Провожаем Зиму и встречаем Весну. Масленица.

Опис документу:
Урок-проект. Дети получили задание месяц назад и собирали материал о празднике Масленица. Межпредметная связь музыка, труд, рисование.Ребята распределились по группам. Каждая группа получила задание. Художники, фотографы, корреспонденты. Посетили музей кукол , поделки для урока, разучивали хороводы,водили на уроке музыка.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код

Специализированная общеобразовательная

школа

III ступеней № 7

в 4-А классе

Проводы Зимы, встреча Весны. Масленица.

Учитель:

Рачвак Елена Владимировна

Северодонецк 2019 год

Урок внеклассного чтения. Проводы Зимы, встреча Весны.Масленица.

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ. Создать условия для формирования активной читательской

позиции. Формирование собственного суждения и высказывания

по теме.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ. Создать условия для формирования умения общаться через

работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать

ответы одноклассников.

РАЗВИВАЮЩАЯ. Создать условия для развития речи, творческого мышления через

анализ художественного произведения, развития умений и

навыков работы с разными источниками информации.

Задачи:

  • учить выразительно читать стихотворения;

  • учить находить в тексте изобразительные средства языка

  • (эпитеты, олицетворения);

  • учить детей представлять в своем воображении картины

  • природы, описанные автором, и выражать свои впечатления о

  • прочитанном.

  • формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом;

  • выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыкам выразительного чтения;

  • подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру, уметь видеть в нем не только хорошее, но и плохое; стремиться понять других людей и , если это необходимо, помочь им.

  • развивать речь, внимание, любознательность;

  • воспитывать честность, доброту, чувство дружбы, товарищества, любовь к чтению.

Оборудование: выставка книг о зиме и весне, которые ребята прочли при подготовке к уроку.

Попова Е.А. «Волшебные времена года» ООО ПКФ «БАО» 2017г.

Володарская М.А. «Веселый ручеёк» Хрестоматия

Хрестоматия для детей школьного возраста З.Я.Рез, Л.М.Гурович «Просвещение» 2016г.

Раздаточный материал: карточки с текстом, карточки для работы в парах, детские рисунки, рефераты, два листа ватмана, два маркера.

Тип урока: комбинированный.

Гость урока – ученица 6 класса

Ход урока

I. Организация класса

-Ребята, к нам на урок чтения пришли гости. Встаньте, повернитесь, улыбнитесь, пожелайте им здоровья и садитесь.

Психологический настрой (читает учитель на память).

Итак, друзья, внимание,

Прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее

Начнем урок!

Девиз урока.

-Начинаем наш урок чтения с девиза(запись на доске)

На каждом уроке чтения:

  • не только смотреть, но и видеть;

  • не только слышать, но и слушать;

  • запоминать, думать, рассказывать,

  • чувствовать, представлять, размышлять.

Проверка настроения учащихся на уроке

Безразличие Радость Грусть

II. Сообщение темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

-Сегодня на уроке внеклассного чтения мы совершим путешествие в прекрасный, удивительный мир природы, пройдем по лесным тропинкам, послушаем звон капели, пронесемся с облаками по просторам нашей родной Земли. Надеюсь на вашу активность и хорошее настроение.

(Держу лепестки и говорю)

-Посмотрите, это будет цветочек.

Он сегодня нам поможет,

Все по полочкам разложит:

Когда и чем нам заниматься,

Когда читать и в группы собираться.

Каждый лепесток с буквой и заданием. Весна поставила условие, если у ребят получится собрать цветок и прочесть название цветка, то весна станет полноправной хозяйкой на земле и заглянет к ребятам в класс. Давайте, поможем весне?... Каждый лепесток, это этап урока. Будьте внимательны на уроке, в конце урока оцените свою работу на планшетах по 12-и бальной системе.

Вступительная беседа (беру первый лепесток держу в руке)

Уходи, мороз косматый!

Слышишь, старый, или нет?

И над садом, и над хатой

Голубой весенний цвет.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

-К кому обращается поэт в стихотворении?(Поэт обращается к зиме)

-Как он называет мороз?(старый дед мороз),

Читаю задание с листика

-На доске слова:

К какому времени года они относятся?(к весне)

Из первых букв составьте ключевое слово которое относится к теме нашего урока (Дети составляют слово, записав его в тетради)

В е с н а

В – весело

Е – есть блины на Масленицу

С – солнышко

Н – нежное

А – апрель

Креплю первый листик (буква П)

-Беру второй лепесток (буква О)

-Помоги нам цветик

Знать про все на свете

(Читаю с листика задание) Речевая разминка перед работой с текстом.

Чтение скороговорки глядя на точки

№1 №2

III. Дыхательная гимнастика.

Подготовка голоса к чтению. Упражнение «Задуй свечу» (сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух).

-Представьте, что на руке стоят три свечи. Глубокий вдох, выдохнуть тремя порциями.

IV. Работа с текстом.

Вступительное слово учителя.

-Перед вами текст. Прочтите заглавие. Как думаете о чем сейчас пойдет речь?

Словарная работа (на доске слова).

-Я обращаю ваше внимание на незнакомые слова, которые вам встретятся в тексте.

Ленок, таблица, приметливая.

К какому жанру отнесете произведение?

Я начну читать текст, а вы слушаете и хорошо читающие ученики будут продолжать читать.

Текст прилагается (см. приложение №1).

1.Так к какому жанру отнесете произведение. Это рассказ или сказка?

2.Давайте вспомним, в чем отличие жанров?

Рассказ – это небольшое прозаическое произведение последовательного характера о каком – либо эпизоде из жизни героя.

Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

-Как начинается начало в рассказе? (Вступление).

-А в сказке? (Зачин).

-На доске креплю таблицы.

Рассказ

Сказка

-Читаем начало и думаем какой из жанров может так начинаться?

Чтение учениками «цепочкой».

Отметим на нашей модели

Вступление

Зачин

Перечитаем заключительные слова произведения (выборочное чтение учащимися).

-Это заключение как в рассказе или концовка, как в сказке?

Заключение

Концовка

Ответы учеников.

Итак выяснили – это сказка.

V. Групповая работа.

Беру лепесток и говорю (буква Д)

Ты лепесточек помоги,

Задание по группам распредели.

Сейчас читаете текст самостоятельно и придумываете по одному вопросу. Ребята категории «А» придумывают толстый вопрос, а все остальные тонкие. Вопрос запишите в тетрадь. Обсудите вопросы в группах тонкие: Кто? Где? Когда? Кто еще?

Толстые: Объясните почему? Почему вы считаете? В чем различие? Предположите, что будет, если…

Дискуссия по ответам «За и Против».

1 -я группа - зачитывает по одному толстому и по одному тонкому вопросу.

2 – я аргументы «За» (варианты: Солнышко помогло девочке, Весна замкнула Зиму).

3 – я аргументы «Против» (варианты: Солнышко не видело Весну, а видело Зиму,

Зима не сразу сдалась, бури и метели еще посылала).

1 ученик– эксперт (варианты: в природе 4 времени года: зима, весна, лето, осень. За зимой все равно придет весна и др. варианты ответов детей).

Выборочное чтение.

  1. Найдите в тексте предложение, в котором Маша стала кликать – звать Весну добрую матушку

-Ой , Весна, добрая матушка…

2. Найти и догнать предложение

-Выбилась из сил старая Зима…

3. Цветочек нам поможет, (буква С)

И не только вам и мне тоже

Помогите Весне замкнуть Зиму в ледяных норах.

Впишите в ключ весенние приметы, описанные в сказке.

(На доске нарисован ключ, дети пишут приметы).

Мозговой штурм.

Заполнить сюжетную таблицу ключевыми словами. Таблица лежит у каждого ученика на парте.

Кто?

Что делать?

Девочка Машенька

Пошла искать весну

Когда? Кто?

Что сделала?

Зима

Не уходит холод напускает

Кто?

Что произошло?

Девочка нашла весну

Весна услыхала девочку

и послала тепло

Мораль

Весна победила

Год принесла теплый,

хлебородный

Обсудите в группах свои таблицы. Исправьте, дополните, если это необходимо.

Проверка.

Составьте коротко пересказ текста по сюжетной таблице (с таблицей дети выходят к доске).

В виде кого представлена весна в сказке? (Лебедь белая)

Чему учат сказки? (Добро побеждает зло. Лютая Зима не хотела уходить, Весна победила).

Тест. (Запись в рабочих тетрадях).

  1. Девочку звали:

а) Сашенька,

б) Аленушка,

в) Машенька.

2. Села девочка на пенёк и видит летит Весна:

а) лебедь белая,

б) голубка сизокрылая,

в) с песней жаворонок.

3. Солнышко выглянуло, когда Весна:

а) песню запела весеннюю,

б) золотым махнула крылом.

4. победила весна Зиму?

а) нет,

б) да.

Ответы: в, а, б, б.

VI. Физминутка.

Лепесточек прикреплю,

Физминутку проведу (буква Н)

VII. Работа с раздаточным материалом.

Лепесток сейчас прикрепим и на задание ответим (буква Е)

Все ли правильно сидят, все ль внимательно следят?

Задание: 1.собрать пословицу, 1 минута, раздаточный материал у каждого ученика на парте.

Апрельский цветочек так и будет рож

Увидел скворца ломает снежок

Как в мае дождь, весна у крыльца

(Ребята соединяют стрелочками)

  1. Какая из пословиц подходит к содержанию текста?

  2. Угадай слово используя логический ряд.

Первоцвет, прострел, гусиный лук, галантус - …(подснежники).

Грачи, скворцы, ласточки, жаворонки - … (вестники весны).

VIII. Интерактивное задание «Ассоциативный куст»

А этот лепесточек я возьму (буква Ж)

И задание на нем прочту

Составление ассоциативного куста. Закрепление. Сравнительная характеристика Зимы и Весны.

Лепесточек, славненький

Ты исследователь маленький.

Сейчас вы – научные исследователи. Исследовать будем значения слов.

Две команды: мальчики и девочки.

Мальчики исследует слово зима, подбирая к нему ассоциации

Девочки исследуют слово весна, подбирая к нему ассоциации.

Кто быстрее?

(Ватман и маркер дать каждой команде)

Вывод: прикрепить на доске и прочесть

Зима

Весна

IX. Фенологический рассказ.

Я задание прочту (буква Н)

И листочек прикреплю

Сейчас прослушайте запись рассказа . При прослушивании будьте внимательны. Будут допущены ошибки. Задание, найти неверные утверждения и исправить.

Какие изменения происходят в каждом месяце по – порядку?

(Дети взяли ручки, слушают и работают)

Текст.

Синичкин календарь (В.Бианки)

Снег наверху подтаял, рыхлый стал, а ночью ударил мороз. Не прошло и трех дней марта – откуда ни возьмись уж сидят на проталинах черные, с белыми носами грачи. Здравствуйте! С прибытием! А скоро за ними и жаворонки и скворцы прилетели: песнями залились.

Зинька с радости звенит – захлебывается:

К нам весна! К нам весна!

Старый воробей сказал. Да это же месяц апрель (март). Прилетели грачи, значит весна началась. В апреле месяце (мае) зацвели и ландыши. Майские жуки с гудением носились между деревьями.

Звенит – поет золотая майская (мартовская) капель. Бывает ли веселее время года, чем весна? Природа просыпается, в стволах деревьев начинают двигаться соки, снег тает, прилетают все новые птицы, расцветают первые цветы. Месяц март в народе называют капельником или протальником.

Март весну встречает, с зимой борется. Наши предки говорили: «Февраль силен метелью, а май (март) капелью или «Февраль мосты строит, а март их ломает». Небо становится лазурно голубым. Заметно прибавляется день.

В.Бианки ставит глаголы на первое место. Хочет показать, что природа начинает оживать приходить в движение.

(Прослушать ответы, исправления, замечания детей).

X. Проверка домашнего задания по группам.

Беру лепесток (буква И)

Помоги нам цветик знать про все на свете.

На уроках внеклассного чтения вы прочли много книг о зиме, о весне. Давайте вспомним названия произведений и авторов прочитанных книг. Вы сами делали выставку прочитанных книг (обратить внимание на выставку книг в классе). Работали в детской библиотеке, школьной библиотеке, , писали рефераты (обратить внимание на выставку рефератов, рисовали рисунки (обратить внимание на выставку рисунков). Каждой группе было дано задание месяц назад. Материала вы подготовили столько, что выслушать и посмотреть все на одном уроке невозможно, поэтому мы сделали выставку ваших работ, спасибо за старание.

1-я группа подготовила приметы о весне.

  1. Если 13 марта дождь, то быть лету доброму.

  2. 14 марта с крыш капель – к ранней весне.

  3. 22 марта сорок сороков. Вторая встреча весны. Если в этот день тепло, будет 40 дней тепло, а если холодно – жди 40 дней холода

  4. 30 марта – теплый Алексей. Если в этот день тепло, то и весна будет теплой.

2-я группа проводила в классе конкурс чтецов.

В классе состоялся конкурс чтецов. Послушаем победителей в конкурсе (3 – 4 ученика)

3-я группа приготовила кроссворд.

-Отгадайте, каких ранних птиц мы здесь разместили

Грач, ласточка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-я группа подготовила загадки и веснянки.

  1. Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (Весна)

  1. На шесте дворец, во дворце – певец,

А зовут его … (скворец)

  1. В землю крошки,

Из земли лепешки (посев хлеба)

  1. Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнал?

Ну конечно это… (месяц март)

  1. Черный, проворный

Кричит «Кряк», червякам враг (грач)

-Каких весенних птиц знаете? Кто первым прилетает?

(Грачи, скворцы, дикие гуси, утки, трясогуски, жаворонки, ласточки)

-Какие раннецветущие растения знаете?

(Я показываю рисунки, дети отгадывают)

Первоцвет, подснежник, пролеска, ландыш.

-Кто из вас собирал пролески в лесу?...

-Можно ли собирать большие букеты пролесков?...

-Почему не нужно этого делать?...

-Как называется книга, в которую заносят редкие, исчезающие виды растений и животных?...

-Как нужно относится к природе?...

Учитель рассказывает стихотворение наизусть:

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же люди все вместе

Мы к ней относиться добрей!

2-я группа подготовила пословицы и поговорки о приметах весны.

  1. Увидел скворца – весна у крыльца.

  2. Март зиму кончает, весну начинает

  3. В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

-А какие весенние месяцы вы знаете?...

4. Февраль силен метелью, а март – капелью

5. Февраль мосты строит, а март их ломает

6. Масленица объедуха, деньгам приберуха

-А когда Масленица ребята?...

-Проводы зимы и встреча весны – всегда праздник. Этот праздник предки назвали Масленицей. В Масленицу долг каждого разбудить природу, помочь прогнать зиму. Люди пекли блины и веселились от души. Старики говорили: Хоть с себя что заложить, а Маслену проводить! Маслену называют ласково: объедалой, блиноедой, румяной. В понедельник изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы, а в последний день его сжигали. Первый испеченный блин отдавали голодным и нищим. Есть поверье, что опару для блинов хозяйка должна приготовить так, чтобы никто из членов семьи не видел. Вторник называли заигрыш. Одевались ряженные по -страшнее. Среда -лакомка. Четверг- разгуляй. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Прясть пряжу и вязать на этой неделе запрещено. Поверье, те у кого коровы и делают масло, то масло будет горькое. А в пятницу тещи встречают своих зятьёв блинами. Именно от масленицы появилось высказывание «к теще на блины». Если теща добрая, её приглашает зять на следующий день, а если злая, то на третий «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на масленую зятьки». Суббота – посиделки (в гости к родственникам). Воскресенье -всепрощение (сжигали чучело, смерть зимы и рождение весны). Нужно перед постом просить друг у друга прощение. Считалось большим грехом поститься с тяжестью в душе. Шли на кладбище, просили у умерших прощения за причиненные обиды. Считалось, вечером в воскресенье совершается Страшный суд и вечером нельзя выходить из дома.
3-я группа подготовила материал о масленице.

Беру лепесток, читаю задание .

Есть на свете самый ранний

Цветочек нежный, будто заря,

Самый сказочный и небывалый

Самый волшебный и красивый цветок!

-Ребята подготовили интересный материал о Масленице, это последняя буква в слове, которое получилось из лепестков (буква К)

Послушаем материал, затем прочтем слово

  1. Масленицу отмечают с 4 марта по 10 марта на последней неделе перед Великим постом

  2. Пост длится 7 недель и заканчивается Пасхой 28 апреля

  3. Люди пекли блины и веселились от души

  4. В понедельник изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы, а в воскресенье сжигали.

  5. Встречали Масленицу песнями ,шутками, прибаутками,поют:

Тин-тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка – прибавышка,

Масляный кусок!

Уж вы не скупитесь,

Масляным кусочком поделитесь!

Подайте широкой Масленице!

Хозяева подавали угощения, если мало их дразнили дети:

Паршивые блины

По аршину длины! – и убегали.

XI. Итог урока.

-Спасибо вам ребята. Вы и стихи рассказывали,пели, а теперь давайте прочтем название первого весеннего цветка П О Д С Н Е Ж Н И К

(Стук в дверь)…

-А помните, вначале урока весна поставила условие? А вот и она.

Весна (ученица 6-А класса в костюме весны)

Я Весна – красна,

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки.

Всюду – в поле и в лесу –

Людям радость я несу.

С Масленицей вас я поздравляю

Блинами вас всех угощаю.

(подходит к гостям ,угощает блинами)

Учитель:

Вот и подошел к концу наш урок. Пришла весна. Лучи солнца теперь согреют землю. Мы помогли распуститься первому весеннему цветку. Представьте себе, что вы находитесь в поле, закройте глазки на одну минуту и вы как бы слышите, как высоко в небе раздается песня жаворонка. Пьесу, которую вы сейчас услышите, написал известный композитор Петр Ильич Чайковский так и называется «Март. Песня жаворонка».

(Играет мелодия 1 минуту, затем на фоне музыки учитель читает стихотворение наизусть)

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик

Посланный весной.

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга.

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед –

Раз пришел разведчик –

И весна придет!

XII. Рефлексия. Интерактивная игра «Микрофон».

-Назвать весенние месяцы

-Понравился урок?

-Что именно?

-Чем запомнился?

-Чем поделюсь с другом? (Что едят на этой неделе блины)

Дети самостоятельно оценивают свои ответы, записывают балы на планшетах и показывают учителю, который комментирует правильность оценивания.

XIII. Домашнее задание.

Следующий урок будет посвящен маме, весеннего праздника женщин. Группа ребят «Очумелые ручки» дома уже делают образцы открыток для поздравления.

Категория «А» ребят (высокий уровень) ищут материал о мамах, бабушках (пословицы, поговорки, рисунки, рассказы, стихотворения и др. материал).

Категория «Б» ребят выучить любое стихотворение о маме из любых источников.

Всем нарисовать портрет мамы.

Урок окончен Всем спасибо за внимание.

Приложение №1

Как Весна Зиму поборола

(Русская народная сказка)

Жила – была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:

-Когда Весна придет, когда талица ударится и с гор снеги скатятся, а по лужкам разольется вода, напеку я тогда куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать – звать.

Ждет Маша Весну теплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима то не уходит, все Морозы кует; надокучила она всем, холодная, студеная, руки, ноги познобила холод – стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовет ясное Солнышко:

Солнышко, Солнышко,

Красное ведрышко,

Выгляни из-за горы,

Выглянуло Солнце из-за горы. Маша и спрашивает:

-Видело ли ты , Солнышко, красную Весну, встретило ли свою сестру?

Солнце говорит:

-Не встретило я Весну, я видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. . А Весна про то и не знает. Иди, красная девица, за мной, как увидишь перед собой лес зелен весь, там и ищи Весну. Зови её в свои края.

Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет.

Вдруг предстал перед ней лес зелен весь. Только присела Маша на пенёк отдохнуть, как видит – летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья – для всякого зелья. Та лебедь была – Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает мелкие ручейки в быстрые речки. Стала тут Маша Весну кликать – звать, рассказывать:

- Ой, Весна – Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, все Морозы кует, холод-стужу напускает.

Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.

А Зима не уходит. Морозы кует да посылает их наперед Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А весна летит, где крылом серебряным махнет – там и заслон сметет, другим махнет – и сугробы тают. Махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли. Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко-далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там её Весна и замкнула ключом.

Так-то Весна Зиму поборола!

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Акція «Методичне літо»
Призовий фонд 50 000 грн!
Взяти участь

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.

Приклад завдання з олімпіади Українська мова. Спробуйте!
До ЗНО з БІОЛОГІЇ залишилося:
0
1
міс.
0
5
дн.
1
7
год.
Готуйся до ЗНО разом із «Всеосвітою»!