Доповідь "Мультимедійна лекція. Методика проведення. Переваги та недоліки"

Опис документу:
В настоящее время качественное образование невозможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий. С учётом современного положения высшего образования и требований к подготовке специалистов совершенствуются формы и методы обучения студентов, организации учебной деятельности, внедряются методы, направленные на улучшение восприятия студентами изучаемых предметов. В свою очередь применения информационных технологий имеет и глубокую психологическую основу.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Болотина О. В.

Мультимедийная лекция. Методика проведения. Преимущества и недостатки.

В настоящее время качественное образование невозможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий. С учётом современного положения высшего образования и требований к подготовке специалистов совершенствуются формы и методы обучения студентов, организации учебной деятельности, внедряются методы, направленные на улучшение восприятия студентами изучаемых предметов.

В свою очередь применения информационных технологий имеет и глубокую психологическую основу. В нейрофизиологии доказана функциональная асимметрия полушарий головного мозга. По теории двойного кодирования правое полушарие отвечает за распознавание образов, ориентацию в пространстве и некоторые эмоциональные состояния, левое – специализируется в оперировании словами и мыслительными знаками. Экспериментально подтверждается, что «правополушарным» людям требуется достаточно медленное обобщение и абстрагирование, предельно аккуратное введение знаков. «Левополушарные» быстрее делают логические выводы, лучше абстрагируют и обобщают. Доказано, что преждевременное доминирование одного из полушарий вредно для развития человека, в то время как традиционные системы обучения (особенно математика) стимулируют именно активность левого полушария, что тормозит творческие познавательные способности детей. С этой точки зрения, информационные и мультимедийные технологии дают возможность и «обязаны» использовать доминанту полушарий и обеспечивать процесс обучения с наибольшей эффективностью. Информационные технологии позволяют активизировать деятельность правого полушария, включая его в работу чуть раньше левого. Это приводит к тому, что часть связей начинает функционировать на неосознанном, интуитивном уровне.

Современное образование вступило в сложный и длительный процесс технологизации, учитывающий и данные психологии, который развёртывается по нескольким направлениям. Наиболее активное – насыщение учебных процессов мультимедийными технологиями. Мультимедиа (лат. Multum + Medium) — одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере.

Мультимедийные технологии являются наиболее перспективным видом электронного ресурса, поскольку кроме текстовой (символьной) информации могут содержать визуальную и аудиоинформацию. Современные информационные технологии имеют ряд преимуществ перед традиционным обучением.

Во-первых, использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Действительно, презентации облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, географических карт, гербарных материалов. Кроме того, используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов. Еще одно преимущество — проигрывание аудиофайлов. Все вместе это обеспечивает "аффективность" восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции. Вторым преимуществом мультимедийных презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий, графиков и т. п. В-третьих, презентации дают возможность показать структуру занятия: в начале урока можно раздать распечатки плана лекции или урока, а затем с помощью заголовков на каждом слайде дать возможность следить за ходом изложения материала. Так же стоит выносить на слайды все ключевые слова и непонятные термины. Это облегчит их восприятие и написание слушателями. Конечно, практически все указанные преимущества можно обеспечить и без презентации, а с помощью обычной доски. Однако при этом информация все равно не будет столь наглядной, на изображение схем, рисунков и графиков уйдет значительно больше времени, а, кроме того, записи могут быть непонятны из-за почерка. То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота.

Какие же аспекты использования презентаций обычно считаются проблемными? Во-первых, это наличие нескольких параллельных потоков информации (текст лекции отдельно, зрительный и/или звуковой ряд отдельно). Во-вторых, слишком быстрый темп чтения лекции и особенно смены слайдов. В-третьих, мелкий нечитаемый шрифт и отсутствие поэтапности при воспроизведении сложных рисунков (в результате слушатели видят огромную итоговую схему, не представляя, как ее зарисовать). Хуже всего, когда все эти негативные черты сочетаются в одной презентации: каждые 10 – 20 секунд меняются перегруженные рисунками и мельчайшим текстом слайды, все это происходит под музыку и с обилием анимации.

Методика подготовки и проведения мультимедийной лекции

Этап 1

• Определение тематики необходимых мультимедийных слайд-лекций

• Формулировка проблемных вопросов по определенной тематике

• Определение структуры мультимедийных слайд-лекций

• Сбор и сортировка необходимых для создания мультимедийных слайд-лекций материалов

Этап 2

• Создание мультимедийных слайд-лекций

Этап 3

• Создание на базе разработанных мультимедийных слайд-лекций учебно-методических рекомендаций

• Пропаганда полученного опыта по внедрению информационных технологий в учебный процесс.

Технически мультимедийная лекция может быть реализована в компьютерном классе при работе каждого студента за отдельным компьютером или группы по два человека за компьютером, а при использовании мультимедийных проекционных систем при работе всей группы. Это необходимо для полноценного погружения в виртуальную информационную среду и выполнения всех заданий. Мультимедийная лекция может быть полностью автоматизирована и сопровождаться заранее записанным дикторским текстом или может проходить в сопровождении слов педагога. Мультимедийная программа демонстрирует последовательно кадры, которые раскрывают содержание лекции, определяют задания учащимся, дают оценку их действий и т.п. Продолжительность показа каждого кадра длится не более 12 мин, а видеоролика – 5 мин.

На первом кадре размещаются тема лекции, ее задачи, план или задания для работы в тетради. Преподаватель объясняет задания, следит за их выполнением. На втором кадре размещается учебная информация: определены понятия, фактическая информация. В это время начинается видеоролик с пояснениями диктора, демонстрирующий студентам материал по теме лекции, например о многообразии жизни на планете.

После видеоролика появляется новый кадр, и поясняется его содержание. Так, по ходу демонстрации кадров раскрывается содержание лекции. С последним кадром преподаватель закрепляет и обобщает пройденный материал. Затем на экране появляется кадр с основными понятиями лекции и заданием на дом. После этого можно отвести 10 мин на работу с кадрами в ручном (не автоматическом) режиме: каждый студент самостоятельно просматривает всю последовательность кадров, выполнив задания, с большим вниманием рассматривает кадры, содержание которых не успел усвоить во время лекции, и выбирает наиболее сложный или непонятный.

По окончании этого времени у каждого на экране появляется кадр с более сложным содержанием (обычно их бывает 1 – 3 на лекцию), учитель даёт объяснение.

Практика работы по биологии и географии показала ряд положительных сторон применения методов мультимедийного обучения:

- удается индивидуализировать обучение первокурсников с их личностными особенностями;

- средства мультимедиа делают обучение более наглядным, так как наглядность приближена непосредственно к студенту и позволяет внимательно рассмотреть объект, манипулировать с ним, приближая или удаляя, поворачивая разными сторонами и т.д., благодаря этому повышается образовательная эффективность демонстрации кадров;

- удается эффективно организовать лекцию за счет точного распределения времени на каждом ее этапе (не тратится время на работу с учебной доской, настройку микроскопа, смену географических карт на доске, диктовку терминов и их определений и т.д.;

- мультимедийные лекции позволяют понятно объяснить сложный материал за короткое время. Интерактивные и анимационные элементы удерживают внимание слушателей, предотвращают преждевременное переутомление и потерю интереса к материалу.

Не всякая мультимедийная лекция действительно способствует повышению эффективности обучения. Использование графических и особенно анимационных элементов без учета психологических особенностей обучающихся способно даже снизить качество обучения по сравнению с обычной лекцией.

Недостаточно продуманная система подачи материала может привести к тому, что обучающиеся будут уделять основное внимание внешней форме, не вникая при этом в содержание. Неправильное применение анимационных элементов может создать искусственное напряжение, когда человек просто не успевает следить за быстро меняющейся картинкой.

В хорошей мультимедийной лекции баланс статических и динамических элементов должен быть тщательно продуман, а ключевая информация должна быть представлена в различной форме – как с использованием динамических элементов, так и неподвижными картинками и схемами.

Выявлены также и недостатки методики использования мультимедиа на занятиях.

Они проявляются в следующем:

- для проведения мультимедийной лекции необходимо задействовать большое количество компьютеров (не менее чем один компьютер на двух учеников) или дорогостоящее оборудовании (видеопроектор);

- при подготовке такого урока без специальной библиотеки и мультимедийных материалов (медиатеки) учитель должен потратить во много раз больше времени, чем при подготовке традиционной лекции.

http://studproekt.stavsu.ru/index.php/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Особливі діти в закладі освіти: характеристика нозологій, педагогічні підходи»
Мельничук Вікторія Олексіївна
30 годин
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.