і отримати безкоштовне
свідоцтво про публікацію
До визначення переможців залишилось:
3
Дня
3
Години
16
Хвилин
30
Секунд
Поспішайте взяти участь в акції «Методичний тиждень».
Головний приз 500грн + безкоштовний вебінар.
Взяти участь
  • Всеосвіта
  • Бібліотека
  • «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся во время перехода из начальной в среднюю школу »

«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся во время перехода из начальной в среднюю школу »

Курс:«Протидія шкільному насильству»
Черниш Олена Степанівна
72 години
3600 грн
1080 грн
Свідоцтво про публікацію матеріала №PY959282
За публікацію цієї методичної розробки Кузнєцова Наталія Олександрівна отримав(ла) свідоцтво №PY959282
Завантажте Ваші авторські методичні розробки на сайт та миттєво отримайте персональне свідоцтво про публікацію від ЗМІ «Всеосвіта»
Бібліотека
матеріалів
Отримати код

Кузнецова Наталья Александровна

практический психолог

Мангушская ОШ І-ІІІст.№2

Мангушский р-н, Донецкая обл.

«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся во время перехода из начальной в среднюю школу »

Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. Для пятиклассника первого сентября, также как и для первоклассника, зачастую новое всё: и здание школы, и дети в классе, и учителя, и даже обучение другое - предметное. Возникает ситуация новой системы образования. Интересно, но тревожно, хочется быть активным, умным, и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый учитель оценил и увидел всё самое лучшее, что есть во мне, ведь я не хуже других.

Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов, как показали результаты диагностики, подвержены слабой адаптации или даже дезадаптации, т.е. у ребят резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем,

со своим высоким уровнем тревожности ребенок неадекватен в восприятии отношений с новыми одноклассниками и неизвестными учителями, появляется чувство неуверенности.

В настоящее время тема психолого-педагогического сопровождения в период их адаптации является одной из основных. Основными задачами работы являются:

  • Создание условий для успешной адаптации детей в средней школе:

  • Формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых и последовательных требований;

  • Установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями.

  • Повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.

  • Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклашек.

Успешность адаптации школьника к обучению в 5-м классе зависит от совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы:

1.      Организационная работа ( проведение малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами, заблаговременное планирование работы ).

2.      Психологическая диагностика.

3.      Консультативная работа с педагогами, учащимися и их

родителями.

4.      Профилактическая работа.

5.      Коррекционно-развивающая работа

6.      Аналитическая работа.

Организационная работа

Ежегодно с данной проблемой проводить ознакомление педагогического коллектива, администрации школы и родителей учащихся. Знакомить их с планом работы и с результатами психологических обследований. На семинарах для классных руководителей и учителей предметников, которые будут работать в пятых классах, знакомить их с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения с детьми и с тем, какую помощь им можно оказать.

Педагогам предметникам, классным руководителям которые будут работать с учащимися пятых классов посещать уроки в выпускных классах начальной школы знакомиться с программой и системой требований учителей начальной школы. Соотносить свою программу с программой выпускного класса по определенному учебному предмету, обозначать несовпадения в требованиях программ. Проводить пробные уроки. Составлять план внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников. Наблюдать за детьми. Оказывать помощь детям и их родителям в учебной самоорганизации.

Психологическая диагностика.

  • Первый этап диагностики проводится в 4-ом классе начальной школы с целью определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене. На данном этапе исследуются уровни умственного развития и наглядно- образного мышления учащихся, их самооценка, свойства нервной системы, уровень школьной мотивации и тревожности, отношения в классе т.е. определяется уровень сформированности всех новообразований для данного возраста.

  • Второй этап диагностики проводится в начале пятого класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности (методики Фурман, Филлипса), мотивации (анкета Лускановой), складывающиеся отношения с одноклассниками (социометрия), их самооценку и ведущей репрезентативной системы.

Полученные результаты диагностики, проведенной и в четвертом и в пятом классах, сравниваются и на их основании осуществляется качественный и количественный анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации и учителям, и родителям.

Например, если у ребенка по результатам обследования высокий уровень тревожности и ему свойственны все признаки тревожности, то его родителям необходимо:

  • проконсультироваться у психолога.

  • не предъявлять ребенку завышенных, невыполнимых требований.

  • скорректировать свои требования с требованиями школы и учителями.

  • повышать самооценку ребенка, создавать для него ситуации успеха.

  • обучить навыкам аутотренинга, снимать напряжение.

  • развивать произвольность и умение развивать свое поведение.

Консультативная работа.

Работа с педагогами чаще всего может проводиться в виде групповых и индивидуальных консультаций.

Например, с учителями пятых классов проводить беседы по следующим темам:

  • “Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе”,

  • “Возрастные психологические особенности пятиклассников”,

  • “Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале ученого года”,

  • “Психологические игры и упражнения”

Консультирование родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. Серия родительских собраний посвящена проблемам, которые могут возникнуть у ребят в начале обучения в пятом классе. Здесь говорится о том, какую помощь в адаптации смогут оказать своим детям родители. Ознакомьте их с играми и упражнениями из “Семейной игротеки”, которые они могут выполнять вместе со своими детьми, а также с программой действий для родителей, желающих помочь своему ребенку освоить новую ступень школьной жизни; с требованиями к уровню подготовки учащихся по основным учебным предметам; с нормативно-правовой документацией, регламентирующей права и обязанности родителей, с психогигиеническими требованиями к рабочему месту ребенка и отрабатываются режимные моменты.

Работа с самими детьми – это, прежде всего, помощь в освоении нового стиля общения со взрослыми и сверстниками, регуляции собственного состояния, выработке эффективных приемов организации учебной деятельности. Все это может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Например, занятия по следующим темам:

  • "Учимся планировать"

  • "Ошибки в организации своего времени"

  • "Как готовить домашнее задание?"

  • "Как преодолевать неуверенность в себе?"

  • "Умеешь ли ты общаться? - урок самопознания"

  • "Как общаться с учителем?"

Профилактическая работа .

Осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку, на эмоциональное принятие новой социальной ситуации и новых учебных требований, выработку навыков учебной самоорганизации детей. Наиболее эффективно и продуктивно проходит в форме тренинговых занятий или цикла развивающих занятий.

Посещение уроков, наблюдение за детьми осуществляется, когда они являются еще выпускниками начальной школы и затем наблюдения на уроках в 5 классе.

Коррекционно-развивающая работа.

Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.

Работа с детьми по преодолению тревожности осуществляется на коррекционно- развивающих занятиях, критериями  эффективности занятий выступают:

  • снижение уровня школьной тревожности,

  • повышение групповой сплоченности, позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств,

  • гармонизация образа “Я” (позитивная самооценка),

  • повышение уверенности в себе и своих возможностей,

  • формирование у детей позитивного отношения к школе, учителям и одноклассникам.

Аналитическая работа.

Направлена на осмысление проводимой системы психолого-педагогической деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, на оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов( как психолога, так и педагогов, работающих с пятиклассниками).

Анализ ситуации, на психолого-педагогическом консилиуме, дает возможность обсудить с учителями, администрацией школы, родителями формы и методы дальнейшей работы и планировать учебно-воспитательный процесс в данных классах.

Некоторые дети все же оказываются в неблагоприятных психологических условиях для развития потребностей в достижении успехов и психологам и педагогам желательно чаще создавать такие условия, ситуации, которые вызывают положительные эмоции у детей и желание достичь высокого результата.

Что касается страхов в отношениях с учителями, которые снижают успешность обучения ребенка, то следует сказать, что необходимо на всех уроках создавать эмоционально привлекательный фон обучения, благоприятные условия для успеха школьников, повышать их веру в себя и позитивного самовосприятия; поддерживать инициативу в учебной работе, строить правильное общение с детьми, использовать только положительные эмоции.

Степень выраженности данных видов тревожности напрямую связана с отношением взрослых к результатам учебной деятельности и поведению ребенка. Эти страхи в какой-то мере провоцируются родителями и педагогами, которые ориентируют детей на получение только хорошей оценки, требуют правильного поведения и награждают за результат, а не за сам процесс его достижения. Но с другой стороны, если уверенность ребенка в своих способностях так зависит от взрослого, то, значит, в наших силах создать благоприятные условия не просто для коррекции уровня тревожности, но и для развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Именно поэтому в  совместной психолого-педагогической деятельности уделяется внимание формированию навыков осознания требований учителя. Т.е. учителями согласовываются и вырабатываются единые требования или правила как дисциплинарного, так и учебного характера.

Особое внимание следует уделять формированию навыков уверенного поведения, оценивания собственных возможностей и способностей. т.к. рассмотренные нами виды тревожности напрямую связаны с самооценкой ребят и от того, в какие условия мы их ставим во время проверки знаний, что им говорим и с какими эмоциями.

Поэтому кроме диагностики уровня тревожности обследовать следует еще уровни школьной мотивации, самооценки.

Доказано, что школьная мотивация при переходе детей из начальной школы в среднюю значительно снижается. Это происходит в связи с теми же причинами, которые связаны с новой социальной средой обучения.

Эту информацию должны получить классные руководители и учителя предметники, работающие в 5 классах, а так же родители учащихся, т.к. их большинство очень мало времени уделяют своим детям. На основе полученной информации учителя должны выбирать конкретные приемы подачи учебного материала и пути взаимодействия с детьми, обладающими разными типами восприятия.

В общем, работа строится исходя из того, с каким уровнем подготовленности приходят дети из начальной школы в среднюю.

Поддержка ребенка в трудный период адаптации способствует решению задач личностного роста и развития учащихся, а также профилактики и коррекции школьной дезадаптации.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу

  • Додано
    28.02.2018
  • Розділ
    Психологія
  • Клас
    5 Клас
  • Тип
    Інші методичні матеріали
  • Переглядів
    117
  • Коментарів
    0
  • Завантажень
    0
  • Номер матеріала
    PY959282
  • Вподобань
    0
Шкільна міжнародна дистанційна олімпіада «Всеосвiта Осінь – 2018»

Бажаєте дізнаватись більше цікавого?


Долучайтесь до спільноти