Доповідь "Мультимедійна лекція. Методика проведення. Переваги та недоліки"

Педагогіка

27.10.2018

606

2

0

Опис документу:
В настоящее время качественное образование невозможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий. С учётом современного положения высшего образования и требований к подготовке специалистов совершенствуются формы и методы обучения студентов, организации учебной деятельности, внедряются методы, направленные на улучшение восприятия студентами изучаемых предметов. В свою очередь применения информационных технологий имеет и глубокую психологическую основу.
Перегляд
матеріалу
Отримати код

Болотина О. В.

Мультимедийная лекция. Методика проведения. Преимущества и недостатки.

В настоящее время качественное образование невозможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий. С учётом современного положения высшего образования и требований к подготовке специалистов совершенствуются формы и методы обучения студентов, организации учебной деятельности, внедряются методы, направленные на улучшение восприятия студентами изучаемых предметов.

В свою очередь применения информационных технологий имеет и глубокую психологическую основу. В нейрофизиологии доказана функциональная асимметрия полушарий головного мозга. По теории двойного кодирования правое полушарие отвечает за распознавание образов, ориентацию в пространстве и некоторые эмоциональные состояния, левое – специализируется в оперировании словами и мыслительными знаками. Экспериментально подтверждается, что «правополушарным» людям требуется достаточно медленное обобщение и абстрагирование, предельно аккуратное введение знаков. «Левополушарные» быстрее делают логические выводы, лучше абстрагируют и обобщают. Доказано, что преждевременное доминирование одного из полушарий вредно для развития человека, в то время как традиционные системы обучения (особенно математика) стимулируют именно активность левого полушария, что тормозит творческие познавательные способности детей. С этой точки зрения, информационные и мультимедийные технологии дают возможность и «обязаны» использовать доминанту полушарий и обеспечивать процесс обучения с наибольшей эффективностью. Информационные технологии позволяют активизировать деятельность правого полушария, включая его в работу чуть раньше левого. Это приводит к тому, что часть связей начинает функционировать на неосознанном, интуитивном уровне.

Современное образование вступило в сложный и длительный процесс технологизации, учитывающий и данные психологии, который развёртывается по нескольким направлениям. Наиболее активное – насыщение учебных процессов мультимедийными технологиями. Мультимедиа (лат. Multum + Medium) — одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере.

Мультимедийные технологии являются наиболее перспективным видом электронного ресурса, поскольку кроме текстовой (символьной) информации могут содержать визуальную и аудиоинформацию. Современные информационные технологии имеют ряд преимуществ перед традиционным обучением.

Во-первых, использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Действительно, презентации облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, географических карт, гербарных материалов. Кроме того, используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов. Еще одно преимущество — проигрывание аудиофайлов. Все вместе это обеспечивает "аффективность" восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции. Вторым преимуществом мультимедийных презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий, графиков и т. п. В-третьих, презентации дают возможность показать структуру занятия: в начале урока можно раздать распечатки плана лекции или урока, а затем с помощью заголовков на каждом слайде дать возможность следить за ходом изложения материала. Так же стоит выносить на слайды все ключевые слова и непонятные термины. Это облегчит их восприятие и написание слушателями. Конечно, практически все указанные преимущества можно обеспечить и без презентации, а с помощью обычной доски. Однако при этом информация все равно не будет столь наглядной, на изображение схем, рисунков и графиков уйдет значительно больше времени, а, кроме того, записи могут быть непонятны из-за почерка. То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота.

Какие же аспекты использования презентаций обычно считаются проблемными? Во-первых, это наличие нескольких параллельных потоков информации (текст лекции отдельно, зрительный и/или звуковой ряд отдельно). Во-вторых, слишком быстрый темп чтения лекции и особенно смены слайдов. В-третьих, мелкий нечитаемый шрифт и отсутствие поэтапности при воспроизведении сложных рисунков (в результате слушатели видят огромную итоговую схему, не представляя, как ее зарисовать). Хуже всего, когда все эти негативные черты сочетаются в одной презентации: каждые 10 – 20 секунд меняются перегруженные рисунками и мельчайшим текстом слайды, все это происходит под музыку и с обилием анимации.

Методика подготовки и проведения мультимедийной лекции

Этап 1

• Определение тематики необходимых мультимедийных слайд-лекций

• Формулировка проблемных вопросов по определенной тематике

• Определение структуры мультимедийных слайд-лекций

• Сбор и сортировка необходимых для создания мультимедийных слайд-лекций материалов

Этап 2

• Создание мультимедийных слайд-лекций

Этап 3

• Создание на базе разработанных мультимедийных слайд-лекций учебно-методических рекомендаций

• Пропаганда полученного опыта по внедрению информационных технологий в учебный процесс.

Технически мультимедийная лекция может быть реализована в компьютерном классе при работе каждого студента за отдельным компьютером или группы по два человека за компьютером, а при использовании мультимедийных проекционных систем при работе всей группы. Это необходимо для полноценного погружения в виртуальную информационную среду и выполнения всех заданий. Мультимедийная лекция может быть полностью автоматизирована и сопровождаться заранее записанным дикторским текстом или может проходить в сопровождении слов педагога. Мультимедийная программа демонстрирует последовательно кадры, которые раскрывают содержание лекции, определяют задания учащимся, дают оценку их действий и т.п. Продолжительность показа каждого кадра длится не более 12 мин, а видеоролика – 5 мин.

На первом кадре размещаются тема лекции, ее задачи, план или задания для работы в тетради. Преподаватель объясняет задания, следит за их выполнением. На втором кадре размещается учебная информация: определены понятия, фактическая информация. В это время начинается видеоролик с пояснениями диктора, демонстрирующий студентам материал по теме лекции, например о многообразии жизни на планете.

После видеоролика появляется новый кадр, и поясняется его содержание. Так, по ходу демонстрации кадров раскрывается содержание лекции. С последним кадром преподаватель закрепляет и обобщает пройденный материал. Затем на экране появляется кадр с основными понятиями лекции и заданием на дом. После этого можно отвести 10 мин на работу с кадрами в ручном (не автоматическом) режиме: каждый студент самостоятельно просматривает всю последовательность кадров, выполнив задания, с большим вниманием рассматривает кадры, содержание которых не успел усвоить во время лекции, и выбирает наиболее сложный или непонятный.

По окончании этого времени у каждого на экране появляется кадр с более сложным содержанием (обычно их бывает 1 – 3 на лекцию), учитель даёт объяснение.

Практика работы по биологии и географии показала ряд положительных сторон применения методов мультимедийного обучения:

- удается индивидуализировать обучение первокурсников с их личностными особенностями;

- средства мультимедиа делают обучение более наглядным, так как наглядность приближена непосредственно к студенту и позволяет внимательно рассмотреть объект, манипулировать с ним, приближая или удаляя, поворачивая разными сторонами и т.д., благодаря этому повышается образовательная эффективность демонстрации кадров;

- удается эффективно организовать лекцию за счет точного распределения времени на каждом ее этапе (не тратится время на работу с учебной доской, настройку микроскопа, смену географических карт на доске, диктовку терминов и их определений и т.д.;

- мультимедийные лекции позволяют понятно объяснить сложный материал за короткое время. Интерактивные и анимационные элементы удерживают внимание слушателей, предотвращают преждевременное переутомление и потерю интереса к материалу.

Не всякая мультимедийная лекция действительно способствует повышению эффективности обучения. Использование графических и особенно анимационных элементов без учета психологических особенностей обучающихся способно даже снизить качество обучения по сравнению с обычной лекцией.

Недостаточно продуманная система подачи материала может привести к тому, что обучающиеся будут уделять основное внимание внешней форме, не вникая при этом в содержание. Неправильное применение анимационных элементов может создать искусственное напряжение, когда человек просто не успевает следить за быстро меняющейся картинкой.

В хорошей мультимедийной лекции баланс статических и динамических элементов должен быть тщательно продуман, а ключевая информация должна быть представлена в различной форме – как с использованием динамических элементов, так и неподвижными картинками и схемами.

Выявлены также и недостатки методики использования мультимедиа на занятиях.

Они проявляются в следующем:

- для проведения мультимедийной лекции необходимо задействовать большое количество компьютеров (не менее чем один компьютер на двух учеников) или дорогостоящее оборудовании (видеопроектор);

- при подготовке такого урока без специальной библиотеки и мультимедийных материалов (медиатеки) учитель должен потратить во много раз больше времени, чем при подготовке традиционной лекции.

http://studproekt.stavsu.ru/index.php/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу.