Программа элективного курса «Серебряный век русской поэзии»

Опис документу:
Данная программа элективного курса «Серебряный век русской поэзии» предназначена для учащихся 11 класса, которым интересна русская литература конца ХIХ – начала XX века .Предметом изучения данного курса является жизнь и творчество поэтов Серебряного века, так как в обязательном курсе на это отводится мало времени.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код

Бондарева В.В., учитель МГТЛ
Программа элективного курса
«Серебряный век русской поэзии»

Пояснительная записка.

Данная программа элективного курса «Серебряный век русской поэзии» предназначена для учащихся 11 класса, которым интересна русская литература конца ХIХ – начала XX века .

В конце 19 века русская культура вступила в новый , сравнительно короткий, но чрезвычайно насыщенный яркими художественными явлениями этап. В течение примерно четверти века – с начала 90 – х годов до октября 1917 года радикально обновились все стороны жизни России – экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. Не менее интенсивно развивалась и литература.

Переход от эпохи классической литературы к новому литературному времени отличался сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приемов. Особенно динамично в это время обновлялась русская поэзия, вновь – после пушкинской эпохи – вышедшая на авансцену общекультурной жизни страны. Позднее эта поэзия заслужила название «серебряного века».

Главные художественные достижения в поэзии рубежа 19 и 20 веков были связаны с деятельностью художников «новых», или, как принято называть их, модернистских течений – символизма, акмеизма и футуризма. Знание и понимание данной эпохи в развитии русской литературы является необходимым для обучающихся . Несмотря на связь с основным программным материалом, данный курс обладает содержательной самостоятельностью, так как содержание этого курса выходит за рамки традиционных программ по литературе.

Предметом изучения данного курса является жизнь и творчество поэтов Серебряного века, так как в обязательном курсе на это отводится мало времени.

Принципы построения курса:

-доступность в отборе учебного и дополнительного материалов;

-ориентированность на единство знаний и умений;

-индивидуальный подход и коллективная работа в обучении.

Основные цели изучения данного курса:

1.Приобщение учащихся к богатствам культуры рубежа 19 – 20 веков.

2.Развитие их способностей воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни.

3.Формировать художественный вкус, эстетические потребности,

идейно – нравственную позицию учащихся.

Программа элективного курса «Серебряный век русской поэзии» имеет практическую направленность и предназначена не столько для формирования знаний учащихся творчества поэтов Серебряного века, сколько для развития их умений и навыков анализа поэтического произведения. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения данного курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.

Тематическое планирование.

Основное содержание элективного курса «Серебряный век русской поэзии».

27 часов

Название раздела. Тема

Количество часов

ВВЕДЕНИЕ.

Серебряный век: имена.

2 часа.

1.

Русская культура Серебряного века.

Конец 19 – начало 20 века – эпоха «всплеска» в науке и искусстве: литературе, музыке, живописи.

1 ч.

2.

Место поэзии в культуре Серебряного века.

1 ч.

СИМВОЛИЗМ

12 часов

3.

4.

Символисты: отношение к миру.

Декаденты, «старшие символисты», « младосимволисты ».

2 ч.

5.

Творчество В. Брюсова.

«Трижды и семижды чтимый поэт» - лидер символистов.

1 ч.

6.

Психологический портрет лирического героя ранних поэтических сборников В. Брюсова

1 ч.

7.

Восприятие реального мира лирическим героем В. Брюсова.

1 ч.

8.

Творчество Бальмонта

1 ч.

9.

Творчество Мережковского

1ч.

10.

Творчество Гиппиус

1ч.

11

Творчество Анненского

1ч.

12.

«Проба пера ». Создание собственных текстов в стиле символистов.

1ч.

АКМЕИЗМ

6 часов

13.

Возникновение «Цеха поэтов» в Петербурге.

1 ч.

14.

Итальянское Возрождение в творчестве акмеистов.

Практикум – анализ стихов.

1 ч.

15.

Анализ ранних стихотворений Н. Гумилёва.

Первые сборники стихов.

Практикум – анализ стихов.

1 ч.

16.

«Огненный столп» - последний сборник Гумилёва.

Практикум – анализ стихов.

1 ч.

17.

«Silentium!» Ф.И. Тютчева и «Silentium» О.Мандельштама.

Сравнительный анализ стихов.

1 ч.

18.

Тютчевские мотивы в книге стихов

О. Мандельштама «Камень».

Сравнительный анализ стихов.

1 ч.

ФУТУРИЗМ

5 часа

19.

Конфликтность и полемичность поэзии футуристов.

1 ч.

20.

Анализ стихотворений В. Хлебникова.

1 ч.

21

Эгофутурист И. Северянин

1 ч

22

Анализ стихотворений И. Северянина

1 ч

23

Анализ стихотворений Крученых

1 ч

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

2 час

24.

Трагическая судьба поэтов Серебряного века.

1 ч.

25

«Проба пера ». Создание собственных текстов в стиле символистов, акмеистов, футуристов.

1 час

Введение «Серебряный век: имена».

Серебряный век – терминологическое определение эпохи рубежа XIX – XX веков. Условность временных рамок Серебряного века. Основные тенденции в развитии философии, живописи, музыки, театра, литературы. Подъём лирического искусства. Декадентство как явление в культуре Серебряного века (декаденты М.Мережковский, З.Гиппиус).

Раздел 1. «Символизм» (12 часов).

Символизм как направление в искусстве. Влияние на символистов В.С. Соловьёва. Вера в Софию, воплощение Мудрости, Добра и красоты. Основные черты символизма. В.Я. Брюсов – лидер символистов. Статья В.Я. Брюсова « О искусстве». Стихотворения В.Я. Брюсова «Творчество», «Предчувствие», «В ночной полумгле», «Первый снег», «Мучительный дар», «Юному поэту», «Путь к высотам». Поэтика намёка и иносказания в лирике В. Брюсова. Лирический герой стихотворений В. Брюсова. Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты. Понимание слова как элемента тайнописи. Бальмонт

Самостоятельная работа: составление учащимися композиции по ранним поэтическим сборникам Брюсова; монтажа по автобиографическим материалам и воспоминаниям современников.

После изучения раздела 1 «Символизм» учащиеся должны:

знать/понимать образную природу словесного искусства эпохи Серебряного века, основные факты жизни и творчества В.Я. Брюсова, основные закономерности историко-литературного процесса и черты символизма;

уметь анализировать и интерпретировать стихотворения В. Брюсова и других поэтов-символистов, выявлять авторскую позицию;

использовать приобретённые знания и умения для участия в диалоге или дискуссии, для самостоятельного знакомства с произведениями поэтов-символистов.

Раздел 2 «Акмеизм» (6 часов).

Основные положения манифестов Н. Гумилёва, О. Мандельштама, С. Городецкого. «Цех поэтов». Гиперборей: ежемесячник стихов и критики. Основные признаки акмеизма. Итальянское Возрождение в русской литературе Серебряного века. Стихотворение Н.Гумилёва «Фра Анджелико» и стихотворение С. Городецкого «Фра Беато Анджелико». Образ лирического героя в стихотворениях Н.Гумилёва «Старый конквистадор», «Капитаны», «У меня не живут цветы», «Отравленный». Конкретность и вещественность образов О. Мандельштама. Стихотворения О. Мандельштама «Silentium», «Я скажу тебе с последней прямотой…». «Silentium» О. Мандельштама и «Silentium!» Ф.И. Тютчева. Традиции Тютчева в лирике Мандельштама.

После изучения раздела 2 «Акмеизм» учащиеся должны:

знать/понимать основные черты акмеизма, основные теоретико-литературные понятия, необходимые при изучении творчества поэтов-символистов;

уметь выразительно читать изучаемые произведения, аргументировано формулировать своё отношение к творчеству

Н. Гумилёва и О. Мандельштама, а также других поэтов-акмеистов;

использовать приобретённые знания и умения для определения своего круга чтения по русской литературе рубежа веков, для создания связного текста на необходимую тему с учётом норм русского языка.

Раздел 3 «Футуризм» (5 часов).

Основные принципы футуризма. Декларация «Пощёчина общественному вкусу». Отказ от традиций. Одержимость идеей разрушения старого мира.

Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов. Словотворчество И. Северянина, В. Хлебникова. Стихотворения поэтов-футуристов (по выбору).

После изучения раздела 3 «Футуризм» учащиеся должны:

знать/понимать основные черты футуризма, основные факты жизни и творчества поэтов-футуристов;

уметь анализировать стихотворения И. Северянина,

В. Хлебникова, выявлять авторскую позицию в лирике футуристов;

использовать приобретённые умения и навыки для понимания и оценки произведений поэтов-футуристов.

В результате изучения курса «Серебряный век русской поэзии» учащиеся должны знать/понимать:

• образную природу словесного искусства Серебряного века основные факты жизни и творчества поэтов Серебряного века;

• основные черты литературных направлений Серебряного века;

• основные теоретико-литературные понятия эпохи Серебряного века;

уметь:

• анализировать и интерпретировать произведения поэтов рубежа веков, используя сведения по истории и теории литературы;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать стихотворения поэтов Серебряного века;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

• создания связного текста на необходимую тему;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры;

• определения своего круга чтения по литературе.

Формы контроля: реферат, творческий отчёт, составление композиции или монтажа о творчестве поэтов, написание сценария литературного вечера, творческие продукты , проекты.

ЛИТЕРАТУРА

1.Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993.

2.Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала ХХ в. и журнал «Путь» //Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. – М.: 1994.

3.Вольпе Ц. О поэзии А. Белого // Белый А.Стихотворения. – Л.: 1940.

4.Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии эстетики русского символизма // Литературно-эстетические концепции в России конца Х1Х-начала ХХ в.в. – М.: 1975.

5.Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Полное собрание сочинений. Т. 17. – М.: 1913.

6.Розов В. Религия и культура. Полное собрание сочинений. – М.: 1990.

7.Федоров А.В. Иннокентий Анненский: личность и творчество. - Л.: 1984.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.

Всеосвіта дарує

Три iPhone 12

+20 крутих призів з нашого фірмового магазину

до закінчення залишилось
00
00
00
00