Сьогодні о 18:00
Вебінар:
«
Розвиток мовлення дошкільників: логоритмічні пісні та вправи
»
Взяти участь Всі події
19 січня 2021 о 19:38
0 0

5 правил эффективного изучения чего угодно

5 правил эффективного изучения чего угодно

Обучение – процесс физиологический. Руководит этим процессом уникальный аппарат – человеческий мозг. Сегодня наука знает о мозге человека больше, чем когда-либо в истории. Конечно, исследовано далеко не все, но даже то, что уже известно, может пригодиться при создании образовательного курса.

1. Чередовать режимы обучения.

У мозга есть два режима обучения. Первый режим называется сфокусированный – когда человек сосредоточен на чем-то. В этом режиме человек сосредоточенно думает исключительно об информации, которую пытается изучить. Например, заучивая новое иностранное слово или решая математическую задачу. В этот момент закладываются первоначальные знания и активизируется область внутри и вокруг префронтальной коры, расположенная прямо за лбом. Именно эта область отвечает за решения, которые будут приняты человеком на основе усвоенных знаний.

Второй режим называется рассеянный. В этот момент мозг расслаблен. Человек не сосредоточен на решении какой-то конкретной задачи, но на бессознательном уровне поиск верного ответа продолжается в фоновом режиме. Именно в этом рассеянном режиме приходят креативные идеи и озарения. В отличие от сфокусированного, когда мысль идет по уже проложенному пути и задействует только одну область внутри и вокруг префронтальной коры, в рассеянном, мозгу приходится прокладывать путь самостоятельно и задействовать сразу несколько отделов.

Каждый из этих типов мышления обладает своими достоинствами. Однако, успешное усвоение нового происходит, когда мозг переключается с одного режима на другой и обратно.

2. Повторять.

Мозг состоит из миллиардов крошечных клеток – нейронов. Однако теперь науке точно известно: на протяжении всей жизни в нашем мозге формируются все новые и новые синапсы – контакты между нейронами или получающими их сигнал клетками другого типа. Нейроны и синапсы формируют нейронную сеть, отдельные элементы которой постоянно контактируют между собой и обмениваются информацией.

Если нейроны часто вместе активны, между ними укрепляются связи и они образуют мозговую цепочку. По такой цепочке, состоящей из клеток мозга, быстро пробегает информация.

Обучение приводит к тому, что образуются новые мозговые цепочки, или укрепляются старые мозговые цепочки. Именно эти мозговые цепочки и есть память и знания. Поначалу, пока человек только начинает что-то изучать, мозговая цепочка в мозге очень слаба. В цепочке могут участвовать всего несколько нейронов. И связи между ними довольно слабые. По мере того как человек упражняется в новом материале, выполняет задания и повторяет материал, синаптическая связь между клетками-нейронами укрепляется. В такую мозговую цепочку включаются все новые нейроны, между ними образуется все новые связи. Крепнут синапсы, и цепочка растет и крепнет – происходит процесс изменений в головном мозге, вызванный деятельностью или опытом.

3. Концентрироваться и осмысливать.

Человеческий мозг постоянно обрабатывает информацию, даже если не стремится ее осознать. Находясь в процессе пассивного потребления потока "легкой" информации (например, из социальных сетей, развлекательных приложений), мозг не успевает переработать данные и извлечь из них ценный смысл. Если пассивное потребление входит в привычку, человеку становится сложнее заставить себя приложить интеллектуальные усилия. Формируется заблуждение, что восприятие равносильно знанию и пониманию. Однако новые знания невозможно получить без концентрации и усилий, без осмысления и многочисленных повторов.

4. Использовать эмоции.

Согласно исследованиям нейробиологов, мозгу необходимо испытать эмоции, чтобы обучиться. Полученная нами информация сначала проходит через лимбическую систему, эмоциональную часть человеческого мозга. Это важно с точки зрения выживания, так как человеку необходимо запоминать опасные или приносящие пользу события, чтобы защищать и улучшать свою жизнь.

Другими словами, повышенное эмоциональное возбуждение, сопутствующее учебному событию, влияет на стойкость запоминания события так как человек думает и запоминает только о том, что его действительно заботит.

5. Подключать воображение.

Альваро Паскуаль-Леоне, глава Медицинского центра "Бет Израэль Диконесс" при Гарвардской медицинской школе в Бостоне, провел эксперимент, доказывающий, что мы действительно можем, используя только воображение, вызывать физические изменения в своем теле. Паскуаль-Леоне сформировал две группы из людей, которые никогда раньше не играли на пианино, и стал учить их несложной мелодии. Затем члены одной группы пять дней сидели по два часа перед пианино и просто представляли, что играют эту мелодию. Члены другой группы тоже пять дней по два часа действительно ее играли.

В результате моторные зоны не только отреагировали на воображаемые движения – их динамика почти полностью повторила рост, отмеченный у основной группы. Моторные области людей, выполнявших упражнения в уме, походили по размеру на соответствующие участки тех, кто по-настоящему занимался на клавиатуре. Мысленная тренировка привела к реальной натренированности – к изменению нейрофизиологических свойств ткани мозга.

Результат позволил сделать вывод, что мысленное представление какого-либо действия и его совершение не очень различаются. Когда мы что-то делаем или просто представляем, что делаем, активизируются одни и те же участки мозга.

Итак, если вы хотите преуспеть в процессе обучения:

1. Чередуйте сфокусированный и рассеянный режимы работы мозга;

2. Повторяйте полученную информацию;

3. Концентрируйтесь и осмысляйте новую информацию;

4. Используйте эмоции;

5. Подключайте воображение.

Автор : Анна Крылова

Читайте також: