Конспект уроків з зарубіжної літератури

Опис документу:
Олександр Грін. Феєрія "Пурпурові вітрила". Урок-дослідження. Вирішення проблем критичного мислення. Формування навичок аналізу літературного тексту, естетичного смаку, творчого сприйняття світу. Формування ключових компетенцій (вміння вчитися, навики складання характеристики персонажу). Філінська Н.В.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код

12

Урок-исследование

по произведению Александра Грина «Алые паруса»

(на языке автора)

Зарубежная литература

Тема: Когда исполняются мечты?

Цель: формировать компетентности: предметные (обучение работе с литературным текстом; знание тематики и проблематики произведения; обучение работе с познавательной информацией: критическое мышление, речь, эстетический вкус, творческое восприятие мира), ключевые (умение учиться: навеки анализа художественного произведения, составления характеристики персонажа), коммуникативную: умение эффективной работы в группе; лидерские способности, информационную: умение критически обрабатывать информацию, общекультурную: высокие моральные качества личности, воспитание веры в свои силы, возможности, веры в добро, чудо, созданное силами своей души, овладение иностранными языками.

Эпиграфы: Мечта – это не уход от действительности, а средство приблизиться к ней.

Сомерсет Моэм.

«Алые паруса» - поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.

К. Паустовский.

Оборудование:

- портрет А.Грина;

- иллюстрации к повести «алые паруса»;

- звукозапись песни В.Ланцберга «ребята, надо верить в чудеса»; Сен-Санс «Лебедь»;

- музыка моря;

- электронный резус: иллюстрации, видеоматериал;

Методы:

- «Верю-не-верю» - игра.

- Ассоциативный ряд.

- «Аквариум»,

- Разноуровневые вопросы.

- Инсценизация.

- Выразительное чтение.

- Тестирование.

- Оценка – физминутка.

- Инсерт (активное чтение).

- Визуализация.

- «Микрофон».

- «Погружение».

- Видеофрагмент фильма «Алые паруса».

- Работа с таблицей.

- Работа по вариантам.

- «Мозговой штурм».

Ход урока:

І. Шум прибоя. Вступительное слово учителя.

«Александр Грин – писатель солнечный… через все его произведения проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты»

(В.Кетлинская).

Вы познакомились с замечательным произведением «Алые паруса», которое написал Александр Грин.

- Внимательно ли вы читали его?

- Давайте проверим. Предлагаю игру «Верю-не-верю».

Верно ли, что:

  1. Ассоль была дочерью моряка?

  2. Грэй изготовлял игрушки?

  3. Лонгрен – отец Грэя?

  4. Эгль – добрый волшебник?

  5. Грэй впервые увидел Ассоль в бинокль с корабля?

  6. Отец поддерживал мечту Ассоль о парусах?

- Вспомните, что такое феерия, ведь именно так определил Грин жанр своего произведения?

Феерия: 1) (фр. язык - фея) Представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием специфических эффектов;

2) волшебное, сказочное зрелище.

- Что сказочного было в произведении?

- А в жизни так не бывает?

- Все ли мечты исполняются?

- Почему?

- Вам бы хотелось узнать?

Запишите тему урока:

«Когда исполняются мечты?»

- Есть ли у вас мечта? Вы, конечно, хотите, чтобы она сбылась?

- Запишите ее в свою волшебную карту мечты.

- Звучит песня «Ребята, надо верить в чудеса».

Книга «Алые паруса» - волшебная, в ней тайна, которая по сей день сокрыта от большинства читателей.

- О какой же тайне идет речь?

Давайте построим ассоциативную цепочку, связанную со словом «тайна», опираясь на содержание повести «Алые паруса».

(Тайна – секрет – «Секрет» - корабль – алые паруса)

- Какая же тайна скрывается в алых парусах? Попробуем отыскать. Отправляемся в путь, вслед за алыми парусами.

Продолжение песни (немного).

II. Осмысление содержания.

  1. Слово учителя.

Привычно считать, что в приключенческой литературе главное – это то, что случилось, а не – с кем случилось.

Характеры и всякие душевные переживание здесь ни к чему. Важно – действие, стремительный полет событий. Это увлекает читателя.

Попробуем разобраться:

- В «Алых парусах» главное – то, что случилось или характеры, душевные переживания?

Итак, сформируйте в нескольких словах, что случилось в феерии «Алые паруса»?

Ассоль в детстве потеряла мать. Ее растит один отец. Сложные взаимоотношения со сверстниками – они отталкивают ее. Жители поселка ненавидят отца и дочь. Девочка поверила в предсказание собирателя сказок Эгля, и ее мечта сбылась, хотя никто в нее не верил: за ней приплыл на корабле с алыми парусами прекрасный принц – капитан Артур Грэй.

- Но почему к Ассоль пришло счастье?

- Случайно или нет?

- Что нужно для того, чтобы мечта сбылась?

2) Работа с текстом.

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы будем работать с текстом повести. Чтобы составить мнение о характере человека, нужно проанализировать его поступки, его отношение к людям, к окружающему миру. Поэтому мы и увидим героев в мире людей и в мире вещей.

Прием «Аквариум»

Первая группа погружается в жизнь Каперны и пытается осмыслить героев среди других людей:

- Как к этому относилась Ассоль? (Она к этому поворачивалась «спиной»).

- Как это понимать?

- Почему Меннерс и угольщик по-разному оценивают Ассоль?

- Почему жители Каперны сторонились Лонгрена?

- Почему Ассоль росла без подруг?

- Почему ее сверстники «вычеркнули» раз-навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и влияния?

- Как вы понимаете слова Лонгрена:

«Э, Ассоль, разве они умеют любить?»

Умение любить, прощать, терпеть, мечтать.

3) Выполнение теста:

«Кто и как называет Ассоль в произведении?» (Соединить стрелками цитаты и авторов).

4) Инсценировка: «Ассоль и Эгль».

- Скажите, на какие вопросы текста был ответ в инсценировке?

(«Растение», «Прекрасная Неизвестность»).

- Почему ее так назвал Эгль?

- Какую роль Эгль сыграл в судьбе Ассоль? (Подарил мечту).

- Почему Эглю захотелось рассказать Ассоль сказку об алых парусах? – Что он почувствовал в девочке? (Когда Эгль увидел девочку и услышал ее «взволнованный голосок», он сразу почувствовал, что это «что-то особенное». Все в облике девочки поражало изяществом и одухотворенностью. В ее глазах отражался тот большой необычный мир, в котором она, вероятно, жила. Ее имя – необычное, как шум морской раковины, предполагало в ней Прекрасную Неизвестность. Она возникла перед Эглем неожиданно и показалась ему частью природы: так выразительны и чисты были ее черты. Недаром он назвал ее «растением»).

5) Инсценизация.

Стихотворение Р. Рождественского «Поэма о разных точках зрения».

- найдите подсказку, кто из героев этого стихотворения созвучен каким героям и какому определению Ассоль? С кем бы так могла беседовать сама Ассоль?

«Корабельная Ассоль», - говорили

(грубость,

издевательство,

непонимание).

жители Каперны -

Им были непонятны ее мечты, они не умели любить, любоваться миром и людьми.

6) «Живое стихотворение»? – автор.

- Как вы понимаете слова автора: «В ней две девушки: «… одна была дочь матроса, ремесленника… другая… живое стихотворение»?

- Какими качествами должен обладать человек, о котором можно было бы так сказать?

- Какие примеры из текста раскрывают этот образ: «живое стихотворение»?

(- искренность, чистота, поэзия, восторженность, ожидание прекрасного, чуда, умение видеть сердцем).

7) Физминутка – оценка.

8) Вторая группа. «Аквариум» - «Артур Грей».

- Как вы понимаете слова: «Отец и мать Грея были надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому могли говорить «мы»?

- Каким рос Грей в огромном, мрачном и величественном доме?

- Выберите ключевые слова… «Человек прямого действия».

- Охарактеризуйте поступки Грея в 3 главе. («Рассвет»).

(- непонятное томление, беспокойство; - как будто бы судьба вела его на этот берег, чтобы увидеть Ассоль; - решительно действует: надевает кольцо, расспрашивает в трактире Меннерса, но верит угольщику; - оставляет Летику для разведки, планирует строить алые паруса).

- Выберите ключевые фразы, рассказывающие о том, как складывалась жизнь Грея с 15 до 20 лет. (приложение 2, цитаты 4,6).

- Вопросы ко ІІ группе «Аквариума» от класса.

9) «Микрофон» на проверку.

- Давайте сравним: в чем схожесть и различие судеб Ассоль и Грея?

Разное:

(- разные семьи – по социальному статусу;

- но в них родители относились с большой любовью и уважением к своим детям. - предначертанная судьба: Грей – богатство, его умножение – продолжение дела отца; Ассоль – бедность, одиночество, никаких надежд. Общее: богатая духовная жизнь (внутренняя мечта), нет друзей, целеустремленность, терпение, умение любить, сочувствовать).

- Как вы думаете, окружение наших героев могло повлиять на их характеры?

Окружение → Ассоль

- Мог ли испортиться ее характер, а она стать злобной, запуганной, грубой, замкнутой?

→ терпит →унижение, оскорбления, одиночество, бедность

Окружение Грея →

- Мог ли он проявить неуважение, высокомерие, черствость, бессердечие?

достаток, любовь, комфорт, внимание, роль хозяина.

Оформление наблюдений в тетрадях

Разное

Общее

в судьбах Ассоль и Грея

  1. Происхождение

  2. Воспитание

  3. Образ жизни

  4. Ожидание Ассоль и терпение, преодоление сплетен

  5. Только в конце: «Чувство новизны, желание что-то сделать согревало ее» - Ассоль

  6. Грей – «Дух немедленного действия»

  7. Ассоль – прекрасное таинственное звучание имени

  8. Грей – «серый» - пророчество судьбы, необходимость сразиться с судьбой и победить

  1. Открытость добру, любви

  2. Вера в необыкновенное

  3. Неудовлетворенность той жизнью, которую предложила им судьба

  4. Способность идти к мечте

  5. Прекрасные душевные качества (незлобливость, умение прощать, умение удивляться миру, быть рукой проведения – судьбы в сотворении мечты.)

Это залог того, что они достойны будущего прекрасного счастья.

  1. Сопротивление

↓ ↓

У Грея

«немедленное действие»

У Ассоль

«Лучший способ защититься – не уподобляться»

(Марк Аврелий 2 век Рим)

Терпение, отстранение, вера

10) «Мозговой штурм»

Человека характеризует не только его отношение к людям, но и отношение к предметам.

Отправимся за героями и мы в «мир вещей».

- Как разговаривает Ассоль, лишенная возможности общаться со сверстниками, с окружающими предметами? (с ирисами, жучками, деревьями, корабликами).

- Как это ее характеризует?

- Поделитесь впечатлениями о силе воображения Ассоль?

- Как вы понимаете слова: «смотрела глазами ребенка»? (чисто, искренне удивляясь, восторгаясь).

- Расскажите, как характеризует Артура Грея его поступок, когда он испортил дорогую картину, замазав голубой краской гвозди на окровавленных руках Иисуса Христа?

- Почему отец не наложил взыскания на сына?

- Какое впечатление произвела на Грея картина в библиотеке с изображением корабля? Как это характеризует героя?

Вывод: Как мы видим, Ассоль и Грей обладали огромной силой воображения. В их сознании рождались картины, рисующие мир сильных, смелых и добрых людей; мир, полный ярких событий.

- Почему именно такие картины? (Воображение, мечта соответствует характеру и моральным качествам человека, т.е. характеризует, выражает человека).

11) Физминутка – оценка.

12) Работа над развитием воображения

Прием «Погружение».

- Как вы думаете, воображение дается человеку с рождения или его можно развивать?

- Давайте попробуем продвинуться по пути развития нашего воображения.

Мы живем не только в мире людей, но и в мире предметов. Думаю, что предметы, наблюдая за людьми, тоже составляют о них характеристику. Только высказать не могут. А мы попытаемся.

Для этого вам нужно войти в тот или иной образ предмета.

(Используется прием технологии критического мышления – «Погружение»). Задание: представить рассуждения предмета о герое. Разыгрывается в лотерею. На билетиках написано:

Ассоль:

«Корзинка угольщика», «Растение», «Игрушечная яхта с алыми парусами».

Грей:

«Картина и изображением корабля», «Картина с изображением Иисуса Христа распятого», «Корабль «Секрет».

Памятка:

Что вам поможет выполнить это задание? Почему на ваших столах морские раковины? Вспомните, что советовал Артур матери в своем письме к ней, чтобы она смогла понять его жизнь? («Послушай шум морской раковины»). Чтобы включилось воображение.

13) Выполнение задания по вариантам.

Звучит текст «Спящая Ассоль – глазами Грея».

I вариант: Отметьте слова, описывающие состояние природы. Какие художественные приемы использует автор?

II вариант: Отметьте слова, передающие состояние Грея.

(Учитель читает отрывок под музыку К. Сен-Санса «Лебедь»).

Вывод: Автор подчеркивает, что девушка была замечена Греем не только глазами, но и иначе.

- Как увидел ее Грей и почему он так смог увидеть?

(Душа Артура с самого утра была в беспокойстве и томлении, которые и сам капитан объяснить не мог. Поэтому не удивительно, что, увидев на обрыве среди обрызганных росой трав и цветов спящую девушку, он был поражен ее неизъяснимой чистой красотой. Он увидел ее не глазами, а сердцем. Он, как в свое время Эгль, почувствовал в ней что-то особенное, необычное.)

14) Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Алые паруса» (режиссер А.Птушко, киностудия Мосфильм, 1961 год.)

Монолог Грея, текст перед каждым учеником, используется прием «Инсерт» (метод активного чтения), учащиеся делают пометки на полях:

˅ - соответствует тому, что вы думаете;

- - противоречит вам;

? – непонятно;

+ - новое для вас.

- Что помогло Грею исполнить эту мечту?

- Для кого она нужнее – для него или для Ассоль?

- Какие слова здесь главные? («своими руками»).

Вывод – обобщение.

Итак, сбылись мечты Ассоль и Грея.

Вернемся к нашей теме – Когда же сбываются мечты?

- Почему сбылась мечта Грея? Мечта Ассоль?

Существует еще одно понятие, с которым люди часто путают мечту, это фантазия. Фантазия – это определенное чувство желания чего-то конкретного, ради чего человек не готов действовать. Сбываются только мечты, а фантазия остается фантазией. Давайте теперь детально рассмотрим чувства, которые возникают при истинной мечте и при фантазии.

- Читают по цепочке:

Для мечты характерно

Для фантазии характерно

  1. Готовность действовать ради достижения.

  2. Присущи чувства страстного желания.

  3. Человек испытывает необходимость в осуществлении мечты.

  4. Верит в ее реализацию, и верит, что он сможет ее осуществить.

  1. Неготовность действовать ради ее достижения.

  2. Присуще чувство пожелания, то есть «хотелось бы».

  3. Надежда, что когда-нибудь это осуществится.

  4. Не верит в ее реализацию.

  5. Не верит, что он сможет ее осуществить.

  6. Смирение, привыкание к текущему положению дел.

- По вариантам отметить, обведя кружком, какими качествами обладала Ассоль? Грей?

- Что же было у Ассоль, Грея, мечта или фантазия? Докажите.

- А сейчас загляните в себя и в свою карту желаний. Они больше похожи на фантазии или мечты?

Не расстраивайтесь, если они скорее фантазии. Вы теперь хотя бы знаете об этом.

- Что нужно сделать, чтобы ваше желание сбылось?

(Учащиеся делают вывод, что нужно: желать, верить, действовать.)

Поворачивая на каждое слово вывода паруса обратной стороной – и они становятся – «алыми». (Макет на доске).

Пусть мечта алых парусов ведет вас по жизни.

16) Рефлексия.

1) – Как вы можете объяснить слова Д.Гранина: «Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина»?

2) В 1930 году А.Грин умирал в Старом Крыму так же тяжело, как и жил.

Преследуемый царским правительством за революционную пропаганду и деятельность, он неожиданно оказался ненужным новому послереволюционному времени. Это было время диктатуры и подавления. Время, которое поломало старый мир, старую духовность, но не захотело строить новую духовность, нравственность.

- По мнению Грина, как вы поняли, какие люди достойны счастья?

(Счастья (а именно этим словом заканчивается повесть) достойны лишь чистые нравственно, окрыленные мечтой о прекрасных людях и их благородных поступках люди. Люди, которые не насилием, а добрыми делами и чистой совестью… способны «делать чудеса своими руками»).

- Скажите, а сегодня, в наше время, когда грохочут пушки и льется на востоке Украины кровь, произведение «Алые паруса» созвучно времени, оно нужно людям сегодня? (- Как это объясняют слова Сомерсета Моэма (эпиграф).

3) Заключительное слово учителя.

Мечты – это самое ценное, что есть у человека, они зажигают в его душе огонь. Они заставляют человека творить чудеса. «Это невозможно!» - говорят одни. Но помните, если это ваша мечта, и вы готовы идти к ней, то нет для вас ничего невозможного. А цена может быть очень высокой за свою мечту.

Силой мечты может быть даже создано то, чего еще нет в природе. Все, что вы можете представить себе, как мечту, вы можете достичь.

Помните, что мечты сбываются!

Пусть символом сбывшейся мечты навсегда для вас останутся алые паруса.

Ассоль дарит сувениры с алым парусом.

(Музыка: «Ребята, надо верить в чудеса…»)

- Оцените свое впечатление от урока – Физминутка.

4) Домашнее задание:

- Подумайте и напишите, как претворить вашу мечту в жизнь.

- Напишите эти свои выводы на алых парусах, которые вам подарила Ассоль.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.

Приклад завдання з олімпіади Українська мова. Спробуйте!
Схожі матеріали