Сьогодні відбувся
Вебінар:
«
Підвищення кваліфікації та атестація педагогічних працівників ЗДО і ЗЗСО за новим профстандартом
»
Взяти участь Всі події

Глобус. Відмітні риси глобуса у порівнянні з картою. Прийоми використання глобуса на уроках географії.

Географія

11.06.2019

2375

5

0

Опис документу:
Глобус является одним из самых необходимых географических пособий. Любая школа немыслима без глобуса. Он необходим и в начальных, и в средних, и в старших классах, так как ряд вопросов географии, картографии, астрономической географии и геофизики может быть правильно усвоен только с его помощью....
Перегляд
матеріалу
Отримати код

Глобус. Відмітні риси глобуса у порівнянні з картою. Прийоми використання глобуса на уроках географії.

Глобус является одним из самых необходимых географических пособий. Любая школа немыслима без глобуса. Он необходим и в начальных, и в средних, и в старших классах, так как ряд вопро­сов географии, картографии, астрономической географии и гео­физики может быть правильно усвоен только с его помощью.

Учебное значение глобуса определяется тем, что, с одной сто­роны, он представляет модель Земли как мирового тела, а с дру­гой — он является идеальной «картой», свободной от искажений, правильно передающей картину размещения на Земле географичес­ких элементов. Поэтому без глобуса нельзя обойтись, когда прихо­дится рассматривать вопросы, связанные с формой, движением Земли и внутренним ее строением, а также при изучении простран­ственных отношений. Карта тесно связана с глобусом. Глобус объясняет особенности карты, исправляет ее недостатки, а карта детализирует глобусное изображение земной поверхности. В некоторых вопросах карта и глобус не должны разлучаться, так как они дополняют друг друга. Первые упражнения по ориентированию следует делать на глобусе. Очень эффективен в этом случае прием с фигуркой человека, прикрепляе­мой к глобусу. Так дети легче представляют себя в положении наб­людателя, находящегося на поверхности глобуса, и сознательно учатся находить направления по линиям, нарисованным на нем. Такие упражнения создают основу для правильного ориентирова­ния на картах. Правильные представления о формах и размерах крупных географических объектов (материков и океанов, крупных стран) во многих случаях нельзя получить без глобуса, по одним лишь картам. Учитель должен предусмотреть возможность не­правильных представлений, какие у учеников могут получиться при работах с картами, и исправить, а еще лучше — предупредить их. И тут неоценимую помощь оказывает глобус. Прежде всего детей нужно приучить к мысли, что на картах изображена выпуклая земная поверхность, что на картах земных полушарий искусственно разорвана неразрывная поверхность шара. Эта задача разрешается путем объяснений учителя и упражнений детей с глобусом и картами. Особенно это следует соблюдать при работах с картами полушарий и мира, где искажения очень велики. Во всех подобных случаях лучше обра­щаться к глобусу. Равномасштабность и отсутствие искажений по­зволяют быстро и легко получать на нем нужные решения. У уче­ников нужно воспитывать навык использования глобуса в этом от­ношении. Такой навык имеет важное практическое значение, ибо и наши дни определение кратчайших расстояний приобрело боль­шой практический смысл, в особенности из-за сильно развитого воздушного транспорта. Многие вопросы географического положения, рассматриваемые и масштабе планеты, невозможно уяснить без глобуса, например представление об антиподах, о материковом и океаническом полу­шариях, о расположении страны или группы стран по отношению ко всему земному шару, к важнейшим мировым морским путям и г. п. Понятие о связи явлений, возникающей из-за особого геогра­фического положения (например, условия формирования климата и почвенно-растительных зон), также невозможно сформировать без глобуса. Глобус на наклонной оси служит главным наглядным пособием для объяснения причины смены времен года. Чтобы демонстриро­вать этот факт, полезно применить сразу четыре глобуса, поместив их вокруг источника света (Солнца) в четырех положениях, соот­ветствующих основным временам года.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу.