і отримати безкоштовне
свідоцтво про публікацію
Предмети »

Лабораторная работа по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

Перегляд
матеріалу
Отримати код

Лабораторная работа

по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

на тему «Когда человек - вещь»

Юный друг!

Выполняя лабораторную работу, ты должен выяснить для себя, почему жизненный путь Ларисы Огудаловой, главной героини пьесы, - это путь душевного одиночества и трагического надлома. Твоя задача – проанализировать текст драматического произведения и ответить на вопрос, почему люди становятся вещью и постигла ли эта участь Ларису?

Тебе понадобятся знание и применение таких понятий: «социально -психологическая драма», «конфликт», «композиция», «ремарка», «сюжет»,«тема», «идея», «композиционный элемент», «мотив».

Цели и задачи (можно формулировать совместно с учащимися, исходя из темы лабораторной работы):

1.Научиться работать с текстом пьесы: добиться знания и понимания содержания произведения.

2. Вникнуть в суть драматического конфликта, найти противоборствующие силы, обеспечивающие развитие действия.

3.Учиться находить основные части драматического произведения, понимать его композицию.

4. Сформировать представление о системе образов и о каждом герое пьесы в отдельности.

5.Развивать навыки художественного чтения и проблемно - художественного анализа драматургического произведения, в том числе уметь обобщать прочитанное, выделять главные мысли, используя символы, опорные конспекты, кластеры, интеллект - карты, коллажи, лоции.

6.Осмыслить суть трагического финала пьесы и личной трагедии героини.

7.Повторить и углубить теоретические сведения об особенностях драматического искусства.

8.Формировать самодостаточную личность, не приемлющую унижения человеческого достоинства.

9.Развивать эстетические чувства.

Инструкция к работе:

1.Познакомиться с темой лабораторной работы.

2.Поставить цели и задач, изучить инструкцию по их выполнению.

3.Прочитать пьесу, посмотреть фильм.

4.Выдвинуть гипотезу, либо самостоятельно составленную, либо сформулированную с помощью учителя и одноклассников.

4.Выполнить задания исследовательского характера, творческих работ.

5.Сопоставить свои исследования с выдвинутой гипотезой.

4.Оценить своюдеятельность и результаты работы.

Выдвинутая гипотеза: Страшно то общество, в котором можно покупать живую душу.

Ход работы:

Подготовка к восприятию:

- Драма задумана осенью 1874 года;

- Пьеса основана на реальных событиях;

- Окончена в 1878 году;

- Напечатана в 1879 году в ж. «Отечественные записки».

Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений.

А.Н. Островский

Опыт № 1 «Новый сорт людей» Дайте характеристику купцам нового времени

1850 -1860 гг . - купцы - «самодуры» (простоватые и невежественные).

1870 - 1880 гг. - купцы - дельцы нового времени, прошедшие «хорошую школу». Им характерны такие черты:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Вывод: «Теперь торжество буржуазии, наступает золотой век!..»

«Не то время. Сколько приданных, столько и женихов. Лишних нет».

Опыт № 2«Коллективный портрет окружения главной героини»

Заполните таблицу:

п/п

Обожатели Ларисы Огудаловой

Фамилия -характеристика

Формула жизни

1

Кнуров МокийПарфеныч

2.

Вожеватов Василий Данилыч

3.

Паратов Сергей Сеергеевич

4.

Карандышев Юлий Капитоныч

5.

Огудалова Харита

Игнатьевна

6.

Вывод: Лариса об окружающих

Опыт № 3 «Психологический портрет Ларисы Огудаловой»

(работа в парах)

Задание: заполните правую сторону таблицы

п/п

Цитаты из пьесы «Бесприданница» и романсов, звучащих в ней.

Черта характера

1.

Лариса - греческое «чайка»

«Да-с, талантов у нее действительно много»,— говорит о героине Карандышев.

2.

Я словно бабочка к огню
Стремилась так неодолимо
В любовь — волшебную страну,
Где назовут меня любимой!

3

Вожеватов: « Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо.

Кнуров: То есть правду?» 

4

Ах, мама, мало, что ли, я страдала? Нет, довольно унижаться. 

5

Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдится. 

6

Сергей Сергеич… это идеал мужчины. Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной. 

7

Я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя».

8

Я для Вас кукла, поиграете Вы мной, изломаете и бросите.

9

Кабы любовь-то была равная с обеих сторон, так слез-то бы не было. 

10

«На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Уж если и быть вещью, то очень дорогой. Я не нашла любви, так буду искать золота».

11

«…я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий».- «Я мужа своего хоть уважать должна».

12

Самое тяжкое оскорбление для меня — это ваше покровительство.

13

«Поддержите меня, мне нужно одобрение, сочувствие». «Ну хоть поплачь со мной вместе».

14

Если спросить меня, зачем я живу? Не знаю!

15

Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь?.. 

16

«Умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем».

17

«Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю»

Опыт № 4 «Поисково -исследовательская работа»

Задание:найдите общее в содержании стихотворения «Молитва»

И.И. Козлова и в жизненной позиции Ларисы Огудаловой».

Молитва

Прости мне, Боже, прегрешенья,
И дух мой томный обнови, 
Дай мне терпеть мои мученья 
В надежде, вере и любви. 
Не страшны мне мои страданья. 
Они залог любви святой, 
Но дай, чтоб пламенной душой 
Я лить мог слёзы покаянья. (И.И. Козлов)

Свою мысль запиши: Я считаю, что____________________________

Опыт № 5 «Расследование. Кто виноват в трагедии Ларисы Огудаловой?»

Задание: назвать обстоятельства, что привели героиню к гибели:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Опыт № 6 « Поиск соответствий»

Задание: Цифровой диктант.( № термина - № понятия)

п/п

Термин

п/п

Понятие

2

Драма человеческой души в безнравственном обществе. «Горячее сердце» в драме.

5

Страшно то общество, в котором можно покупать живую человеческую душу.

8

Нравственность, долг и честь, покупка человеческой души, поиск смысла жизни.

1

Противостояние человека и его души с обществом, в котором он живёт.

6

Построение произведения.

3

Совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

7

Пояснение автора к тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актёров и т. п.

4

Искушения, все в драме поддаются искушениям, не обдумывая последствия, и в результате герои сами же ломают себе жизни и остаются несчастными.
Романсовый как средство эмоционального воздействия на зрителей.

Торговли.Торговля охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой выбор. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, самый жестокий и бесчестный участник торга.

Слова для справок: 1. Ремарка 2. Композиция 3. Тема 4. Сюжет

5. Конфликт 6.Мотив 7. Идея 8. Проблематика

Опыт № 7. «Композиционная цепочка»

Задание: назовите действия, соответствующие композиционным элементам

1действие

2 действие

3 действие

4 действие

Экспозиция и завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Опыт № 8 «Пути Господни…» Лариси Огудаловой».

Задание: назовите возможные события в жизни Ларисы после потери любимого .

Оцени результаты своей работы:

Опыт№ 1 (7х 0,2)

1,4 балла

Опыт № 2 (6 х 0,2)

1,2балла

Опыт № 3(17 х 0,2)

3,4 балла

Опыт № 4 ( 1ответ)

1балл

Опыт № 5 (7 х 0,2)

1,4балла

Опыт № 6 (8 х 0,2)

1,6 балла

Опыт № 7 (4 х 0,25)

1 балл

Опыт № 8 (6 х 0,5)

1 балл

Итого:

12 баллов

Оценка учителя:

Домашний эксперимент: Стань адвокатом Юлия Карандышева (Признесите монолог, смягчаюший наказание убийцы).

Приложение № 1«Новый сорт людей»

1850 -1860 гг . - купцы - «самодуры» (простоватые и невежественные).

1870 - 1880 гг. - купцы - дельцы нового времени, прошедшие «хорошую школу». Им характерны такие черты:

1.Купцы - владельцы торговых фирм, пароходных компаний, живых душ.

2.Они одеты по - европейски.

3.Лоск «просвещенности».

4.Отсутствие патриархальной грубости.

5.Жестокие законы этого общества: откровенный цинизм и бессовестная расчетливость, осознание своего привилегированного положения.

6.Отказ от нравственных ценностей.

7. Всё измеряется выгодой и деньгами. Товаром становятся человеческая душа.

Приложение № 2«Коллективный портрет окружения Ларисы Огудаловой»

Обожатели Ларисы Огудаловой

Фамилия - характеристика

Формула жизни

1

Кнуров Мокий

Парфеныч

Кнур - «боров, кабан, хряк

«Для меня невозможного мало

2.

Вожеватов Василий Данилыч

«кто умеет водиться с людьми, вежливый, приветливый».

«Всякому товару своя цена»

3.

Паратов Сергей Сеергеевич

Паратый - «хищный зверь»

«Найду выгоду, так все продам»,«жизнь коротка…так надо уметь ею пользоваться».

«…у меня ничего заветного нет»

4.

Карандышев Юлий Капитоныч

Юлий - имя императора

Карандаш - «коротышка»

"Так не доставайся ж ты никому»!

5.

Огудалова Харита

Игнатьевна

Харита - «прелестница», Игнатий - цыганское имя

«Огудалова» от глагола «огудать» - «оплести», «облапошить»

«Любит и сама пожить весело»

6.

Вывод: Лариса о своем окружении

«Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь?»«Никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видала сочувствия, не слыхала теплого слова…». «Так жить холодно!..»

Приложение № 3 «Психологический портрет Ларисы Огудаловой»

п/п

Цитаты из пьесы «Бесприданница» и романсов

Черта характера

1.

Лариса - греческое «чайка»

Лариса – чайка, свободная птица, парящая над бесконечным морем, то стремительно взывающая вверх, то камнем падающая вниз. Её поэтическая душа летит над миром.

«Да-с, талантов у нее действительно много»,— говорит о героине Карандышев.

Её душа утончённая, светлая, музыкальная, чуткая и мелодичная. Она музыкальна, в ее душе звучит цыганская песня и русский романс.

2.

Я словно бабочка к огню
Стремилась так неодолимо
В любовь — волшебную страну,
Где назовут меня любимой!

Смысл жизни для Ларисы -

любовь

Вожеватов: « Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо.

Кнуров: То есть правду?» 

Лариса искренняя, не умеет и не хочет лгать, приспосабливаться, играть по правилам, которые предлагают новые хозяева жизни.

Ах, мама, мало, что ли, я страдала? Нет, довольно унижаться. 

Отказывается лгать и пресмыкаться перед богатыми

Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдится. 

«Чайка»парит над бытом, над грязью и цинизмом.

Сергей Сергеич… это идеал мужчины. Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной. 

Неумение разбираться в людях.Она чиста душой и бескорыстна. Она тянется к людям, верит им, надеется на понимание и ответное чувство

Я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя».

Самоотверженность в любви.

Я для Вас кукла, поиграете Вы мной, изломаете и бросите

Лариса умеет трезво оценивать жизнь, ясно понимает безвыходность своего положения,

Кабы любовь-то была равная с обеих сторон, так слез-то бы не было. 

Мечтает о взаимной любви и верит в нее.

«На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Уж если и быть вещью, то очень дорогой. Я не нашла любви, так буду искать золота»

Не может понять, за что её обидели, унизили,растоптали.

Надломленная, бросает цинический вызов хищникам - дельцам.

«…я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий».- «Я мужа своего хоть уважать должна».

Решение выйти замуж за Карандышева - попытка найти опору в жизни, но ошиблась и в нем.

Самое тяжкое оскорбление для меня — это ваше покровительство.

Оскорбленная гордость и разочарование говорят в ней.

«Поддержите меня, мне нужно одобрение, сочувствие». «Ну хоть поплачь со мной вместе».

Ищет простого человеческого сочувствия, поддержки»

Если спросить меня, зачем я живу? Не знаю!

Преданная всеми, теряет смысл жизни.

Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь?.. 

Христианская вера не позволяет добровольно уйти из жизни.

«Умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем».

Уходит несломленной, свободным человеком, а не вещью.

«Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю»

Осознание героиней спасительной силы христианской любви и всепрощения

Приложение № 5 «Расследование. Кто виноват в трагедии Ларисы Огудаловой?»

1.Общество. (Безнравственное общество, растленное деньгами, выгодой, расчетом, куплей - продажей всего живого и неживого на земле).

2. Тягостный материнский дом. (Нет понимания между матерью и дочерью, мать торгует дочерью, заставляет лгать и унижаться).

3. Близкое окружение Ларисы. ( Её используют для удовлетворения своих принципов, расчетов, амбиций и т.д.)

4. «Стужа людских сердец». (Близкие ее не любят и даже не сочувствуют. Любят только себя).

5. Двойное предательство Паратова - кульминация жизненной трагедии.

5. Жених Юлий Карандышев. Лариса - это возможность самоутвердиться, проникнуть в мир «хозяев жизни». (Но, убив Ларису, он не дает ей превратиться в вещь, за что героиня называет его «милый мой, а выстрел считает «благодеянием»).

6. Сама Лариса Огудалова:

- Противоречивость ее внутреннего мира: совершает неожиданные, нелогичные, опрометчивые поступки, диктуемые эмоциями: любовью, ненавистью, презрением, раскаянием.

- Не разбирается в людях, идеализирует прожигателя жизни.

- От Паратова она слышит только то, что хочет услышать.

- Болезненно страдает от нарушения гармонии.

- Позволяет себе посмеяться над тщеславным женихом.

- Бросает вызов судьбе: едет с Паратовым за Волгу.

- Она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать "очень дорогой вещью».

И только выстрел Карандышева возвращает ее к естественной красоте натуры.

7. Лариса - жертва обстоятельств.

Приложение № 6 « Поиск соответствий» Цифровой диктант:

3 -2

7 -5

8 - 8

5 - 1

2 - 6

4 -3

1 -7

6- 4

Приложение № 7. «Композиционная цепочка»

1действие

2 действие

3 действие

4 действие

Экспозиция и завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Приезд

Паратова

Борьба Ларисы

за сердце Паратова.

Обед у Карандышева.

Пение Ларисы

Прозрение Ларисы и

гибель героини

Приложение № 8 «Пути Господни…» Лариси Огудаловой»

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу

Опис документу:
Лабораторные и практические работы по литературе являются видом деятельности, способствующим развитию познавательной и практической активности учащихся. Предложенная форма работы является важной составляющей в развитии исследовательских умений и навыков учащихся в области литературы.
  • Додано
    12.02.2019
  • Розділ
    Зарубіжна література
  • Клас
    8 Клас
  • Тип
    Конспект
  • Переглядів
    5
  • Коментарів
    0
  • Завантажень
    0
  • Номер матеріала
    TP560797
  • Вподобань
    0
Курс:«Активізація творчого потенціалу вчителів шляхом використання ігрових форм організації учнів на уроці»
Черниш Олена Степанівна
36 годин
1400 грн
590 грн

Бажаєте дізнаватись більше цікавого?


Долучайтесь до спільноти

«Методичний
тиждень 2.0»
Головний приз 500грн
Взяти участь