Офлайн
2282
Кропивна Олена Іванівна

КЗ "ХСШ 12" ХОР
Основний заклад користувача
Освітян-колег: 8 (переглянути)

вчитель початкових класів

ID-код 411562

Поширити профіль:

Матеріалів: 104
Перегляд матеріалів: 34.1K
Блог

Смысл жизни — счастье и свобода

Настоящая мудрость воспитателя, отца, матери, педагога – в умении дать ребенку счастье.

В.А.Сухомлинский

Счастье нельзя получить в наследство, невозможно передавать из поколения в поколение: дед - сыну; отец, в свою очередь, - внуку счастливого деда, и т.д. Тот, кто пытается вместе с фамилией деда, отца получить в наследство и их счастье вырастает подлецом, бездельником, негодяем.

Родители, педагоги, все взрослые люди ответственны за судьбу детей, они должны делать так, чтобы дети были счастливыми. А истинная гуманность, цель педагогики заключается в том, чтобы беречь радость, счастье, на которое имеют право все, а не только «избранные» дети. Таким образом, в руках родителей (и педагогов) оказывается не только благополучие собственных детей, но и будущее народа, нации, государства.

Ребенок, получивший нравственный опыт отдачи духовных сил для счастья людей, приобретает способность видеть себя как бы со стороны, глазами других людей, способность чувствовать открытость своей души, своих поступков, своего поведения взглядом окружающих. Тот, кто в детстве на собственном нравственном опыте изведал самое высокое счастье бытия - вложил частицу своей души, сердца в другого человека становится «настоящим человеком». Растерзанная грудь Прометея и горящее сердце Данко, их огонь великой Любви к людям, - вот что делает человека счастливым, придает жизни смысл и желание жить.

Нельзя не испытывать тревоги, видя, что есть еще у нас семьи, в которых дети не знают счастья. Особенно это относится к тем детям, любые желания которых удовлетворяются заботливыми родителями, бытие которых безоблачно и безмятежно. Дети, вскормленные на таком «счастье», по сути глубоко несчастные люди - им недоступна радость дарения, заботы, преодоления. Потребляя блага, созданные другими, они лишаются возможности видеть всю полноту и многогранность мира, ориентироваться в нем и, самое главное, участвовать в процессе жизнетворчества. В.А. Сухомлинский был убежден, что счастье не чудесная жар-птица, которую можно поймать. Это постройка, которую надо воздвигнуть.

Важнейший источник счастья - творческий труд на пользу людям. В понятие «труд», «деятельность» В.А. Сухомлинский вкладывает широкий философский смысл. Стремление выразить свое «я» - одна из важнейших потребностей человека. Вряд ли существует такой человек, который не стремился бы выразить себя, самореализоваться как личность, добиться чего-то значительного в жизни. Понятно, что это можно сделать лишь в труде, отвечающем способностям человека, обогащающем его интеллектуально и духовно. Без такого труда, даже если он служит источником удовлетворения его личных материальных потребностей, человек чувствует себя никчемным, пустым, никому не нужным. Удовлетворите все изысканные потребности человека в пище, одежде, но запретите ему трудиться, чтобы выразить свое «я», обреките на бездеятельность - и жизнь человека потеряет смысл.

Характер самовыражения зависит от вида деятельности. По - разному выражают свое «я» токарь, художник, землепашец, писатель, сталевар. И хотя возможности самовыражения в разных профессиях неодинаковы (умственный труд представляет для этого больший простор), не нужно думать, что жизнь людей, оставляю­щих после себя научные открытия, книги, картины, имеет больший смысл, чем жизнь простого рабочего или крестьянина. Такой взгляд ошибочен. Поскольку вся история складывается из деятельности масс и личностей, каждый человек своим трудом вносит вклад в общий поток жизни, обновляя и продолжая ее.

Жизнь отдельного человека не пустой, ничего не значащий факт, а необходимый и важный момент общей жизни, если человек сам творит свою судьбу. Он и сценарист ее, и режиссер, и исполнитель. Каждый человек своим трудом, служением обществу обогащает историю и не только вносит в нее определенный вклад, но и в какой-то мере влияет на ее ход. Влияние это не кончается с физической смертью человека, но действует и в будущем - своими идеями, идеалами, творениями рук и ума. Все действительно великие люди, отдавшие свою жизнь служению людям, оставили себя в потомках, в делах и памяти народной.

Для В.А. Сухомлинского проблемы жизни и смерти, памяти и забвения, трагического и прекрасного были постоянным предметом размышления.

Через многие работы В.А. Сухомлинского красной нитью проходит мысль о том, что только труд создает экономическую и социальную основу для всестороннего развития всех членов общества и, следовательно, является высшим смыслом жизни каждого члена общества. Свое понимание роли труда он переносит и в область педагогики, воспитания детей. Счастье для школьника, считал В.А.Сухомлинский, совсем не обязательно в том, чтобы отлично учиться. Не у всех это получается: у детей разные способности. Из стен нашей школы вышло несколько девушек, которые с трудом овладели знаниями. Они чувствовали бы себя несчастными, если бы у них не было счастья чувствовать свое человеческое достоинство в благородной сфере творчества, наполненного высоким нравственным смыслом. Ни одному школьнику не закрыта дорога к вершинам человеческого счастья, здесь подлинное и безграничное равенство. Уже в 5-6 классах девочки были воспитателями маленьких детей. И этот благородный труд стал позднее смыслом их жизни. Осуществление своего призвания - это, в конечном счете, главная основа личного счастья, основа гармонического слияния личной радости и гражданского достоинства человека. Человек, идущий по жизненному пути, который не отвечает его склонностям и призванию, глубоко несчастный человек. Бывает, молодой человек решил стать врачом, окончил медицинский институт, лечит людей, но не находит радости в своей работе и не знает, что в нем остался нераскрытым талант художника или слесаря. Нет человека, у которого бы не было никаких способностей, у которого бы руки ни к чему не лежали. Человек - сам кузнец своего счастья, радость труда и творчества не падает с неба, ее можно завоевать лишь собственными трудом и творчеством.

Найти свое призвание - значит найти свое счастье, утвердить человеческое достоинство, выбрать жизненный путь, на котором принесешь наибольшую пользу Родине и в то же время будешь переживать полноту духовной жизни.

Как это сделать практически? - ставил вопрос В.А.Сухомлинский. И давал на него следующий ответ: надо осуществлять важнейшее педагогическое правило: не должно быть ни одного подростка, ни одного юноши, не увлеченных делом, творчеством. Именно в период самопознания своих сил и способностей, в годы ранней юности каждый должен почувствовать себя подлинным мастером, поэтом, художником в любимой работе.

К одному делу человек может быть способным, к другому - неспособным. Даже гениальные люди тоже могут быть неспособными к отдельным видам деятельности. Задача школы состоит в том, чтобы найти в каждом человеке родник его творческих способностей, открыть уже в детстве его единственный счастливый источник бытия, труда, творчества. Общество не может потреблять больше, чем производит. Если же каким-то путем кто-то получил больше, чем заработал своим собственным трудом, то это означает присвоение чужого труда, обворовывание других людей. Подлинно нравственный человек на это не пойдет. Для такого человека счастье возможно лишь как согласие с другими людьми, забота об общем благе.

Но есть и другая категория людей - эгоистов и себялюбцев. Эти люди часто не понимают, а главное, и не хотят понять и принять того факта, что общество еще не может полностью удовлетворить всех потребностей. Культура таких людей недостаточно высока для того, чтобы они могли ограничить свои желания и потребности, и удовлетворять их они стремятся любыми средствами и ценой, часто за счет других. Однако, не умея и не желая ничего и никому отдавать, в конечном счете, человек обрекает себя на одиночество, противостояние со всем миром, душевное оскудение, когда все чувства и переживания подавляются и заменяются единственным стремлением: жить полегче, урвать побольше. Такой человек, убежден В.А. Сухомлинский, не может быть счастливым и в личной жизни, где без любви, без способности думать и заботиться о близких не построить крепкой семьи.

Счастливое общество не могут построить несчастные люди, превращенные в «винтики» государственной машины, в средство достижения абстрактного светлого будущего для грядущих поколений, отдающие в качестве жертвы высшему «идеалу человечности» свои личные интересы, мечты, надежду на достижение счастья при жизни.

Смысл жизни каждого поколения и каждого отдельного человека нельзя видеть лишь в подготовке почвы для процветания будущих поколений, лишь в служении будущему. Думая о будущих поколениях, нельзя забывать о живущих рядом людях. Нужно не воздвигать стену между настоящим и будущим, а искать между ними связь, искать в настоящем великие идеалы будущего, гармонически сочетать служение благу самого себя со служением благу других людей, благу человечества. Поэтому развитие производительных сил не следует рассматривать как самоцель, а лишь как необходимое средство для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Счастье человека включает и такие ценности, как любовь, семейные радости, материальное благополучие, достойная, обеспечивающая насущные потребности жизнь. Поэтому вряд ли верно сказать: выполнение долга - главный смысл жизни, а достижение, скажем, счастья в любви - не главный. Личное счастье было и остается одной из главных целей человеческой жизни. Для счастья человеку нужно многое: хорошая еда, удобная квартира, любимый человек, друзья, работа по душе, социальная справедливость, уверенность в завтрашнем дне, уважение окружающих, чистая совесть. Но мало иметь эти блага, важно еще понимать сущность каждого из них, ощущать их как ценности.

Счастье - это не только способность чувствовать радость бытия, удовлетворения своих разнообразных потребностей, но и умение достойно преодолевать неизбежные беды, несчастья и огорчения.

В этом смысле счастье - это стремление к нему, способность бороться за него и достигать его, изменяя обстоятельства и себя к лучшему, это верность своему человеческому предназначению, это стремление к жизни, наполненной глубоким смыслом и озаренной идеалами добра, совести, справедливости, и борьба за утверждение этих идеалов. Если человек не готов к преодолению трудностей, если ему все дается легко, без борьбы, то такая жизнь становится неинтересной. Борьба против зла, борьба за добро возвышает человека, делает его жизнь действительно осмысленной, общественно ценной, позволяя ему активно и ярко раскрыть свои творческие, духовные задатки.

Неверно думать, утверждал В.А. Сухомлинский, что борьба была необходима только в прошлом, а сейчас в ней нет необходимости, что ей не находится места в жизни. Разве нет у нас разного рода безобразий, не пережитков, а «нажитков» наших собственных недостатков, всего того, что мешает, тормозит, а порой и деформирует саму жизнь? Все это, подчеркивал В.А. Сухомлинский, есть. С этим необходимо считаться и бороться. Беда состоит в том, что некоторые люди предпочитают уходить от этой борьбы и своим молчанием, бездействием сознательно или бессознательно потворствуют злу.

Чтобы молодежь непоколебимо верила в гуманистические идеи, необходимо говорить ей честно и прямо всю правду и, что важнее всего, действовать только по правде. Приглаживание жизни рождает догматизм в суждениях, сковывает мысль, разоружает человека. Нужно строить такие взаимоотношения, чтобы воспитывать непримиримость к любому проявлению несправедливости, подлости, насилия, бесчеловечности, а самое главное - умение бороться со злом, в каком бы обличье оно не проявлялось. Уверенность в том, что мир можно и нужно изменять, что жизнь станет лучше от твоих добрых дел и поступков, делает нас сильными, а жизнь осмысленной.

Если к вам прибежал ребенок, говорил В.А. Сухомлинский, обращаясь к педагогам и родителям, с широко открытыми от тревоги глазами, если он дрожащим голосом сообщает вам о том, что творится зло или может произойти зло, - не успокаивайте его. Успокоите раз, другой, третий, а на четвертый раз и успокаивать не надо будет: он к вам просто не придет, глаза его останутся равнодушными. Умейте вместе с детьми возмущаться злом и доводите свое возмущение до конца.

В.А.Сухомлинский обращается к юношеству с выстраданными собственной жизнью и борьбой напутствиями. Увидев зло, не размышляй и не взвешивай: бороться против него или пройти мимо. Делай так, как велит сердце, совесть. Благородные чувства - верные стражи совести. Мужественное отношение к злу, убежденность в действии вырастают только на почве той жизненной мудрости, в основе которой лежит сознание справедливости взаимоотношений между людьми в обществе.

Жизнь - величайшее благо. Человек сам должен распоряжаться своей жизнью. Так распорядись же ею достойно, человек! Будь разумен, цени те ее мгновения, которые выпали тебе сегодня. Помни, что перед каждым человеком - безграничный океан этого счастья. Но, к сожалению, так же как никто не думает о воздухе, когда его вволю, так же мало кто задумывается и о счастье бытия, когда оно есть. Для того чтобы по-настоящему дорожить счастьем бытия, требуется высокая, всесторонняя воспитанность души, интеллекта, сердца.

Как воспитать такое человеческое умение — умение дорожить радостью бытия? В.А. Сухомлинский убежден, что слова здесь малоэффективны, надо научить понимать страдания человека, пробудить сочувствие, сопереживание, отклик на боль другого. Часто именно через страдание, которое испытывает ребенок, видя смерть близкого, дорогого ему человека, он научается ценить радость «простого» бытия.

Только познав бесконечность времени и безграничность пространства, человек с особой силой почувствует, насколько кратковременна его жизнь, поймет, что человеческий организм стареет и умирает подобно другим живым организмам. Но взирать на смерть спокойно нельзя. Смерть человеческую можно объяснить и понять, но принять, примириться с нею нельзя потому, что со смертью каждого человека гибнет частица человечества. И даже не частица – а целый мир.

Вопросы смысла жизни и счастья В.А.Сухомлинский тесно связывал с проблемой свободы. Обоснованию значимости проблемы свободы он отводит в своих работах значительное место. Решал ее В.А.Сухомлинский далеко не однозначно. И в этом нет ничего удивительного. Свободный выбор есть не беспричинный выбор, не выбор по чьей-то команде, а выбор сознательный, он противопоставляется не необходимости, а незнанию.

Свобода определяется В.А.Сухомлинским тем, насколько глубоко осознает человек общественные потребности, насколько сознательно ориентируется на них в своей деятельности. Таким образом, свободный выбор человека не становится тем более свободным, чем больше он независим от каких-либо причин, но он тем более свободен, чем более определен знанием дела. Свободу нельзя понимать как чистое своеволие, возможность поступать как хочется, как заблагорассудится. Стремление к свободе и самостоятельности без высокоразвитой способности долженствования превращается в распущенность, в потворство низменным желаниям. Там, где нарушается гармония ответственности и свободы, начинается хаос, недисциплинированность, произвол.

Объективные условия создают неоднозначную направленность поступков, а спектр возможностей, что обуславливает предпосылку выбора решений. Необходимость, становясь свободой, выступает как индивидуальная или групповая фиксация одной из многих возможностей решения. То обстоятельство, что человек стоит всегда перед возможностью выбора снимает фатализм. Более того, В.А.Сухомлинский утверждает, что сам характер людей, служащий источником решений воли, изменяется и не исключает (а даже предполагает) возможность преобразования его путем сознательных и целенаправленных усилий личности. Успех предпринимаемых в этом направлении воспитательных и самовоспитательных усилий во многом зависит от познания законов общественного развития. Счастье и свобода есть долженствование и ответственность. То есть, при таком подходе, свобода предполагает ответственность.

Ответственность - оборотная сторона свободы, ее второе «я». Ответственность неразрывно связана со свободой и всегда сопровождает ее. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за содеянное им. В некотором смысле ответственность есть ответ - отклик на вызов, который бросает людям конкретная ситуация и на запрос другого человека. Вести себя ответственно - значит быть способным активно действовать со своего места, поступать согласно логике со­бытий, понимания и осознания как отзовутся твои действия на тебе и на других. Это значит предвидеть последствия каждого своего шага и стремиться предотвратить негативный ход событий. Ответственность означает также способность правильно понять нужды как других людей, так и свои собственные. Мы ответственно ведем себя по отношению к другим, когда уважаем их как личности, стремимся помочь при просьбе о помощи, поддержать в случае необходимости, когда утверждаем их бытие и способствуем их развитию.

Ответственности противостоит безответственность — это поступки «на авось», действия, которые совершаются кое-как, без учета последствий для себя и для других. Безответственность ребенка всегда связана с равнодушием и легкомыслием, с избыточной самоуверенностью, а часто - и с тем и с другим. Когда человек безответственно совершает свободный выбор, он ставит себя и других в положение высокой степени неопределенности, ибо последствия необдуманно, случайного, слепого выбора оказываются непредсказуемы.

Таким образом, быть ответственным - это значит принять на себя все последствия поступков и в полном смысле слова расплатиться за них. В свою очередь, безответственность означает попытку свалить последствия своих деяний на других, заставить их расплачиваться за свою неразумность.

За что именно мы отвечаем? За поступки, за мысли, за чувства или за все вместе? Конечно, признает В.А. Сухомлинский, прежде всего ребенок должен отвечать за свои поступки, потому что именно практическое поведение, действие, способно зримо и реально изменить что-то в своей и чужой жизни. За это изменение - злое или доброе - человек держит ответ как перед другими, так и перед собой.

В повседневной жизни человека свобода и ответственность находятся во взаимосвязи: любая возможность выбора имеет рамки, созданные обществом и культурой, и любой выбор предполагает ответственность, поскольку влияет на условия и возможности выбора других людей. Именно диалектика свободы и ответственности создает пространство для личности, через которое она реализует свою индивидуальность, вступает в социальные отношения с другими людьми.

Вместе с тем, убежден В.А.Сухомлинский, воля людей является настолько и в такой степени свободной, насколько и в какой мере она обусловлена не только разумом, но и совестью человека. «Свобода воли» является гармонией разумного и морального использования данной людям свободы деятельности, свободы направлять свою волю на добро или зло, выбирая между ними. Механизмом, который служит выбору между добром и злом в деятельности человека, является совесть. Совесть, внутренний нравственный закон, «душа» человека как мы отмечали уже раньше, есть нечто присущее каждому человеку. Свобода - это, прежде всего забота о всеобщем благе, чуткое, заботливое отношение к родным и близким, ко всем людям. «Душа» человека должна понимать и чувствовать, что каж­дый твой шаг, каждый поступок отзывается в сердце другого человека. Жить среди людей, писал В.А. Сухомлинский, все равно, что ходить в сказочном саду, где вокруг тебя тончайшие лепестки цветов, с дрожащими на них каплями росы, и надо идти и так прикасаться к цветам, чтобы не упала ни одна капля. Только поступая так, человек может чувствовать себя свободным.

Подлинная свобода состоит в умении трудиться на благо людей, любить их, без этого человек не может быть ни счастливым, ни свободным.

В сфере становления и развития свободы особое место занимает выражение моральной доблести, смысл которой состоит в том, что человек вкладывает свою силу, частицу себя в другого человека. В этом труде наиболее ярко выражается подлинная человеческая сущность свободы личности - забота о благе, счастье других людей. Только через моральную доблесть человек возвышается до той ступеньки своего развития, когда ему нужен, необходим другой человек и жизнь без отдачи ему своих духовных сил, без заботы о нем становится пустой и мрачной. Удовлетворение в человеке - единственный путь к тому, чтобы интересы общества стали для личности неотделимы от ее собственных интересов. Справедливые общественные отношения рождаются не из книг, а из искренних порывов чистой души. В.А. Сухомлинский писал, что жизнь и свобода - величайшие человеческие ценности, в которых выражается сама сущность человека. Для того, кто постиг, что такое жизнь и свобода, зло становится нетерпимым, и человек не будет мириться с ним. По-настоящему умеет презирать и ненавидеть зло и борется за добро тот, кто всеми силами своей души любит жизнь и свободу. Дорожить свободой научится лишь тот, кто в детстве постиг мудрость ограничения своей свободы и желаний. Бездумное отношение к свободе, неумение властвовать над желаниями превращают ребенка в живой комок произвола. Он начинает думать, что ему все дозволено, что только он свободен в своих поступках, что земная ось проходит через его желания и потребности.

Человек должен с раннего детства понять, что стремление других людей к счастью столь же оправдано, сколь и его собственное счастье самым тесным образом переплетается со счастьем его близких. В семье ребенка учат этому братья, сестры тумаками и щипками, дающими ему знать, что он должен делить блага жизни со своими близкими, что весь мир не принадлежит только ему одному. Если в детстве, в семье он не придет к признанию обязанностей по отношению к другим, то позднее принуждается к тому силой закона. И совершенно справедливо. Ведь тот, кто охотно и, главное, добровольно не признает стремления других к счастью или наносит ущерб этому стремлению, тот должен также примириться и с тем, что они осуществят по отношению к нему право наказания. Добр только тот, кто добр для других так же, как и для себя. Конечно, нет собственного счастья без счастья другого, но это не исключает необходимости личного счастья. Ибо только из собственного опыта стремления к счастью человек знает, что такое хорошо и что дурно, что такое счастье для других. Тот, кто не имеет стремления к счастью, не знает и не чувствует, что такое несчастье, и, следовательно, не имеет сострадания к несчастным.

Люби людей. Любовь к людям - это твоя нравственная сердцевина. Живи так, чтобы твоя сердцевина была здоровой, чистой и сильной. Быть настоящим человеком - это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче, чтобы в каждом человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, оставалось что-то хорошее от тебя, от твоей души.