Вправи на тему: "Особливості психокорекційної роботи з дітьми та підлітками"

Психологія

Для кого: 1 Клас, 2 Клас, 3 Клас, 4 Клас, 5 Клас, 6 Клас, 7 Клас, 8 Клас, 9 Клас

04.11.2019

354

4

0

Опис документу:
Обов'язковим кроком у психокорекції підлітка є виявлення особливостей його мотивації, пошук яких-небудь видів діяльності, пов'язаних з позитивними емоціями (радістю, інтересом, захопленням). Важливо, щоб у цю діяльність не включалися елементи "проблемного", небажаного поводження. З опорою на таку позитивну мотивацію можлива робота з досягнення бажаної зміни.
Перегляд
матеріалу
Отримати код

Особливості психокорекційної роботи з дітьми ранньго віку

Дошкольный (3-6(7) лет) и младший

школьный (6(7)-10 лет) возраст

Игры на развитие мышления и речи

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Цель: развитие способности быстро устанавли­вать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры: Ведущий берет наугад три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «каран­даш» и «медведь». Детям дается задание составить как можно больше предложений, которые обяза­тельно включали бы в себя эти три слова (мож­но менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упус­тил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти пред­меты в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»). Выигрывает автор самого интерес­ного предложения.

ПУТАНИЦА

Цель: развитие словарного запаса.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 6-8 лет.

Ход игры: игра состоит из 2 заданий.

1-е задание: «Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты (овощи, деревья, цветы, птиц, игрушки, мебель и т. п.)».

2-е задание: «Сейчас я буду называть тебе сло­ва, а ты будешь мне рассказывать, что этот пред­мет может делать.

Метель — метет, а гром — ...,

Ветер — ..., а снег — ...,

Дождь — ..., а солнце — ...»

Комментарии: При каждом ответе можно спра­шивать, к примеру: «А что еще делает солнце, он ведь не только светит?» Важно, чтобы ребе­нок подобрал как можно больше слов, обозначаю­щих действие.

Игры на развитие воображения

КАК ЭТО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Цель: развитие воображения, творческого мыш­ления.

Форма проведения: индивидуальная и группо­вая.

Возраст: 5-6 лет.

Ход игры: Взрослый называет какой-либо предмет и предлагает ребенку сказать, как его можно использовать. Например, взрослый говорит «газета», а ребенок называет варианты: читать, писать, сде­лать кораблик, шайку, постелить на пол, использо­вать как игрушку для кошки и т. д.

Детей необходимо подталкивать к нестандарт­ным ответам. Игроков, которые дают нетипичные ответы, полезно словесно поощрять. Закончить игру можно рисованием «инструкции по применению» того или иного предмета.

ИЗМЕНИ КОНЕЦ СКАЗКИ

Цель: развитие воображения.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Возраст: 5-6 лет.

Материал: все необходимое для рисования.

Ход игры: Ребенок в процессе рисования картины на сюжет какой-нибудь сказки должен придумать ее новое окончание, а затем рассказать его.

В игру можно ввести дополнительное правило: ребенок не рассказывает о своем рисунке, за него это сделает кто-то другой, а автор или подтвердит его версию, или опровергнет ее. В любом случае, будет интересно услышать несколько версий одно­го рисунка.

Игры на развитие памяти

НАРИСУЙ ФИГУРУ

Цель: развитие памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-6 лет.

Материал: бумага, цветные карандаши, 5-6 гео­метрических фигур.

Ход игры: Детям показывают 5-6 геометричес­ких фигур, потом просят нарисовать на бумаге те, которые они запомнили. Более сложный вариант — попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер и цвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее вос­произведет все фигуры.

УЗНАЙ ПРЕДМЕТ

Цель: развитие тактильной памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Материал: 3-10 небольших предметов, повязка на глаза.

Ход игры: Ребенку старшего дошкольного воз­раста завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. Ребенок дол­жен догадаться, что это за вещь. После того, как ряд предметов будет обследован, ему предлагают назвать все предметы, причем в той последователь­ности, в которой они вкладывались в руку. Побе­дит тот, кто сделает меньше ошибок в узнавании и запоминании предметов.

Комментарии: Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным пред­метам. Дети с высокоразвитым тактильным вос­приятием реже испытывают трудности в школь­ном обучении.

На Общение

КАРТОННЫЕ БАШНИ

Цель: развитие навыков невербального общение умения согласовывать свои действия.

Возраст: 6-7 лет.

Материал: 20 листочков цветного картона 6x10 см, скотч — для каждой группы.

Ход игры: Дети разбиваются на группы по 6 человек. Их задача — за 10 минут построить башню. При строительстве нельзя разговаривать. Через некоторое время игру можно повторить, но уже разрешив вербальное общение.

Игра развивает навыки конструирования, мышление, так как, чтобы выполнить задание за определенное время, детям необходимо сначала наметить структуру башни, этапы ее строительства.

Комментарии: С первого раза дети, скорее всего, с заданием не справятся. Можно снять временное ограничение и разрешить разговаривать. И уже после такой тренировки можно вводить основные правила игры: строить башню молча в течение 10 минут.

Игры на разбитие способности выражать и понимать эмоции других

ЗАКОЛДОВАННЫЙ РЕБЕНОК

Цель: обучение элементам техники выразитель­ных движений.

Возраст: 4-6 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Ребенка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами, показы­вая рукой на различные предметы и указывая на­правления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

СОБАКА ПРИНЮХИВАЕТСЯ

Цель: обучение элементам техники выразитель­ных движений: эмоции внимания, интереса. Раз­витие выразительной моторики, способности пони­мать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое. Коррекция эмо­циональной сферы.

Возраст: 4-6 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Охотничья собака, увидев дичь, мо­ментально застывает в напряженной позе. Морда у нее вытягивается вперед, уши навостряются, гла­за неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный дразнящий запах.

Игры на коррекцию негативных эмоциональ­ных переживаний, снятие эмоционального напря­жения

ОБЗЫВАЛКИ

Цель: снятие отрицательных эмоций, развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Форма проведения: групповая.

Материал: мячик.

Ход игры: Детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными сло­вами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — мор­ковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это иг­ра. Завершать игру обязательно хорошими слова­ми: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антош­ка — солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ГНЕВА

Цель: отреагирование негативных эмоций.

Возраст: любой.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: мягкий стул или куча подушек.

Ход игры: Подушки, на которые будет выме­щаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним — пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто рас­слабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

При ударе из подушки обычно летит пыль, поэ­тому лучше делать это на улице, а ребенку объяс­нить, что, выместив свой гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.

Игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше, если ребенок выплеснет свой гнев на по­душках, чем на окружающих.

Игра полезна взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГНЕВА, ОТРЕАГИРОВАНИЕ ГНЕВА ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ
Цель: отреагирование гнева.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Возраст: любой.
Ход игры: 1. Попросите детей встать в произвольную позу (или сесть). Затем попросите их подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.

  1. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные.

  2. Затем попросите их встать (если они сидели), и пусть дети начнут совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.

  3. Обсудите с детьми:
    • легко ли было выполнить упражнение;
    • в чем они испытывали затруднение;

  • что они чувствовали во время выполнения упражнения;

  • изменилось ли их состояние после выполнения упражнения.

Игры на общее моторное развитие

ЦАПЛЯ

Цель: тренировка вестибулярного аппарата.

Возраст: 4-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 граду­сов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поя­се. Глаза закрыты.

Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре «Лягуш­ки и цапли».

СКАЧКИ

Цель: массаж внутренних органов и укрепление костно-мышечной системы конечностей.

Возраст: 4-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Детям предлагается встать прямо, но­ги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Ведущий объявля­ет начало скачек. Кто самый резвый скакун? Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение 15-20 секунд. Ведущий благо­дарит детей и отмечает, что ходьба шагом у ло­шадок получается хорошо. Затем объясняет детям, что скакать они будут также на месте. Он опреде­ляет задачу: бежать как можно более резво, под­прыгивать выше и ритмичнее. По сигналу гонга дети изображают скачки в течение 1 минуты. По окончании скачек ведущий и ассистент называют грациозных «скакунов», быстрых, резвых и т. п., не забывая отметить каждого ребенка. В заключе­ние благодарит всех детей за участие в игре.

Релаксационные игры и упражнения

СОН НА БЕРЕГУ МОРЯ
Цель: снятие психомоторного напряжения. 
Ход игры: Дети слушают шум моря (аудиозапись). Ведущий говорит детям, что им всем снится один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). Пауза.
Ведущий сообщает, по какому сигналу дети проснутся (по счету, когда заиграет дудочка и т. п.). Пауза. Звучит сигнал. Дети спокойно встают.

ПЕТРУШКА ПРЫГАЕТ

Цель: расслабление мышц.

Ход игры: Играющий изображает Петрушку, ко­торый мягко и легко прыгает на двух ногах одно­временно. Колени, корпус и руки мягкие, расслаб­ленные, голова опущена.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу.