До ЗНО з БІОЛОГІЇ залишилося:
0
5
міс.
2
9
дн.
1
0
год.
Готуйся до ЗНО разом із «Всеосвітою»!

Конспект урока с презентацией "Основы профессионального самоопределения" 11 класс

Опис документу:
Согласно программе по предмету «Технологии» для учащихся 10 – 11 классов. Уровень стандарта» данный урок является первым в системе уроков по теме «Проектирование профессионального успеха», формирует необходимую базу знаний и навыков для продолжения изучения темы. Изучая тему «Основы профессионального самоопределения», учащиеся знакомятся с факторами, которые влияют на выбор профессии, с понятиями «профессия» и «специальность», учатся работать с таблицей «Классификация профессии».

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Оберіть документ з архіву для перегляду:
Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися
Опис презентації окремими слайдами:
Слайд № 1

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

Перегляд
матеріалу
Поділитися
Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Урок-экскурсия по теме "Основы профессионального самоопределения».

Цели:

- ознакомить учащихся с базовыми понятиями: профессия, специальность, классификация профессий;

- закрепить первоначальное осознание и воспроизведение новой темы через выполнение практических заданий и выполнение мини-проекта;

- воспитывать культуру поведения и общения.

Формы и методы организации урока:

тип урока – комбинированный;

форма организации – групповая; индивидуальная; фронтальная;

методы организации – словесные (устное изложение); наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, самостоятельное работа по карточкам и схемам); практические (упражнения, выполнение мини-проекта).

Оборудование: проектор, презентация «Основы профессионального самоопределения», карточки-задания «Примеры применения классификации профессий», «Классификация профессий», «Мини-проект», оценочный лист, магнитная доска, на которой прикреплены бумажные бабочки.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть:

Проверка отсутствующих, готовность к занятию. Создание положительного настроя: «Я желаю всем вам быть активными, находчивыми и успешными в обучении».

ІІ. Мотивация учебной деятельности: наш урок я хочу начать с притчи. Внимание на экран. (Слайд 2). (Демонстрация притчи «О мудреце и бабочке»). Да, все в ваших руках и выбор, который вам предстоит сделать в скором будущем, выбор профессии, тоже в ваших руках.

Вступительное слово учителя: Сегодня нам предстоит совершить необычную, увлекательную и познавательную экскурсию в мир профессий, где вы сможете узнать о таких понятиях как профессия, специальность, получите необходимые знания по классификации профессий, выполните мини-проект «Профессия, которая мне нравиться». В роли экскурсовода будет выступать учитель, а его главным помощником будете вы и путеводитель «Основы профессионального самоопределения» (слайд 3). И тема нашего урока именно так и звучит «Основы профессионального самоопределения».

На протяжении всей экскурсии нам предстоит работать вместе. В ходе экскурсии будет задано множество вопросов.

В течение всей экскурсии, в любой момент вы можете задать вопросы – для этого вам достаточно поднять руку.

Все понятно? Тогда отправляемся в путешествие.

IIІ. Сообщение нового материала:

1. Наша жизнь состоит не из случайных, разрозненных событий. Это целый процесс, имеющий направление. Для человека главным в этом процессе является самоопределение. Не углубляясь в философию, самоопределение личности можно определить как осознание своего отношения к миру, утверждение своей позиции в нем.

Очень важное место в самоопределении личности занимает выбор профессии. Нашему далекому предку таких задач решать не приходилось. За него все решало государство, которому нужны были люди четырех чинов (слайд 4): освященный (духовенство), служивый (военная и государственная служба), торговый (купцы) и земледельный (крестьяне). Кто, в каком сословии родился, такое занятие и получил, чтобы «божьи люди и государевы… в своем уставе и в царском повелении твердо и непоколебимо стояли», – так гласил «крепостной устав». В течение XVII–XIX вв. сословные ограничения были разрушены, на первый план выступили экономические.

Они существуют и сейчас, но к ним прибавился целый ряд проблем, связанных с переходом нашего общества к рыночным отношениям. Какие же факторы влияют на выбор профессии? (слайд 5). Сегодня задача выбора профессии стоит особенно сложно. Обостряет проблему (особенно в малых городах) то, что сокращается количество государственных предприятий и человек должен искать работу в частном секторе экономики.

Да, очень трудно сделать выбор сразу и на всю жизнь. И совсем скоро это предстоит сделать вам. И вы все чаще и чаще задумываетесь над своим выбором.

2. А теперь переходим к изучению следующей странички путеводителя. Познакомимся с понятиями профессия и специальность.

В мире сейчас количество профессий и специальностей превышает 40 тысяч. Необходимо различать эти понятия. Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека (слайд 6). Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии (слайд 7).

Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия врача включает специальности: врач ЛОР, врач зубной, врач детский; профессия учитель включает специальности: учитель математики, учитель химии, учитель физкультуры.

Прежде, чем мы перевернем очередную страничку, давайте проверим и закрепим полученные знания (слайд 8) Перед вами на слайде таблица с двумя колонками: профессия и специальность, в каждой из колонок перечисляются различные профессии и специальности, необходимо найти и исправить ошибки. Работу выполняете в тетради, разделив ее на две колонки.

Профессия

Специальность

Парикмахер

Сборщик полупроводниковых приборов

Продавец

Ветеринарный врач

Инженер

Хирург

Преподаватель

Водитель автомобиля

Летчик-испытатель

Учитель математики

Врач

Проверим полученные результаты (слайд 9), если все, верно, поставьте себе 3 балла, одна ошибка 2 балла и т.д.

А кто заметил ошибку? (хирург - специальность). Правильно, Вы можете поставить себе дополнительный балл.

Переходим к следующей страничке путеводителя.

3. Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет классификация профессий и специальностей. Когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль, а на предмет труда. С предметом что-то надо сделать – это цель труда. В любом труде есть орудия. И, наконец, человеку важно, в каких условиях протекает его работа. Вот четыре признака, по которым строится классификация профессий: предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.

Примеры применения классификации профессий:

Цветовод

Природа, Преобразующие, Ручной, Бытовые

Токарь

Техника, Преобразующие, Механизированный, Необычные

Бухгалтер

Знаковая система, Гностические, Ручной, Бытовые

Учитель

Человек, Преобразующие, Функциональные средства, Моральная ответственность

Модельер

Художественный образ, Изыскательские, Ручной, Бытовые

Я заранее просмотрела ваши анкеты по предварительному трудоустройству и выяснила, что многие из вас хотят быть или экономистами, или юристами. Предлагаю попробовать каждому, пользуясь предложенной классификацией, рассмотреть профессию экономист и юрист.

Проверим, что у вас получилось (слайд 10), если все, верно, то поставьте себе 3 балла, если одна ошибка – 2 балла и т.д.

На этом заканчивается изучение последней странички путеводителя. Впереди - интересная практическая работа.

IV. Работа в группах:

Приступаем к выполнению очень интересной работы, Вам нужно создать и защитить мини-проект «Профессия, которая мне нравится»

(слайд 11) Работать вы будете в группах. Вам необходимо выбрать руководителя проекта, который организует работу в группе и спикера, который представит ваш проект. Руководители проекта оценят вклад каждого в работу по 4-х бальной системе и выставят ваш балл в оценочный лист.

Защита мини-проектов.

Я прошу руководителей проекта выставить баллы в оценочные листы.

V. Домашнее задание.

Домашнее задание у вас будет так же по группам. Вам нужно представить итог вашего проекта в виде буклета (на достаточный уровень) и презентации (на высокий уровень).

VІ. Подведение итогов: Я благодарю всех за работу. Молодцы! Вы показали умение работать и добиваться поставленных целей. Руководители проекта предоставят мне ваши оценочные листы, и по ним я выставлю оценки за работу на уроке.

VIІ. Рефлексия. Закончить урок мне хочется словами: «Выбирая профессию – ты выбираешь свое будущее» (слайд 12), а между прошлым и будущим есть только один миг, который и есть жизнь.

Песня «Есть только миг»

Вспомните, с чего я начала урок? Правильно с притчи «о мудреце и бабочке». Выходя с урока, каждый возьмите с собой бабочку, которая будет вам напоминать о том, что все в ваших руках. Спасибо за работу!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Профессия

Специальность

Парикмахер

Сборщик полупроводниковых приборов

Продавец

Ветеринарный врач

Инженер

Хирург

Преподаватель

Водитель автомобиля

Летчик-испытатель

Учитель математики

Врач

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Классификация профессий

Признаки

Виды и характер труда

Предмет труда

(типы)

Т

Человек-техника

П

Человек-природа

Ч

Человек-человек

З

Человек-знаковая система

Х

Человек-художественный образ

Цель труда (классы профессий)

Г

  • Гностическая

  • Распознавать

  • Различать

  • Определять

  • Оценивать

  • Разбирать

  • проверять

Пр

  • Преобразовательная

  • преобразовывать

  • обрабатывать

  • упорядочивать

  • организовывать

  • оказывать влияние

  • обслуживать

И

  • Изыскательская

  • изобретать

  • придумывать

  • находить новый способ решения

Орудия труда

(отделы профессий)

Р

Ручные

Непосредственное выполнение функций

М

Механизированные

Управление машинами, механизмами

А

Автоматизированные

Управление устройствами, станками с ЧПУ

Ф

Функциональные

Использование функциональных средств организма человека

Условия труда

(группы профессий)

М

Условия с повышенным уровнем моральной ответственности

Н

Необычные условия труда

Б

Условия бытового типа

О

Работа на открытом воздухе

Примеры применения классификации профессий:

Цветовод

Природа, Преобразующие, Ручной, Бытовые

Токарь

Техника, Преобразующие, Моральная ответст-ность, Необычные

Бухгалтер

Знаковая система, Гностические, Ручной, Бытовые

Учитель

Человек, Преобразующие, Функциональные средства, Моральная ответственность

Модельер

Художественный образ, Изыскательские, Ручной, Бытовые

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МИНИ-ПРОЕКТ «МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

____________________________________________________

Название работы

Баллы

Максимально

Фактически

Профессия, специальность

3

Классификация профессии

3

Мини-проект

4

Всего баллов

10

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПЕСНЯ «ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ»

Призрачно всё

В этом мире бушующем,

Есть только миг,

За него и держись.

Есть только миг

Между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь.

Вечный покой

Сердце вряд ли обрадует,

Вечный покой

Для седых пирамид.

А для звезды,

Что сорвалась и падает,

Есть только миг,

Ослепительный миг.

А для звезды,

Что сорвалась и падает,

Есть только миг,

Ослепительный миг.

Пусть этот мир

Вдаль летит сквозь столетия,

Но не всегда

По дороге мне с ним.

Чем дорожу,

Чем рискую на свете я -

Мигом одним,

Только мигом одним.

Счастье дано

Повстречать иль беду ещё,

Есть только миг

За него и держись.

Есть только миг

Между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь.

Есть только миг

Между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Ефективні комунікації (soft skills) учителя з батьками»
Швень Ярослава Леонідівна
30 годин
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.