Урок русского языка в 9 классе на тему "Лексикология. Синонимическое богатство русского языка"

Опис документу:
Конспект урока углубления и систематизации знаний, полученных учащимися в 5-9 классах по теме «Лексикология». Форма проведения урока – работа в группах. идёт также отработка навыка использования компьютера и мультимедийных средств на уроке.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код

Тема Лексика. Синонимическое богатство русского языка

Цель: обобщение и систематизация материала, изученного учащимися по теме «Лексикология»; развитие умения определять группы слов по значению, происхождению, стилистической значимости и особенностям употребления; формирование позитива в работе самостоятельно и в группе; отработка навыка использования компьютера и мультимедийных средств; воспитание уважительного отношения к собеседникам, слушателям.

Оборудование: задания на электронных носителях; раздаточный материал для индивидуального применения; толковый словарь русского языка; мулитимедийные средства (мобильный телефон)

Урок углубления и систематизации знаний, полученных учащимися в 5-9 классах по теме «Лексикология». Форма проведения урока – работа в группах.

Ход урока

Учитель Тема нашего урока «лексика и синонимическое богатство русского языка». Наша задача: вспомнить и систематизировать всё, что мы узнали из курса «лексики», очертить круг вопросов, изучаемых лексикой, определить сферу её интересов, а также закрепить имеющиеся знания в ходе выполнения практических заданий.

Для чего это нужно? – Человек, умеющий правильно, образно говорить, обладающий большим лексическим запасом слов, непременно добьётся в жизни большего, чем неграмотный, косноязычный человек. Изучение языка и эффективное его использование – это залог вашего успеха в жизни.

Демонстрация пустой сферы

Эта сфера – лексика. Она пока ещё пуста, но к концу урока мы заполним её вопросами, которые изучает лексика.

Итак, вспомним:

- Что такое лексика? (Слово «лексика» многозначно; «лексикой» называют раздел языка «лексикологию», а также словарный запас человека, художественного произведения, всего языка)

- Мы сегодня будем говорить о лексике – разделе языка. Что она изучает?

Наш класс разделился на 4 группы, в каждой – свой лидер. Все группы получили задание: подробно изучит и представить классу один из вопросов, изучаемых лексикой.

I. Работа групп

1 группа (Н.Дубнянский, Ю.Шкурко, Е.Шкарупа)

Группы слов по значению:

  1. Исконно русские слова;

  2. Заимствованные слова;

  3. Искусственные слова.

Задания

  1. Демонстрация карточек с изображением различных предметов (определить, из каких языков пришли эти слова)

Учитель Интересна история появления слова «кенгуру». Когда европейцы высадились в Австралии, их встретили туземцы, говорящие на непонятном языке. В это время мимо проскакало странное животное с огромными задними лапами, оно передвигалось большими прыжками. Англичане спросили у местных жителей, что это за животное.

- Кенгуру, - последовал ответ.

Англичане старательно записали это слово в свои записные книжки. Так наиболее интересный представитель австралийской фауны получил своё название «кенгуру». Позже выяснилось, что «кенгуру» по-австралийски означает «не понимаю».

2 группа (Т.Безух, А.Шиян, А.Мовчан)

Группы слов по особенностям употребления:

  1. Диалектизмы;

  2. Профессионализмы;

  3. Жаргонизмы;

  4. Архаизмы;

  5. Историзмы;

  6. Неологизмы;

  7. Слова пользователей компьютером, телефоном.

Задания

Учитель - Что означают слова: кликнуть, зависать, аська, ммс, меню?

- Чем различаются архаизмы и историзмы?

3 группа (Т.Головко, О.Дзюман, И.Бессмертная, Р.Дегтярёва)

Группы слов по стилистической значимости:

  1. Нейтральная лексика;

  2. Стилистически окрашенная лексика;

  3. Вульгарная лексика;

  4. Разговорная лексика;

  5. Просторечная лексика.

Задания

Учитель Брат, братик, братец, браток, братан, братуха (слова из разных стилистических групп).

- Докуч, дискарь, на бар ( просторечная лексика, не является нормой)

Существует такая шутка: иностранец, изучающий русский язык, принял «кузницу» за жену кузнеца, а кузнечика – за его сына. Как понимаете, шутка намекает на омонимическое сходство слов. Об омонимах и других словах этой группы нам поведает четвёртая тройка.

4 группа (А.Левченко, С.Тарасов, А.Биличенко )

Группа слов по значению

  1. Однозначные и многозначные слова;

  2. Синонимы, антонимы, омонимы;

  3. Омоформы, омографы, омофоны;

  4. Фразеологизмы.

Задания

II. Синонимическое богатство русского языка ( в изложении учителя)

Учитель Однажды я на сессии в университете занималась вместе с группой немцев. Немецкий студент устал и предложил преподавателю:

- Давайте передохнем!

Но сказал он это с ошибкой в ударении, прозвучало это так:

- Давайте передохнем!

Как называются слова, сходно пишущиеся, но отличающиеся ударением? (омографы)

Омографы – слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и звучанию.

Омофоны – слова, совпадающие в звучании, но различные по написанию и значению (молод – молот)

Учитель Русский язык по количеству и разнообразию синонимов занимает одно из первых мест в мире. Это даёт право говорить о синонимическом богатстве русского языка.

Например, для обозначения чего-то небольшого по размеру используются синонимы: небольшой, невеликий, маленький, малый, крохотный, крошечный, микроскопический, карликовый, чуточный.

Что-то несложное называют: простым, бесхитростным, незатейливым, незамысловатым, немудрёным, безыскусным, примитивным, элементарным.

Глаголы – истратить, растратить, издержать, расточить, израсходовать, прожить, спустить, промотать, растранжирить, ухлопать, разбазарить – значат отдать имеющиеся деньги или ценности.

Когда появляются синонимы?

    1. при развитии многозначности (бездна – пропасть – туча – море – куча)

    2. при заимствовании слов (водитель – шофёр, дело – бизнес ).

Раздача листов с заданием ( стихи В.Соколова )

Выпишите в тетрадь синонимы, подчеркните стержневое слово в ряду синонимов.

Муравей

Извилист путь и долог.

Легко ли муравью

Сквозь тысячу иголок

Тянуть одну свою?

А он, упрямец, тащит

Её тропой рябой

И, видимо, таращит

Глаза перед собой.

И думает, уставший

Под ношею своей,

Что скажет самый старший,

Мудрейший муравей:

«Он нёс, собой рискуя,

А вот, поди ж ты, смог.

Хорошую какую

Иголку приволок

Учитель Проверим на практике, как хорошо вы ориентируетесь в теме, как слушали выступающих из других групп.

III. Тренировочные задания

Задание 1-ой группе

Прослушайте стихи «Большая перемена», определите, на чём основана игра слов.

«Ах, большая перемена!»-

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог,

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним большая перемена!

( многозначность словосочетания «большая перемена»)

Задание 2-ой группе

Назовите приём, использованный в стихах:

Снег сказал:

- Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечёт, качая стаю

Отражённых голубей.

(омоформы)

Задание 3-ей группе

Отгадайте загадку:

Оружье, фрукты, камни – самоцветы,

Одно названье – разные предметы.

( омонимы «гранаты»)

Задание 4-ой группе

Объясните значение архаизмов: внимать (слушать), ланиты (щёки), отверзнуть (открыть), благодатный (приносящий радость), стезя (дорога), перст (палец).

. Работа с компьютерными заданиями

  1. Подобрать синонимы к заимствованным словам:

Сентиментальный IV -

Апатия –

Оптимистический –

Монумент –

Аргумент –

Гуманный –

Мемуары –

2.Составить словосочетания ( в прямом и переносном смысле )

- Яблоко

- Иголка

-Золотой

- Свежий

3.Заменить слово «высокий» синонимом:

Высокий человек, высокий дом, высокий урожай, высокий голос, высокая культура, высокий стиль, высокий интеллект, высокие гости.

4.В каких формах будут одинаковыми по звучанию и написанию слова:

А) суд и судно;

Б) день и дно;

В) лечить и летать.

V. Задания с использованием мультимедийных средств

Учитель Пока основная часть класса работает за компьютером, 3-4 человека выполнят другое задание, более лёгкое.

Не секрет, что один из основных видов общения сегодня – общение по телефону. Как в беседе, так и смс-общение. Огромное количество ошибок допускаем мы в смс. Конечно, смс-стиль – это прежде всего краткость, лаконичность, даже отсутствие пунктуации. И всё же даже этот вид общения предполагает грамотность. Сейчас вы свяжетесь по смс со своим респондентом. Роль респондента буду выполнять я. Задание такое: составьте и отошлите смс на мой номер.

А) смс для мамы;

Б) смс для друга;

В) смс для учителя;

Г) смс для человека, который вам нравится.

VI. Проверка смс

VII. Проверка самостоятельных работ у компьютера

VIII. Подведение итогов

- С каким разделом языка мы сегодня сотрудничали?

- Какие группы слов изучает лексика?

ДЗ Подобрать предложения с синонимами, антонимами, омонимами.

Выставление оценок ( по группам, индивидуально после проверки компьютерных работ)

Заполнение сферы «Лексика»

7

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.

Приклад завдання з олімпіади Українська мова. Спробуйте!