Офлайн
2282
Кропивна Олена Іванівна

КЗ "ХСШ 12" ХОР
Основний заклад користувача
Освітян-колег: 8 (переглянути)

вчитель початкових класів

ID-код 411562

Поширити профіль:

Матеріалів: 104
Перегляд матеріалів: 33.6K
  • Всеосвіта
  • Кропивна Олена Іванівна
  • Блог
  • Гончарство в Украине. Основные виды гончарной посуды, разнообразие форм. Согласование декора с формой. Создание орнамента, которым можно украсить изделия гончаров
Блог

Гончарство в Украине. Основные виды гончарной посуды, разнообразие форм. Согласование декора с формой. Создание орнамента, которым можно украсить изделия гончаров

Цель:

- учебная: ознакомить учащихся с основными видами гончарной посуды, разнообразием форм; научить согласовывать декор с формой предметов;

- развивающая: развивать умение наслаждаться произведениями декоративного искусства, анализировать их, формировать эстетические чувства, вкус; активизировать инициативу учащихся;

- коррекционная: корректировать память, внимание, мышление, цветовосприятие, цветоразличение, глазомер, угол и поле зрения, координацию движения, ориентирование на альбомном листе, мелкую моторику рук; осознанно использовать знания, полученные на других уроках.

- воспитательная: прививать интерес к произведениям гончарного искусства, уважительное отношение к труду мастеров декоративно-прикладного искусства.

 Оборудование:

- Материалы и инструменты: альбомы, карандаши, фломастеры, ластик, точилка, коробочка для мусора, клеенки.

- Зрительный ряд: фотоизображения гончарных изделий, видеопроцесс работы мастера-гончара, виды росписи гончарных изделий.

- Литературный ряд: загадка о глине, легенда о глине.

- Музыкальное сопровождение практической части урока.

Тип урока: комбинированный урок.

 Словарь терминов:

• Гончарный круг - основное орудие для изготовления гончарных изделий, один из древнейших механизмов, который придумали люди для создания керамических изделий.

• Гончарство - изготовление из опалённой гончарной глины различных изделий.

• Гончар - мастер, который изготовляет посуду и другие изделия из глины.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку

 Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно

 II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Беседа

- Что мы начали изучать на прошлом уроке?

- Что такое ДПИ ?

- Какие виды декоративно-прикладного искусства вы запомнили?

- Какие изделия народных мастеров есть у вас дома? К какому виду декоративно-прикладного искусства они принадлежат?

- Какие материалы использовали мастера декоративно-прикладного искусства, создавая эти изделия?

 III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Отгадайте загадку.

В земле скрывается, в руках меняется.

Огнем закаляется. На посуду преображается. (Глина)

Да, это глина. Сегодня мы поговорим об этом волшебном материале и об одном из видов декоративно-прикладного искусства - гончарстве. Это очень старинное и невероятно интересное искусство!

 IV. Восприятие и усвоение учащимися нового материала

1. Рассказ учителя

- Что такое гончарство, прочитайте в словарике. (Гончарство - изготовление из опалённой гончарной глины различных изделий.)

- Итак, Глина ... Посмотрите на неё.

- Давайте вспомним из курса природоведения, что вы знаете о глине?

(глина – это полезное ископаемое, она пластична, твёрдая, вязкая, лепится, сохраняет свою форму, не пропускает воду, добывают открытым способом, в карьерах с помощью машин)

- На первый взгляд обычная глина. А какие волшебные изделия из нее!

Народные умельцы, из поколения в поколение передавая полученные знания и умения, создают удивительный мир керамики. Keratmos с греческого языка означает глина. Керамические изделия – это изделия из глины.

- Кто же эти умельцы? Прочитайте в словарике. (Гончар - мастер, который изготовляет посуду и другие изделия из глины.)

- Ком гончарной глины, вода и несколько почти обычных движений рук гончара, и ... возникает настоящее чудо - волшебная керамика. Чего бы не коснулись умелые руки мастера - всё наполняется жизнью.

Гончарное дело - одно из первых ремесел, которое освоили древние люди.

Главным помощником гончара является гончарный круг.

- Что это такое, прочитайте в словарике.

Это один из древнейших механизмов, придуманных людьми.

Процесс изготовления любого изделия можно кратко представить следующим образом. Гончар берет подготовленный кусок глины, кладет его в центр специального станка, и начинает его вращать, пиная ногами тяжелый маховик. Руками он предоставляет куску глины, крутиться, извлекая из этого куска миску, кувшин или горшок. Если готовое изделие должно быть с ручкой, то ее делают отдельно и затем прикрепляют к готовому предмету. Мастер украшает изделие рельефным рисунком или раскрашивает его специальными керамическими красками и, чтобы глина превратилась в камень, обжигает в гончарной печи.

- А теперь посмотрим, как же гончар из куска глины получает великолепное изделие.

 2. Просмотр видео

 https://www.youtube.com/watch?v=CgfHmUXAcIM

https://www.youtube.com/watch?v=HLkNOMVY03k

 3. Демонстрация видов гончарной посуды

- Посмотрите на посуду, созданную народными мастерами. (Демонстрация у доски)

 Кувшин - самое известное украинское гончарное изделие. Предназначен для молока, воды и т. п. Может изготавливаться с носиком, ручкой или крышкой.

Горшок - сосуд для приготовления пищи в печи, нагрева воды, стирки белья.

Миски - рисованные блюда размещали на шкафу для украшения дома, а миски и тарелки использовались в повседневном быту для еды.

Макитра - предназначалась для замешивания теста, хранения воды, иногда - зерна, муки, крупы, растирания мака, картофеля. В них также квасили и солили на зиму свеклу, капусту, огурцы, подавали на стол вареники, гречаники, пироги и тому подобное.

Рынка популярная кухонная посуда похожая на сковороду. В ней разминали вареный картофель и фасоль, жарили сало, картофель, готовили кашу, жаркое, топили жир и тому подобное. Большие рынки применяли для доения коз и коров. Их так и называли - «подойник».

Куманец - ритуальный сосуд, предназначенный для подачи крепких напитков во время свадьбы.

Плесканец - гончарное изделие, который своей формой и назначением напоминает куманец, но в плесканце отсутствует центральное отверстие.

Бочонок (барило) - сосуд, используемой для воды во время полевых работ, а также для крепких напитков.

Баранець-глечик – декоративная глиняная посуда для украшения.

Горнята-двойнята – используют для ношения еды.

Тыквы – кувшин с узким горлышком для воды и вина.

Крынка – низкая шароподобная посуда для молока, сметаны, масла.

 - Если присмотреться внимательнее, то можно увидеть, как гармонично сочетаются все детали и орнамент этих изделий с формой керамической посуды. На блюдах орнамент расположен по кругу, как красочный веночек. Иногда изображение располагают в центре блюда. А горшки и кувшины орнамент украшает, как декоративный поясок. Самыми известными центрами керамического производства являются Опошня в Полтавской области, Косово в Ивано-Франковской области и Петриковка в Днепропетровской области.

Сколько тепла и любви, вдохновенного труда заложено в эту, на первый взгляд, обычную посуду! Наш народ может гордиться изделиями гончаров!

 4. Физкультминутка

(Австралийский дождь)

 V. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Работа с учебником с. 56 - 59

- Рассмотрите отделку на посуде.

- Посуда украшена растительным или геометрическим узором. Растительный узор состоит из таких элементов, как цветы, листья, гроздья, колоски. А геометрический - из разных линий, полос, треугольников, точек.

- Посмотрите, как располагается узор, как хорошо он согласован с формой посуды. В одном случае узор идет полосами, а в другом - расположен на главной объемной части посуды.

- Рассмотрите образцы орнаментов, которые вы будете сегодня выполнять. Геометрический или растительный. Как чередуются элементы рисунка.

 2.   Повторение правил юного художника.

- Перед тем, как начать работать, вспомним правила юного художника:

Карандаши, фломастеры должны быть аккуратно убраны в отведенное для них место. Не поручай уход за своими материалами никому: ни папе, ни маме, ни даже бабушке. Будь хозяином.

Проверяй, плотно ли закрыты колпачки на фломастерах. Помни: от этого зависит продолжительность их жизни.

Точи карандаши (неважно – цветные или простые) в специальную коробочку или в мусорное ведро. Это позволит тебе избежать хлопот по уборке помещения от карандашной стружки и цветного порошка.

Не оставляй во время работы карандаши на краю парты, они могут упасть и повредить грифель.

Художник отдается работе целиком, а потому после работы вымой не только ладоши, но и руки по локоть, также лицо.

3.   Демонстрация приёмов работы (у этюдника)

- Посмотрите, последовательность выполнения орнамента

1. Разметить полоску на квадраты

2. Набросать орнамент

3. Разукрасить узор

- Придумайте и нарисуйте орнамент, которым можно украсить изделие гончара.

VI. Выставка работ

-         Посмотрите, какие красивые рисунки у вас получились. Какой вам понравился больше всего? Почему?

VII. Подведение итогов урока

-       Что такое гончарство?

-       Как называют главный прибор гончара?

-       *А теперь проверим как вы запомнили виды гончарной посуды. Работа в паре. Соедините стрелками картинку и её название.

VIII. Упражнение для глаз.

Упражнение выполняется по офтальмологическим карточкам для снятия зрительной нагрузки.

IХ. УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ

 

Легенда о глине

 

Жила Твердая Глина и никому не было от неё радости. Твёрдая, чёрствая, скорее треснет, чем сделает кому-то хорошо. Пришла к Твёрдой Глине её соседка Вода.

- Надо, - говорит, - тебе быть немного мягче. Тогда сможешь делать людям добро, радоваться, а не сердиться на себя от злости.

Поплакали соседки над женской судьбой. Вода прижала к себе Глину и ушла. Глина стала мягче от таких слов и нежных прикосновений воды, стала пластичной, гибкой, восприимчивой. Увидел человек такую глину и сделал из неё хорошенькую кружку.

Приходит на следующее утро Вода к Глине, а соседка уже не такая как вчера: у неё пышные формы, счастливая, довольная от своего вида. Обрадовалась Вода и говорит:

- Будем с тобой вместе добро делать - людей поить! А пока мне надо от тебя уходить.

- Почему, подружка? Ты же говорила, «будем вместе», а сама бежишь!

- Пока иду. - говорит Вода. - Чтобы поить людей, ковшик должен быть твердым. Ты недостаточно прочная, и я могу разрушить тебя, Глина.

- Ты же говорила, «надо быть мягкой, чтобы делать добро». А теперь говоришь: «Надо быть прочной ...».

- Подружка, пока ты была просто глиной, надо было быть мягкой, чтобы из тебя можно было что-то вылепить, а когда стала кружечкой, тебе надо стать твердой, прочной.

Вода ушла, а Твёрдая Глина задумалась: "Однако, чтобы делать добро, надо знать, когда надо быть мягким, а когда - твёрдым".