ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА на тему: «Составление собственного комментария к сонету Ф. Петрарки»

Опис документу:
Выполнение заданий, которые помогут обрести новые знания, проникнуться уважением к поэзии великой эпохи Возрождения и приобщиться к прекрасному. Выполнение задач требует литературно-теоретических знаний, а именно: четкого представления о таких понятиях, как философия гуманизма, сонет, любовная лирика, лирический герой.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код

Бондарева В.В.,
учитель русского языка и литературы ММТЛ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
на тему:
«Составление собственного комментария к сонету»
(Ф. Петрарка «Книга песен»)
Дорогой друг!
Ты приступаешь к выполнению практической работы по литературе
Твоя задача: тебе предстоит встреча с великим итальянским поэтом –
гуманистом Франческо Петрарка. Его отличала особая любовь к классической древности, страстная вера в возрождение Рима и Италии, неслыханный авторитет,который позволял ему наставлять пап и императоров и даже делать им строгие выговоры. Петрарка был увенчан лавровым венком римским сенатом, официально признан великим поэтом, историком и римским гражданином.
В 1327 году в церкви Святой Клары Петрарка встретил Лауру, которую
полюбил с первого взгляда и на всю жизнь. Эта любовь будет несчастной для
Франческо Петрарки, но именно благодаря ей появляется на свет поэтический сборник сонетов и стихов, написанных на итальянском языке «Канцоньере» или «Книга песен». Работу над этой книгой Петрарка начал, когда влюбился в Лауру, и продолжал в течение всей жизни. Сонеты рождались и тогда, когда двадцатилетней Лауры не стало. Книга имеет два раздела: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». Любовь не оставила поэта, она лишь стала просветленным и трагическим чувством одновременно.
Перечитай внимательно сонеты и выполни задания, они помогут тебе обрести новые знания, проникнутся уважением к поэзии великой эпохи Возрождения и приобщиться к прекрасному.
Задача требует от тебя литературно-теоретических знаний, а именно: четкого
представления о таких понятиях, как философия гуманизма, сонет, любовная
лирика, лирический герой.
I. Подготовительная работа по составлению собственного комментария к сонету: аналитическое чтение сонетов из сборника «Канцоньере» («Книга песен»).
Культурологическая справка (усвоение литературоведческих терминов)
Сонет – лирическое стихотворение, состоящее из 14 строк пятистопного или
шестистопного ямба, двух четверостиший и двух трехстиший.
Сонет как жанр появился в XIII в. В Италии и был разработан Данте и Петраркой.
1. Выразительное чтение и анализ I сонета.
Беседа:
• О чѐм просит читателей Петрарка в этом своеобразном поэтическом
предисловии к сборнику?
• Почему поэт надеется на «участие» влюблѐнных?
• Какие эпитеты использует он, характеризуя былое чувство?
Культурологическая справка. Сонеты Петрарки — это воспоминания о
прошедшей любви, о юности, написанные пожилым, много видевшим и
испытавшим человеком, который выражает надежду, что его поэтические строки
вызовут «участие» влюблѐнных и эмоциональное сопереживание у читателей.
2. Выразительное чтение и анализ ССХХ и ХС сонетов (портрет Лауры).
Беседа:
• С чем сравнивает Петрарка волосы Лауры, еѐ щѐки и губы?
• Какие похожие черты портрета возлюбленной можно отметить, если
сопоставить два сонета?
• Какие сходные эпитеты и метафоры использовал Петрарка в обоих
стихотворениях?
• Что чувствует в своѐм сердце поэт, когда видит любимую?
3. Постановка проблемного вопроса.
Что в сонете ХС сближает Лауру с Беатриче Данте Алигьери? Выразительно
прочитайте эти строки. Какое настроение они у вас вызывают?
Культурологическая справка. В предшествующей творчеству Петрарки
литературной традиции существовали особые поэтические штампы, которым
был обязан следовать стихотворец: волосы возлюбленной сравнивались с золотом, щѐки — с белизной снега, глаза — со звѐздами, губы — с лепестками роз. Подобный портрет имел очень мало общего с обликом реальной женщины, рождался особый,возвышенный образ Прекрасной Дамы, символизирующий высокие порывы души поэта, его служение идеалу. Часто сквозь подобный чарующий женский образ в поэзии проступала некая отвлечѐнная философская или нравственная идея.Петрарка не порвал ещѐ с традицией поэтической аллегории символа, однако наполнил еѐ новым содержанием. Сохраняя мотив поклонения Прекрасной Даме,
поэт делает главной темой сонетов жизнь собственного сердца, вводит читателя в глубины своей души, в мир чувств и переживаний. Именно благодаря этой особенности лирики Петрарки мы воспринимаем его как поэта нового времени —Возрождения. На место отвлечѐнной идеи приходит живая жизнь.
4. Выразительное чтение сонета СССХI(поэтическое осмысление любви).
Беседа:
• О чѐм поѐт соловей? Отчего его пение так сильно трогает душу поэта?
• Что придаѐт трагизм поэтическим строкам?
• Почему поэт считает любовное чувство обманом?
• Что слышится поэту в звуках окружающего мира?
• Как они перекликаются с его душевным состоянием?
• О чѐм шепчет поэту голос Лауры? Что она разъясняет ему?
5. Выразительное чтение сонета XXXII (разочарование поэта в жизни и
ожидание смерти).
Беседа:
• Какие мысли возникают у поэта в конце жизни? Какие ценности ему остаются?
• Может ли любовь противостоять времени?
• Что остаѐтся человеку в старости?
II. Создание собственного комментария к сонету (работа в парах).
Примечание.
На этом этапе работы Вам (членам группы) могут быть предоставлены
определенные роли:
чтец
художник
руководитель
литературовед
аналитик.
Вы распределяете роли внутри группы самостоятельно или с помощью
«руководителя». Таким же образом будет оценена работа членов группы (в
зависимости от общей оценки группы, определенной учителем)
Задание № 1.
• Подготовьте выразительное чтение сонета CXXXIV, объясните его содержание,тему и идею, определите художественные средства, «нарисуйте» сонет (символы,образы), сравните словесное объяснение и художественное. Выясните, какиечувства переживает лирический герой в одно и то же время, найдите поэтические строки, наиболее красноречиво передающие драматизм душевного состояния Ф.Петрарки.
Докажите, что данное стихотворение – сонет.
• Какой художественный приѐм использован в построении этого сонета?
Задание № 2.
• Прочитайте сонет CCXVIII Ф. Петрарки. Проследите развитие содержания сонета по строфам:
• найдите в первой строфе образ — смысловую доминанту. Какова главная мысль первой строфы?
• Как развивается эта мысль во второй строфе? расшифруйте заключѐнную в ней поэтическую антитезу.
• Почему так часто употребляется предлог «без» в третьей строфе?
• Какова основная идея, выраженная в двух последних строках (сонетном замке)?
• Можно ли, по-вашему, подчинить содержание сонета общей
Схеме «тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез»? Обоснуйте своѐ мнение.
Комментарий для учителя. Сонет CCXVIII Ф. Петрарки — один из немногих
сонетов, в котором автор не только не нарушил строгую сонетную форму, но и остался верен принципам воплощения сонетного содержания «тезис — развитие
тезиса — антитезис — синтез». Кроме того, учащиеся обостряют своѐ восприятие текста поиском смысловых доминант и путей воплощения этих смыслов в конкретных образах. Подобный подход к анализу развивает восприятие такой сложной формы, как сонет, даже у самых невнимательных, неподготовленных читателей.
III. Самостоятельная работа над составлением собственного комментария к одному из сонетов (по выбору учащихся).
Алгоритм работы учащихся:
1. Раскрыть тему, идею, композицию, строфику сонета.
2. Ответить на вопросы:
2.1. Соблюдаются ли в данном сонете основные правила построения сонета?
Культурологическая справка.
Основные правила построения сонета:
 сонет всегда состоит из четырнадцати строк;

каждая строфа заканчивается точкой;

ни одно слово не повторяется;

четырнадцать строк сонета располагаются двояко: это могут быть два катрена и два терцета или же три катрена и дистих.

2.2. Можно ли с уверенностью сказать, что данный сонет имеет итальянскую
форму? Обоснуйте свой ответ.
Культурологическая справка.
Формы сонета:

 Итальянская (рифмовка: ababababcdcdcd или cdecde).

 Французская (рифмовка: abbaabbaccdeed – в катренах кольцевая рифма, а в

терцетах три рифмы).

 Английская (рифмовка: ababcdcdefefg – заметное упрощение, связанное с

увеличением числа рифм).

2.3. Соблюдается ли в данном сонете определенная последовательность

развития мысли: тезис – антитезис – синтез – развязка? Обоснуйте свой ответ.

2.4. Можно ли сказать, что данному сонету присущ атрибут музыкальности?

Обоснуйте свой ответ.

Культурологическая справка. Музыкальность сонета достигается чередованием мужских и женских рифм. Правило предписывало: если сонет открывается мужской рифмой, то поэт обязан завершить его женской, и наоборот - чередованием мужских и женских рифм. Правило предписывало: если сонет открывается мужской рифмой, то поэт обязан завершить его женской, и наоборот.
Женская — разновидность рифмы, при которой ударение падает на
предпоследний слог рифмующихся слов. Это самое простое определение, но более точно следует сказать так: женским окончанием называют концовку стиха, состоящую из предпоследнего сильного и последнего слабого слога.
Мужская рифма - разновидность рифмы, при которой ударение падает на
последний слог рифмующихся слов.
2.5. Можно ли назвать данный сонет «Идеальным сонетом»?
Культурологическая справка.Идеальный сонет должен содержать в себе 154 слога,при этом количество слогов в строках катрена должно быть на один больше, чем в терцетах.
2.6. К какому из видов относится данный сонет?
Культурологическая справка. Можно отметить следующие виды сонетов:
любовный, сонет-поэтический манифест, сонет-посвящение, сонет-портрет,
иронический сонет.
Примечание .Вопросы 2.2, 2.4, 2.5 для работы с оригинальным текстом.
3. Изложите содержание каждой части сонета (лучше всего делать это близко к тексту, цитируя), поясните мысли, чувства (душевное остояние,настроение)
лирического героя. Рассказывая, о чѐм говорит поэт, какие чувства испытывает,скажите, как он это делает, какие средства поэтического языка для этого использует.
Культурологическая справка.Необходимо помнить, что за счѐт применения
определѐнных художественных приѐмов слово в стихе значит больше, чем в
обыденной речи, т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаѐтся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора.
4. Выскажите собственное мнение о сонете?
Какое впечатление произвел на вас сонет? Какие строки показались наиболее значительными и почему?
Как, по-вашему, надо читать отдельные части сонета и весь сонет в целом?
III. Оценка деятельности участников практической работы: слушание
комментариев к сонету
(3-4 учащихся (с обобщением и рецензированием учащихся и учителя).
IV. Рефлексия.
Заключительное слово учителя. Литература развивается, при этом многие жанры возникают и стареют, рождаются и умирают. Лишь немногие жанры пережили столетия, и среди них — сонет.
V. Домашнее творческое задание. Написать сонет, соблюдая основные правила его строения.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.