Разработка урока биологии, 7 класс. Поведение насекомых. Особенности развития

Опис документу:
Урок биологии в 7 классе Тема: Поведение насекомых. Особенности развития. Цели: ознакомить учащихся со строением нервной системы и органов чувств насекомых во взаимосвязи с выполняемыми функциями; изучить типы развития насекомых: полное, неполное превращение; раскрыть особенности поведения насекомых; развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы; наблюдательность, воображение; формировать положительные эмоции; воспитывать интерес к предмету биологии.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Урок биологии в 7 классе

Тема: Поведение насекомых. Особенности развития.

Цели: ознакомить учащихся со строением нервной системы и органов чувств насекомых во взаимосвязи с выполняемыми функциями;

изучить типы развития насекомых: полное, неполное превращение;

раскрыть особенности поведения насекомых;

развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы; наблюдательность, воображение;

формировать положительные эмоции;

воспитывать интерес к предмету биологии.

Тип уроку. Усвоение новых знаний.

Форма уроку. Урок – презентация с элементами работы в группах (экипажах).

Методы и методические приемы:

1. Информационно- рецептивный:

а) словесный: рассказ -объяснение, описание, беседа, работа с учебником, работа в группах (ЭКИПАЖАХ).

б) наглядный: мультимедийная презентация, микропрепараты, микроскоп, видеоролики.

в) практический: робота с микроскопом и микропрепаратом.

Приемы обучения: дать информацию, объяснить, активизация внимания и мышления , получение из презентации, видеороликов и текста с иллюстрациями новых знаний, работа с раздаточным материалом, тестами, цифровым диктантом.

2. Репродуктивный.

Приемы обучения: подача материала в готовом виде, конкретизация и закрепление ранее приобретенных знаний.

3. Проблемно - поисковый: постановка проблемного вопроса.

Приемы обучения: постановка взаимосвязанных проблемных вопросов, активизация внимания и мышления.

4.Визуальный: дополнение таблицы.

5. Релаксопедичний: физкультминутка, психологическая разгрузка.

Межпредметные связи: биология растений, литература, украинский язык,

Материалы и оборудование: презентация, ноутбук, проектор, мультимедийный экран, видеоролики, раздаточный материал, учебник ( В. В. Серебряков Биология 8 класс, 2008), микроскоп, микропрепараты.

Основные понятия и термины: развитие, поведение, партеногенез, гормоны, рецепторы, имаго, диапауза, метаморфоз, инстинкт, нимфа, линька, этология, энтомология, общественные насекомые, стадия личинки, куколки.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок

Добрый день! Меня зовут Анна Васильевна, и сегодня урок биологии проведу я.

Приветствую Вас с еще одним чудесным днем. Вы, конечно, можете возразить: день пасмурный, на улице – зима. Поэтому, объясню: я хочу, чтобы этот день сделали чудесным ваше и мое настроение! Наша совместная продуктивная работа!

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

А поработаем мы сегодня над темой, которая изучалась уже несколько уроков! Давайте вспомним.

Мы изучаем:

Надцарство Эукариоты

Царство Животные

Подцарство Многоклеточные

Тип Членистоногие

Класс Насекомые

Молодцы!

Внимание! На экран!

(видеоролик сказка правителей)

Голос за кадром.

Жили себе на земле три великих народа. По численности не было им равных, потому что насчитывали они более 1 млн жителей. Каждый народ имел своего правителя.

Круст : Мой народ, Ракообразные, покорили водную среду.

Арахнида: Мой народ, Паукообразные, проживает преимущественно на суше.

Инсекта: Мой народ, Насекомые, не имеет себе равных по количеству видов.

Вместе: Приветствуем Вас!

Голос за кадром.

Жили они в мире и согласии. Но однажды что-то случилось между ними. И начали они враждовать, выяснять, кто из них более главный, кто особенней!

Давайте попробуем им помочь. Вспомним их особенности строения!

  1. А работать будем в парах. (Цифровой диктант)

Следует указать признаки класса Насекомых, перечислив номера утверждений. На листке контроля укажите свою Фамилию и запишите цифры. Я думаю, сделать это несложно, после изученной темы и выполненной лабораторной работы.

«Хранитель времени» у нас сегодня будет…..( часы )

(Время для выполнения 1 минута)

Цифровой диктант

1. Тело имеет головогрудь и брюшко

2. Брюшко сегментировано , по паре дыхалец.

3. Имеют три пары ног.

4. Имеют четыре пары ног.

5. Тело имеет голову, грудь и брюшко.

6. На голове есть ногочелюсти.

7. Два фасеточных глаза.

8. Воздух поступает через дыхальца и трахеи.

9. Две пары усиков: длинные и короткие.

10. Большинство имеют крылья.

11. Заселили разные среды обитания.

12. Пара усиков.

13. Усики отсутствуют.

14. Наличие хвостового плавника.

Ответы: 2, 3, 5, 7, 8, 10, 11, 12

Справились с заданием? Обменяйтесь листками контроля, оцениваем ответ товарища. Внимание на экран! Правильный ответ 1, 5 балла. Подсчитайте общее количество, выставляем оценку. Возвращаем листок контроля.

Кто доволен оценкой, поднимите руку? (поднимают руки, отвечают)

А другим следует еще раз повторить эту тему. Но не расстраивайтесь, сегодня Вы можете получить все хорошие оценки, полодтворно работайте на уроке, отвечайте на вопросы и будете дополнительно получать баллы – в виде «ВАЛЮТЫ», ее складывайте в свои мини- банки - конверты.

Хорошо!

Я думаю, Инсекта довольна! Но вот Арахнида и Круст требуют к себе внимания.

  1. Фронтальная работа – заполнение таблицы.

Обратите внимание на монитор. Вы видите Сравнительная таблица «Внутреннего строения Членистоногих». Ваша задача дополнить пропуски и так работаем!

Класс Ракообразные и т.д.

Молодец - ….. Вот получи

(Правильный ответ дать дополнительный балл)

Видеоролик.

Голос за кадром. И так бы эти народы спорили долго, если бы к ним не спустилась всемогущая, великая царица Членистоногих АРТРОПОДА.

Артропода: Остановитесь мои верные народы! Послушайте, что вам скажет ваша Артропода. Все вы имеете свои признаки, которые характеризуют вас как отдельные классы, но все вы дети природы и у вас много общего!

(Назовите основные общие черты Членистоногих? ( хитиновый покров, членистые конечности, смешанная полость тела, незамкнутая кровеносная система ).

А чем они отличаются друг от друга? (дыхательная система, выделительная, отделы тела и др.))

III. Сообщение темы и цели урока.

Вот так задача! Нам предстоит продолжить изучать класс Насекомых, исследовать особенности поведения и развития насекомых, мы с вами будем сегодня анализировать, сравнивать, делать выводы по изучаемому материалу.

(Слайд с пустой таблицей нервная система, органы чувств, размножение и развитие.)

Мне хочется, чтобы Вы с интересом и увлечением воспринимали информацию.

Так над чем мы сегодня будем работать?

(показать указкой)

Тема нашего урока: Поведение насекомых. Особенности развития.

Давайте откроем тетради и запишем число и тему урока.

На доске вы видите план – схему урока. Прошу внимательно слушать мой рассказ и заполнять записи в тетради . Можно использовать материал учебника ( 25).

IV. Восприятие нового материала

  1. Презентация

Народ Инсекты очень гостеприимный. Приглашает Вас погрузиться и внимательно посмотреть их внутренний мир.

А знаете ли вы, что собой представляет нервная система и органы чувств насекомых? Нам в этом поможет разобраться правая рука правительницы Инсекты его величество объект.

Нервная система насекомых сходна с нервной системой других членистоногих, но имеет более сложное строение. Она расположена на брюшной стороне тела и имеет вид брюшной нервной цепочки. Вокруг глотки она образует окологлоточное нервное кольцо. Однако, в отличие от других членистоногих, нервные узлы не размещены равномерно по всему телу, а сливаются в несколько больших узлов. Очень хорошо развит головной мозг, в первую очередь, его передний отдел. В нем есть особые парные образования, отвечающие за сложные формы поведения.

В регуляции жизненных функций насекомых, кроме нервной системы, принимают участие и биологически активные вещества – гормоны и нейрогормоны. (рассказ )

Органы чувств хорошо развиты. С их помощью насекомые улавливают зрительные, слуховые, химические раздражения. При помощи сложных фасеточных глаз жук воспринимает изображение (форму, размеры предметов) и различает цвета, а простые глаза реагируют лишь на степень освещенности. Каждый глаз майского жука состоит приблизительно из 8000 отдельных глазков. У других насекомых их ещё больше. У стрекоз их бывает до 20 000, а у некоторых бабочек даже до 27 000. Каждый глазок видит в отдельности лишь часть того или иного предмета.

А знаете ли Вы, что насекомые воспринимают мир совсем по другому, не так как люди?

Пчелы например, видят его в других цветах. К тому же они различают два цвета: сине- зеленый и сине – фиолетовый, а красный, желтый и зеленый воспринимают как один. Интересно, что пчелы способны видеть и различать цвета в ультрафиолетовой части света, то что не под властно человеческому глазу.

У жука – оленя хорошо развиты органы осязания – чувствительные волоски по всему телу. Одновременно они выполняют функцию органов слуха, потому что способны ощущать колебания воздуха. Органы осязания и вкуса сосредоточены на усиках и ротовых органах.

Обычная домашняя муха определяет вкус кончиками лапок.

Органы слуха расположены не на голове, поскольку она мала и насекомому нужно определять направление на источник звука. Для этого между приёмниками звука должно быть достаточное расстояние. У кузнечика, в частности, слуховые отверстия находятся на коленях передних ног.

В связи с сильным развитием органов чувств окологлоточное нервное кольцо достигает особенно больших размеров.

Слияние нервных узлов и большие размеры окологлоточного нервного кольца указывают на более высокую степень организации насекомых по сравнению с другими членистоногими. У насекомых мы встречаемся с наиболее сложными среди всех беспозвоночных проявлениями нервной деятельности. Это обнаруживается часто в очень сложных инстинктах и поведении этих животных.

Инстинкты представляют собой весьма сложные рефлексы. Они вырабатываются у животных в процессе их исторического развития и являются одной из форм приспособления к условиям жизни.

Насекомым присущи разнообразные инстинкты: строительные, охотничьи, защитные, половые, связанные с заботой о потомстве и многие другие. Например: оса запасает для потомков пищу в виде парализованных или убитых насекомых или пауков. Вылупившиеся из яиц личинки постепенно поедают живую парализованную добычу, растут и развиваются.

Наиболее сложные формы поведения наблюдают у общественных насекомых.

Скажите, кто-нибудь знает представителей общественных насекомых?

Ответы учащихся: пчелы, муравьи, осы и др.

А сейчас минутка повторения!

Кто помнит, как называется наука, которая изучает поведение животных?

Ответ: ЭТОЛОГИЯ.

Инсекта приготовила для вас видеосюжеты. Чтобы это значило? Внимание на экран!

Исследователи - пилоты Экипажа № 1 ваш комментарий!

Правильно, они живут семьями, где разные группы особей выполняют разные функции. В такой семье всегда есть плодовитая самка – царица, самцы и не способные к размножению рабочие особи. У рабочих особей пчел выполняемые функции меняются на протяжении жизни. Вначале они выполняют работы в улье: строят соты, проветривают его, защищают от врагов. Затем они – вылетают из улья, собирают нектар и пыльцу.

Инсекта со своими жителями подготовили еще один видеосюжет. Внимание на экран!

Слайд «Магический танец пчелы!»

Капитан Экипажа № 2 прокоментируйте пожалуйста.

Опытные труженицы – рабочие пчелы – возвращаются в улей и с помощью сложного танца сообщают молодым о направлении и дальности полета.

Все насекомые способны образовывать условные рефлексы. Но у одних видов они вырабатываются легче, а у других – труднее. Мы с вами увидели, что у пчелы условные рефлексы, подкрепленные пищей, можно выработать так же быстро, как и у собак. Поэтому условные рефлексы индивидуальны. Объединение инстинктов и условных рефлексов позволяют животным лучше приспособиться к изменчивым условиям среды обитания.

Какие способы размножение у насекомых? Как экипаж № 3 считает? Ваши предположения? (половое)

Насекомые преимущественно раздельнополые виды. У многих видов самки и самцы отличаются особенностями строения, размерами или окраской. Половые органы самок насекомых парой яичников, от каждого яичника отходит по 1 яйцепроводу, они вместе образуют один общий, по которому оплодотворенные яйца выводятся наружу. Органы размножения самца – это 2 семенника, которые переходят в семяпроводы, а те в семявыводящий канал, который открывается наружу.

Обратите внимание на экран.

Самец жука-оленя отличается от самочки тем, что имеет удлиненные верхние челюсти, так называемые рога. Во время спаривания они состязаются за самок. Побежденный самец, которого сбросили с дерева, улетает.

Оплодотворение чаще всего внутреннее. Самки откладывают оплодотворенные яйца, реже – рождают живых личинок.

У некоторых насекомых наблюдают размножение путем откладки неоплодотворенных яиц. Такой вид полового размножения называется – партеногенезом. Например, самцы медоносной пчелы развиваются только из неоплодотворенных яиц. Плодовитость у насекомых очень высокая, особенно у общественных насекомых. Матка пчелы на протяжении жизни откладывает до 1,5 млн яиц.

Скажите мне пожалуйста, Какое развитие у класса Ракообразные и Паукообразные?

Развитие у Речного рака – прямое, линька. У Паука – крестовика – прямое развитие.

Инсекта предоставила нам следующую задачу: разобраться – какое же развитие у представителей ее класса?

Экипажи! Внимание на экран!

У всех насекомых развитие непрямое, но у разных групп оно может происходить с полным или неполным превращением или метаморфозом.

При развитии с неполным превращением или без метаморфоза, из яйца вылупляется личинка в общих чертах напоминающая взрослую особь, но без крыльев. Она питается, линяет, растет, развивается. После последней линьки такая личинка – нимфа – превращается во взрослую особь.

Жуки, бабочки, мухи, блохи, осы развиваются с полным превращением. Личинки таких насекомых значительно отличаются от взрослой особи. У них нет не только крыльев, а и сложных глаз, часто укорочены или отсутствуют конечности, ротовые органы могут отличаться по строению от взрослых особей.

Через несколько линек личинка насекомых окукливается. Линька – это процесс смены покровов животных, имеющий разнообразный характер. Личинка не питается и не подвижна, происходит полная перестройка организма, вот почему взрослое насекомое выйдя из куколки отличается от личинки. Стадия куколки очень важна для жизни насекомых. Ее продолжительность от 6 – 10 дней, до нескольких месяцев и даже лет. Так как насекомое на стадии куколки не питается, это обеспечивает переживание неблагоприятных периодов. Например, некоторые бабочки зимуют на этой стадии.

Обратите внимание на экран!

Представители насекомых с метаморфозом и без метаморфоза.

Произошли Насекомые от древних Членистоногих, напоминающих современных многоножек. Об этом свидетельствует тот факт, что строение личинок многих насекомых – гусениц – имеет много общего с древними многоножками. Такое огромное количество видов насекомых возникло в связи с эволюцией наземной растительности.

Нам пришло письмо от Барона Мюнхаузена.

Он спрашивает: Почему у большинства насекомых непрямое развитие с полным превращением, несмотря на более сложный и длительный процесс, преобладает?

Кто может ответить Барону Мюнхаузену?

Ответ.

Непрямое развитие сопровождается значительными изменениями строения организма, благодаря которым личинка превращается во взрослую особь.

Личинка – фаза послезародышевого развития многих насекомых, у которых запасы питательных веществ в яйце недостаточны для завершения процессов формирования органов и их систем. Непрямое развитие происходит в несколько последовательных фаз, на каждом из которых животное характеризуется определенными особенностями строения и жизненных функций. Фаза куколки имеет особое значение у насекомых с метаморфозом, на которой происходит полная перестройка организма: с участием лизосом переваривается большинство личиночных органов, а из особых групп зародышевых клеток формируется ткани и органы половозрелого насекомого.

Непрямое развитие обеспечивает несколько важных биологических функций, способствующих существованию вида.

Питательная функция – получение наибольшего количества питательных веществ, необходимых для завершения развития. Фаза личинки (у гусеницы некоторых бабочек за время развития масса тела увеличивается в 10 000 раз и более). Как известно, взрослые насекомые не растут и питаются только для поддержания определенного уровня обмена веществ или созревания половых клеток. У некоторых видов насекомых взрослые особи вообще не питаются, используя питательные вещества, накопленные личинками (поденки, тутовый шелкопряд, оводы).

Рациональное использование ресурсов. Разные фазы развития часто разделены пространственно, а также по способу и объекту питания. Таким образом животные определенных видов избегают чрезмерного роста популяций, что могло бы привести к истощению ресурсов, необходимых для их существования.

Функция расселения. Личинки многих животных могут расселяться с помощью ветра, других организмов, обеспечивая распространения вида.

Обеспечение заражения хозяев. Паразитические организмы на фазе личинки разными путями попадают в организм хозяина.

Физкультминутка.

Муравей не отдыхает.

За день много успевает:

Наклониться, потянуться,

Перепрыгнуть, изогнуться,

Пробежать и повернуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

Так весь день. Назад - вперёд

И совсем не устаёт.

Минутка занимательной зоологии.

Беседа. Какие же признаки и внешнего и внутреннего строения указывают на принадлежность насекомых к Типу Членистоногих?

Определительные признаки насекомых – наличие пары усиков, трех пар ног и трех отделов тела (тагм): головы, груди и брюшка.

Тело насекомого сегментировано. Голова состоит из головной лопасти (акрона) и 4 сегментов; грудь – из 3 сегментов. В состав брюшка входят 4–11 сегментов и анальная лопасть (тельсон).

Наличие хитиновой капсулы препятствует постоянному росту тела, поэтому насекомые линяют: старый хитиновый панцирь отстает от тела, а эпителий выделяет новый и пока он не приобрел нормальной прочности, организм быстро растет

На голове насекомого – сложные глаза, между которыми могут находиться несколько простых глазков, антенны, ротовой аппарат. Поверхность головной капсулы (эпикраниума) разделена швами на отдельные участки. Верхнюю часть головной капсулы называют теменем (vertex), оно разделено теменным (эпикраниальным) швом на две половины.

Сложные фасеточные глаза состоят из отдельных глазков – омматидиев, глазок покрыт прозрачной роговицей, которая имеет вид выпуклого шестигранника (фасетки).

Усложнение в развитии дыхательной аппарата (трахейной системы).

( Озвучить записи в тетради )

IV. Закрепление материала

Артропода: Что скажете? Разве мы не родственники? Стоит ли враждовать?

Инсекта: Нет, мы – одна большая семья и должны помогать друг другу.

Арахнида: Мы, жители одной планеты.

Круст: У нас общее будущее.

Учитель: Хотя речь идет о Членистоногих, люди тоже должны жить в мире и согласии, находить общие черты и интересы.

Давайте сейчас поработаем в экипажах. Выберите себе командира.

У каждого экипажа есть свое задание.

Работа в экипажах.

  1. Работа для каждого экипажа (Интересные задания)

  2. Экспресс – тест (Подготовка к ИГА)

Желаю удачи!

V. Итог урока. Рефлексия

Скажите, над чем мы сегодня работали?

Работа с терминами (можно использовать учебник параграф 25, словарь терминов в конце учебника)

Оценивание.

Банк

На доброму ярмарку ми побували,

Одні продавали, інші купували.

Завдання і тести ми всі розв’язали,

Кмітливість і спритність свою показали.

Учитель: а теперь, ребята, подсчитайте свои счета – конверты и напишите на них, сколько у кого баллов.

Капитаны, в соответствии с вашей ВАЛЮТОЙ выставьте оценки.

К оценке листка контроля добавляем максимальное количество баллов – 2, меньше - 1 балл.

VI. Домашнее задание

Выучить параграф 25, подготовьте сообщение по желанию «Разнообразие насекомых» (Презентация 2 книг : Халифман «Четырехкрылые корсары», энциклопедия «Тайны живой природы» )

До свидания! Спасибо за активное участие, творческую работу. Кто у вас преподает биологию?

Я хочу поблагодарить учителя, Нину Николаевну, за качественную подготовку.

Минутка интересного - «Зоологический калейдоскоп».

Хвилинка рідної мови. Звернення комах до Вас…

Людино, розумно істото,

До тебе звертаємось ми,

Бо гинемо, гинемо, гинем!

Будь ласка, ти нас збережи!

Хай будуть в нас чисті джерела, рослини, тварини, птахи.

Людино, людино, людино, будь ласка, ти нас збережи!!!

Членистоногие происходят от примитивных морских кольчатых червей. Учёные до сих пор не установили, произошли ли все членистоногие от общего предка или каждая группа животных этого типа произошла независимо от других групп.

Самая старая окаменелость насекомого - девонширский Rhyniognatha hirsti, возраст которого составляет 396-407 миллионов лет, из Девонского периода. Но первые насекомые, вероятно, появились в более раннем Силурийском периоде.

Апогея в своем развитии насекомые как растительные животные и опылители достигли после возникновения покрытосеменных растений.

Насекомые были среди самых ранних земных травоядных существ, и основу их меню составляли растения. Растения выделяли токсичные вещества для защиты от этих травоядных, и насекомые в свою очередь развили механизмы, чтобы иметь дело с токсинами растений. То есть у них появляются разные виды ротовых аппаратов. Этот успешный эволюционный образец стал примером для подражания, что привело к появлению различных групп одновременно эволюционирующих разновидностей. В то же время некоторые взаимодействия между растениями и насекомыми выгодны.

Как вы считаете, о какой взаимовыгоде идет речь?

(Опыление растений — этап полового размножения семенных растений, процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика (у покрытосеменных) или на семяпочку (у голосеменных). Биотическое опыление (при помощи живых организмов):

Энтомофилия — опыление насекомыми; как правило, это пчёлы, осы, иногда — муравьи (Hymenoptera), жуки (Coleoptera), моли и бабочки (Lepidoptera), а также мухи (Diptera). )

  1. Давайте сейчас вернемся из путешествие по Эволюционным тропам к нашим доброжелательным и гостеприимным хозяевам -- Насекомым.

  2. Минутка эрудитов

Знаете ли вы….

Как называются науки изучающие классы типа членистоногих?

Наука о раках - Карницинология.

Наука о пауках – Арахнология.

Наука о клещах – Акарология.

Наука о насекомых – Энтомология.

Каковы особенности строения нервной системы Членистоногих?

Обратите внимание на сравнительную таблицу Типа Членистоногих. Скажите, какая нервная система у Речного рака и Паука- крестовика?

Слайд с таблицей.

(Узловая нервная система, или сложная ганглионарная система — представлена у аннелид, членистоногих, моллюсков и других групп беспозвоночных. Большая часть клеток центральной нервной системы собраны в нервные узлы — ганглии. У многих животных клетки в них специализированы и обслуживают отдельные органы. У некоторых моллюсков (например, головоногих) и членистоногих возникает сложное объединение специализированных ганглиев с развитыми связями между ними — единый головной мозг или головогрудная нервная масса (у пауков). У насекомых особенно сложное строение имеют некоторые отделы протоцеребрума («грибовидные тела»).

Размножение майского жука. Подобно всем другим членистоногим, майский жук размножается исключительно половым путем. Майские жуки – раздельнополые животные. У самок развиты яичники, состоящие из тонкостенных трубочек, наполненных полупрозрачными женскими половыми клетками – яйцами. Самки майского жука откладывают в почву яйца, зарываясь на глубину 20 – 30, а иногда и 50 см. Каждая самка откладывает до 70 довольно крупных яиц.

Отложив яйца, самки здесь же, в земле, погибают. Семенники самцов имеют вид двух длинных извитых трубочек белого цвета. Самцы погибают раньше, чем самки.

Развитие майского жука. Каждое поколение майского жука живет от трех до пяти лет. Продолжительность жизни каждого поколения майского жука зависит от географической широты местности, от климатических условий, в частности температуры, и от количества пищи.

На Украине и в Молдавии, развитие майского жука может продолжаться три года, а на севере увеличивается иногда до пяти лет. За этот период времени майские жуки проходят сложный путь развития.

Личинки майского жука. Через месяц-полтора после того, как были отложены яйца, из них выходят личинки, которые живут в земле три-четыре года. Таких червеобразных личинок в народе на Украине называют «борозняками». Они вовсе не похожи на взрослых майских жуков. Личинки приспособлены к жизни в почве. Благодаря червеобразной форме тела они в ней легко передвигаются. Подобно большинству живущих в темноте животных, личинки майских жуков имеют белую окраску. Глаза у них отсутствуют. При помощи сильных, похожих на щипцы, верхних челюстей личинка майского жука роет землю и перегрызает корни растений, которыми она питается. Голова и ноги личинки майского жука покрыты прочным хитиновым панцирем, что имеет защитное значение.

В первый год своей жизни личинки майского жука питаются различными растительными остатками, а на второй, и особенно на третий год жизни перегрызают корни различных растений и подгрызают корнеплоды.

Личинка растет, несколько раз линяет и в конце последнего года жизни в земле, в июне – июле, переходит в следующую стадию развития, превращаясь в куколку. По внешнему виду куколка напоминает жука, но она бесцветная, мягкая, с очень короткими крыльями. Куколка не передвигается и не растет, но под ее покровами происходят сложные процессы: развиваются крылья, ноги и другие органы, характерные для взрослого насекомого.

Через один – два месяца (в конце июля – в августе) куколки превращаются во взрослых жуков. Майские жуки остаются зимовать в почве и только на следующую весну выходят из земли.

Для майского жука характерно развитие с полным превращением. При полном превращении из яйца сначала развивается червеобразная личинка, которая по своему строению резко отличается от взрослого насекомого. Личинка растет, после чего превращается в куколку и, наконец, во взрослое насекомое. Развитие с полным превращением, как у майских жуков, свойственно и многим другим насекомым – жукам, бабочкам, комнатным мухам и т. д. Наличие червеобразной стадии личинки в развитии майского жука и других жуков, а также бабочек, мух и многих других насекомых, показывает, что насекомые в процессе исторического развития произошли от червей.

Тесная родственная связь членистоногих с кольчецами бесспорна. Она лучше всего подтверждается расчленением тела и сходством строения центральной нервной системы представителей обоих типов. Более сложно устроенные органы членистоногих происходят, как показано было выше, из соответствующих органов кольчатых червей: членистые ноги возникли из параподий, сердце — из спинного сосуда, сложные метанефридии — из более простых и т. д.

Некоторые органы членистоногих (трахеи, мальпигиевы сосуды и др.) образовались вновь.

Из кольчатых червей только многощетинковые могли быть предками членистоногих: у них имеются параподий, хорошо развитой головной отдел тела и т. д. Понятно, что усложнение организации, приведшее к возникновению членистоногих, могло произойти только у тех многощетинковых, которые вели активный образ жизни. У сидячих многощетинковых кольчецов организация в общем упрощается.

Переход от кольчатых червей к членистоногим совершился в древнейшие времена, и непосредственные предки последних, конечно, уже вымерли. Наиболее примитивными среди ископаемых членистоногих были представители класса трилобитов, очень многочисленные в первые периоды палеозойской эры. Тело их состояло из головы и большого количества сходных сегментов. Все конечности были двуветвистые и сравнительно простого строения. Следовательно, и по расчленению тела, и по строению конечностей трилобиты были довольно близки к многощетинковым червям.

Интересно, что до настоящего времени сохранились животные, в строении которых сочетаются признаки кольчецов и членистоногих. Эти животные получили название первичнотрахейных, они живут в некоторых влажных субтропических и тропических районах Австралии, Юго-Восточной Азии, Южной Африки, Южной и Центральной Америки, Новой Зеландии. Первичнотрахейные напоминают кольчецов следующими чертами своего строения: форма тела червеобразная,

ноги короткие, мышцы гладкие, образующие кожно-мускульный мешок, органы выделения — многочисленные метанефридии, средняя кишка очень длинная (у членистоногих она относительно короткая), нервная система примитивна.

Сходство первичнотрахейных с членистоногими подтверждают следующие признаки их организации: ножные придатки расчленены (хотя и слабо), имеются ротовые конечности (хотя и просто устроенные), кровеносная система незамкнутая и спинной сосуд превратился в сердце, полость тела смешанная, органы дыхания — трахейные трубочки (примитивного строения). Интересно, что обнаружены ископаемые остатки этих животных, обитавших в прибрежной полосе морей. Организация первичнотрахейных очень примитивна, и они в основном похожи на много-щетинковых червей. В этой связи следует отметить, что у некоторых видов названных червей, обитающих в местах, пограничных между морем и сушей на Малайском архипелаге, тоже обнаружены трахейные трубочки, вероятно, служащие для дыхания, когда прилив сменяется отливом. Поэтому относить первичнотрахейных к типу членистоногих нет достаточных оснований, как это часто делают в учебниках зоологии. Нецелесообразно и выделение их, как предлагают некоторые зоологи, в особый тип, поскольку эти животные по своему строению все же имеют большое сходство с многощетинковыми кольчатыми червями. В то же время изучение первичнотрахейных подтверждает родство кольчатых червей и членистоногих и возможность эволюционного перехода от первого типа ко второму. Предками членистоногих были животные, похожие на трилобитов, хотя и более примитивного строения, чем последние.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Активізація творчого потенціалу вчителів шляхом використання ігрових форм організації учнів на уроці»
Черниш Олена Степанівна
36 годин
590 грн