Взяти участь
Поспішайте взяти участь в акції «Методичний тиждень 2.0».
Головний приз 500грн + безкоштовний вебінар.
До визначення переможців залишилось:
3
Дня
3
Години
16
Хвилин
30
Секунд
Предмети »

Конспект уроку-проекту за феєрією О.С.Гріна "Алые паруса"

Курс:«Протидія шкільному насильству»
Черниш Олена Степанівна
72 години
2700 грн
390 грн
Свідоцтво про публікацію матеріала №NL127926
За публікацію цієї методичної розробки Нижниковська Світлана Іванівна отримав(ла) свідоцтво №NL127926
Завантажте Ваші авторські методичні розробки на сайт та миттєво отримайте персональне свідоцтво про публікацію від ЗМІ «Всеосвіта»
Перегляд
матеріалу
Отримати код

Урок-проект

по сказке-феерии А.С. Грина «Алые паруса»

Руководитель проекта

Нижниковская С.И.,

учитель русского языка и

интегрированного курса «Литература»

Никольской гимназии «София»

Тема урока. «Люди! Дайте дорогу надежде…»

(по сказке-феерии А.С. Грина «Алые паруса»)

Цели и задачи урока:

  • способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя;

  • развивать навыки поисково-исследовательской работы индивидуально и в группе;

  • формировать творческие способности учащихся, умение мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы;

  • совершенствовать навыки монологической и диалогической речи;

  • воспитывать нравственные и эстетические чувства учащихся.

Тип урока. Урок-проект.

Оборудование: портрет А.С. Грина, проектор, экран, диски с презентациямиучащихся (иллюстративная лента по образу Ассоль, коллажи, музыкальный фон – оркестр под управлением Поля Мориа, задания повышенной сложности для эрудитов), творческие работы, макет дерева для самооценки деятельности, оценочные бланки.

Содержательная часть урока

I. Организационная часть

Вступительное слово учителя

Сегодня мы завершаем работу над сказкой-феерией А.С. Грина «Алые паруса». Каждый из вас попробовал себя в роли исследователя творческой лаборатории писателя, в роли актера, репортера, художника.

Результат своей деятельности каждая группа представит в форме литературного проекта избранного типа. Уроки-презентации коллективной работы мы проводим уже не в первый раз, но все же я предлагаю повторить правила успешной проектной деятельности: (запись на доске; обсуждение данных правил)

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

  2. Команды не соревнуются.

  3. Все должны получать удовольствие от общения друг с другом и от совместной работы над проектным заданием.

  4. Каждый должен проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

  5. В команде не должно быть «спящих партнеров».

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Для того, чтобы проверить свои знания содержания произведения, вы должны активно поучаствовать в интеллектуальной разминке по содержанию повести «Алые паруса».

Задание: соберите «мозаику», соединив имя героя произведения с его краткой характеристикой (карточки у каждой группы).

Ассоль человек, делающий чудо своими руками

Лонгрен старик-сказочник

Грэй матрос с корабля «Секрет»

Эгль жена и мать основных героев произведения

Меннерс девушка, верящая в светлую мечту

Летика человек, виновный в смерти матери Ассоль

Мери бывший матрос «Ориона»

III. Мотивация учебной деятельности

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я подобрала слова Н. Матвеевой:

«Мир Грина – это тот мир, где плещут синие волны, цветут омандры и происходят всякие чудеса… Чувство чести, долга, человеческого достоинства – все это у Грина на первом месте. Мечта, любовь, счастье, труд – вот основа человеческой жизни».

Предлагаю вам определить, какие слова в данном высказывании являются ключевыми?

Предполагаемые ответы: чудеса, синие волны, честь, долг, мечта, счастье, труд…

А как же данные понятия соотносятся с образами главных героев сказки «Алые паруса»?

Решением этого вопроса мы и будем заниматься на уроке.

IV. Представление темы урока.

Совместная постановка целей и задач урока-проекта

V. Презентация итогов работы творческих групп

Первым итоги работы над проектом представляет группа юных исследователей-гриноведов.

На вступительном уроке к теме мы прочитали статью учебника о личности и творчестве А.С. Грина. А участники 1 группы провели литературное расследование, чтобы показать нам Грина – человека, Грина – творца, Грина – романтика.

Выступление 1 группы (презентация на фоне музыки).

1 ученик. Рыцарь мечты, Александр Степанович Грин верил в ее действенную силу.

Мечта разыскивает путь, -

Закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь, -

Намечены пути:

Мечта разыскивает путь, -

Открыты ВСЕ пути!

2 ученик. Этими строками Грин утверждает: мечта сбудется, если сильно желать, мечта в руках человека, в его власти.

Демонстрация слайдов через проектор: фотографии А.Грина, его родных, друзей; дом-музей Грина, …

Демонстрация сопровождается чтением стихов:

1 ученик Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отсвет морей в янтаре,

С великою злобой, с могучей любовью,

С соленой, как море, бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре…

2 ученик Над морем пламенеют паруса,

Нам согревая душу светом жарким…

Как щедры те, кто дарит чудеса,

Прекрасны и бесценны их подарки.

3 ученик Спасибо им за детскость, за мечту,

Живущую во взрослом человеке.

За вечную, живую красоту,

Нам бескорыстно данную навеки.

1 ученик За то, что мы становимся добрей,

За то, что в сердце расцветает нежность,

За то, что жили на земле Ассоль и Грэй,

За мужество, терпенье и надежду.

2 ученик Люди! Дайте дорогу надежде.

Знайте: ничто не потеряно, прежде

Чем не ушла она, бросив без света

Тех, чья действительно участь отпета.

3 ученик Ведь лучше жить,

Надеждой душу грея,

Готовым плыть к неведомой земле

Последним юнгой в экипаже Грэя,

Чем Флинтом на пиратском корабле.

Ученик. Исследуя материалы о личности и творчестве Грина, мы подобрали слова известных поэтов и писателей, в которых полно, красочно, ярко и точно говорится об этом удивительном человеке и его произведениях.

- Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку нищему духом. Тот, кто испытал легкое головокружение от первого же глотка соленого и теплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа, широкое дыхание гриновских стран.

К.Паустовский

- Если труд будет одухотворен мечтой, он станет творчеством. «Алые паруса» как символ мечты и веры в ее исполнение стали знаком ХХ века, который так страстно стремился к счастью, мечте, лучшему в человеке. Радостно, светло, трепетно и празднично любовь превращает мечту в реальность. Оказывается, сказки, феерии, стихи, мечты, герои рождаются из самой жизни, сложной, полной труда, преодоления, терпения, незаслуженных обид, испытаний. В. Харчев.

- В феерии «Алые паруса» Грина есть оптимизм, лишенная мистицизма вера в возможность счастья на земле, вера в то, что счастье может быть организовано умом, сердцем, волей человека, его трудом.

М. Слонимский.

Ученик. Вот таким мы увидели и показали вам А.С. Грина – человека необычной судьбы, писавшего необычные произведения о героях, отличавшихся от будничного и серого окружения.

Учитель. А теперь давайте представим, что рядом с нами – герои гриновской повести «Алые паруса». Участники 2-ой группы «актеры» - приготовили инсценизацию некоторых эпизодов из произведения.

Лидер 2-ой группы.

Мы согласны с тем, что герои Грина – это необычные люди. К числу необычных мы бы отнесли не только Ассоль и Грэя, но и отца Ассоль Лонгрена, и старика-сказочника Эгля. Когда мы готовили инсценировки отдельных эпизодов повести, мы хотели показать непохожесть этих героев на остальных жителей Каперны. Прочитав сказку, можно задать себе вопрос: может быть, Ассоль нужно было жить как жили остальные – уныло, скучно, серо? Тогда ей не пришлось бы переносить столько горя и унижения? Но очень не хотелось бы, чтобы Ассоль и другие герои, любимые и уважаемые нами стали такими, как жители Каперны, которые «не рассказывают сказок, не поют песен. А если рассказывают и поют, то … эти истории … с вечным восхвалением жульничества, эти грязны, как немытые ноги. Грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишья с ужасными мотивом…»

Мы хотели показать своих героев чистыми, светлыми, романтичными, верящими в чудо людьми.

Инсценизация 1 эпизода «Встреча юной Ассоль с Эглем»

От слов: «Перед ней был не кто иной, как путешествующих пешком Эгль – известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок…»

до слов: «Она посмотрела в корзину … и поспешно сказала:

- Я бы его любила!»

Инсценизация 2 эпизода «Встреча Грэя и Ассоль»

От слов: «Взяв подзорную трубу, Грэй уставился на Каперну. Если бы не ряд крыш, он различил быв окне одного дома Ассоль, которая читала книгу…»

до слов: «Много на свете слов на разных языках и разных наречиях, но всеми ими … не передашь того, что сказали они в этот день друг другу».

Учитель. Меня порадовало в ваших выступлениях то, что вы хотели показать только хорошее в героях, хотели помочь Ассоль верить и ждать. Я знаю почему. Вам понравилась Ассоль, вам хочется, чтобы ее сказка стала реальностью. Ведь у каждого из нас есть мечта, чуть-чуть похожая на сказку. И очень хочется, чтобы она сбылась!

Сейчас мы предоставим слово группе журналистов-репортеров.

Участник 3 группы.

Мы решили на время сегодняшнего урока-проекта стать репортерской группой. Для этого, мы приготовили вопросы к героям. Ведь в каждом из нас есть что-то от Ассоль, что-то от Грэя.

Работать с вами – отвечающими на наши вопросы от имени героев – мы будем при помощи «свободного микрофона». Мы задаем вам вопрос, вы быстро отвечаете от имени героя.

Вопросы к Ассоль (возможные варианты)

  1. Скажите, Ассоль, Вы понимаете, за что Вас не любят жители Каперны?

  2. Что Вам больше всего понравилось в тех «своеобразных фантастических историях», которые рассказывал Вам Лонгрен?

  3. Скажите, почему Вы в лесу чувствуете себя «как дома»?

  4. Как Вы поняли слова Лонгрена, который на Ваш вопрос: «… почему нас не любят?» - ответил: «Надо уметь любить, а они не могут»?

  5. Почему Вы никогда не отвечали грубостью на обидные слова?

  6. За что Вы любили Лонгрена?

  7. Почему первый вопрос к Грэю был: «Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?»

  8. Вы не страдали от того, что парни в Каперне не уделяли Вам внимания, не ухаживали?

  9. Почему Вы почувствовали себя не только счастливой, но и растерянной при виде алых парусов?

  10. Как Вы думаете, Ассоль, почему победила Ваша мечта?

Вопросы к Грею (возможные варианты)

  1. Зачем Вы изменили картину, на которой был изображен распятый Христос?

  2. Скажите, Грэй, Вам нравилось жить в огромном замке?

  3. Что заставило Вас однажды сознательно причинить себе боль – обжечь себе руку?

  4. Как получилось, что Вам не с кем было играть?

  5. Чем привлекла Вас картина, однажды обнаруженная в библиотеке?

  6. Почему Вы решили стать капитаном?

  7. Скажите, почему Вы стали два раза в год посещать замок (став капитаном), хотя до этого пять лет не были дома?

  8. Почему спящая Ассоль произвела на Вас такое впечатление?

  9. Трудно ли было Вам подготовить свой «Секрет» к встрече с Ассоль?

  10. В каком состоянии были Вы, когда корабль приблизился к Лиссу?

Учитель Скажите мне, ребята, поняли ли вы ту простую истину, которая открылась Грэю: «Она (истина) в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками; когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии»?

Если вы это поняли, то в вашей душе есть частичка Грэя, есть главное – бережное, чуткое, любящее отношение к человеку.

Выступление представителей 4 группы – художников-иллюстраторов

Учащиеся презентуют свою работу:

  • иллюстрации с подбором подписей к ним из текста сказки;

  • собственные рисунки по мотивам сказки-феерии с комментариями;

  • коллажи.

Учитель. Благодаря работе вашей группы мы смогли увидеть, как внешне выглядели Ассоль, Грэй, Лонгрен, Эгль и другие герои повести-сказки. Может быть то, что вы увидели, полностью совпало с вашими представлениями о героях, может быть – не совсем. Главное в том, что эти герои добрые, одухотворенные, романтичные. И это замечательно отражено в ваших рисунках.

А сейчас мы предоставим слово нашим эрудитам, которые подготовили для вас задания по содержанию «Алых парусов». Это тесты, головоломки, криптограммы, ребусы.

VI. Закрепление

Лидер группы «Эрудиты» предлагает тестирование по содержанию произведения.

VII. Инструктаж по выполнению домашнего задания

  1. Выполнить творческое задание на свое усмотрение (вопросы для «Карусели», кроссворд, макет корабля и др.)

  2. или Письменный ответ на вопрос «Лучший рецепт счастья для героев повести Грина»

  3. или Написать сочинение-миниатюру «Как вы переосмыслили понятие «чуда» благодаря гриновской повести»?

VIII. Подведение итогов урока

1. Рефлексия

Учитель. Заканчивая сегодняшний урок, я хочу поблагодарить всех, кто в течение месяца готовился к презентации своей работы по сказке-феерии А.Грина.

Работа проведена большая, материал собран богатый, красочный, интересный.

А сейчас я прошу вас задуматься: все ли вопросы мы решили, со всеми задачами справились, не осталось ли невысказанных вопросов и не полученных ответов?

Я предлагаю провести самооценку при помощи методики «Дерево» (на доске макет дерева, у каждого ученика фигурка человечка)

Вам необходимо самостоятельно выставить себе оценку за знание и понимание материала урока-проекта следующим образом.

- помести свою фигурку у корней дерева, если многое на уроке тебе было непонятным; ты выполняя роль «активного слушателя»;

- помести свою фигурку в кроне дерева, ближе к середине, если почти все для тебя ясно и понятно; ты – активный участник работы;

- помести свою фигурку на верхушке дерева, если вопросов не осталось; ты – лидер на сегодняшнем уроке.

2. Взаимооценивание.

А сейчас оцените работу товарищей, заполнив оценочный бланк (0-12 баллов). Бланки на столах у каждой группы.

Оригинальность защиты проекта

Информационная ценность

Умение заинтересовать аудиторию

Оценка ораторского искусства

I. Исследователи-гриноведы

II. Актеры

III. Журналисты-репортеры

IV. Художники-иллюстраторы

V. Эрудиты

3. Заключительное слово учителя

Закрыта последняя страница сказки-феерии «Алые паруса». Чему же научил нас с вами писатель? Какие нравственные вопросы поставил перед нами?

Быть добрым, не озлобляться, уметь совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, бороться с несправедливостью. Автор помогает читателям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни. После прочтения этого произведения в сердце загорается огонек надежды, веры в людей, в чудеса, в мечту.

Молодых людей это книга учит быть настоящими рыцарями, настоящими мужчинами.

Давайте представим невероятное: нас слышит А. Грин.

Что бы вы хотели ему сказать? (технология «Свободный микрофон»)

Приложение 1. Рисунки учащихся

Приложение 2

Тестирование по сказке-феерии А. Грина «Алые паруса»

1. Появление корабля с алыми парусами предсказал Ассоль

а) Эгль; б) Лонгрен; в) Меннерс

2. Лонгрен уволился с «Ориона» для того, чтобы

а) отомстить Меннерсу; б) воспитывать маленькую Ассоль;

в) поправить состояние своего здоровья;

3. Меннерс погиб потому, что

а) его лодку унесло штормом в море;

б) ему не помог Лонгрен; его унесло в море, простуда и ужас убили его;

в) был жадным, не причаливал к берегу во время шторма, продолжал ловить рыбу.

4. Ассоль не играла с другими детьми Каперны, потому, что

а) считала их недостойными для общения; б) у нее были совершенно другие интересы; в) дети не принимали ее в свой круг.

5. Чем отличается Ассоль от жителей Каперны?

а) внешне она совсем другая; б) жители Каперны не знают сказок и не поют песен;

в) люди, окружающие ее, веселы и радостны, а она грустна и задумчива.

6. Грэй встретился с Ассоль

а) на берегу моря – она купалась; б) в лесу - она спала;

в) на окраине поселка – она любовалась закатом.

7. Маленький Грэй специально плеснул себе на руку горячим бульоном, чтобы

а) испытать свою волю и мужество; б) проверить, испытала ли боль служанка;

в) няню, присматривающую за ним, наказали.

8. Какую историю об Ассоль рассказал угольщик?

а) она предсказала ему рождение сына; б) она превращается в ведьму в лунные ночи;

в) она предсказала ему, что его корзина зацветет.

9. Что дало толчок Грэю в выборе его профессии?

а) чтение книг на морскую тему; б) встреча с картиной в библиотеке;

в) разговор с капитаном дальнего плавания;

10. Главное в характере Ассоль

а) умение любить и верить в чудо; б) ненависть к злобными жителям ее города;

в) умение делать игрушки своими руками.

11. Как объяснил Грэй покупку большого количества алого шелка матросам?

а) это способ перевести ткань контрабандой; б) никак не стал объяснять;

в) алые паруса – условный знак для любимой.

12. Основная истина, которая открылась Грэю – это …

а) истина в том, чтобы быть самостоятельным, не зависеть ни от кого;

б) истина в том, чтобы делать чудеса своими руками;

в) истина в том, что чем богаче человек, тем он счастливее

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу

Опис документу:
Конспект уроку-проекту за казкою-феєрією О.С.Гріна був проведений у 8 класі (з російською мовою навчання). Робота включає в себе завдання пошукового та творчого характеру. Основна мета проекту - розвивати навички пошуково-дослідницької роботи індивідуально і в групах.
  • Додано
    22.02.2018
  • Розділ
    Зарубіжна література
  • Клас
    8 Клас
  • Тип
    Конспект
  • Переглядів
    8068
  • Коментарів
    0
  • Завантажень
    0
  • Номер матеріала
    NL127926
  • Вподобань
    0
Курс:«Основи фінансової грамотності»
Часнікова Олена Володимирівна
72 години
2700 грн
390 грн
Свідоцтво про публікацію матеріала №NL127926
За публікацію цієї методичної розробки Нижниковська Світлана Іванівна отримав(ла) свідоцтво №NL127926
Завантажте Ваші авторські методичні розробки на сайт та миттєво отримайте персональне свідоцтво про публікацію від ЗМІ «Всеосвіта»
Шкільна міжнародна дистанційна олімпіада «Всеосвiта Зима – 2018-2019»

Бажаєте дізнаватись більше цікавого?


Долучайтесь до спільноти