Сьогодні о 18:00
Вебінар:
«
Побудова дисципліни у ЗДО: профілактика проблемної поведінки
»
Взяти участь Всі події

Контрольная работа по астрономии

Астрономія

Для кого: 11 Клас

15.05.2021

440

1

0

Опис документу:
Контрольная работа по астрономии содержит вопросы открытого типа, тестовые вопросы, работу с подвижной картой звёздного неба, работу с географическими и небесными координатами. Все вопросы даны с ответами, выделенными синим цветом.
Перегляд
матеріалу
Отримати код


1. Закончите предложения.

Астрономия — фундаментальная наука, изучающая строение, движение, происхождение и развитие небесных тел.

Слово «астрономия» происходит от греческих слов астрон (звезда) и номос (закон).

Задачами астрономии являются: изучение положений и движений небесных тел в пространстве, определение их размеров и формы, изучение физического строения небесных тел.

2. Ответьте на вопросы.

Что понимают под Галактикой?

Большая обособленная гравитационно связанная совокупность звёзд.

Что понимают под Вселенной?

Максимально большая область пространства и все тела в ней.

Как возникла наука астрономия?

Из практических потребностей человека: необходимость ориентации в пространстве.

Какие объекты и явления изучает астрономия?

Небесные объекты: галактики, звёзды, планеты, спутники планет.

3. Дайте определение понятию.

Астрономические наблюдения — целенаправленная и активная регистрация информации о процессах во Вселенной.

4. Закончите предложение.

Химический элемент гелий впервые был обнаружен с помощью астрономических наблюдений.

5. Закончите предложение.

Оптический телескоп предназначен для собирания света исследуемых небесных тел и получения им изображения. Телескоп увеличивает угол зрения, под которым видны небесные тела.

6. Охарактеризуйте разделы астрономии.

Раздел астрономии

Краткая характеристика

Практическая астрономия

координаты, азимуты, точное время, применяемые при этом инструменты

Небесная механика

изучает законы движения небесных тел, массы и формы

Сравнительная планетология

изучение физики планет Солнечной системы

Астрофизика

изучение звёзд, происходящие процессы на небесных телах

Звёздная астрономия

изучение физического состояния и процессов тел

Космология

изучает общие закономерности строения и развития Вселенной

Космогония

изучает происхождение небесных тел

7. Как вы думаете, какое значение имеет астрономия в настоящее время?

Астрономия решает многие проблемы космонавтики: оптимальный выбор и точный расчёт орбит искусственных небесных тел; определение расстояния до небесных тел; выбор время, наиболее подходящее для межпланетных перелётов; позволяет изучать материю и влияние Солнечной энергии на человека.












1. Закончите предложение.

Созвездием называют участок звёздного неба с характерной наблюдаемой группой звёзд.

2. Используя карту звездного неба, внесите в соответствующие графы таблицы схемы созвездий с яркими звездами. В каждом созвездии выделите наиболее яркую звезду и укажите ее название.

Созвездие

Схема созвездия

Созвездие

Схема созвездия

Большая Медведица

Близнецы

Малая Медведица

Лебедь

Волопас

Орион

Лев

Везучий

3. Закончите предложение.

На звездных картах не указывают положение планет, так как карты предназначены для описания звёзд и созвездий.

4. Расположите следующие звезды в порядке убываний их блеска:

1) Бетельгейзе; 2) Спика; 3) Альдебаран; 4) Сириус; 5) Арктур; 6) Капелла; 7) Процион; 8) Вега; 9) Альтаир; 10) Поллукс.

5. Закончите предложение.

Звезды 1-й величины ярче звезд 6-й величины в 100 раз.

Эклиптикой называется видимый годовой путь Солнца среди звёзд.

6. Что называют небесной сферой?

Воображаемая сфера произвольного радиуса.

7. Укажите названия точек и линий небесной сферы, обозначенных цифрами 1—14 на рисунке 2.1.

  1. Северный полюс мира

  2. зенит; точка зенита

  3. вертикальная линия

  4. небесный экватор

  5. запад; точка запада

  6. центр небесной сферы

  7. полуденная линия

  8. юг; точка юга

  9. линия горизонта

  10. восток; точка востока

  11. южный полюс мира

  12. надир; тока надира

  13. точка севера

  14. лини небесного меридиана

8. Используя рисунок 2.1, ответьте на вопросы.

Как располагается ось мира относительно земной оси?

Параллельно.

Как располагается ось мира относительно плоскости небесного меридиана?

Лежит на плоскости.

В каких точках небесный экватор пересекается с линией горизонта?

В точках востока и запада.

В каких точках небесный меридиан пересекается с линией горизонта?

В точках севера и юга.

9. Какие наблюдения убеждают нас в суточном вращении небесной сферы?

Если наблюдать за звёздами долго, звёзды покажутся единой сферой.

10. Используя подвижную звездную карту, впишите в таблицу по два-три созвездия, видимые на широте 55° в Северном полушарии.

Решение к 10 заданию соответствует реальности событий 2015 года, однако не все учителя проверяют на звёздной карте на соответствие действительности решение задания каждого ученика

Участок звёздного неба

Вариант 1: 15 сен в 21 ч

Вариант 2: 25 сен в 23 ч

Северная часть

Большая и Малая Медведица

Большая Медведица, Рысь

Южная часть

Козерог, Стрелец

Козерог, Водолей

Западная часть

Змея, Волопас, Дева

Геркулес, Змея

Восточная часть

Овен, Цефей, Стрела

Телец

Созвездие, расположенное в зените

Лебедь, Пегас

Ящерица, Кассиопея

1. Дополните рисунки 3.1 и 3.2 необходимыми построениями и обозначениями так, чтобы на них можно было наглядно показать небесные горизонтальные и экваториальные координаты.

2. Заполните таблицу: сравните географические и небесные координаты.

Географические координаты

Небесные координаты

горизонтальные

экваториальные

φ — широта, изменяется от до -90°; отсчёт ведётся отэкватора к северу — с.ш., к югу — ю.ш.

h — высота, изменяется от до ±90°; отсчёт ведётся от горизонта к зениту

δ — склонение, изменяется от  до ±90°; отсчёт ведётся от небесного экватора к сев. полюсу, к юж. полюсу

λ — долгота, изменяется от до 180°; отсчёт ведётся от Гринвичского меридиана к востоку

A — азимут, изменяется от до 360°; отсчёт ведётся от точки юга, возрастает к западу

α — прямое восхождение, изменяется от  до 360°; отсчёт ведётся от точки весеннего равноденствия

3. Какова связь между высотой полюса мира и географической широтой места наблюдения?

Они равны между собой.

4. Используя карту звездного неба, найдите звезды по их координатам.

Координаты звезды

Название звезды

α1 = 22ч55м

δ1 = -30°

α Южной рыбы (Фольмагаут)

α2 = 1ч06м

δ2 = +35°

β Андромеды

α3 = 4ч35м

δ3 = +16°

α Тельца (Альдебаран)

α4 = 14ч50м

δ4 = -16°

α Весов

5. Используя карту звездного неба, определите экваториальные координаты следующих звезд.

Данные в 5 задании могут незначительно отличаться в зависимости от года (в таблице указаны данные 2015 года)

Название звезды

Координаты звезды

α Орла (Альтаир)

α1 — 19ч50м

δ1 — +9°

α Девы (Спика)

α2 — 13ч24м

δ2 — -11°

α Большого Пса (Сириус)

α3 — 6ч44м

δ3 — -16°

α Лиры (Вега)

α4 — 18ч36м

δ4 — +38°

6. По экваториальным координатам звезд определите, в каких созвездиях они находятся. Каковы собственные названия этих звезд?

Координаты звезды

Созвездие

Название звезды

α1 — 16ч26м

δ1 — -26°

Скорпион

Антарес

α2 — 20ч40м

δ2 — +45°

Лебедь

Данеб
















1. Закончите предложения.

Кульминацией светила называют явление прохождения светла через небесный меридиан в процессе его суточного движения.

Различие между верхней и нижней кульминациями состоит в том, что в момент верхней кульминации светило поднимается на максимальную высоту над горизонтом, а в момент нижнего — на минимальную высоту.

2. Используя рисунок 4.1, запишите в таблице формулы высоты в верхней и нижней кульминациях светил, если:

а) звезда M1 кульминирует между зенитом и точкой юга;
б) звезда M2 кульминирует между зенитом и полюсом мира.

Кульминация

Звезда M1

Звезда M2

Верхняя

h = (90° — φ) + δ

90° — δ + φ

Нижняя

δ — (90° — φ)

δ + φ — 90°

3. Опишите условия видимости звезд на 55° северной широты.

Вариант 1.

Звезда

Угловая видимости

(δ = -16°43′)

восходящая и заходящая звезда

(δ = +38°47′)

незаходящая звезда

(δ = -52°42′)

невосходящая звезда

Вариант 2.

Звезда

Угловая видимости

Денеб (δ = +45°17′)

видна всегда, не заходит

Альтаир (δ = +8°52′)

восходящая и заходящая звезда

α Центавра (δ = -60°50′)

невосходящая звезда

4. Установите подвижную звездную карту на день и час занятий для вашей местности и укажите несколько созвездий, которые будут в верхней и нижней кульминациях. Данные занесите в таблицу.

Дата, время, место

Созвездия в верхней кульминации

Созвездия в нижней кульминации

15 октября, 20 часов

Козерог, Водолей, Пегас, Лебедь, Цефей

Малый Лев, Большая Медведица

5. Определите географическую широту места наблюдения, если:

а) звезда Вега проходит через зенит;
б) звезда Сириус в верхней кульминации находится на высоте h = 64°13′ к югу от зенита;
в) высота звезды Денеб в верхней кульминации h = 83°47′ к северу от зенита;
г) звезда Альтаир проходит через зенит.

Решения и ответы.

а) Вега

δ = +38°47′; φ = δ = +38°47′; hβ = 90° — φ + δ; h = 90°.
Ответ: φ = 38°47′ с. ш.

б) Сириус

h = 64°13′; δ = -16°43′; hβ = 90° — φ + δ;
φ = 90° + δ — h;
φ = 90° — 16°43′ — 64°13′ = 9°4′.
Ответ: φ = 9°4′ с. ш.

в) Денеб

h = 83°47′; δ = +45°17′; hβ = 90° — δ + φ;
φ = hβ — 90° + δ;
φ = 83°47′ — 90° + 45°17′ = 39°4′.
Ответ: ф = 39°4′ с. ш.

г) Альтаир

δ = +8°52′; φ = δ = +8°52′.
Ответ: φ = +8°52′ с. ш.

6. Дополните рисунок 4.2 необходимыми построениями и обозначениями. поясняющими суточное движение звезд на разных широтах:

а) Средние широты Северного полушария

б) экватор

в) Северный полюс

г) Южный полюс


Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу.

Нещодавно завантажили