Литературное чтение в 4 классе Тема: С. Я. Маршак "Кот и лодыри"

Опис документу:
Этот конспект урока по литературному чтению составлен согласно изучаемого материала к учебнику Джежелей О.В. Он поможет учителю начальных классов подготовиться к уроку, подобрать интересную форму проведения , выбрать разнообразные виды работ.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Конспект урока литературного чтения

Тема: С.Я.Маршак. «Кот и лодыри»
Цели и задачи урока:
1)познакомить с творчеством С.Я.Маршака, в частности со стихотворением «Кот и лодыри»;

2)ввести новые слова в активный словарь; 
3)научить выразительно читать это стихотворение;
4)развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, навыки выразительного чтения, соблюдать интонацию;
5)проверить умение узнавать произведение по словам;
6)воспитывать серьезное отношение к учебе, показать, что учеба – главный труд учащихся;
7)пробудить интерес к творчеству С.Я.Маршака;
8)учить подбирать подходящие пословицы к произведению. 

Оборудование: монитор, презентация, пословицы, задание на грамотность по русскому языку.
Ход урока

I Организация класса

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Будем громко мы читать,
На вопросы отвечать. 

Звуковая разминка.

Давайте разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Фонетическая разминка. Работа со скороговоркой.
Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище.

Игра «Вспомни писателя»

(По инициалам писателей и поэтов дети вспоминают и фамилию, имя и отчество)

АСП- Александр Сергеевич Пушкин

АЛБ- Агния Львовна Барто

АПЧ- Антон Павлович Чехов

КИЧ- Корней Иванович Чуковский

СЯМ- Самуил Яковлевич Маршак

СВМ- Сергей Владимирович Михалков


II. Постановка цели урока.
Учитель: Сегодня мы будем читать стихотворение известного детского поэта. Чтоб узнать его фамилию, надо правильно расставить слоги:
СА-ЛЕ-МУ-ВИЧ-ИЛ-МАР-ЯКОВ-ШАК

(Вывешивается надпись Самуил Яковлевич Маршак) 
С.Я.Маршак написал много стихов для  детей. Я думаю, что с детства вы их хорошо знаете. Сегодня мы вспомним стихотворения С.Я.Маршака и научимся выразительно читать новое стихотворение, которое называется «Кот и лодыри»

III. Работа над темой урока

1. Рассказ учителя о поэте

Посмотрите, дети, с портрета на нас смотрит добрый, мудрый дедушка С.Я.Маршак.

Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге. Маршак написал очень много разных стихотворений. Его стихи способны доставить много радости и удовольствия и взрослым, и детям. Произведения С. Я. Маршака интересны и детям, и взрослым.

С.Я. Маршак прожил 77 лет, 50 из них он отдал детям. За это время он написал так много стихов, песен, загадок, что если мы даже захотим их только перечислить, и то потребуется много-много времени.

Каждым своим произведением, Самуил Яковлевич помогает нам лучше увидеть и понять окружающий мир.

На нашей выставке вы видите только некоторые книги, что написал С.Я. Маршак:

«Мяч», «Кошкин дом», « Где обедал воробей», «Сказка о глупом мышонке», «Почта», «Вот какой рассеянный», «Азбука в стихах»

2. Повторение стихов С.Я.Маршака (презентация)

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал. ("Мяч")

Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картина, корзина, картонка
И маленькая собачонка. («Багаж»)

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать.

В рукава просунул руки -

Оказалось это брюки. ("Жил человек рассеянный")

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся кошкин дом.

Бежит курица с ведром

Заливать кошкин дом,

А за нею во весь дух

С помелом бежит петух ("Кошкин дом")

Я уверена, что стихотворение « Кот и лодыри» вам также понравится .

3.Чтение стихотворения «Кот и лодыри».(Видеоматериал )

4. Лексическая работа

Лодырь, ранец, грамота, грифель

Объяснение значения слов

Лодырь – лентяй, бездельник. Лодыря гонять значит бездельничать.

Ранец – жесткая четырехугольная заплечная сумка.

Грамота – умение читать и писать. Выучиться грамоте.

Грифель - палочка из особой горной породы для письма на специальной доске. «Мы не пишем грифелем на доске». В то время, когда жили герои произведения С.Я. Маршака «Кот и лодыри », ученики в классе писали на школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками. Доска в классе называлась грифельной. Такими палочками на грифельной доске писали ученики вместо тетрадей.

3.Самостоятельное «жужжащее» чтение произведения

4.Проверка восприятия. Работа над содержанием.

-Интересно ли было слушать произведение?

-Кто такие лодыри? Как можно сказать по другому? (Задание «Найди лишнее слово»)

-Какое отношение вызывают у вас оба героя стихотворения? Как автор к ним относится?

-Куда собирались лодыри? А куда попали?

-Случайно ли они оказались на катке? Почему?

-Кого они встретили? Какой был кот? Почему он такой?

-На что жаловался кот? Почему коту плохо жилось без грамоты? Найдите ответ в тексте.

-Что ответили лодыри коту?

-Коту понравился их ответ? Как он его воспринял? Что он им ответил? Прочитайте.

- Кто главное действующее лицо произведения? Найдите отрывок, в котором дается описание кота. Какими словами автор описывает кота? ( Хмурый, ободранный, жалкий, красивый, умен, неграмотный, серый ,милый, воспитанный.)

Какие слова-характеристики вы можете подобрать для лодырей? Докажите свое мнение.

Как вы думаете, кого и за что высмеивает поэт? Подтвердите свое мнение отрывком из текста.

Как вы думаете, кто умнее, кот или лодыри? Докажите словами текста.

Какая главная мысль этого произведения?

Почему без грамоты пропадешь? Докажите словами текста.

5. Инсценирование стихотворения подготовленными детьми

6.Повторное «внимательное» чтение стихотворения вслух.

7. Минутка «Грамотейки» (карточки по правописанию)- проверка грамотности детей

(Лод..ри, кни..ка, в..рота, скор.. , х...тят, к..тята, уч..т, го.. , к..ньки, д..ска, пиш..м, ..аршак)

8. Работа над выразительностью чтения

- Какой темп чтения выберем при чтении начала стихотворения?

- Каким голосом будем читать за кота? (жалобным).А ответ лодырей? (С ленцой).

- Рассмотрите 1 иллюстрацию к стихотворению. Какой момент запечатлён на ней?

- Рассмотрите 2 иллюстрацию. Какие строчки подходят для этой иллюстрации?

Подготовка к чтению по ролям.

9. Анализ произведения.

- Чему учит нас стихотворение Маршака?

(Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.)

-Для чего нужно учиться?

- А что было бы, если бы в городе были все как эти дети, лодырями и прогульщиками?

-Как вы думаете, какие же качества характера помогают добиться успехов в учёбе и в жизни? Каким должен быть человек?

- Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? ( Он смеется над ними, осуждает их.)

10.Игра «Поймай слово»

- Выберите слова, которые характеризуют кота: умный, мудрый, заботливый, ворчливый, ученый, грамотный, надоедливый.

Физкультминутка для глаз

(Нарисовать глазами, что могли «коньками нарисовать на катке лодыри

11. Работа в парах.

Выбери из пословиц, записанных на карточке ту, которая поможет объяснить лодырям их ошибку.

1. Знание — сила. Тише едешь — дальше будешь.

2. Кто к грамоте горазд, тому не пропасть. Родина – мать, умей за нее постоять.

3. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Лето – припасиха, зима – прибериха.

4. Жадность всякому горю начало. Учись смолоду – пригодится в старости.

5. Мудрым никто не родился, а научился. Робкого и тень страшит.

6. Учение - путь к умению. На языке медок, а на уме ледок.

7. Корень ученья горек, да плод его сладок. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

8. В гостях хорошо, а дома лучше. Труд человека кормит, а лень портит.

9. Ученье свет, а неученье тьма. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

10. Сила есть — ума не надо. Век живи, век учись.

11. Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.

12. Мир освещается солнцем, а человек — знанием. Улыбка - залог здоровья.

13. Чтение — вот лучшее учение. Щи, каша — пища наша.

14. Без терпенья нет ученья. Чужие руки — не своя голова.

- О творчестве какого поэта мы говорили на уроке?

Чтобы проверить, насколько вы были внимательны, предлагаю выполнить небольшой тест. Я буду задавать вам вопросы. Из нескольких ответов выберите правильный, запишите букву, около которой он написан.

IV Итог урока.

Проверочный тест.

- Имя и отчество поэта.

в – Александр Николаевич; м - Самуил Яковлевич; у – Самуил Иванович;

- Где родился Маршак?

н - Москва; м - Острогожск; о - Воронеж;

- Выберите название произведения Маршака.

н - "Путаница"; з - "Мойдодыр"; л - "Багаж";

- Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри".

а - неряха; д - плакса; о - лентяй;

- Куда попали лодыри вместо урока?

д - каток; т - цирк; с - рынок;

- Сколько лет было коту, которого встретили лодыри?

к – три года; ц - год; щ - шесть лет;

- Выберите продолжение пословицы: Труд человека кормит, а

ы - лень портит; а - два лучше; е - говори меньше.

Если вы правильно выполнили задание, у вас получилось слово: МОЛОДЦЫ!

Какой урок можно извлечь из этого стихотворения? Чему оно нас учит? К чему приводят пропуски уроков? Вывод: нельзя пропускать уроки по пустякам. Можно остаться неграмотным.

А теперь без грамоты

Пропадёшь,

Далеко без грамоты

Не уйдёшь.

V. Домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Професійний розвиток педагогічних працівників. Як навчати дорослих ефективно? »
Просіна Ольга Володимирівна
36 годин
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.