Взяти участь
Поспішайте взяти участь в акції «Методичний тиждень 2.0».
Головний приз 500грн + безкоштовний вебінар.
До визначення переможців залишилось:
3
Дня
3
Години
16
Хвилин
30
Секунд
Предмети »

Лабораторная работа по литературе как способ побуждения к творчеству

Курс:«Основи фінансової грамотності»
Часнікова Олена Володимирівна
72 години
2700 грн
390 грн
Свідоцтво про публікацію матеріала №BS615086
За публікацію цієї методичної розробки Ігнатова Олена Миколаївна отримав(ла) свідоцтво №BS615086
Завантажте Ваші авторські методичні розробки на сайт та миттєво отримайте персональне свідоцтво про публікацію від ЗМІ «Всеосвіта»
Перегляд
матеріалу
Отримати код

Игнатова Е.Н., учитель русского языка и литературы

Лабораторная работа по литературе как способ побуждения к творчеству

Правильно обучать учащихся – значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией. Именно по этой причине творческая группа учителей русского языка и литературы решила обратиться к лабораторной форме занятий по литературе, т.к. она предполагает разнообразие методов и приемов обучения, которые формируют навыки исследовательской деятельности и включает в себя множество видов самостоятельной учебной работы учащихся.  
Метод организации лабораторной работы на уроках литературы считаем экспериментальным, так как вопрос ее методологии  не освещен ни в публикациях, ни в интернете. Наблюдения показывают, что такая форма организации урока создает благоприятные условия для развития познавательной  и практической активности учащихся.
            Само слово «лаборатория» происходит от латинского слова «labor»- труд, работа, трудность. Его смысл связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.  Лабораторные занятия интегрируют теоретико – методологические знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно- исследовательского характера. 
             Основной целью нашего обращения к форме лабораторной работы являлось стремление формировать у учеников  навыки самостоятельной «добычи знаний», а также желание  «разговорить» ребят (высказывать  свою точку зрения, аргументировать, доказывать, спорить, сравнивать, сопоставлять, проводить тематические параллели и др.). Этой цели сопутствуют основные задачи воспитания «внимательного читателя», умеющего связывать прочитанное с реальностью, получать из памятников литературы «жизненные уроки», исходя из которых ребята учились бы выбирать модель поведения по ситуации в настоящей жизни.
Алгоритм сценария лабораторной работы прост:
1. Подготовительный этап, который включает в себя или предварительное знакомство с материалом (биографией писателя, поэта, художественным текстом и др.) или установку (информацию о предстоящей работе, поиск нужной  дополнительной литературы, словарей, справочников, памяток и т.д);
2. Постановка цели.  Чаще всего это проблемный вопрос, требующий ответа или задание, которое выполняется поэтапно. Цель лабораторной работы можно озвучить устно или в письменном виде (если задания отпечатаны и выполняются письменно). Вопрос  может носить частный или обобщающий характер. Иногда тему или вопрос лабораторной работы подсказывают учителю сами дети.  Учитель по своему усмотрению  выбирает наиболее интересный, актуальный вопрос (задание).
3. Самостоятельная лабораторная работа учащихся (эта часть подразумевает вариативность и разнообразие заданий и форм   работы). Следует отметить, что занятия можно проводить как в группах, в целом коллективе, так и индивидуально. Время, отведенное для работы, может определить учитель (в зависимости от темы и объема работы): на весь урок, на часть урока, как домашнее задание.
4. Обобщение результатов исследования, выводы (самостоятельно или в рабочей группе). Здесь дается возможность высказаться каждому в устной или письменной форме. Письменно ребята подводят итог в виде развернутого ответа на поставленный в начале лабораторной работы проблемный вопрос.  Обязательна аргументация ответа.
В устной форме хорошо проходит обобщение, подведение итогов, доказательство правильности вывода после коллективных занятий, где каждый имеет возможность отчитаться, высказаться по лично проделанной   работе по своему заданию (задания необходимо распределять).
Содержанием лабораторных работ должен быть материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящих перед учащимися учебно-научные и творческие задачи; обеспечивающий новое или более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных ребятам фактов, авторского художественного своеобразия творчества; поиск ответов на проблемные вопросы и др.
           Требования к лабораторным работам просты: - тематика должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами  учебной деятельности; 

- цель проведения лабораторной работы должна быть ясна учащимся; - работа для них  должна быть интересной.   
            Лабораторная работа может включать в себя этапы исследования : 
- наблюдение за языковым материалом и его изучение с разных сторон;
- выяснение непонятного, подлежащего исследованию;
- выяснение связей изучаемого материала с другими материалами;
- проведение лингвистического эксперимента;
- сравнение и сопоставление;
- «погружение» в материал и т.д.
Лабораторная работа

по повести Н.В. Гоголя «Портрет»

ИНСТРУКЦИЯ

Дорогой друг!

Ты приступаешь к выполнению лабораторной работы по литературе.

Твоя задача: на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» определить, в чем смысл существования искусства? Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться сытой жизнью, поставив свое искусство в услужение толпе обывателей?

ХОД РАБОТЫ

Опыт № 1. Лексическая работа.

Запишите ассоциативный ряд к слову искусство

  • Что такое искусство?

  • В чем смысл существования искусства?

  • Слова «искусство», «искус», «искушение» одного корня. И не одна ли

природа у обозначенных этими словами понятий?

Сделайте вывод:________________________________________________________

Опыт № 2. Совместная работа лаборатории «Поиск соответствий». Рассказ о двух художниках построен по принципу: антитезы, гиперболы или типизации?

Сотрудники «лаборатории» пытаются соотнести понятие по его содержанию

.

Термин

Содержание понятия

антитеза

средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении;  образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого

гипербола

обобщение, лежащее в основе создания художественного образа.

типизация

композиционный приём противопоставления: образов, сюжетных ситуаций, стилей, тем в рамках целого произведения; слов или 

словесных конструкций со значением антонимов.

                                                                  

Опыт № 3. Поисково-исследовательская работа с текстом.

А) Выделите ключевые слова и фразы.

«Исследуй, изучай все, что ни видишь,…умей находить внутреннюю мысль и… старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник, владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе…. Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше его. И во сколько раз торжественный покой выше всякого волненья мирского; во сколько раз творенье выше разрушенья; во сколько раз ангел одной только чистой невинностью светлой души своей выше всех несметных сил и гордых страстей сатаны,- во столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью. Не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью; без неё не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков упокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу».

Б) Что заключено для человека в искусстве? Каково истинное назначение искусства?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт № 4. Стилистический эксперимент.

- Сопоставьте финальный монолог художника в 1-й (Приложение 1) и 2-й редакциях произведения. Почему автор изъял большую часть апокалиптической картины (Из отрывка видна проповедническая, христианская позиция Гоголя. Второй вариант повести, заключая в себе ту же идею, проще для понимания читателем и эмоционального восприятия им авторской позиции)?

- В первой редакции гибель героя обусловлена вмешательством роковых и таинственных сил. Фантастический элемент особенно обнажён во второй части «Портрета». Эти «фантастические затеи» и отход Гоголя от «ежедневной действительности» вызвали недовольство Белинского, усмотревшего противоречие, художественную несогласованность между 1-й и 2-й частями. 2-я редакция «Портрета» отличается ослаблением фантастического элемента. Грехопадение Чарткова объясняется уже не столько влиянием таинственной демонической силы, сколько особенностями его душевного склада, влиянием на него жизненных обстоятельств.

-Удалось ли Гоголю в окончательной редакции произведения гармонично соединить реальное и фантастическое?

- Не отказался ли писатель от своих эстетических взглядов, когда учёл замечания Белинского (Гоголь остался верен своей творческой манере, сохранил в произведении интереснейшие, поражающие воображение фантастические эпизоды, но, помимо этого, добился композиционной стройности романтического произведения. Вторая редакция отличается сочетанием захватывающего сюжета с отражением действительности)?

Опыт № 5. Тестовые задания.

  1. В основе цикла Петербургских повестей лежит:

а) общий для всех повестей внутренний конфликт героя;

б) конфликт человека и общества;
в) конфликт между героями.

2. Проблема, поставленная в повести «Портрет»:

а) место искусства в жизни людей;
б) назначение искусства;

в) трудная судьба художника.

3. Рассказ о двух художниках построен по принципу:

а) антитезы;

б) гиперболы;

в) типизации.

4. Трагедия художника Чарткова заключается:
а) в непонимании обществом его творчества;
б) в бедности и одиночестве;

в) в отказе от творчества.

5. По мнению Гоголя, «девятнадцатый век давно уже приобрел скучную

физиономию...»:

а) министра;
б) банкира;

в) художника.

6. В предложении: «Высокая кисть художника выказывалась в нем очевидно» - использована:

а) метафора;

б) аллегория;
в) гипербола.

7. Портрет ростовщика является олицетворением:

а) любви;

б) добра;
в) зла.

8. Художник, написавший портрет ростовщика:
а) получил признание;

б) раскаялся в содеянном, стал монахом;

в) став богатым, утратил талант.

9. Повествование во второй части повести:

а) последовательное;

б) ретроспективное;
в) рамочное.

10. Слова: «Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства» произносит:

а) художник Чартков;

б) художник Б.;

в) отец художника Б.

Ответы: 1б, 2б, 3а, 4в, 5б, 6а, 7в, 8б, 9в, 10в.

Оцени результаты своей работы:

Без ошибок решил тестовые задания

5 баллов

Опознал понятие по его описанию

1 балл

Правильно определил средства языка

2 балла

Справился с логической задачей «Распутай путаницу»

1 балл

Принял участие в выступлении по предложенной теме

2 балла

Твоя речь отличалась логичностью, была грамотной

1 балл

Всего

12 баллов

Поставь себе оценку за работу

Оценка учителя

Приложение 1

Эпизод из первой редакции «Портрета» Н. В. Гоголя

«Сын мой! <…> уже скоро, скоро приблизится время, когда искуситель рода человеческого, антихрист, народится в мир. Ужасно будет это время: оно будет перед концом мира. Он промчится на коне-гиганте, и великие потерпят муки те, которые останутся верными Христу. Слушай, сын мой: уже давно хочет народиться антихрист, но не может, потому что должен родиться сверхъестественным образом; а в мире нашем всё устроено всемогущим так, что совершается всё в естественном порядке, и потому ему никакие силы, сын мой, не помогут прорваться в мир. Но земля наша – прах перед создателем. Она, по его законам, должна разрушаться, и с каждым днём законы природы будут становиться слабее, и оттого границы, удерживающие сверхъестественное, делаются всё преступнее. Он уже и теперь нарождается, но только некоторая часть его порывается показаться в мир. Он избирает для себя жилищем самого человека и показывается в тех людях, от которых уже, кажется, при самом рождении отшатнулся ангел, и они заклеймены страшной ненавистью к людям и ко всему, что есть создание творца. Таков-то был дивный ростовщик, которого дерзнул я, окаянный, изобразить преступною своею кистью».

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу

Опис документу:
Метод организации лабораторной работы на уроках литературы считаем экспериментальным, так как вопрос ее методологии не освещен ни в публикациях, ни в интернете. Наблюдения показывают, что такая форма организации урока создает благоприятные условия для развития познавательной и практической активности учащихся
  • Додано
    22.02.2018
  • Розділ
    Зарубіжна література
  • Клас
    8 Клас
  • Тип
    Стаття
  • Переглядів
    7733
  • Коментарів
    0
  • Завантажень
    0
  • Номер матеріала
    BS615086
  • Вподобань
    0
Курс:«Основи фінансової грамотності»
Часнікова Олена Володимирівна
72 години
2700 грн
390 грн
Свідоцтво про публікацію матеріала №BS615086
За публікацію цієї методичної розробки Ігнатова Олена Миколаївна отримав(ла) свідоцтво №BS615086
Завантажте Ваші авторські методичні розробки на сайт та миттєво отримайте персональне свідоцтво про публікацію від ЗМІ «Всеосвіта»
Шкільна міжнародна дистанційна олімпіада «Всеосвiта Зима – 2018-2019»

Бажаєте дізнаватись більше цікавого?


Долучайтесь до спільноти