Урок русского языка в 9 классе на тему "Лексикология. Синонимическое богатство русского языка"

Опис документу:
Конспект урока углубления и систематизации знаний, полученных учащимися в 5-9 классах по теме «Лексикология». Форма проведения урока – работа в группах. идёт также отработка навыка использования компьютера и мультимедийных средств на уроке.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Тема Лексика. Синонимическое богатство русского языка

Цель: обобщение и систематизация материала, изученного учащимися по теме «Лексикология»; развитие умения определять группы слов по значению, происхождению, стилистической значимости и особенностям употребления; формирование позитива в работе самостоятельно и в группе; отработка навыка использования компьютера и мультимедийных средств; воспитание уважительного отношения к собеседникам, слушателям.

Оборудование: задания на электронных носителях; раздаточный материал для индивидуального применения; толковый словарь русского языка; мулитимедийные средства (мобильный телефон)

Урок углубления и систематизации знаний, полученных учащимися в 5-9 классах по теме «Лексикология». Форма проведения урока – работа в группах.

Ход урока

Учитель Тема нашего урока «лексика и синонимическое богатство русского языка». Наша задача: вспомнить и систематизировать всё, что мы узнали из курса «лексики», очертить круг вопросов, изучаемых лексикой, определить сферу её интересов, а также закрепить имеющиеся знания в ходе выполнения практических заданий.

Для чего это нужно? – Человек, умеющий правильно, образно говорить, обладающий большим лексическим запасом слов, непременно добьётся в жизни большего, чем неграмотный, косноязычный человек. Изучение языка и эффективное его использование – это залог вашего успеха в жизни.

Демонстрация пустой сферы

Эта сфера – лексика. Она пока ещё пуста, но к концу урока мы заполним её вопросами, которые изучает лексика.

Итак, вспомним:

- Что такое лексика? (Слово «лексика» многозначно; «лексикой» называют раздел языка «лексикологию», а также словарный запас человека, художественного произведения, всего языка)

- Мы сегодня будем говорить о лексике – разделе языка. Что она изучает?

Наш класс разделился на 4 группы, в каждой – свой лидер. Все группы получили задание: подробно изучит и представить классу один из вопросов, изучаемых лексикой.

I. Работа групп

1 группа (Н.Дубнянский, Ю.Шкурко, Е.Шкарупа)

Группы слов по значению:

  1. Исконно русские слова;

  2. Заимствованные слова;

  3. Искусственные слова.

Задания

  1. Демонстрация карточек с изображением различных предметов (определить, из каких языков пришли эти слова)

Учитель Интересна история появления слова «кенгуру». Когда европейцы высадились в Австралии, их встретили туземцы, говорящие на непонятном языке. В это время мимо проскакало странное животное с огромными задними лапами, оно передвигалось большими прыжками. Англичане спросили у местных жителей, что это за животное.

- Кенгуру, - последовал ответ.

Англичане старательно записали это слово в свои записные книжки. Так наиболее интересный представитель австралийской фауны получил своё название «кенгуру». Позже выяснилось, что «кенгуру» по-австралийски означает «не понимаю».

2 группа (Т.Безух, А.Шиян, А.Мовчан)

Группы слов по особенностям употребления:

  1. Диалектизмы;

  2. Профессионализмы;

  3. Жаргонизмы;

  4. Архаизмы;

  5. Историзмы;

  6. Неологизмы;

  7. Слова пользователей компьютером, телефоном.

Задания

Учитель - Что означают слова: кликнуть, зависать, аська, ммс, меню?

- Чем различаются архаизмы и историзмы?

3 группа (Т.Головко, О.Дзюман, И.Бессмертная, Р.Дегтярёва)

Группы слов по стилистической значимости:

  1. Нейтральная лексика;

  2. Стилистически окрашенная лексика;

  3. Вульгарная лексика;

  4. Разговорная лексика;

  5. Просторечная лексика.

Задания

Учитель Брат, братик, братец, браток, братан, братуха (слова из разных стилистических групп).

- Докуч, дискарь, на бар ( просторечная лексика, не является нормой)

Существует такая шутка: иностранец, изучающий русский язык, принял «кузницу» за жену кузнеца, а кузнечика – за его сына. Как понимаете, шутка намекает на омонимическое сходство слов. Об омонимах и других словах этой группы нам поведает четвёртая тройка.

4 группа (А.Левченко, С.Тарасов, А.Биличенко )

Группа слов по значению

  1. Однозначные и многозначные слова;

  2. Синонимы, антонимы, омонимы;

  3. Омоформы, омографы, омофоны;

  4. Фразеологизмы.

Задания

II. Синонимическое богатство русского языка ( в изложении учителя)

Учитель Однажды я на сессии в университете занималась вместе с группой немцев. Немецкий студент устал и предложил преподавателю:

- Давайте передохнем!

Но сказал он это с ошибкой в ударении, прозвучало это так:

- Давайте передохнем!

Как называются слова, сходно пишущиеся, но отличающиеся ударением? (омографы)

Омографы – слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и звучанию.

Омофоны – слова, совпадающие в звучании, но различные по написанию и значению (молод – молот)

Учитель Русский язык по количеству и разнообразию синонимов занимает одно из первых мест в мире. Это даёт право говорить о синонимическом богатстве русского языка.

Например, для обозначения чего-то небольшого по размеру используются синонимы: небольшой, невеликий, маленький, малый, крохотный, крошечный, микроскопический, карликовый, чуточный.

Что-то несложное называют: простым, бесхитростным, незатейливым, незамысловатым, немудрёным, безыскусным, примитивным, элементарным.

Глаголы – истратить, растратить, издержать, расточить, израсходовать, прожить, спустить, промотать, растранжирить, ухлопать, разбазарить – значат отдать имеющиеся деньги или ценности.

Когда появляются синонимы?

    1. при развитии многозначности (бездна – пропасть – туча – море – куча)

    2. при заимствовании слов (водитель – шофёр, дело – бизнес ).

Раздача листов с заданием ( стихи В.Соколова )

Выпишите в тетрадь синонимы, подчеркните стержневое слово в ряду синонимов.

Муравей

Извилист путь и долог.

Легко ли муравью

Сквозь тысячу иголок

Тянуть одну свою?

А он, упрямец, тащит

Её тропой рябой

И, видимо, таращит

Глаза перед собой.

И думает, уставший

Под ношею своей,

Что скажет самый старший,

Мудрейший муравей:

«Он нёс, собой рискуя,

А вот, поди ж ты, смог.

Хорошую какую

Иголку приволок

Учитель Проверим на практике, как хорошо вы ориентируетесь в теме, как слушали выступающих из других групп.

III. Тренировочные задания

Задание 1-ой группе

Прослушайте стихи «Большая перемена», определите, на чём основана игра слов.

«Ах, большая перемена!»-

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог,

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним большая перемена!

( многозначность словосочетания «большая перемена»)

Задание 2-ой группе

Назовите приём, использованный в стихах:

Снег сказал:

- Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечёт, качая стаю

Отражённых голубей.

(омоформы)

Задание 3-ей группе

Отгадайте загадку:

Оружье, фрукты, камни – самоцветы,

Одно названье – разные предметы.

( омонимы «гранаты»)

Задание 4-ой группе

Объясните значение архаизмов: внимать (слушать), ланиты (щёки), отверзнуть (открыть), благодатный (приносящий радость), стезя (дорога), перст (палец).

. Работа с компьютерными заданиями

  1. Подобрать синонимы к заимствованным словам:

Сентиментальный IV -

Апатия –

Оптимистический –

Монумент –

Аргумент –

Гуманный –

Мемуары –

2.Составить словосочетания ( в прямом и переносном смысле )

- Яблоко

- Иголка

-Золотой

- Свежий

3.Заменить слово «высокий» синонимом:

Высокий человек, высокий дом, высокий урожай, высокий голос, высокая культура, высокий стиль, высокий интеллект, высокие гости.

4.В каких формах будут одинаковыми по звучанию и написанию слова:

А) суд и судно;

Б) день и дно;

В) лечить и летать.

V. Задания с использованием мультимедийных средств

Учитель Пока основная часть класса работает за компьютером, 3-4 человека выполнят другое задание, более лёгкое.

Не секрет, что один из основных видов общения сегодня – общение по телефону. Как в беседе, так и смс-общение. Огромное количество ошибок допускаем мы в смс. Конечно, смс-стиль – это прежде всего краткость, лаконичность, даже отсутствие пунктуации. И всё же даже этот вид общения предполагает грамотность. Сейчас вы свяжетесь по смс со своим респондентом. Роль респондента буду выполнять я. Задание такое: составьте и отошлите смс на мой номер.

А) смс для мамы;

Б) смс для друга;

В) смс для учителя;

Г) смс для человека, который вам нравится.

VI. Проверка смс

VII. Проверка самостоятельных работ у компьютера

VIII. Подведение итогов

- С каким разделом языка мы сегодня сотрудничали?

- Какие группы слов изучает лексика?

ДЗ Подобрать предложения с синонимами, антонимами, омонимами.

Выставление оценок ( по группам, индивидуально после проверки компьютерных работ)

Заполнение сферы «Лексика»

7

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Організація інклюзивного середовища в закладі освіти»
Мельничук Вікторія Олексіївна
30 годин
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.