Рассатривать модернизацию и выбор подходов к обновлению системы специального образования как процесс, направленный на расширение возможностей получения адекватного образовательным потребностям лиц с нарушениями зрения уровня и содержания образования, на обеспечение их непрерывной психолого-педагогической и медико-социальной поддержкой.

  2. Изменить статусное положение специалиста-тифлопедагога, осуществив ряд мероприятий на законодательном уровне:

    • предоставлять специалисту, работающему с лицами с нарушениями зрения, возможность повышения тифлопедагогической квалификации через каждые пять лет работы, включить в непрерывный педагогический стаж пребывание преподавателя на курсах повышения квалификации при сохранении заработной платы;

    • установить зависимость аттестации специалиста, работающего с лицами с нарушениями зрения, от успешности его постдипломного образования в области тифлопедагогики с изменением оплаты труда;

    • установить зависимость аттестации представителей администрации учреждений для лиц с нарушениями зрения от наличия специального тифлопедагогического образования и систематического повышения (не реже чем один раз в пять лет путем) прохождения тифлопедагогических курсов;

    • создать программу поддержки молодого специалиста-тифлопедагога в учреждениях для лиц с нарушениями зрения.

  3. Рекомендовать районным органам управления образованием и администрации учреждений лиц с нарушениями зрения осуществлять строгий контроль за реализацией учебных предметов коррекционного плана, предусмотренных нормативными документами для учреждений соответствующего вида, и соблюдением тифлопедагогических требований организации и реализации педагогического процесса по отношению к лицам с нарушениями зрения.

  4. Рассматривать специальную подготовку лиц с нарушениями зрения как единый процесс, охватывающий все ступени образования. Обеспечить координацию программ на разных ступенях образования лиц с нарушениями зрения.

  5. Определить четкие критерии оценки программ, учебников и учебных и наглядных пособий, широко освещать итоги их апробации в педагогической печати.

  6. Рекомендовать региональным органам управления образованием поддерживать финансирование работы по созданию современного учебно-информационного и методического обеспечения преподавания учебных предметов общеобразовательного и коррекционного плана.

  7. Министерству образования и науки создать из ученых-тифлопедагогов и практических работников учреждений для лиц с нарушениями зрения рабочую группу по созданию программ, учебных пособий, учебников по коррекционным дисциплинам, входящим в содержание образования лиц с нарушениями зрения и обеспечить финансовую поддержку деятельности данной группы.

  8. Министерству образования и науки активно привлекать ученых тифлопедагогов к процедурам создания и рецензирования стандартов, учебных планов, программ, ориентированных для лиц с нарушениями зрения.

  9. Министерству образования и науки изъять из учебных планов школ для детей с нарушениями зрения учебную дисциплину "Предметно-практическая деятельность", как предмет дублирующий содержание традиционных для учреждений данного вида коррекционных курсов.

  10. Министерству образования и науки изъяснить из названия учреждений для детей с нарушением зрения зрительное определение «нарушения развития» и оставить «слепых и слабовидящих».

  11. Министерству образования и науки обеспечить образовательные и реабилитационные учреждения для лиц с нарушениями зрения современной учебной и художественной литературой, выполненной шрифтом для слабовидящих и рельефно-точечным шрифтом.

  12. Рекомендовать районным органам управления образованием и администрации учреждений соответствующего вида направлять работников учреждений для лиц с нарушениями зрения, но не имеющих тифлопедагогического образования, для получения образования по специальности «Тифлопедагога» как по сокращённым срокам обучения, так на условиях целевого приёма.

  13. Рекомендовать районным органам управления образованием и администрации учреждений соответствующего вида направлять выпускников школ из различных регионов для получения тифлопедагогического образования на условиях целевого приёма и обеспечения пополнения учреждений для лиц с нарушениями зрения квалифицированными тифлопедагогическими кадрами.

  14. Всероссийскому обществу слепых сформировать Республиканскую межведомственную комиссию по делам тифлопедагогов и незрячих учителей, которая продолжила бы работу соответствующей секции при ЦП ВОС.

  15. Рекомендовать Комитету по печати и РФ и ИПТК "Логос" расширить выпуск литературы по проблемам коррекции, реабилитации и интеграции детей и взрослых с глубокими нарушениями зрения.

  16. Рекомендовать Правительству РФ пересмотреть, утвержденую в 1968 и подтвержденную в 1976 году ставку секретаря-переводчика незрячего педагога и определить ее в соответствии современными условиями.

  17. Для выполнения основных рекомендаций съезда определить состав Координационного совета, составить план его работы на межсъездовский период.

  18. Рекомендовать проведение следующего Всероссийского съезда тифлопедагогов в 2009 году в Москве.

МЕТОД ВИДЕОКОМПЬЮТЕРНОЙ КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ

Зрение человека в равной степени зависит как от работы зрительного аппарата (глаз), так и от работы мозга (участка отвечающего за зрительное восприятие), причем работа того и другого должна быть четко взаимосвязана и направлена на достижение одного и того же результата.

Глаз - это оптический элемент (как объектив в фотоаппарате), глазом мы смотрим. Мозг воспринимает, обрабатывает и анализирует информацию.

Глаз человека - это не вполне совершенный оптический прибор. Даже нормальный глаз искажает изображение. Поэтому мозг обладает набором специальных механизмов, с помощью которых он управляет оптическими свойствами глаза и восстанавливает неправильное изображение на сетчатке глаза. Это естественные механизмы мозга.

Задачей метода видеокомпьютерной коррекции является обучение мозга более активно использовать свои собственные механизмы для улучшения зрения. Метод видеокомпьютерной коррекции зрения в своей основе является тренинговой методикой восстановления остроты зрения.

Его создателям удалось соединить все достоинства тренинговых технологий, но в то же время устранить их недостатки. Эта технология отличается уровнем комфорта и высокой мотивацией пациента в ходе всего курса лечения. Метод не имеет противопоказаний, т.к. не оказывает прямого воздействия на организм, а лечебный эффект достигается путем использования собственного потенциала пациента. Пациент находится перед экраном ТВ, где демонстрируется интересный для него видеофильм, из видеотеки центра или принесенный с собой. У пациента регистрируют биотоки мозга - электроэнцефалограмму (ЭЭГ). ЭЭГ - это слабые электрические колебания, возникающие в результате работы клеток мозга. ЭЭГ анализируется с помощью специально разработанной программы, которая оценивает работу нервных клеток мозга, воспринимающих зрительную информацию. Качество работы нейронов мозга постоянно меняется. Эти изменения и оцениваются в программе. Если изменения в работе мозга оцениваются как положительные, экран ТВ включен. Если зрительная система мозга начинает работать хуже, экран гаснет, звуковое сопровождение постоянно. Включение и выключение экрана ТВ - это своеобразная "подсказка" мозгу, хорошо или плохо функционирует его зрительная система. Таких сеансов - "подсказок" надо сделать от 10 до 20, в зависимости от состояния зрения. Обычно, первые признаки улучшения появляются через 5 - 7 процедур. Это результат вовлечения естественных механизмов мозга в активную работу. Необходимо провести полный курс тренировки без перерыва, чтобы мозг научился максимально полно использовать свои возможности.

Отличительной особенностью метода ВККЗ является:

 Возможность получения высокого и стабильного результата за относительно короткий срок.

 Не используются никакие лекарственные средства.

 От пациента не требуется волевых усилий, т.к. используемые условно-рефлекторные способы воздействия не связаны с сознательным процессом и вызывают положительные эмоции.

 Отсутствуют ограничения по возрасту (можно применять с 4 лет).

Показании к применению:

 Восстановление остроты зрения при всех формах аметропии: близорукости, дальнозоркости и астигматизма. Особенно эффективны приборы при тяжелых формах аметропии в детском возрасте.

 Лечение всех форм амблиопии: дисбинокулярной, анизометропической, рефракционной, обскурационной и связанного с амблиопией косоглазия и нистагма, причем без ограничения степени тяжести заболевания и возраста пациентов.

 Реабилитация пациентов с органическими формами патологии (глаукома, дистрофия сетчатки, дистрофия зрительного нерва). Применение метода позволяет поддерживать зрительные функции на максимально возможном для данных патологий уровне.

 Возрастная дальнозоркость (вследствие пресбиопии) (приборы позволяют значительно снизить темп падения остроты зрения с возрастом и стабилизировать зрительные функции на высоком уровне).

 Приборы являются идеальным средством борьбы со спазмом аккомодации, вызывающим астенопию, головные боли, снижение работоспособности и, в конечном итоге, приводящим к стабильному ухудшению зрения. Короткие повторяющиеся курсы лечения являются мощным средством профилактики заболеваний глаз при повышенных нагрузках на зрение, особенно при работе с компьютером.

 Быстрое восстановление зрения после рефракционных операций.

Описание метода

В основу метода видеокомпьютерной коррекции зрения положена условно-рефлекторная технология, позволяющая восстановить контроль со стороны нервной системы за процессами, протекающими в зрительном анализаторе.

Цель метода состоит в развитии естественной способности мозга восстанавливать искаженное на сетчатке глаза изображение. Даже в норме изображение на сетчатке не бывает вполне качественным. Но мозг обладает целым набором рефлекторных механизмов, с помощью которых изображение корректируется: именно поэтому мы видим объекты отчетливо. При близорукости, дальнозоркости и других патологических состояниях качество изображения на сетчатке ухудшается на столько, что естественные мозговые механизмы не справляются со своей задачей и, поэтому острота зрения падает. Применение метода ВККЗ приводит к более активному включению естественных механизмов мозга в процесс восстановления изображения, что усиливает способность мозга воспроизводить изображение.

Важным патогенным фактором развития практически любой патологии зрения является устойчивое изменение параметров рецептивных полей нейронов зрительной коры и, следовательно, изменение способа взаимодействия между ними. Это во многом определяет качество (остроту) зрения. Например, при миопии при попытке зрения вдаль, из-за отсутствия фокусировки изображения на сетчатке создается постоянное возбуждение в цепи аккомодационного рефлекса. Постепенно это превращает нормальный рефлекторный механизм в патологический фактор. Генерализация возбуждения неизбежно приводит к расширению зоны суммации рецептивных полей нейронов зрительной коры. По этой причине, по мере прогрессирования миопии, во взаимодействие вступают не только корреспондирующие группы нейронов, но и нейроны с иными проекционными и дирекционно-ориентационными свойствами. Результатом этого является еще большее ухудшение зрительной функции в дополнение к уже имеющемуся оптическому дефекту. Именно поэтому, при миопических формах аметропии производятся действия, направленные на снижение возбудимости нейронов зрительной коры мозга.

При гиперметропии основным симптомом является недостаточная степень аккомодации, связанная, как считают, с недостатком активационных влияний со стороны зрительной системы мозга на цилиарный (аккомодационный) механизм. Поэтому при гиперметропии проводится аутотренинг, направленный на повышение уровня активационных процессов в зрительной системе мозга.

При амблиопии имеет место усиление тормозных влияний на те системы мозга, которые связаны с амблиопичным глазом. При этом наблюдается сужение рецептивных полей нейронов амблиопичного глаза, что приводит к резкому сокращению зоны их суммации. Следствием этого является нарушение фузионного рефлекса и, из-за отсутствия контура обратной связи, утрачивается способность мозга управлять движениями глаз. Следствием этих процессов является косоглазие (дисбинокулярная и рефракционная амблиопия). Поэтому для восстановления зрительной функции при амблиопии производят действия, направленные на активацию нейронов зрительного анализатора, связанных с амблиопичным глазом.

Физиологической основой лечебного эффекта является относительная нормализация рецептивных свойств нейронов зрительной коры и ликвидация патологических неврогенных факторов, которые остаются без внимания со стороны офтальмологов при использовании обычных методов лечения.

Результаты лечения

Типичным результатом при АМБЛИОПИИ является:

 При рефракционной и анизометропической формах - снятие диагноза у 92% пациентов после одного или двух курсов лечения. Критерием снятия диагноза является повышение собственной остроты зрения амблиопичного глаза до 0,4.

 При дисбинокулярной амблиопии эффективность лечения до 60%. У остальных пациентов (периферическая фиксация) заболевание переходит в менее тяжелую форму. У половины пациентов после 1- 2 курсов лечения восстанавливается бинокулярное зрение.

 При обскурационной амблиопии около 50% пациентов после лечения имеют остроту зрения без очков 0,4- 0,6.

 При различных формах косоглазия у 80% пациентов достигается частичный или полный эффект - уменьшение угла косоглазия, или его исчезновение (не менее, 60 % пациентов). Обычно удается избежать оперативного лечения.

 При проявлениях нистагма у 70% пациентов удается подавить этот симптом после 1-2 курсов лечения. Особенно высока эффективность при толчкообразной и смешанной формах патологии.

Эффективность лечения пациентов с ДАЛЬНОЗОРКОСТЬЮ и гиперметропическим астигматизмом – более 95 % (значительное улучшение остроты зрения вблизи). Среднее увеличение остроты зрения на 3-5 строчки по тест - таблице. При возрастной дальнозоркости, связанной с пресбиопией, требуется ежегодное повторение курсов лечения для поддержания достигнутого эффекта.

Как работают приборы

Пациент находится перед телевизором, на экране которого демонстрируется видеофильм. У пациента регистрируют, электроэнцефалограмму (ЭЭГ) над проекцией зрительной коры мозга. Сигнал с ЭЭГ-усилителя передается в компьютер для анализа биотоков мозга в реальном времени. Компьютер постоянно производит вычисление величины суммарной активности нейронов зрительной коры по параметрам ЭЭГ и идентифицирует фазы усиления и ослабления этой активности. В зависимости от фазы колебаний активности нейронов зрительной коры компьютер управляет включением и гашением экрана телевизора. Таким образом, возможность просмотра видеофильмов или отсутствие такой возможности зависит от качества работы зрительной коры мозга пациента. В ходе ежедневных повторений этой процедуры (обычно 12-15 получасовых сеансов) мозг пациента постепенно формирует новые рефлекторные связи, обеспечивающие более высокий уровень зрительных функций за счет стабильного повышения (при гиперметропии) или снижения (при миопии) возбудимости нейронов зрительной коры и оптимизация параметров их рецептивных полей.

ВККЗ применяют более чем в 100 медицинских учреждениях России, СНГ, Великобритании и Австралии. Приборы прошли апробацию и получили высокую оценку ведущих медицинских учреждений:

Консультационно-диагностическая поликлиника Медицинского Центра Управления Делами Президента РФ (Гл. врач Н. Б. Троицкая);

 Российская медицинская академия последипломного образования (Кафедра офтальмологии, Академик, ректор РМАПО Л. К. Мошетова);

 МНТК "Микрохирургия глаза (Поликлиническое отделение, Вед науч. сотр. Е. Г. Антонова);

 Московская клиническая офтальмологическая больница (Зав. отдел. функц. диагностики А.Н. Иванова);

 С.-Петербургская государственная медицинская педиатрическая академия (Кафедра офтальмологии профессор Е.Е. Сомов);

 Областная клиническая больница (С.-Петербург, Гл. детский офтальмолог Ленинградской области – О.В. Дискаленко);

 Школа оптометрии Университета Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия), профессор Daniel O'Leary;

 Школа оптометрии Политехнического Университета в Кембридже (Великобритания);

 Московский научно- исследовательский институт глазных болезней им. Гельмгольца.

Упражнения для детей с нарушением зрения

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

УПРАЖНЕНИЯ, УЛУЧШАЮЩИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЦИЛИАРНОЙ МЫШЦЫ

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К УТОМЛЕНИЮ

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

УПРАЖНЕНИЯ С МЕШОЧКАМИ, ПРЕДНА ЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

1. В положении стоя - смотреть прямо перед собой 2-3 сек, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки в 25-30 см от глаза смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 10-12 раз.

2. В положении стоя - вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной на средней линии лица, медленно приближать палец, пока не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

3. В положении стоя - расположить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаза, прикрыть ладонью левой руки глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек.; то же самое проделать с пальцем л евой руки, затем убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек., повторить 5-6 раз.

4. В положении стоя - отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая головою, следить глазами за пальцем. Медленно перемещать палец слева направо, следить глазами за ним. Повторить 10-12 раз.

5. Упражнения с гимнастической палкой. Смотреть на палку.

6. Упражнения с обручем - вращая его в руке. Смотреть на кисть.

7. И.п. - стоя, смотреть вперед на какой-нибудь предмет. Голову повернуть направо, затем налево, не отводя взгляда.

8. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

9. Сидя, быстро поморгать в течение 1-2 минут. Двигаться должны только веки; моргать без усилий, следить за тем, чтобы брови сохранялись в расслабленном состоянии.

10. Сидя, закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в течение 1 мин.

11. И.п. - сидя. "Пальминг". Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5-10 секунд, положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность 20-30 секунд.

12. В положении сидя: тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек., снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.

13. И.п. - стоя (сидя) перевод взгляда с близкого на дальнее расстояние (двумя глазами).

14. И.п. - стоя (сидя) поочередный перевод взгляда из угла в угол спортзала.

15. И.п. - сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги приподнять. "Ножницы" - окрестные движения ногами, смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать.

16. И.п. - то же, поочередно поднимать и опускать ноги, смотреть на носок.

17. И.п. - то же. Махи ногами поочередно вправо, влево, вверх-кнутри.

18. И.п. - то же. Круговые движения ногой.

19. И.п. - лежа на спине, руки в стороны, а в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку, вернуться в и.п. Смотреть на мяч.

20. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же другой рукой, смотреть на мяч. При поднимании руки -вдох, при опускании - выдох.

21. И.п. - лежа на спине, руки вперед в стороны. Окрестные движения прямыми руками 15-20 сек. Следить за движением кисти одной, затем другой руки.

22. И.п. - лежа на спине, руки вперед в стороны. Махи одной ногой к разноименной руке, 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Мах выполнять быстро. Во время маха - выдох.

23. И.п. - лежа на спине, в поднятых вперед руках держать мяч. Мах ногой с касанием носком мяча. Смотреть на носок. Во время маха выдох.

24. И.п. - лежа на спине, руки вперед. Окрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки.

25. И.п. - лежа на спине, в правой руке теннисный мяч. Выполнять круговые движения, смотреть на мяч. Менять направление движения.

26. И.п. - лежа. Перемещение взгляда при закрытых глазах. Закройте глаза, расслабьте брови. Медленно переведите глаза в крайнее левое положение, затем - вправо. Старайтесь не щуриться.

УПРАЖНЕНИЯ, УЛУЧШАЮЩИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЦИЛИАРНОЙ МЫШЦЫ

1. Передача мяча от груди партнеру. Повторить 12-15 раз. Следить за мячом.

2. Передача мяча партнеру из-за головы. Смотреть на мяч.

3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Смотреть на мяч.

4. Подбросить мяч обеими руками и поймать. Смотреть на мяч.

5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). Смотреть на мяч.

6. Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя руками. Следить за движением мяча.

7. Броски теннисного мяча в стену. Следить за мячом.

8. Броски теннисного мяча в мишень. Сопровождать движение мяча взглядом.

9. Бросить теннисный мяч на пол так, чтобы, отскочив, он ударился о стену, а затем поймать его, следить за мячом.

Примечание: общеразвивающие упражнения в сочетании с движениями глаз - голову не поворачивать, движения глаз выполнять медленно.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К УТОМЛЕНИЮ

1. И.п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5с. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

2. И.п. - сидя. Быстрые моргания в течение 1 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

3 . И.п. - стоя. 1 - смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2 - поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, 3 - перевести взгляд на конец пальца и смотреть него 3-5с, 4 -опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. И.п. - сидя. 1 - смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2 - перевести взгляд на кончик носа на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение развивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

5. И.п. - сидя. 1 - закрыть веки, 2 - массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

6. И.п. - стоя. 1 - отвести правую руку в сторону, 2-4 - медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и сове ршенствуем их координацию.

7. И.п. - стоя. 1 - поднять правую руку вверх, 2-4 медленно пере двигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза вертикального действия и совершен ствует их координацию.

8. И.п. - сидя. 1 - тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, 2 - спустя 1-2 с. снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

9. И.п. - сидя, голова неподвижна. 1 - вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо, 2 - производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиком пальца, 3 - проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые движения против часовой стрелки. Упражнение развивает координацию сложных движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3-6 раз.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ

Цит. по Э.С. Аветисову, Е.И. Ливадо, Ю.И. Керпан, Демирчоглян Г.Г.,1996

- И.п. - стоя, держать мяч в правой руке. На счёт 1-2 поднять руки через стороны вверх, потянуться - вдох, переложить мяч в левую руку, на счёт 3-4 через стороны опустить - выдох. Смотреть на мяч. не поворачивая головы. Повторить 6-8 раз.

- И.п. - стоя, держать руки с мячом впереди. Круговые движения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз в каждом направлении.

- И.п. - стоя, держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8-10 раз каждой ногой.

- И.п. - стоя, держать мяч в правой руке. На счёт 1 сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой, на счёт 2 опустить ногу, на счет 3-4 то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повт орить 8-10 раз каждой ногой.

- Бег на месте в среднем темпе (варианты: выбрасывая прямые ноги вперёд или назад, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1-2 минут с последующим переходом на ходьбу.

- И.п. - сидя на полу, сделать упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8-10 раз в каждом направлении.

- И.п. - лёжа на животе, держать мяч сзади, на счёт 1 поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи, на счёт 2-3 держать, на счёт 4 опустить руки. Повторить 8-10 раз.

- И.п. - лежа на животе, положить кисти на пол около плеч, мяч сдавливать стопами. На счёт 1 согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, головой постараться коснуться мяча, на счёт 2 вернуться в и.п. Повторить 8-10 раз. Демирчоглян Г.Г., (1996) для сохранения и улучшения зрения рекомендует выработать у ребенка следующие навыки:

- Моргать непрерывно, доведя это движение до автоматизма. - Дышать легко и непрерывно.

Смотреть на ближние и удаленные объекты, скоординировав деятельность психики и глаза.

- Возбуждать в себе интерес: во время рассматривания объекта путешествовать по нему.

- Воспринимать увиденное без усилия.

- Часто закрывать глаза, чтобы дать им отдых.

УЛУЧШЕНИЕ ЗРЕНИЯ ПО МЕТОДУ У. БЕЙТСА

Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс предлагает комплекс упражнений, который он разработал после ознакомления с методикой совершенствования зоркости индейцев. Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считал психогенное напряж ение, напряжение наружных мышц глаза, усилие увидеть, разглядеть удаленные предметы. По мнению Бейтса, нормальное зрение можно выработать полным расслаблением и с помощью упражнений. Вот некоторые из них: Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке -карандаш. По широкой амплитуде он двигается: вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.

Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего в правый нижний. Повторять не менее 50 раз. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнять 40 поворотов. В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз. Этот комплекс У. Бейтс рекомендует выполнять 2 раза в день в течение месяца, затем сделать паузу на 2-3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание гл аза (Г.Г. Демирчоглян, 1996.- С.26).

Действие упражнений У. Бейтса напоминает аутотренинг и мобилизацию собственных сил организма.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

На каждом занятии по ЛФК используются 3-4 упражнения из данного комплекса:

1. Бесшумная ходьба с постановкой ноги с носка на всю ступню. Игра: осторожно подкрасться к водящему, у которого завязаны глаза (1кл).

2. Ходьба с высоким подниманием бедер, носки оттянуты.

3. Ходьба по наклонной плоскости на носках.

4. Ходьба по ребристой доске, наклонной поверхности.

5. Массаж стоп на массажере (босиком).

6. Захват, поднимание и перекладывание карандаша 5-10 раз каждой стопой.

8. Перекаты с пятки на носок и обратно.

9. Боковое продвижение по гимнастической палке, положенной поперек стоп. (Можно использовать две палки).

9. Перемещение стоп с помощью движений пальцев - "гусеница" 1-2 минуты.

10. Приседание, стоя на гимнастической палке 5-10 раз.

11. Катание малого мяча (озвученного) стопами, - "ежик".

12. Стоя на двух гимнастических палках, положенных поперек стоп, - имитация ходьбы на лыжах (следить, чтобы стопы и палки находились параллельно друг другу и чтобы стопы не соскакивали с палок).

13. Стоя на носках на первой рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне груди. Опуститься пятками вниз, постараться коснуться пятками пола, подняться на носки 10-15 раз. Следить за осанкой.

14. И.п. - стоя на 1-й рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне груди. Пружинящие движения на носках, 20-25 раз.

15. Лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз, передвижение приставными шагами вправо, влево.

16. Стоя у гимнастической стенки, держась за рейку на уровне груди, пятки вместе, носки до предела разведены. Поднимание на носки (повыше).

17. Лазанье по канату с помощью ног.

18. "Лошадка" - и.п. стоя, стопы параллельно. Подъем на носок левой ноги и одновременно на пятку правой, поменять положение ног.

19. И.п. - стоя, пятки, (носки) врозь. Полуприседы и приседы на носках, руки вперед.

20. "Гусеница". И.п. - сидя на краю скамейки, продвижение стопы вперед и назад с помощью пальцев.

21. "Забей гвоздь". И.п. - сидя на краю скамейки. Поочередное поднимание и опускание правого, левого носка. При этом имитируется забивание гвоздей носком стопы. (Пятки прижаты к полу).

22. "Мышеловка". И.п. - сидя на краю скамейки, ноги согнуты, стопы соединены. Раздвинуть носки врозь - "раскрыть мышеловку" (пятки вместе), при этом слегка приподнять мизинцы стоп. Соединить носки стоп - "закрыть мышеловку". Опускание на всю ступню пятками наружу (3 кл.). То же самое без опоры - 4 кл.

23. И.п. - сидя, под каждой стопой мяч. Поворот стоп внутрь, прижать оба мяча друг к другу.

24. И.п. - сидя на полу (босиком), захватить пальцами ног скомканную бумагу и переложить её влево, затем вправо.

25. И.п. - лежа на спине, поочередное оттягивание носков с одновременным супинированием ("поиграем в пятнашки").

25. И.п. - сидя. Носки ног положены один на другой. Сгибание и разгибание стопы с сопротивлением, оказываемым одной ногой при движении другой.

26. И.п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы упираются в пол. Поочередное отрывание пяток от пола, одновременное отрывание пяток от пола (передний отдел стопы касается пола).

27. Лежа на спине - попеременное подбрасывание подвешенного, озвученного мяча носками стоп. Подбрасывание мяча двумя ногами одновременно.

28. Ходьба с под бинтованным к внутренней части подошвы ватным или резиновым шариком, губкой.

УПРАЖНЕНИЯ С МЕШОЧКАМИ,

ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ

Размер мешочка - 200х140х30 мм, масса - 200-400 г. Во внутренний чехол засыпают песок, после чего наглухо его зашивают, мешочки следует делать разной плотности.

Затем изготавливают внешний чехол (из более плотной ткани), вставляют в него мешочек с песком и тоже зашивают.

1. Ходьба по мешочкам с песком. Мешочки разложить в виде дорожки, расстояние между ними должно быть различным: от положения длины шага занимающегося до полутора шагов. Для незрячих - пользоваться ориентирами (звуковые сигналы либо гимнастическая стен ка, мешочки класть на пол у столбика, между "столбиками" гимнастической стенки и др.). При ходьбе сохранять равильную осанку.

2. Повторить упр. 1, используя различные положения рук.

3. Повторить упр. 1, но передвижение по мешочкам выполнять боковым шагом. Незрячим также ориентироваться по гимнастической стенке. Сначала правым боком вперед, затем - левым.

4. Бег "змейкой" между разложенными на полу мешочками, для слабовидящих. Слепой не может идти по ломаной и кривой. Необходимо обучать хождению по прямой, до угла и т.д.

5. Прыжки через мешочки. Несколько мешочков кладут один на другой столбиком 3,5,7 и т.д. Затем прыгают через них. Незрячие обязательно предварительно должны определить высоту (расстояние от пола до верхнего мешочка).

6. Сохранение равновесия, стоя одной ногой на мешочке; другая нога при этом вытягивается вперед, затем в сторону, назад. Руки при этом вытянуты вперед, в стороны, на уровне плеч, на затылке и т.д.

7. Повторить упр. 6, поворачивая корпус вправо, влево, как можно больше. Опорная нога при этом неподвижно стоит на мешочке.

По мешочкам с песком полезно не только ходить, но и бегать. Можно прыгать с мешочка на мешочек. Заниматься следует босиком или в тонких носках.

Примечание. Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам, она быстрее утомляется и больше подвергается деформации. Самая выгодная стойка - стопы вместе, с опорой на наружные своды стопы. Все упражнения следует подбирать с учетом возрастных особенностей детей и с учетом зрительной патологии (см. альбом "Как видят наши дети"), причем каждое упражнение обязательно выполнять в обе стороны - вперед и назад, вправо, влево. После поворотов д ля незрячих все изменяется.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Дыхательные упражнения должны быть обязательным элементом в занятиях лечебной физкультурой со слепыми и слабовидящими детьми. Они нормализуют дыхание и пульс, укрепляют мышечный аппарат грудной клетки, увеличивают её подвижность, обеспечивают лучшу ю вентиляцию легких, усиливают основной обмен и объем легких. Таким образом оказывают влияние на общую осанку ребенка.

1. И.п.- руки на пояс. Объяснение, что такое вдох и выдох и как выполняются 1 - вдох, 2 - выдох через нос (4 раза).
   2. И.п. - стойка, руки на пояс. 1 - вдох, 2-3 - выдох через рот (3-4 раза).
   3. И.п.- о.с. 1 - вдох через правую ноздрю, 2 - выдох через правую, 3 - вдох через левую ноздрю, 4 - выдох через левую. По два раза.
   4. И.п.- основная стойка. 1 - вдох через правую ноздрю, 2 - выдох через левую и наоборот. По два раза.
   5. И.п. - стойка, руки на пояс. Спеть куплет песни с закрытым ртом.
   5. И.п. - основная стойка. Произносить с закрытым ртом букву "а" то тихо, то громко (4 раза).
   7. И.п.- основная стойка. То же, произнося "о", "у". По 3 раза.
   8. И.п.- основная стойка. То же, произнося "ау", "су". По 3 раза.
   9. И.п. - стойка руки на пояс. Произношение выше описанных звуков в том же порядке, но с открытым ртом, стараясь дольше тянуть звук. Повторить 4 раза.
   10. И.п. - стойка, руки на пояс. Счет 1-2 вдох. Па выдохе "у-у-у" (3-4 раза).
   11. И.п. - стойка, руки на пояс. 1-2 вдох. С сомкнутыми зубами выдох со звуком "ее с", постепенно наклоняя туловище. 4 раза.
   12. И.п. - стойка, руки на пояс. 1-2 вдох. Полный медленный выдох с произношением "фу, у, у, фу, у, фу, у, у", 3-4 раза.
   13. И.п. - стойка, руки на пояс. 1-2-3 вдох. Полный выдох, наклоняя туловище и сводя локти вперед (выдох можно делать через рот), 4 раза.
   14. И.п. - стойка, руки на пояс. 1-2-3 вдох. Выдох произносить через сомкнутые зубы "з, з, з".
   15. И.п.- основная стойка. 1 - руки в стороны, вдох, 2 - опустить руки, расслабиться, выдох.
   16. И.п.- основная стойка. 1 - руки в стороны, вдох, 2 - обнять себя за плечи, опустить голову, выдох, 3 раза.
   17. И.п.- основная стойка. 1-2 вдох, 3-4 поворот туловища вправо, выдох. То же самое в другую сторону. По два раза в каждую сторону. Примечание. Самое выгодное положение для вдоха, обеспечивающее максимальное расширение грудной клетки и лучшую вентиляцию легких, - стоя, руки вниз и слегка назад или руки на пояс.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

Для учащихся 1-4 классов

ПОЗВОНИ

Игра на развитие ориентирования в пространстве и координацию. Посреди площадки натягивается веревка, на которую подвешиваются на коротких шнурах колокольчики, один от другого на расстоянии 1-1,5 м; играющие делятся на две команды.

Команда подходит к колокольчикам, каждый игрок останавливается точно против одного из колокольчиков. Затем, определив руками, на какой высоте они расположены, все делают 6-10 шагов назад, стараясь запомнить направление и расстояние от колокольчика. Когда играющие отошли, руководитель дает сигнал, по которому они снова делают столько же шагов, на сколько отходили назад и, подняв руку вверх, пытаются позвонить в колокольчик. Игроки, дотронувшиеся рукой до колокольчика, считаются выигравшими. Игра повторяется 3-4 раза. Выигрывает команда, игроки которой, использовав 3-4 попытки, позвонили в колокольчики большее количество раз. Игроки с остаточным зрением завязывают глаза.

ПО МЕСТАМ

Все играющие выстраиваются в шеренгу (колонну, круг), ориентируясь по полоске (ощупывание полоски подошвами ног). По команде учителя: "Разойдись!", все дети разбегаются по залу. По команде учителя: "У ребят порядок строгий, знают все свои места, 1-2- 3 место свое найди!" Играющие должны как можно быстрее найти свои места, сохраняя правильную осанку, (незрячие ориентируются по игрокам, стоящим справа, слева и по полоске на полу). Выигрывает тот, кто встанет на место быстрее и сохранит правильную о санку.

СЛУШАЙ СИГНАЛ

Играющие идут по залу. По сигналу ведущего (хлопок, свисток, бубен и т.д.) внезапно останавливаются и принимают положение правильной осанки. Варианты: на разный звуковой сигнал - разные положения рук, с сохранением правильной осанки. Хлопок - основная стойка. Свисток - руки за спиной и т.д.

СОВУШКА

Выбирается совушка. Ее гнездо в стороне от площадки. Играющие - на площадке, а совушка - в гнезде. По сигналу ведущего: " День наступает, все оживает!" - дети ходят, бегают (перед игрой напомнить о направлении бега), подражая полету бабочек, птичек, и зображая лягушат, мышей. По второму сигналу: " Ночь наступает, все замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. Совушка выходит охотиться. Услышав разговаривающего игрока или игрока, принявшего неправильную позу, она берет его за руку и уводит в свое гнездо.

По сигналу: "День наступает, все оживает!" - совушка возвращается в гнездо, играющие вновь свободно резвятся на площадке. Игру можно проводить под музыку на пластинке (игры и физические упражнения на уроках физкультуры, II класс). Положения, принимаемые мышками в то время, когда совушка вылетает на охоту: "силачи" - руки к плечам, пальцы в кулаки, лопатки соединить; пистолет - полуприсед на правой ноге, левую вперед, руки на пояс, локти назад; "флюгер" - полуприсед, руки в сто роны ладонями вперед, спина прямая, колени развести, смотреть прямо; "аист" - стоя на правой, согнутую в колене левую ногу вперед, руки вверх, ладонями наружу. ЛОВИШКА

Выбирается водящий ловишка. Дети подбегают к нему и, хлопая в ладоши, говорят: "Раз, два, три, раз, два, три! Ну, скорее нас лови!" Ловишка, подавая звуковой сигнал, догоняет игроков и пытается запятнать их. Спасаясь от водящего, игрок должен остано виться и принять заранее обусловленное положение правильной осанки. Такого игрока пятнать нельзя, и ловишка должен переключиться на других. Через некоторое время выбирается другой водящий, и игра продолжается. В конце игры называются дети, ни разу не запятнанные ловишкой, и водящий, запятнавший наиболее число игроков. Положения, принимаемые детьми во время преследования ловишкой:

"Часовой" - основная стойка, лопатки сблизить;

"Самолет" - стойка ноги врозь, наклон вперед прогнувшись, руки в стороны;

"Звездочка" - стойка ноги врозь, руки за голову, локти в стороны;

"Ракета" - стоя на носках, руки слегка отведены, ладони вперед;

"Балерина" - стоя на правой, согнутую левую - на колено правой, руки в стороны.

ВОРОНЫ И ВОРОБЬИ

Ребята строятся в колонну по одному (в шаге друг от друга) на середине площадки и рассчитываются "на первый, второй". Одна команда - первые номера, другая - вторые. По обеим сторонам от игроков на расстоянии 1,5 м кладутся какие-либо пре дметы, например: справа кубики (вороны), слева теннисные мячи (воробьи). Предметов вдвое меньше, чем участников игры. Играющие вместе с ведущим выполняют разные задания на выполнение правильной осанки. Внезапно водящий произносит одно из слов: "воробьи" или "вороны". При слове "воробьи" все бегут к мячам (озвученным), а при слове "вороны" - к кубикам (звуковой сигнал-метроном), и каждый старается схватить один предмет. За каждый предмет команда получает 1 очко. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Упражнения, направленные на формирование правильной осанки: "Фигуристка" - и.п. о.с. 1 - левую ногу назад на носок, руки за голову, локти в стороны, 2-3 держать, 4 - и.п.; "Силачи" - и.п. о.с. 1) руки вверх, смотреть на кисти рук, 2) руки к плечам, 3) - руки вверх, 4) - и.п. "Неваляшка" - и.п. стойка ноги врозь. 1 - полуприсед, руки к плечам ладонями вперед, 2-3 держать, 4 - и.п.

НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ

Играет нечетное количество игроков, например, 11. Для них п кругу кладут 5 обручей. Идя по внешнему кругу, дети выполняю различные упражнения на осанку. По команде руководителя: "Стоп, ребята не зевайте! Быстро пару выбирайте!" игроки вбегают в обручи, образуют пары и встают спиной друг к другу, принимая заранее обусловленное положение правильной осанки. Игрок, оказавший лишним, идет по кругу и вместе с руководителем отмечает игроке! неправильной осанкой. Игрок, не сумевший выполнить упражнение п равильно, получает штрафное очко, а игрок, оказавшийся без пары, - два штрафных. Победителем становится тот, у кого окажется наименьшее количество штрафных очков. Упражнения, направленные на формирование правильной осанки:
   1) ходьба на носках, руки за голову, локти в стороны, лопатки сблизить;
   2) ходьба в полуприседе, спина прямая, ориентируясь на звуковые сигналы, которые расположены в разных концах зала;
   3) ходьба с круговыми движениями руками назад, голова прямо, соблюдать дистанцию, ориентируясь на звук шагов впереди идущего;
   4) легкий бег с сохранением правильной осанки. Позы, принимаемые детьми в положении стоя в обручах: руки в стороны ладонями вперед. Руки к плечам ладонями вперед, лопатки сблизить ("уточка").
   ЗАЙЧИКИ
   Команды выстраиваются в колонны по одному перед линией старта. Перед направляющими лежат мешочки с песком размером 10х20 см. В 4-х м от линии старта установлены поворотные флажки (звуковой сигнал). Ведущий говорит: "Прыг скок, прыг скок, скачут зайц ы, белый бок. По лесочку, по снежочку к заповедному кусточку".
   С последним словом направляющие в колоннах берут мешочек, кладут его на голову, принимают положение руки на пояс, локти назад, спина прямая и прыжками (бегом) движутся по направлению к флажкам. Обогнув свой флажок, они снимают мешочки, бегом обратно в озвращаются к своей команде, которая подает звуковой сигнал своему товарищу. Передают мешочек следующему игроку, а сами встают в конец шеренги. Если мешочек упал, его следует поднять, положить на голову и продолжить прыжки. Игра длится до тех пор, по ка направляющие снова окажутся впереди своих колонн. Они поднимают руки вверх. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.
   КОСМОНАВТЫ
   В центре зала обозначают круг диаметром 2-2,5 м, вокруг которого, на расстоянии 2 м кладут обручи. Большой круг - это земля, а обручи - ракеты. В каждой команде только по два места. Играющих на несколько человек больше, чем мест в ракетах. Дети встают по внешней стороне круга друг за другом. По команде ведущего они идут и выполняют движения, формирующие осанку, одновременно проговаривая речитатив: "Ждут нас быстрые ракеты для прогулок на планете, на какую захотим, на такую полетим". Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!" С последним словом игроки разбегаются в разные стороны и занимают попарно любую ракету. Встав в обруч лицом к земле, дети поднимают его вверх, отводя лопатки, и по команде "взлет!" приставными шагами движутся по кругу, затем по команде "посадка!" все останавливаются. Пока космонавты совершают полёт, опоздавшие стоят в центре большого круга и машут руками. Игра повторяется несколько раз. В конце игры отмечаются дети, совершившие больше полётов. Упражнения, направленные на формирование осанки:
   1. И.п. о.с. 1 - присед, руки за голову, локти в стороны, 2-3 держать, 4 - и.п.;
   2. И.п. о.с. 1 - наклон вперед прогнувшись, руки за голову, локти в стороны, 2-3 - держать, 4 - и.п.;
   3. Ходьба по кругу на носках, руки на пояс;
   4. Ходьба по кругу по внешней стороне стопы, лопатки соединить;
   5. И.п. о.с. руки к плечам, ходьба по кругу с круговыми движениями рук назад.

ПОЖАРНИКИ НА УЧЕНИЯХ

Две команды. Дети стоят в колоннах перед наклонной (закрепленной) скамейкой. Наклон скамейки 15-20°. Передвижение по скамейке (гимнастической) в упоре на коленях, с захватом края скамейки руками. Наверху на каждом пролете стенки подвешен колокольчик. По сигналу учителя, стоящие первыми ползут по скамейке, затем поднимаются по рейкам стенки вверх и звонят в колокольчик. Спускаются вниз и идут в конец своей колонны. В каждой паре отмечают того, кто позвонил первым и не допустил ошибок в ползании и лазании.

ИГРА С МЯЧОМ

Две команды строятся в шеренги на расстоянии друг от друга 2-3 м. Перед каждым участником булава или кегли. Игрок сбивает булаву своего соперника перекатыванием мяча на звуковой сигнал по полу.

ХИТРАЯ ЛИСА

Игроки строятся в круг, руки за спину, пальцы в замок, глаза закрыть. Водящий ходит по внешнему кругу и проверяет осанку у игроков; чья осанка ему понравится (правильная осанка), тому в ладоши он кладет маленькую игрушку или другой предмет и говорит:

"Можно открыть глаза". Игроки открывают глаза и проговаривают:

"Хитрая лиса, кто ты?" (три раза), после чего тот, у кого в руках оказался положенный водящим предмет, делает шаг вперед и произносит: "Я" (он водящий). Игроки разбегаются (бежать только в одну сторону), а водящий, подавая звуковой сигнал, ловит, пой манному передает игрушку. Игра возобновляется.

МОСТИК

Дети стоят на гимнастической скамейке, руки на поясе, плечи слегка отведены назад. Ходьба на скамейке, сохраняя положение правильной осанки: с поочередным опусканием ноги, с вытянутым носком за скамейку (другая нога при этом несколько сгибается). "Пойдем по мостику гуськом. Ногу в речку окунем".

Ходьба по скамейке боком приставными шагами. Руки вытянуты в стороны ладонями вверх. "А потом пойдем мы боком. И еще разок с подскоком".

ЦАПЛЯ

"Цапля" - водящий, а остальные "лягушки". Пока цапля спит (стоит, наклонившись, опираясь руками на прямые ноги), остальные игроки прыгают, двигаются по площадке (только по кругу, в одну сторону); вдруг цапля просыпается, издает крик и начинает ловить лягушек. Лягушки, убегая, подают голос: "ква-ква". Сколько лягушек поймает цапля, столько получит жетонов. Дальше выбирают одного водящего - "цаплю". "Цапля" передвигается только на прямых ногах с сохранением правильной осанки, а "лягушки" прыгают на корточках с прямой спиной.

ПРОЙДИ - НЕ ОШИБИСЬ

Играющий должен пройти по прямой 5-10 м вперед до звукового сигнала, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги, и обратно. По другому звуковому сигналу пройти спиной назад, ставя носок к пятке. Для слабовидящих задание выполнять с закрытыми глазами.

Для учащихся 4 класса можно усложнить игру: выполнить то же задание на гимнастической скамейке, перешагивая через озвученный предмет, положенный на пути. При этом детей необходимо подстраховать.

ЁЛОЧКА

По сигналу учителя дети бегут по залу, хлопая в ладоши. Водящий, подавая звуковой сигнал, бежит за ними, пытаясь их "осалить". Спастись от него можно, плотно прижавшись к стене затылком, плечами, ягодицами. Руки в стороны и вниз, ладони - вперед, пальцы расставлены. Это - "ёлочка". Тот, кто принял неправильное положение или не добежал до стены, может быть "осален". "Осаленный" становится водящим, и игра повторяется. Отмечаются самые быстрые и точные в выполнении правил игры.

ПЧЁЛКИ

В игре участвуют 10 детей. По кругу на расстоянии 1 м один от другого располагают 9 обручей. Играющие идут по внешнему кругу и выполняют заданные учителем движения. По сигналу учителя все играющие стараются занять любой обруч и принимают заранее обу словленную позу с правильной осанкой. Одна пчёлка остается без домика. Она обходит круг и, подойдя к игроку, который принял осанку неправильно, говорит: "Ты зашел не в свой домик, это мой теремок". Игра продолжается, выигрывает самый ловкий игрок, п ринимавший правильную осанку.

Задания следует периодически менять: ходьба на носках, руки на пояс, локти назад, лопатки сближены; и.п. руки к плечам, выполнять круговые движения локтями назад; и.п. руки на пояс, локти назад, выполнять приставной шаг вправо, влево и т.д.

КОЛОБОК

Играющие делятся на команды и строятся в колонны по одному на расстоянии 1,5-2 м одна от другой. В руках у первых игроков мяч. Учитель читает: "Наш веселый колобок покатился на лужок. Кто быстрей его вернет, приз команде принесет". С последним словом первые игроки в командах поднимают мяч над головой, наклоняются назад и передают его следующему игроку, и так до последнего игрока в колонне. Тот бежит с мячом (озвученным) вперед, встает впереди своей команды и снова передает мяч стоящему сзади. Игра продолжается до тех пор, пока направляющие в колоннах вновь не окажутся впереди. Они поднимают мяч вверх. Команда, выполнившая задание первой, выигрывает, При передаче мяча назад ноги не сгибать, спина прямая. Игру можно проводить из положения с идя, ноги скрестно (по-турецки).

ОПРЕДЕЛИ ОШИБКУ

Самоконтроль. По команде преподавателя дается задание принять правильную осанку. Стоя у стены, приняв правильную осанку, выполнить простейшие движения руками, ногами, приседание и т.д. Выполнив задание, ученик должен сам указать на свои ошибки или неточности при выполнении задания. Выигрывает тот, кто без ошибок выполнит задание или правильно отметит недостатки выполнения.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.

До ЗНО з МАТЕМАТИКИ залишилося:
0
2
міс.
2
3
дн.
2
1
год.
Готуйся до ЗНО разом із «Всеосвітою»!