Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).

Опис документу:
Тема поэта и искусства – одна из главных в стихах Александра Пушкина. Он еще в юношеские годы понял, насколько большое влияние имеет творческая, талантливая личность и искусство вообще на общественное сознание. Александр Сергеевич придает большое внимание слову, ведь оно может быть мощным воспитательным оружием.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код

14

Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина

(«В Сибирь», «Арион», «Анчар»).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

1.Александр Пушкин и декабристы ………………………………………4

2. Декабристская тема в стихотворении «Арион» …………………..…..7

3. Декабристская тема в стихотворении «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд») ……………………………………………………………………..9

4. Декабристская тема в стихотворении «Анчар» ……………………..10

Заключение ………………………………………………………………..12

Список использованной литературы …………………………………….13

Введение

Тема поэта и искусства – одна из главных в стихах Александра Пушкина. Он еще в юношеские годы понял, насколько большое влияние имеет творческая, талантливая личность и искусство вообще на общественное сознание. Александр Сергеевич придает большое внимание слову, ведь оно может быть мощным воспитательным оружием.

Поэт, с его точки зрения, – это пророк, глашатай возрастных истин, нравственность и совесть народа, общества. Однако, чтобы соответствовать такому высокому назначению, творческая личность должна соответствовать высоким идеалам Добра и Свободы, пронести их через все жизненные испытания.

Таким образом, тема реферата – актуальная.

Цель реферата – проанализировать декабристскую тему в творчестве А.С. Пушкина (на примере стихотворений («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).

Задания реферата:

1.изучить какое отношение Александр Пушкин имел к декабристам;

2.проанализировать декабристскую тему в стихотворениях «В Сибирь», «Арион», «Анчар».

1.Александр Пушкин и декабристы

Декабристское движение получило своё название по названию месяца – декабрь, когда произошло вооруженное восстание. Декабристское движение зародилось в 1825 г. Санкт-Петербурге и Москве. 1814 генерал-майор Н.Орлов и офицер М.Дмитриев-Мамонов начали создавать среди единомышленников тайный «Орден русских рыцарей», программа которого включала планы ограничения самодержавной власти в Российской империи, отмену крепостного права, улучшение состояния промышленности, торговли, введение свободного книгопечатания. В том же году группа офицеров, в том числе А. Муравьев, М. Муравьев, И. Бурцов, объединилась в «Священную артель». К ним присоединилась группа воспитанников Царскосельского лицея – В. Кюхельбекер, Пущин, А.Пушкин и др.

Деятельность этих тайных кружков стала толчком к образованию в Санкт-Петербурге 21 (09) февраля 1816 г. первой в России тайной дворянской организации – «Союза спасения». Учредителями организации выступили офицеры: А.Муравьев, М.Муравьев, И.Якушкин, князь С.Трубецкой.

Членами организации также стали М.Новиков, М.Лунин, Ф.Глинки, князь И.Долгоруков, П.Пестель, И.Бурцов и др. В свою очередь П. Пестель существенно повлиял на деятельность «Союза спасения», с его вступлением последнее начало превращаться в военную организацию с четко определенной целью: введение конституционной монархии, освобождение крестьян из крепостной зависимости.

За время существования «Союз спасения» объединял около 30 человек. В 1817 организация приняла (согласно уставу) решение об изменении своего названия – «Общество истинных и верных сынов Отечества».

Следующим шагом стало создание осенью 1817 г. в Москве военного общества, в которое вошли А.Муравьев, М.Муравьев, С.Муравьев-Апостол, князь С.Трубецкой, князь Ф.Шаховской, П.Колошин и др.

На его основе образовался «Союз благоденствия». Программу этой организации – «Зеленая книга» (название от цвета обложки тетради) – написали М.Муравьев, С.Трубецкой, П.Колошин.

В течение трехлетней деятельности общество объединило более 200 человек. В январе 1820 г. состоялось совещание членов Коренной управы. На ней П.Пестель сделал доклад, в котором изложил все преимущества и недостатки как монархического, так и республиканского правления, доводя прогрессивность последнего.

В январе 1821 г. в Москве собрался съезд «Союза благоденствия», который принял решение о роспуске общества. Тогда же было принято тайное постановление о создании четырех новых управ, но без сторонников П.Пестеля.

Вследствие распада «Союза благоденствия» сформировались две тайные организации: в Санкт-Петербурге – умеренное Северное общество и в Тульчине – радикальное Южное общество.

Руководство Южного общества считало, что революционные изменения в Российской империи можно осуществить только военным путем. Восстание на окраинах Российской империи должно было поддержать выступление в центре. При таком условии можно было преодолеть сопротивление царизма и захватить власть. Тактика военной революции предусматривала увеличение количества военных, особенно командиров военных частей. Между тем П.Пестелю присвоили звание полковника и он был назначен командиром Вятского пехотного полка.

На следующем январском съезде 1823 г. была сформирована третья, Васильковская управа, которую возглавили инициаторы ее создания С.Муравьев-Апостол и М.Бестужев-Рюмин. Постепенно она стала активной: разработала несколько планов вооруженных выступлений, вела поиск союзников.

На съездах рассматривались вопросы программы и тактики общества, в частности обсуждался проект конституции-приказа П.Пестеля, впоследствии, в 1824 г., получил название «Русская правда» (это был своеобразный приказ Временному правительству, которое планировалось создать после революционного переворота и который, сосредоточив всю полноту власти в своих руках, должен был в течение 10 лет воплотить его в жизнь). Активное участие в обсуждении принимали С.Муравьев-Апостол, О.Юшневский, М.Крюков.

О том, насколько Александр Сергеевич был верным тем идеям, которые он провозглашал, говорят его стихи. В частности, те из них, которые посвящены опальным друзьям-декабристам: «В Сибирь», «Арион», «Анчар».

Например, «Арион» А. Пушкин написал 13 июля 1827 года в очередную трагическую годовщину казни 5 организаторов заговора.

С декабристами же поэта связывало много. Он был хорошо знаком и тесно общался еще с членами первой организации – «Союза спасения». Тогда еще молодой лицеист Александр восторженно слушал пылкие речи о борьбе с рабством, свободе и равенстве всех людей, которые обсуждали на тайных заседаниях братья Тургеневы, Муравьев и другие его друзья [2, с. 19].

Александр Пушкин входит в «Союз благоденствия», «Зеленая лампа», многому учится у Чаадаева, которого считает своим идейным вдохновителем. И позже, находясь в южной ссылке, поэт часто бывает на заседаниях «Южного общества», не раз встречается с Пестелем.

Когда происходит восстание декабристов, Александр Сергеевич живет в Михайловском под негласным полицейским надзором. Однако он прямо заявил Николаю I, что, если бы в тот момент был в Петербурге, то обязательно вышел бы с друзьями и единомышленниками на Сенатскую площадь.

Об этом же и его стихотворение «Арион». А. Пушкин, чье творчество всегда носило антиправительственный характер, в самых разных своих произведениях отдавал дань памяти, уважения и преданности декабристам [5, с. 43].

Таким образом, теме памяти декабристского движения непосредственно посвящены три стихотворения поэта. Это знаменитые послания «Пущино» («Мой первый друг ...»), «В Сибирь» и «Арион».

А. Пушкин первые два написал в конце 1826 – начале 1827 года и передал ссыльным товарищам с княгиней Муравьевой, которая ехала к мужу. В них он с глубоким сочувствием и искренним восторгом писал о величии подвига и высоком трагизме судьбы восставших, выражал веру в то, что поступок их зажжет сердца людей на вдохновенные подвиги во имя Отечества и народа.

2. Декабристская тема в стихотворении «Арион»

Стихотворение «Арион» построено как развернутая аллегория. Оно привлекает наше внимание к знаменитым древнегреческим мифам, в частности к мифу о Арионе.

Согласно ему, известный певец плыл к берегам своей родины. Однако жадные моряки решили бросить его в бездну моря, чтобы завладеть имуществом. Арион вымолил у них последнюю милость – спеть перед смертью, а затем бросился в волны.

Тронут его мастерством и талантом, морской бог Посейдон послал дельфина, который спас певца и на своей спине привез к берегам Коринфа [5, с. 47].

На основе этой легенды у Александра Сергеевича вышел несколько иной «Арион», ведь он стихотворение свое строит на совершенно другом идейном фундаменте.

Если в мифе прославляется всесильное искусство, его возрождает и жизнеутверждающая роль, то у Пушкина центральное место занимает сама фигура главного героя. И жизненные обстоятельства, изменившие судьбы персонажей обоих произведений, кардинально разные.

Александр Пушкин стихотворение «Арион» строит на основе реальных событий. Команда корабля не шайка бандитов, а дружный, сплоченный коллектив, руководимый мудрым «вождем». В нем каждый занят своим делом, выполняет свое предназначение.

Автор имеет в виду декабристское движение, тайные организации и ту работу, которую ее члены выполняли в обществе. В команду входит и сам «таинственный певец», полный «беспечной веры» [2, с. 23].

Анализ поэзии «Арион» Александра Сергеевича дает возможность предположить, что в жизни есть прекрасные мечты, идеи о свержении самодержавия. Поэт не говорит об этом открыто.

Но и современники, и читатели последующих поколений прекрасно понимали смысл завуалированных образов.

В произведении автор рисует картину жестокой бури: «Погиб и кормщик и пловец», – с горечью пишет он. И убежал один вдохновенный певец. О чем теперь звучат его божественные звуки? Ответ однозначен: «Я гимны прежние пою ...» [1, с. 36].

Процитированные выше строки с полным правом можно считать идейным центром произведения.

Если тема стихотворения «Арион» Александра Пушкина – изображение декабристского восстания, выражение преемственности его идей в творчестве поэта, то ключевые слова, смысловая квинтэссенция заключена в этой коротенькой фразе.

Александр Сергеевич никогда не отказывался от друзей, не предавал идеалов молодости. Он верен им и в зрелые года. Конечно, как любая мыслящая личность, а тем более такого масштаба, поэт приобретал мудрость с годами. Впоследствии Александр Пушкин смог разобраться в утопичности планов и действий заговорщиков. Но действительно, имея на то возможность, в любой момент он вышел бы в их рядах до исторического барьера [1, с. 39].

Таким образом, особое место в творчестве А.Пушкина занимает стихотворение «Арион». Поэт в нем прямо называет себя наследником и преемником идей декабризма.

В стихотворении «Арион» Пушкин положил известный античный миф о древнегреческом поэте и певце Ариоксе.

3. Декабристская тема в стихотворении «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд»)

Произведение «Во глубине сибирских руд» впервые было напечатано в 1827 году. В этом стихотворении Александр Пушкин выражает гражданское мужество человека и поэта.

В стихотворении «Во глубине сибирских руд» есть послание поэта, который отбывал декабристскую ссылку. В этом произведении выражена надежда на скорое амнистирование декабристов, которая была в 1855 году.

«Во глубине сибирских руд» было написано на волне энтузиазма, что было вызвано решительным поступком-подвигом большой части декабристских жен, ведь они пренебрегли всем, в том числе положением в свете, богатством, знатностью, и отправились в ссылку за своими мужьями-декабристами [4, с. 59].

Особенно был взволнован Александр Пушкин встречей-прощанием с Марией Раевской, которую он несколько лет назад любил. Теперь Мария отправилась в числе первых декабристских жен в Сибирь, ведь была на тот момент женой С. Г. Волконского. Волконский в Сибири должен был отбывать наказание – двадцать лет каторжных работ.

В поэзии «Во глубине сибирских руд» главное место занимает гражданская тема, тема верности идеалам юности. Александр Пушкин при написании этого стихотворения ставил цель, которая заключалась в укреплении и поднятии духа не только двух бывших выпускников Царскосельского лицея – Пущина и Кюхельбекера, а всего состава декабристов, которые были обречены на тяжелый труд «в каторжных норах» забайкальских рудников.

Этим стихотворением Александр Пушкин хотел вселить в декабристов надежду в их освобождение. Вера в то, что все плохое скоро закончится, – именно этим объясняется эмоционально насыщенный тон произведения [5, с. 36].

Восстание декабристов потерпело крах. Но они были уверены в том, что их освободительные мысли, высокие гражданско-патриотические чувства будут иметь продолжение в будущих поколениях [2, с. 24].

После подавления декабрьского восстания, поэта, решением Николая І, было решено возвратить из ссылки. После освобождения Александр Пушкин долго разговаривал с Николаем, который пообещал поэту, что будет использовать свою власть на благо и процветание России.

4. Декабристская тема в стихотворении «Анчар»

«Анчар» Александра Пушкина – это поэзия, в котором выражается протест, направленный против абсолютной власти одного тирана. Поэтом в этом стихотворении создан новый круг образов, которые он воспринял с Востока.

Произведение «Анчар» А. Пушкин написал через три года, после того, восстали декабристы (в 1828 году). Незадолго до этого, поэтом П. Катениным, была создана целая поэма с «древом жизни». Это «древо жизни» символизировало царское милосердие.

Стихотворение «Анчар» было напечатано в 1832 году в альманахе «Северные цветы» [5, с. 38].

При этом А. Пушкин должен быть объяснить шефу жандармов А. Х. Бенкендорфу слишком подозрительную тему поэзии. При этом А. Х. Бенкендорф дал разрешение на то, чтобы было напечатано вольнолюбивое стихотворение.

В поэзии «Анчар» есть противопоставление. Например, в первых пяти строках подается описание знойной природы пустыни и смертоносного, грозного для всего живого дерева. Это дерево было порождено в день гнева. Поэтому в нем все пропитано ядом: мертвая зелень ветвей, корни, ствол, по которому стекают капли, которые к вечеру застывают прозрачной смолой. Анчар стоит на скупой и чахлой почве в совершенном одиночестве. К нему никто не приближается, кроме черного вихря [5, с. 42].

Вторая часть, которая состоит из четырех строк, дает описание человеческих взаимоотношениях при абсолютной, развращающей, не знающей милости власти и безгласной покорности раба.

При всем этом здесь можно прочитать состояние людей времен Николая І. Крепостной боится своего господина, ведь он может забить его до смерти, чиновник боится начальника, а придворные боятся взгляда императора.

Таким образом, Александр Пушкин говорит о том, что страхом пронизана вся огромная страна. Страх лишает простого человека достоинства и указывает ему место на задворках. Но одновременно достоинства лишается и тот, в чьих руках находится смертоносная власть. Получая наслаждение от нее, хозяин становится рабом своей черной души [2, с.31].

В поэзии «Анчар» Александра Пушкина раскрыты социальные отношения людей: деспотизм и античеловечность с одной стороны и покорность – с другой.

Бедный безвольный раб вызывает только сочувствие. Но сколько побоев, боли и унижений он, видимо, претерпел, став из вольного, гордого человека покорным и безмолвным.

Заключение

О том, насколько Александр Сергеевич был верным тем идеям, которые он провозглашал, говорят его стихи. В частности, те из них, которые посвящены опальным друзьям-декабристам: «В Сибирь», «Арион», «Анчар».

С декабристами же поэта связывало много. Он был хорошо знаком и тесно общался еще с членами первой организации – «Союза спасения». Тогда еще молодой лицеист Александр восторженно слушал пылкие речи о борьбе с рабством, свободе и равенстве всех людей, которые обсуждали на тайных заседаниях братья Тургеневы, Муравьев и другие его друзья.

Теме памяти декабристского движения непосредственно посвящены три стихотворения поэта. Это знаменитые послания «Пущино» («Мой первый друг...»), «В Сибирь» и «Арион».

Стихотворение «Арион» построено как развернутая аллегория. Оно привлекает наше внимание к знаменитым древнегреческим мифам, в частности к мифу об Арионе. Согласно ему, известный певец плыл к берегам своей родины. Однако жадные моряки решили бросить его в бездну моря, чтобы завладеть имуществом. Арион вымолил у них последнюю милость – спеть перед смертью, а затем бросился в волны.

Тема стихотворения «Арион» Александра Пушкина – изображение декабристского восстания, выражение преемственности его идей в творчестве поэта.

Встреча Александра Пушкина с Марией Раевской, которую он несколько лет назад любил, повлияла на то, что он написал стихотворение «В Сибирь». Мария отправилась в числе первых декабристских жен в Сибирь, ведь была на торт момент женой С. Г. Волконского. Волконский в Сибири должен был отбывать наказание – двадцать лет каторжных работ.

В поэзии «Анчар» Александра Пушкина раскрыты социальные отношения людей: деспотизм и античеловечность с одной стороны и покорность – с другой.

Список использованной литературы

1. Бабаев Э.Г. Творчество А.С.Пушкина / Бабаев Э.Г. – М., 1988. – 204 с.

2.  Блок Г. Пушкин в работе над историческими источниками / Г.Блок. – М.-Л., 1949. – 260 с.

3. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки / С.Г.Бочаров. – М., 1974. – 150 с.

4. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина / Б.П.Городецкий. – М.; Л., 1962. – 180 с.

5. Коровина В.Я. Пушкин в школе. Пособие для учителей / В.Я.Коровина. – М., 1978. – 303 с.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Сертифікат від «Всеосвіти» відповідає п. 13 постанови КМУ від 21 серпня 2019 року № 800 (із змінами і доповненнями, внесеними постановою КМУ від 27 грудня 2019 року № 1133)

Обрати Курс або Вебінар.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.


Приклад завдання з олімпіади Українська мова. Спробуйте!

Всеосвіті 3 роки!

Святкуємо гучно та з подарунками!

+ 10 подарункових боксів з фірмовими товарами від «Всеосвіти»!

+ 10 подарункових боксів з фірмовими товарами від «Всеосвіти»!

до розіграшу подарунків залишилось
00
00
00
00