Конспект уроку математики для 5 класу з теми "Відсотки та наше здоров'я"

Опис документу:
Інтегрований урок-подорож для 5 класу (математика, основи здоров'я), на якому використовуються акмеологічні технології та прийоми (метод проектів, ігрові, компьютерні технології, прийоми "Навіювання", "Вибух емоцій" та ін.), інтерактивна дошка, що допоможе вчителю зробити навчання цікавим, різноманітним, ефективним.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Тема: Проценты и наше здоровье

Класс: 5-А

Тип урока: интегрированный урок усвоения умений и навыков.

Цели урока:

Обучающая:

формировать предметные компетентности:

  • процедурную компетентность – формирование умений и навыков учащихся преобразовывать десятичные дроби в проценты и записывать проценты в виде десятичной дроби, находить проценты от числа, числа по их процентам, процентное отношение двух чисел, применять эти знания при решении задач;

  • логическую компетентность – использование математических терминов и символики на практике при оформлении математических текстов;

  • методологическую компетентность – умение оценивать целесообразность использования математических методов для решения задач;

  • информационную компетентность – умение работать с информацией.

Развивающая:

развивать ключевые компетентности:

  • информационно-цифровую компетентность – умения структурировать данные, действовать по алгоритму и составлять алгоритмы; определять достаточность данных для решения задачи; находить информацию и оценивать её достоверность; доказывать истинность утверждений;

  • умение учиться на протяжении жизни – умения определять цель учебной деятельности, анализировать, оценивать результаты своей учебной деятельности; доказывать правильность собственных суждений или признавать их ошибочность.

  • инициативность и предприимчивость – умения решать жизненные проблемы, прогнозировать, принимать оптимальные решения; использовать критерии рациональности, практичности, эффективности и точности, с целью выбора лучшего решения; аргументировать и защищать свою позицию; осознание взаимосвязи жизненного успеха со всеми составляющими здоровья, отношение к сохранению и укреплению здоровья как к признаку предприимчивости.

  • социальную и гражданскую компетентности – умение высказывать, аргументировать и отстаивать собственное мнение, слушать и слышать других, сотрудничать, оценивать свои действия и действия своих одноклассников;

  • экологическая грамотность и здоровая жизнь – рассмотрение сравнительной характеристики относительно выбора здорового образа жизни; формирование собственного отношения к вредным привычкам; осознание ценности здорового образа жизни.

Воспитательная:

  • воспитывать способность к самооценке, организованность, высокую работоспособность, внимательность, самостоятельность, аккуратность, наблюдательность, культуру речи и сотрудничество;

  • формировать интерес к изучению математики через различные формы и виды деятельности; понятие здорового образа жизни и факторов, которые влияют на него; видение и осознание ценностей, необходимых для полноценной жизни.

Содержательные линии, которые реализуются на уроке:

  • "Здоровье и безопасность" – становление ученика как эмоционально стойкого члена общества, способного вести здоровый образ жизни и формировать вокруг себя безопасную жизненную среду.

  • "Предприимчивость и финансовая грамотность" – развитие лидерских инициатив, способность успешно действовать в технологической быстроменяющейся среде.

Интеграция: математика, основы здоровья.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточные материалы.

Методы и приёмы работы:

  • Словесный метод – рассказ, объяснение, беседа, блиц-опрос.

  • Наглядный (метод иллюстраций, демонстраций) – презентация, эпиграф, работа с раздаточным материалом, на интерактивной доске.

  • Практический – выполнение упражнений и решение задач, практическая работа, игра «Предметный винегрет»

Акмеологические технологии и приёмы: метод проектов, игровые, компьютерных технологий, приёмы "Навеивания", "Поверь в себя", "Выплеск эмоций".

Формы работы на уроке: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Форма урока: урок-путешествие.

ХОД УРОКА

I. Ориентация, мотивация деятельности.

Учитель. Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть! Надеюсь, мы с вами сегодня хорошо поработаем и получим от этого отличное настроение! На нашем уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем!

Дети, сегодня у нас необычный урок. Давайте попробуем расшифровать тему урока по ребусу. (Слайд 1-2)

Итак, тема урока "Проценты и наше здоровье". Открыли тетради. Записали дату, классная работа и тему урока.

Эпиграфом к уроку могут служить слова: "Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут". Ж. Лабрюйер (Слайд 3)

Я вам уже говорила, что математика, как наука, возникла из потребностей людей. А потребность в здоровье является основной потребностью любого человека. Поэтому с помощью именно математики и темы "Проценты" мы попробуем разобраться с понятием здоровья и составить план сохранения нашего здоровья.

Стихотворение о процентах. (3 человека)

В математике есть термин,
Именуется «процент».
Мы вам с точностью ответим:
Проще ничего и нет.
Это, кто ещё не знает,
Одна сотая числа.
Кто процент легко считает,
Тот повсюду голова.
Измеряются в них скидки,
Что торговцы нам дают,
Вклады в банках и кредиты,
И инфляция валют.
Если в классе все чихают,
Есть большой процент больных, —
Карантин пообещают,
От учёбы передых.
Как 5-А класс, мы твёрдо скажем:
Знать процент – большая честь.
Без процентов не дано нам
Ни дышать, ни пить, ни есть.
И конечно, пожелаем
Вам, и нам, и всем подряд,
Чтоб в учёбе был достигнут
Стопроцентный результат!

Прежде чем перейти к основной части урока, нам с вами необходимо проверить вашу готовность, то есть ваши знания о процентах.

Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие в страну "Процентино" (Слайд 4). Жители этой страны (проценты, проценты от числа и числа по их процентам) – долгожители, они все живут до 100 лет. Как вы думаете почему?

А все потому, что они живут по законам Здорового Образа Жизни. Кроме этого, они еще и богатые, валюта этой страны – "процентики". Предлагаю вам своими ответами заработать в этой стране как можно больше "процентиков", которые в конце урока обменяем на оценки.

II. Целеполагания.

Сообщение целей и задач урока, определение ожидаемых результатов (вместе с учащимися)

Цели и задачи:

  1. Повторить правила нахождения процента от числа, числа по его процентам, процентного отношения двух чисел;

  2. Научиться применять эти правила при решении задач;

  3. Сформировать понятие здорового образа жизни и факторов, которые влияют на него;

  4. Составить план сохранения нашего здоровья. (Слайд 5)

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны:

  • иметь представление о процентах;

  • уметь находить проценты от числа, числа по их процентам, процентное отношение двух чисел, преобразовывать десятичные дроби в проценты и проценты в десятичные дроби;

  • решать задачи практического значения с помощью процентов;

  • понимать основы здорового образа жизни и факторы, влияющие на него.

III. Целереализация.

1. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний.

Учитель. Ребята, мы уже на границе, необходимо пройти таможенный контроль на знания законов и правил жителей страны "Процентино". (Слайды 6-7)

Блиц – опрос:

  1. Что такое процент?

  2. Как найти процент от числа?

  3. Как найти число по его процентам?

  4. Что такое процентное отношение двух чисел?

  5. Как преобразовать десятичную дробь в процент и процент в десятичную дробь?

  6. Что нужно сделать, чтобы умножить (разделить) десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д.?

Выполнение упражнения на соответствие (1 человек работает на интерактивной доске, остальные на местах). (Слайд 8)

Вы молодцы! С легкостью прошли контроль!

А теперь познакомимся с историей возникновения процентов…(доклад-презентация, опережающее домашнее задание). (Слайды 9-12)

2. Первичное применение знаний. Формирование понятия здоровья и его составляющих.

Учитель. Ребята, жителей страны "Процентино" интересует, а знаете ли вы что такое "здоровье"?

Классическое определение: " Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических отклонений". (Слайд 13)

Здоровый человек – это такой человек, который жизнерадостно и охотно выполняет свои обязанности и полностью реализует свои способности. И сегодня наш необычный урок посвящен рассмотрению следующих вопросов: от чего зависит наше здоровье? Зависит ли оно от нас?

Ученые доказали, что наше здоровье зависит от таких показателей. (Диаграмма 1 на доске, слайд 14)

Задание 1. Определите, какой процент каждого показателя в нашем здоровье. (Весь круг – 100%). Проанализируйте, какой показатель имеет наибольшее влияние на наше здоровье.

Как вы уже выяснили, главным показателем, влияющим на наше здоровье, является образ жизни. И именно он зависит от нашего поведения. Значит, половина здоровья зависит от тебя, поэтому свое здоровье можно улучшать или портить. Скажите, пожалуйста, а вы хотите быть здоровыми?

Если да, то вы готовы узнать секреты здорового образа жизни?

Доклад-презентация "Факторы здорового образа жизни" (опережающее домашнее задание). (Слайды 15-20)

Задание 2. Сделать коллективный проект "Здоровый режим дня". (Слайд 21)

Необходимо заполнить таблицу, в которой определить время каждого составляющего пункта "режима дня" и процент его от суток. (1 человек у доски, остальные заполняют таблицы в заготовках, работая в парах). Первый столбик заполняем коллективно.

Составляющие режима дня

Время (в ч.)

Часть суток

(в дробях)

Процент суток (в %)

Сон

9

9/24

Обучение (школа)

6

Питание

1

Свободное время

1

Выполнение домашних заданий

2

ТВ, гаджеты

1

Занятия спортом, кружки, дополнительные занятия

2

Гигиена (душ, умывание)

1

Помощь родителям (работа по дому)

1

Всего

24

24/24=1

100

Молодцы! Вы справились с этим сложным заданием. Как видите, необходимо стремиться правильно организовывать свое время, соблюдать здоровый режим дня и ваше здоровье никогда вас не подведет!

3. Физкультминутка. (Слайд 22-24)

Цель: развивать здоровьесберегающую компетентность.

Учитель. Житель страны "Процентино", известный врач и философ Авиценна (Ибн Сина) в одной из своих книг написал "Безделье и праздность не только рождают невежество, они в тоже время являются причиной болезни".

Видеть прекрасное вызывает положительные эмоции и стремление к жизни. Вашему вниманию предлагается выполнить подвижные упражнения под видеомузыкальное сопровождение на профилактику утомляемости.

Физические упражнения улучшают телосложение, развивают силу, ловкость, выносливость. Занимаясь физической культурой и спортом, ты закаляешь волю, укрепляешь характер, развиваешь свои лидерские качества, учишься быть членом команды, достойно переживать победы и поражения.

4. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков.

Учитель. Ребята, как вы думаете, можно ли долго (без перерывов на отдых) заниматься физическими упражнениями или учиться?

Жители страны "Процентино" раскрывают следующие секреты здорового образа жизни: совмещение физических и умственных нагрузок научит тебя лучше организовывать свое время и сосредотачиваться на достижении результатов в спорте и учебе.

Напряженный ритм школьной жизни требует регулярного отдыха, пренебрежение которым может привести к переутомлению и истощению. Лучший отдых – смена деятельности. Если ты занимался физической работой, отдохни и выполняй домашнее задание. Если, напротив, долго сидел за книгами, отправляйся на улицу, поиграй с друзьями в подвижные игры.

Не злоупотребляй телевизором и компьютером! Чрезмерная увлеченность такими развлечениями отвлекает от учебы, спорта, живого общения с семьей и друзьями.

Решение задач практического значения. (Слайды 25-26)

Задача 1. Если Вася половину уроков делает в тишине, а вторую половину – при включенном телевизоре, то он выполняет домашнее задание за 120 минут. Если же все уроки он делает в тишине, то на подготовку уроков у него уходит 60 минут. Сколько времени у Васи уходит на уроки, если делать их при включенном телевизоре? Высокий уровень: Какой процент свободного времени освобождается на занятие любимым хобби, если Вася уроки будет делать в тишине? (Всего свободного времени 4 ч.)

Задача 2. При планировании семейного бюджета было решено 2 % его потратить на развлечения Татьяны на каникулах. Девочка хочет потратить 500 грн. Хватит ли ей запланированной суммы, если семейный бюджет составляет 10000 грн.? Высокий уровень: решить задачу несколькими способами.

Двое учащихся работают у доски, остальные на местах.

5.Перенос приобретенных знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений.

Учитель. Ребята, житель страны, Процент от числа, интересуется, а знаете ли вы, как правильно выбирать, складывать и носить рюкзак? Какой безопасный для вас и вашей осанки должен быть вес рюкзака? Давайте проверим.

Практическая работа (работа в парах) (Слайд 28)

Задание: Масса рюкзака не должна превышать 15 % твоего веса, то есть он должен весить почти в 7 раз меньше. Определи максимальную массу для твоего рюкзака. (Для этого свой вес в кг раздели на 100 и умножь на 15). А теперь сравните с реальной массой своего рюкзака. Сделайте вывод (высокий уровень).

Учитель. Синтетический рюкзак с двумя широкими мягкими лямками и множеством отделений – лучший выбор!

Выполнить взаимопроверку в парах.

В конце урока листы самоконтроля собираются на проверку.

Учитель. Дети, мы успешно справились со всеми заданиями и ответили на все вопросы жителей страны "Процентино", а они, в свою очередь, познакомили нас с секретами Здорового Образа Жизни.

Здоровье – есть высочайшее богатство человека! (Гиппократ)

Так будем же мы с вами здоровыми и духовно богатыми!

IV. Рефлексивно-оценивающий.

1. Домашнее задание. Инструктаж. (Слайд 29)

Повторить п. 37, 38.

Решить задание № 6 "Проверь себя" в тестовой форме стр. 264 учебника.

Высокий уровень: придумать задачу на проценты практического значения.

  1. Подведение итогов урока. (Слайд 30-31)

1). Игра "Предметный винегрет" (с использованием интерактивной доски).

Задание: распределить следующие понятия и слова по двум колонкам-предметам ("Математика" и "Основы здоровья")

2). Давайте составим план-солнышко сохранения нашего здоровья (написать на лучике правила здорового образа жизни).

  1. Рефлексия. (Слайд 32)

Упражнение "Закончите предложение"

  • Мне больше всего понравилось на уроке…

  • Я испытывал(ла) трудности при…

  • Свою работу на уроке я бы оценил(ла) на…

Оцените собственную деятельность на сегодняшнем уроке. Какую оценку вы бы себе поставили?

Ребята, подсчитайте количество заработанных вами "процентиков" и заполните листы самоконтроля. Сдайте их на проверку.

4. Ценение, оценивание.

Комментирование и обоснование оценок. Ценение работы учащихся (приёмы создания ситуации успеха "Навеивание", "Поверь в себя").

Спасибо за урок! Будьте здоровыми и счастливыми! (Слайд 33)

Отдел образования Бердянского исполнительного комитета

Бердянского городского совета

Методический кабинет

общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 1

План-конспект урока

в 5-А классе

по теме:

«Проценты и наше здоровье»

Подготовила:

учитель математики

Фисаченко А.А.,

специалист I квалификационной категории

проведено: 04.04.2019

2019 год

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.

Приклад завдання з олімпіади Українська мова. Спробуйте!
До ЗНО з МАТЕМАТИКИ залишилося:
0
3
міс.
0
4
дн.
0
6
год.
Готуйся до ЗНО разом із «Всеосвітою»!