і отримати безкоштовне
свідоцтво про публікацію
Взяти участь
Поспішайте взяти участь у вебінарі Вчимося дружити. Шлях до ефективної комунікації
До початку вебінару залишилось:
3
Дня
3
Години
16
Хвилин
30
Секунд
Предмети »

Лабораторная работа по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

Перегляд
матеріалу
Отримати код

Лабораторная работа

по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

на тему «Когда человек - вещь»

Юный друг!

Выполняя лабораторную работу, ты должен выяснить для себя, почему жизненный путь Ларисы Огудаловой, главной героини пьесы, - это путь душевного одиночества и трагического надлома. Твоя задача – проанализировать текст драматического произведения и ответить на вопрос, почему люди становятся вещью и постигла ли эта участь Ларису?

Тебе понадобятся знание и применение таких понятий: «социально -психологическая драма», «конфликт», «композиция», «ремарка», «сюжет»,«тема», «идея», «композиционный элемент», «мотив».

Цели и задачи (можно формулировать совместно с учащимися, исходя из темы лабораторной работы):

1.Научиться работать с текстом пьесы: добиться знания и понимания содержания произведения.

2. Вникнуть в суть драматического конфликта, найти противоборствующие силы, обеспечивающие развитие действия.

3.Учиться находить основные части драматического произведения, понимать его композицию.

4. Сформировать представление о системе образов и о каждом герое пьесы в отдельности.

5.Развивать навыки художественного чтения и проблемно - художественного анализа драматургического произведения, в том числе уметь обобщать прочитанное, выделять главные мысли, используя символы, опорные конспекты, кластеры, интеллект - карты, коллажи, лоции.

6.Осмыслить суть трагического финала пьесы и личной трагедии героини.

7.Повторить и углубить теоретические сведения об особенностях драматического искусства.

8.Формировать самодостаточную личность, не приемлющую унижения человеческого достоинства.

9.Развивать эстетические чувства.

Инструкция к работе:

1.Познакомиться с темой лабораторной работы.

2.Поставить цели и задач, изучить инструкцию по их выполнению.

3.Прочитать пьесу, посмотреть фильм.

4.Выдвинуть гипотезу, либо самостоятельно составленную, либо сформулированную с помощью учителя и одноклассников.

4.Выполнить задания исследовательского характера, творческих работ.

5.Сопоставить свои исследования с выдвинутой гипотезой.

4.Оценить своюдеятельность и результаты работы.

Выдвинутая гипотеза: Страшно то общество, в котором можно покупать живую душу.

Ход работы:

Подготовка к восприятию:

- Драма задумана осенью 1874 года;

- Пьеса основана на реальных событиях;

- Окончена в 1878 году;

- Напечатана в 1879 году в ж. «Отечественные записки».

Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений.

А.Н. Островский

Опыт № 1 «Новый сорт людей» Дайте характеристику купцам нового времени

1850 -1860 гг . - купцы - «самодуры» (простоватые и невежественные).

1870 - 1880 гг. - купцы - дельцы нового времени, прошедшие «хорошую школу». Им характерны такие черты:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Вывод: «Теперь торжество буржуазии, наступает золотой век!..»

«Не то время. Сколько приданных, столько и женихов. Лишних нет».

Опыт № 2«Коллективный портрет окружения главной героини»

Заполните таблицу:

п/п

Обожатели Ларисы Огудаловой

Фамилия -характеристика

Формула жизни

1

Кнуров МокийПарфеныч

2.

Вожеватов Василий Данилыч

3.

Паратов Сергей Сеергеевич

4.

Карандышев Юлий Капитоныч

5.

Огудалова Харита

Игнатьевна

6.

Вывод: Лариса об окружающих

Опыт № 3 «Психологический портрет Ларисы Огудаловой»

(работа в парах)

Задание: заполните правую сторону таблицы

п/п

Цитаты из пьесы «Бесприданница» и романсов, звучащих в ней.

Черта характера

1.

Лариса - греческое «чайка»

«Да-с, талантов у нее действительно много»,— говорит о героине Карандышев.

2.

Я словно бабочка к огню
Стремилась так неодолимо
В любовь — волшебную страну,
Где назовут меня любимой!

3

Вожеватов: « Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо.

Кнуров: То есть правду?» 

4

Ах, мама, мало, что ли, я страдала? Нет, довольно унижаться. 

5

Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдится. 

6

Сергей Сергеич… это идеал мужчины. Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной. 

7

Я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя».

8

Я для Вас кукла, поиграете Вы мной, изломаете и бросите.

9

Кабы любовь-то была равная с обеих сторон, так слез-то бы не было. 

10

«На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Уж если и быть вещью, то очень дорогой. Я не нашла любви, так буду искать золота».

11

«…я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий».- «Я мужа своего хоть уважать должна».

12

Самое тяжкое оскорбление для меня — это ваше покровительство.

13

«Поддержите меня, мне нужно одобрение, сочувствие». «Ну хоть поплачь со мной вместе».

14

Если спросить меня, зачем я живу? Не знаю!

15

Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь?.. 

16

«Умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем».

17

«Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю»

Опыт № 4 «Поисково -исследовательская работа»

Задание:найдите общее в содержании стихотворения «Молитва»

И.И. Козлова и в жизненной позиции Ларисы Огудаловой».

Молитва

Прости мне, Боже, прегрешенья,
И дух мой томный обнови, 
Дай мне терпеть мои мученья 
В надежде, вере и любви. 
Не страшны мне мои страданья. 
Они залог любви святой, 
Но дай, чтоб пламенной душой 
Я лить мог слёзы покаянья. (И.И. Козлов)

Свою мысль запиши: Я считаю, что____________________________

Опыт № 5 «Расследование. Кто виноват в трагедии Ларисы Огудаловой?»

Задание: назвать обстоятельства, что привели героиню к гибели:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Опыт № 6 « Поиск соответствий»

Задание: Цифровой диктант.( № термина - № понятия)

п/п

Термин

п/п

Понятие

2

Драма человеческой души в безнравственном обществе. «Горячее сердце» в драме.

5

Страшно то общество, в котором можно покупать живую человеческую душу.

8

Нравственность, долг и честь, покупка человеческой души, поиск смысла жизни.

1

Противостояние человека и его души с обществом, в котором он живёт.

6

Построение произведения.

3

Совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

7

Пояснение автора к тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актёров и т. п.

4

Искушения, все в драме поддаются искушениям, не обдумывая последствия, и в результате герои сами же ломают себе жизни и остаются несчастными.
Романсовый как средство эмоционального воздействия на зрителей.

Торговли.Торговля охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой выбор. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, самый жестокий и бесчестный участник торга.

Слова для справок: 1. Ремарка 2. Композиция 3. Тема 4. Сюжет

5. Конфликт 6.Мотив 7. Идея 8. Проблематика

Опыт № 7. «Композиционная цепочка»

Задание: назовите действия, соответствующие композиционным элементам

1действие

2 действие

3 действие

4 действие

Экспозиция и завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Опыт № 8 «Пути Господни…» Лариси Огудаловой».

Задание: назовите возможные события в жизни Ларисы после потери любимого .

Оцени результаты своей работы:

Опыт№ 1 (7х 0,2)

1,4 балла

Опыт № 2 (6 х 0,2)

1,2балла

Опыт № 3(17 х 0,2)

3,4 балла

Опыт № 4 ( 1ответ)

1балл

Опыт № 5 (7 х 0,2)

1,4балла

Опыт № 6 (8 х 0,2)

1,6 балла

Опыт № 7 (4 х 0,25)

1 балл

Опыт № 8 (6 х 0,5)

1 балл

Итого:

12 баллов

Оценка учителя:

Домашний эксперимент: Стань адвокатом Юлия Карандышева (Признесите монолог, смягчаюший наказание убийцы).

Приложение № 1«Новый сорт людей»

1850 -1860 гг . - купцы - «самодуры» (простоватые и невежественные).

1870 - 1880 гг. - купцы - дельцы нового времени, прошедшие «хорошую школу». Им характерны такие черты:

1.Купцы - владельцы торговых фирм, пароходных компаний, живых душ.

2.Они одеты по - европейски.

3.Лоск «просвещенности».

4.Отсутствие патриархальной грубости.

5.Жестокие законы этого общества: откровенный цинизм и бессовестная расчетливость, осознание своего привилегированного положения.

6.Отказ от нравственных ценностей.

7. Всё измеряется выгодой и деньгами. Товаром становятся человеческая душа.

Приложение № 2«Коллективный портрет окружения Ларисы Огудаловой»

Обожатели Ларисы Огудаловой

Фамилия - характеристика

Формула жизни

1

Кнуров Мокий

Парфеныч

Кнур - «боров, кабан, хряк

«Для меня невозможного мало

2.

Вожеватов Василий Данилыч

«кто умеет водиться с людьми, вежливый, приветливый».

«Всякому товару своя цена»

3.

Паратов Сергей Сеергеевич

Паратый - «хищный зверь»

«Найду выгоду, так все продам»,«жизнь коротка…так надо уметь ею пользоваться».

«…у меня ничего заветного нет»

4.

Карандышев Юлий Капитоныч

Юлий - имя императора

Карандаш - «коротышка»

"Так не доставайся ж ты никому»!

5.

Огудалова Харита

Игнатьевна

Харита - «прелестница», Игнатий - цыганское имя

«Огудалова» от глагола «огудать» - «оплести», «облапошить»

«Любит и сама пожить весело»

6.

Вывод: Лариса о своем окружении

«Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь?»«Никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видала сочувствия, не слыхала теплого слова…». «Так жить холодно!..»

Приложение № 3 «Психологический портрет Ларисы Огудаловой»

п/п

Цитаты из пьесы «Бесприданница» и романсов

Черта характера

1.

Лариса - греческое «чайка»

Лариса – чайка, свободная птица, парящая над бесконечным морем, то стремительно взывающая вверх, то камнем падающая вниз. Её поэтическая душа летит над миром.

«Да-с, талантов у нее действительно много»,— говорит о героине Карандышев.

Её душа утончённая, светлая, музыкальная, чуткая и мелодичная. Она музыкальна, в ее душе звучит цыганская песня и русский романс.

2.

Я словно бабочка к огню
Стремилась так неодолимо
В любовь — волшебную страну,
Где назовут меня любимой!

Смысл жизни для Ларисы -

любовь

Вожеватов: « Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо.

Кнуров: То есть правду?» 

Лариса искренняя, не умеет и не хочет лгать, приспосабливаться, играть по правилам, которые предлагают новые хозяева жизни.

Ах, мама, мало, что ли, я страдала? Нет, довольно унижаться. 

Отказывается лгать и пресмыкаться перед богатыми

Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдится. 

«Чайка»парит над бытом, над грязью и цинизмом.

Сергей Сергеич… это идеал мужчины. Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной. 

Неумение разбираться в людях.Она чиста душой и бескорыстна. Она тянется к людям, верит им, надеется на понимание и ответное чувство

Я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя».

Самоотверженность в любви.

Я для Вас кукла, поиграете Вы мной, изломаете и бросите

Лариса умеет трезво оценивать жизнь, ясно понимает безвыходность своего положения,

Кабы любовь-то была равная с обеих сторон, так слез-то бы не было. 

Мечтает о взаимной любви и верит в нее.

«На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Уж если и быть вещью, то очень дорогой. Я не нашла любви, так буду искать золота»

Не может понять, за что её обидели, унизили,растоптали.

Надломленная, бросает цинический вызов хищникам - дельцам.

«…я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий».- «Я мужа своего хоть уважать должна».

Решение выйти замуж за Карандышева - попытка найти опору в жизни, но ошиблась и в нем.

Самое тяжкое оскорбление для меня — это ваше покровительство.

Оскорбленная гордость и разочарование говорят в ней.

«Поддержите меня, мне нужно одобрение, сочувствие». «Ну хоть поплачь со мной вместе».

Ищет простого человеческого сочувствия, поддержки»

Если спросить меня, зачем я живу? Не знаю!

Преданная всеми, теряет смысл жизни.

Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь?.. 

Христианская вера не позволяет добровольно уйти из жизни.

«Умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем».

Уходит несломленной, свободным человеком, а не вещью.

«Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю»

Осознание героиней спасительной силы христианской любви и всепрощения

Приложение № 5 «Расследование. Кто виноват в трагедии Ларисы Огудаловой?»

1.Общество. (Безнравственное общество, растленное деньгами, выгодой, расчетом, куплей - продажей всего живого и неживого на земле).

2. Тягостный материнский дом. (Нет понимания между матерью и дочерью, мать торгует дочерью, заставляет лгать и унижаться).

3. Близкое окружение Ларисы. ( Её используют для удовлетворения своих принципов, расчетов, амбиций и т.д.)

4. «Стужа людских сердец». (Близкие ее не любят и даже не сочувствуют. Любят только себя).

5. Двойное предательство Паратова - кульминация жизненной трагедии.

5. Жених Юлий Карандышев. Лариса - это возможность самоутвердиться, проникнуть в мир «хозяев жизни». (Но, убив Ларису, он не дает ей превратиться в вещь, за что героиня называет его «милый мой, а выстрел считает «благодеянием»).

6. Сама Лариса Огудалова:

- Противоречивость ее внутреннего мира: совершает неожиданные, нелогичные, опрометчивые поступки, диктуемые эмоциями: любовью, ненавистью, презрением, раскаянием.

- Не разбирается в людях, идеализирует прожигателя жизни.

- От Паратова она слышит только то, что хочет услышать.

- Болезненно страдает от нарушения гармонии.

- Позволяет себе посмеяться над тщеславным женихом.

- Бросает вызов судьбе: едет с Паратовым за Волгу.

- Она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать "очень дорогой вещью».

И только выстрел Карандышева возвращает ее к естественной красоте натуры.

7. Лариса - жертва обстоятельств.

Приложение № 6 « Поиск соответствий» Цифровой диктант:

3 -2

7 -5

8 - 8

5 - 1

2 - 6

4 -3

1 -7

6- 4

Приложение № 7. «Композиционная цепочка»

1действие

2 действие

3 действие

4 действие

Экспозиция и завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Приезд

Паратова

Борьба Ларисы

за сердце Паратова.

Обед у Карандышева.

Пение Ларисы

Прозрение Ларисы и

гибель героини

Приложение № 8 «Пути Господни…» Лариси Огудаловой»

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу

Опис документу:
Лабораторные и практические работы по литературе являются видом деятельности, способствующим развитию познавательной и практической активности учащихся. Предложенная форма работы является важной составляющей в развитии исследовательских умений и навыков учащихся в области литературы.
  • Додано
    12.02.2019
  • Розділ
    Зарубіжна література
  • Клас
    8 Клас
  • Тип
    Конспект
  • Переглядів
    40
  • Коментарів
    0
  • Завантажень
    0
  • Номер матеріала
    TP560797
  • Вподобань
    0
Курс:«Стратегії профілактики та вчасного реагування на прояви суїцидальної поведінки неповнолітніх»
Мельничук Вікторія Олексіївна
36 години
1400 грн
590 грн

Бажаєте дізнаватись більше цікавого?


Долучайтесь до спільноти