Урок физики в 9 классе Тема: Обобщение и систематизация знаний по разделу «Световые явления».

Фізика

Для кого: 9 Клас

16.04.2019

457

1

0

Опис документу:
Урок физики в 9 классе Тема: Обобщение и систематизация знаний по разделу «Световые явления». Добро пожаловать в НИЛ! Вы думаете, что НИЛ – это река Африки, но это не так! НИЛ – это научно-исследовательская лаборатория.
Перегляд
матеріалу
Отримати код

Урок физики в 9 классе

Тема: Обобщение и систематизация знаний по разделу «Световые явления».

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания по теме «Световые явления»;

  • развивать практические умения, логическое мышление, пространственное воображение учащихся;

  • продолжить формирование умения учащихся работать с дополнительной литературой;

  • воспитывать интерес к изучаемой теме.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: интерактивная доска, оптические приборы, видеоролики, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добро пожаловать в НИЛ! Вы думаете, что НИЛ – это река Африки, но это не так! НИЛ – это научно-исследовательская лаборатория.

Разрешите представить вам рабочий состав лаборатории:

Ученик 1 - заведующий лабораторией, доктор физико-математических наук, профессор, руководитель группы «Спектр», а также ведущие научные сотрудники: ученик 2 - руководитель группы «Фокус», ученик 3 – руководитель группы «Фотон», ученик 4 – руководитель группы «Мираж» и коллектив ученых – физиков. Работы и занятий хватит всем, поэтому ни теряем, ни минуты! Таймменеджер – ученик 6.

Психологический настрой.

Пожелайте друг другу хорошего настроения (ладонь о ладонь).

Итак, приступаем!

  1. Мотивация учебной деятельности.

Над чем работает лаборатория? Прочитайте зашифрованное слово.

Это слово «оптика. Основная задача лаборатории - изучение явлений взаимодействия света и вещества. Эта тема за последние годы привлекает к себе пристальное внимание многих физиков-исследователей.

  1. Сообщение темы, цели урока.

Тема работы нашей лаборатории: Обобщение и систематизация знаний по разделу «Световые явления». Сообщаются цели урока.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Сейчас каждой группе предстоит выполнить задания. Руководители получите заданиями (вручение пакетов).

Таймменеджер засекает время – 3 минуты.

  1. Работа в группах.

  2. Отчет групп.

а) Группа «Спектр».

Заполните пропуски в схемах, объясните термины.

б) группа «Фокус» .

Запишите формулы для данных физических величин и назовите их единицы измерения.

  1. Объясните схемы из учебника: рис. 3.16 и 3.17, стр. 130.

А теперь давайте все вместе посмотрим на экран и проверим, правильно ли объяснили явления наши исследователи. Для этого воспользуемся наглядным мультимедийным пособием к уроку.

в) группа «Фотон».

  1. На границе раздела 2- х сред… Постройте графики и сформулируйте законы.

  2. Распределите приборы по категориям: выберите из перечня те, которые относятся к оптическим).

  3. На снимках, сделанных на цветных фотографиях со вспышкой, зрачки глаз людей чаще получаются красными. Это происходит, если их размер в момент съемки достаточно большой. Тогда значительное количество света проникает в глазное яблоко и отражает от его насыщенных кровью внутренних тканей. Что нужно сделать во время съемки, чтобы избежать эффекта «красных глаз»?

Противоречие: зрачки должны быть маленькими, чтобы не было красных глаз на фото, но зрачки человека обычно расширены больше, чем нужно во время фотовспышки.

ИКР (идеально конечный результат): зрачки должны сузиться до вспышки. Как это сделать, чтобы перед фотовспышкой глаза сузились? Используйте посредника – предыдущий световой сигнал.

А сейчас реклама!

Вашему вниманию представляем новинку японской фирмы «Кенон» способно открыть целый мир ярких красок. Вы сохраните ценные моменты в их самом прекрасном обличье. Цифровой фотоаппарат Canon дарит приятным воспоминаниям вторую жизнь. Он отобразит важные секунды действительности четко и красиво, до мельчайших деталей. Модели этого бренда оснащены функциями автоматического фокусирования и оптического увеличения. В этой чудо - технике, вспышка, срабатывая, выдает приблизительно за секунду до основного импульса более слабый импульс, чтобы зрачки людей успели сузиться. В таком случае подсветка сосудистой оболочки глаза резко слабее и зрачок на фотоаппарате имеет нормальный цвет. У вас всегда будут качественные фотографии.

г) группа «Мираж».

1)

Заполните схему. Постройте изображения. Объясните, из каких частей состоит линза. Запишите формулу тонкой линзы.

2) А теперь вам необходимо просмотреть видео фрагмент и объяснить, о каком явлении идет речь?

Видео фрагмент «Дисперсия света в призме».

Слово заведующему лабораторией ученик 1.

Итак, физики – исследователи! Мы видим, что материал объемен, но благодаря схемам и таблицам мы остановились на самом важном. Теперь перейдем к практической части.

  1. Физкультминутка.

Уважаемые коллеги! К нам пришло письмо, в котором нас просят о помощи.

  1. Решение задач.

Нам нужно разрешить спор 2-х линз: собирающей и рассеивающей. Какая из них наиболее значимая для использования в оптических приборах. Собирающая претендует на основное место в оптике, а рассеивающая не хочет с этим мириться.

Давайте рассудим линзы, но для начала узнаем какая оптическая сила системы линз, решив задачу.

а) Имеются 2 линзы: собирающая с фокусным расстоянием F1=40 см и рассеивающая с оптической силой D2=-7, 5 дптр. Чему равна оптическая сила этой системы линз?

Дано: Решение

F1=40 см

D2=-7, 5 дптр D1=
Dсис-мы -? Dсис-мы ==-7.5+2.5=-5дптр.
Ответ: 5 дптр.

Коллеги «линзы» имеют равные права на применение и использование в оптических приборах.

1-ю задачу мы решили коллективно. А следующую – решите группой, какая группа справится быстрее получит «премиальные».

б) Задача из вашей научной книги.

Постройте изображение АВ в линзе.

Таймменеджер засекает 4 мин.

Выполнение тестовых заданий.

Наш «задачедатель» ученик 1 для Вас приготовил тесты. Вам необходимо выполнить их качественно и с наименьшими затратами времени.

Таймменеджер засекает 3 мин.

После выполнения взаимопроверка в группе (прогнозирование будущей своей оценки, сравнение с оценкой учителя).

  1. Итог урока:

Хвилинка рідної мови.

«Три шляхи ведуть до знання: шлях роздумів - це шлях найблагородніший, шлях наслідування - це шлях найлегший, і шлях досвіду - це шлях самий гіркий». Так сказав китайський філософ Конфуцій.

Я надеюсь, что сегодня на уроке вы прошли всеми путями к своим знаниям и получили именно тот результат, который ожидали. Спасибо вам за урок и плодотворную работу. Вы – молодцы!!!

Выставление оценок руководителям групп («премия»), остальным «сотрудникам» на следующий урок.

  1. Домашнее задание.

Проработать тесты для самопроверки (в соответствии с вашим уровнем знаний). § 15, упр. № 15 (7, 8)

Подготовиться к контрольной работе.

На следующих уроках вас ждут увлекательные экскурсии, знакомство с окружающей средой.

Подготовила

Учитель физики

Петропавловской СШ № 2

Шкоркина А. А.

Урок – лаборатория (интеракт.

технология).

Приемы педагогической техники:

- работа в группах;

- введение ролей.

Прием «Дешифро-вальщик».

Работа с обобщающими таблицами.

Задания с использованием интерактивной доски.

Работа с учебником.

ТРИЗ – педагогика.

Реклама.

Комментирование видеофрагмента.

Минутка отдыха.

Коллективная работа (комментирование).

Работа в тетради.

Самостоятельное решение задачи (какая группа быстрее выполнит задание).

Личностно- ориентированная технология обучения: прием «Проверяй себя», «Познай себя».

4

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу.

Нещодавно завантажили