Взяти участь
Поспішайте взяти участь в акції «Методичний тиждень 2.0».
Головний приз 500грн + безкоштовний вебінар.
До визначення переможців залишилось:
3
Дня
3
Години
16
Хвилин
30
Секунд
Предмети »

Тренинговые упражнения "Общение без конфликтов"

Курс:«Інтернет-ресурси для опитування і тестування»
Левченко Ірина Михайлівна
24 години
1000 грн
249 грн
Свідоцтво про публікацію матеріала №LS466613
За публікацію цієї методичної розробки Біличенко Наталя Петрівна отримав(ла) свідоцтво №LS466613
Завантажте Ваші авторські методичні розробки на сайт та миттєво отримайте персональне свідоцтво про публікацію від ЗМІ «Всеосвіта»
Перегляд
матеріалу
Отримати код

ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ «ОБЩЕНИЕ БЕЗ КОНФЛИКТОВ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА

Цель:  Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе. Формирование благоприятной психологической и нравственной атмосферы в классе.

Задачи:

  1. Образовательные:                                                                                                                  - знакомить учащихся с основами общения без конфликтов, с понятиями «компромисс», «конфликт».                                                                                                - формировать представление о разных вариантах человеческого общения.

  2. Развивающие:                                                                                                                        - развивать познавательный интерес, личностные качества – рефлексия, толерантность.

  3. Воспитательные:                                                                                                                     - воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;                                   - формировать  социально одобряемые формы поведения.

Форма проведения: беседа с элементами психологического тренинга. Игровой момент, просмотр видеоматериалов.

Оборудование: 

 Компьютер, проектор, экран. Мультипликационные фильмы «Конфликт», «Про дружбу», музыкальное сопровождение, фломастеры, листки в форме облака для каждого учащегося, заготовка правил бесконфликтного поведения и рисунка дерева.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ: 

У Мудреца, однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

- Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылёк в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько   сжал…

Пленённый мотылёк затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

- Ты держишь всё сейчас в своих руках!

Результат нашей работы, ребята, в наших руках, то есть зависит от нас.

Упражнение «Звездочки и созвездия»

Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии  может быть разное.  По хлопку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, ладонями, плечами, и т.д.

Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими семейными ценностями и праздниками. Как вы думаете, а в какие еще общности вы входите?

(Класс, школа, друзья, кружки  и секции…)

В каждой такой группе нас объединяют общие интересы, ценности. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для нас. Но каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент.

Упражнение «Кубик»

Посмотрите на разноцветный кубик. Какой цвет вы видите на стороне, обращённой к вам?

Совпали ли ваши мнения?

Какой вывод можно сделать?  (На один и тот же предмет мы смотрим по-разному.)

  Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь другим? Сегодня я хотела бы с вами обсудить наши взаимоотношения,  научиться анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты, улаживать ссоры, преодолеть разногласия, которые могут возникнуть в Вашей жизни и в будущей профессиональной деятельности.  В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации. 

Упражнение «Облака».

Предлагается детям закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом. Результаты опроса известны только учителю. 

Психолог раздает всем детям листки, вырезанные в форме облака, на котором ребенок пишет обидное слово, сказанное ему.

Потом собирает облака и прикрепляет их обратной стороной на большой жёлтый круг, символизирующий солнце.

Педагог обращается к ребятам с вопросом «Что может сейчас произойти?» (На класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.)

Просит рассказать, что дети чувствовали, когда их обзывали, и что они делали в ответ. Наиболее типичные реакции записываются на доске в две колонки.

Действия                                                          Чувства

Я просто отошел в сторону.                        Мне хотелось плакать.

Я сказал, что нельзя обзываться.               Я хотел ударить обидчика.

В левой колонке получим несколько конструктивных решений.

Ребятам предлагается найти выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной. Дети предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации: «Я не хотел тебя обидеть, прости», «Я был не прав», «Давай помиримся» и т.д.

  Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым.  Между людьми возникает непонимание, они просто не хотят больше общаться, могут прибегнуть к силе. 

 Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей) Ссора может перерасти в конфликт. Как вы понимаете слово «конфликт»?

Конфликт –это непонимание друг друга, спор, ссора, драка.

Обратимся за подсказкой к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова: «Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор». 

Работа по группам:

  1. Нарисовать человека в ссоре.

  2. Нарисовать человека, который не дерётся.

  3. Нарисовать человека, у которого всё хорошо.

  4. Нарисовать человека в драке.

Посмотрим, что у вас получилось.

А теперь посмотрите, какие люди вам нравятся больше? Почему?

   Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становится источником ссор и конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

Ситуации: 

   Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

1)             - будете плакать;

2)             - ударите его;

3)             - сделаете ему замечание;

4)             - не скажите ничего;

5)             - пожалуетесь учителю.

Вам не везёт: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?

1)             - будете плакать;

2)             - продолжите играть;

3)             - начнёте злиться;

4)             - ничего не скажете.

Приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите?

1)             - толкнете и отнимите ластик;

2)             - ударите и отнимите;

3)             - отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;

4)             - скажете учительнице;

5)             - попросите вернуть ластик, и если он не вернет, то скажете учительнице.

В переводе с латинского «конфликт» - это столкновение, столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор (определение демонстрируем и на экране). Все ведут себя в конфликтных ситуациях по-разному, т.е. выбирают различные способы поведения в конфликте.

Существует  4 типа конфликтов:

 1.Внутриличностный конфликт

2.Межличностный конфликт

3.Конфликт между личностью  и группой.

4.Межгрупповой конфликт.

 

Физминутка

Встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас то же самое  выполните в парах. Что вы заметили? (В паре было легче) Почему?  (Было на кого опереться) Какой вывод можно сделать? – Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться.

Послушайте сказку «Две козы» и подумайте, почему героям удалось избежать ссоры.

«Две козы».

 На узкой горной тропке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо- глубокая пропасть. Задумались козы: как им быть?  Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.

Как козам удалось избежать конфликта?

Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков.  «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

Козы из сказки смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.

Задание 1. Посмотрите мультипликационный фильм «Конфликт». 

 Какие виды конфликтов можно  выделить в сюжете данного фильма?  

 Задание 2. Подумайте, каковы  причины возникновения конфликтов.   Посмотрите мультипликационный фильм о конструктивном решении проблемы

Мы все разные, каждый по своему видит разрешение конфликтной ситуации - релаксирующая разминка для глаз

 Ребята, нужно стараться жить так, чтобы людям  рядом с вами было хорошо. (На доску выводится  1-е правило бесконфликтного общения:  «Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо»). 

А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо

(Нужно быть добрым, например, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.)

На доске появляется правило: «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки».

Ребята, а какими еще качествами должен обладать человек, чтобы окружающим было с ними комфортно?

(Нужно быть отзывчивым, уметь радоваться успехам  и переживать неудачи не только свои, но и товарищей по классу.Прийти на помощь товарищу, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят.)

Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья. Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. (На доске появляются следующие правила: «Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу».

«Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят»).

Запомните: никогда не надо ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. Если будет плохо, не спешите обвинять в этом других. Учитесь терпеть неприятности. (На доске появляется правило: «Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения»).

Всегда ли можно договориться друг с другом? 

Ценное качество в людях – умение мысленно поставить себя на место другого. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли, понимают ли его. Сплошь и рядом можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают поставить себя на место собеседника. 

Ребята, очень важно научиться принимать близких и друзей такими, какими они есть. Не навязывать свое мнение, впечатление, быть терпеливыми, стремиться понимать их. (На доске появляется правило: «Никогда никого не упрекай. Если  все-таки упреки прозвучали,  и ссора произошла - скорее помирись»).

Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.

Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявить слабость характера. А как вы думаете? (Можно выслушать ситуации из жизни учащихся, когда им удалось разрешать конфликт с помощью взаимных уступок, путем компромисса.)

А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (Нужно уступать друг другу.)

Правильно, уступка - один из способов выхода из конфликта.

(Можно обратиться к какому-нибудь  авторитетному человеку за советом.)

 Верно, если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям, учителю, старшим товарищам  и т.д. за советом. Это и есть следующее правило бесконфликтного общения. (На доске появляется правило: «Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс»).

(А еще помогает разрешить конфликт шутка и юмор.)

Правильно, нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Это одно из самых главных правил  человеческого общения. (На доске появляется правило: «Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).

Подведение итогов.

Взгляните еще раз на правила бесконфликтного общения, которые мы с вами  выработали в ходе занятия. Помните их всегда и  старайтесь  выполнять.

Правила  бесконфликтного общения

Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.

Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.

Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.

Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.

В споре будь сдержан и тактичен.

Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

Никогда никого не упрекай. Если  все-таки упреки прозвучали  и ссора    произошла - скорее помирись.

Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».

Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. А теперь по кругу передадим хорошее настроение в виде дружеского пожатия руки. Пожимая руку, каждый мысленно пожелает соседу всего самого хорошего, уверенности, успехов и т.д. пожимать руку будем по часовой стрелке. Я начну, а тот, кому пожали руку, по эстафете передаст пожатие следующему. Старайтесь не сбиваться и не забывать вкладывать в пожатие добрые пожелания. Игра закончится, когда пожатие дойдёт до меня. А теперь усложним задание. Закроем глаза и сделаем то же самое, но в другом направлении.

Рефлексия.

Скажите, чем была интересна тема? Что нового Вы узнали? 

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу

Опис документу:
Занятие проводится психологом школы или классным руководителем. Направлено на осознание пятиклассниками проблемы конфликтных ситуаций и обучение правилам бесконфликтного общения.
  • Додано
    01.03.2018
  • Розділ
    Психологія
  • Клас
    5 Клас
  • Тип
    Конспект
  • Переглядів
    264
  • Коментарів
    0
  • Завантажень
    1
  • Номер матеріала
    LS466613
  • Вподобань
    0
Курс:«Створення та ведення власного блогу на платформі WordPress»
Левченко Ірина Михайлівна
24 години
1000 грн
249 грн
Свідоцтво про публікацію матеріала №LS466613
За публікацію цієї методичної розробки Біличенко Наталя Петрівна отримав(ла) свідоцтво №LS466613
Завантажте Ваші авторські методичні розробки на сайт та миттєво отримайте персональне свідоцтво про публікацію від ЗМІ «Всеосвіта»
Шкільна міжнародна дистанційна олімпіада «Всеосвiта Зима – 2018-2019»

Бажаєте дізнаватись більше цікавого?


Долучайтесь до спільноти