Урок русского языка в 5 классе на тему "Слушание-понимание прозаических и поэтических текстов"

Опис документу:
Конспект урока развития речи в 5 классе. Урок готовится на материале творчества композитора П.И.Чайковского и художника И.Левитана. Дети приобщаются к прекрасному миру культуры, учатся понимать прочитанное, услышанное, учатся строить монологические высказывания.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Урок русского языка в 5-ом классе

Тема Слушание-понимание прозаических и поэтических текстов, выполнение

дополнительных заданий.

Цель: ознакомление с жизнью и творчеством художника И.Левитана и композитора

П.И.Чайковского; развитие умения слушать тексты, анализировать их, выполнять

задания; формирование навыков описания произведений музыки и живописи;

воспитание интереса к литературе, живописи, музыке; воспитание чувства

прекрасного.

Оборудование: репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», пьеса

П.И.Чайковского «Октябрь», тексты, кроссворды, листочки с заданиями.

Урок развития речи

Ход урока

Учитель. Ребята, мы с вами были на экскурсии в школьном сквере, дышали горьковатым

осенним воздухом, рассматривали деревья, кустарники, наблюдали за облаками,

слушали птиц. А потом обменивались впечатлениями, стараясь рассказать о том,

что видели и слышали.

- Так как же можно рассказать об осени, о шелесте падающих листьев, о первых

осенних дождях, о грустных размышлениях, которые она навевает?

Ученики. * Рассказать можно с помощью слов, в художественных произведениях:

стихах , рассказах, песнях. Многие писатели в своих произведениях дают

красочные описания осени.

Учитель. Я просила вас подобрать несколько отрывков из поэтических произведений об

осени, чтобы описывалась ранняя осень, её середина и поздняя осень – ноябрь.

Дети зачитывают отрывки:

  1. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера. (Ф.И.Тютчев)

  1. Осенняя пора – очей очарованье.

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. ( А.С.Пушкин)

  1. Ноябрь – последний осени привет.

Седое утро, пасмурный рассвет,

Туман в овраге, небосвод поблек.

А выйдешь на крылечко – первый снег… (Н.И.Зайцев)

Учитель.

Как вы уже заметили, у осени три поры: ранняя, когда лето прощается, а осень только робко напоминает о себе, «бабье лето»; средняя – это октябрь, расцвет осени, лиственное убранство сменяет краски и опадает, пора листопада; и поздняя осень – ноябрь, переход к зиме.

Вы прослушали поэтические строки Тютчева, Пушкина, Зайцева, они помогают нам представить картины осенней природы. Но рассказать о прелести осени может и музыка. Послушайте отрывок из музыкальной пьесы П.И.Чайковского «Октябрь».

Звучит пьеса П.И.Чайковского «Октябрь» в исполнении учителя

Учитель.

- Как музыка передаёт наши впечатления, чувства, настроения?

Дети.

- Музыка рассказывает об осени с помощью звуков.

Учитель.

- Что вы слышите в этой музыке? Что представляете? Какие картины возникают перед вами?

Дети.

- Нельзя выразить одним словом, что мы чувствуем, потому что в музыке грусть и восхищение природой.

- Жалко, что наступает осень, и жалко с ней прощаться, ведь осенью так красиво!

- Я представляю лес, тишину. С деревьев падают листья, шуршат под ногами.

- А я вижу речку, она не шумит так, как летом. Вода в ней холодная. А у реки птицы, они скоро улетят в тёплые края., а сейчас прощаются с родными местами.

Учитель.

- Вспомните, как зовут композитора, сочинившего эту пьесу.

Дети.

- П.И.Чайковский.

Учитель.

- Послушаем ребят, которые подготовили рассказ об этом композиторе.

Рассказ детей о композиторе П.И.Чайковском(с видеопрезентацией)

Учитель.

- Вы узнали о том, как композитор с помощью звуков передаёт настроение, чувства, как создаёт свои музыкальные картины. А как это делает живопись? С помощью чего?

Дети.

- С помощью красок, образов.

Демонстрируется картина И.И.Левитана «Золотая осень»

Учитель.

- О чём рассказывает вам эта картина? Какое время года изображено на ней? По каким признакам вы определили, что это осень?

Дети.

- Листва деревьев не зелёная, а жёлтая, оранжевая, бордовая.

- Трава сухая, жёсткая.

- Цветов на земле нет, а лежат опавшие листья.

- Небо синее, чем летом, и холоднее.

- Вода в реке прозрачная, но чувствуется, что она холодная.

Учитель.

- Можно ли определить, какой воздух : туманный или прозрачный?

Дети.

- Воздух прозрачный, потому что видно всё, что находится на горизонте.

Учитель.

- Эта картина таит в себе много удивительного. Вот, например, вы сказали, что небо и вода холоднее, чем летом, и воздух прозрачнее. Но откуда у вас такое впечатление? Ведь краски сами по себе одинаковой температуры и никакого воздуха в картине на самом деле нет. Замечательный мастер так подобрал краски и так положил их на холст, что нам кажется вода холодной, чистой, и в речку можно нырнуть и поплыть.

Листва деревьев выглядит лёгкой, и мы словно слышим, как она шелестит. А облака в небе – совсем воздушные. Глядя на них, мы чувствуем, что день тихий, почти без ветра.

Удивительно и то, что на плоском холсте, где нет никакой глубины, художник передал впечатление далёких далей. Нам кажется, что нарисованная земля лежит и по ней можно долго идти вдоль реки, и под деревьями, и по полям, до далёкой деревни и зелёных всходов озимой. Деревья будто можно обойти вокруг и обхватить руками.

- Какие чувства передаёт художник в картине?( своё восхищение красотой родной земли)

- Какие краски преобладают в картине? (золотистые, голубые)

- Сочетание цветов в картине называется колоритом.

Учитель.

- Вы сказали, что в картине преобладают золотистые цвета. А ведь картина так и называется – «Золотая осень». И написал её известный художник Исаак Ильич Левитан. Ребята подготовили рассказ об этом художнике.

Рассказ детей о художнике И.И.Левитане

Учитель.

Исаак Ильич Левитан – чудесный пейзажист. Послушайте текст с описанием его картины ( раздать листы)

Нет ничего прекраснее картины Исаака Левитана «Золотая осень». Когда смотришь на неё, понимаешь: художник любит свою землю, любуется ею, дорожит каждым прожитым на этой земле днём и хочет передать свою любовь нам.

В центре картины – студёная осенняя река, бегущая вдоль красочных берегов. Деревья, кусты, трава – всё яркое, нарядное, солнечное. Воздух прозрачный, природа словно замерла в осенней тишине. От картины веет свежестью, запахом листьев, ароматом горьковатой травы.

Но это ненадолго. Подуют ветры, опадёт листва, покроется льдом река. И будем мы вспоминать долгими зимними вечерами, какой красивой была «золотая осень.» Спасибо Исааку Ильичу за его картину, за ту радость, которую она нам дарит.

- О чём этот текст? Какова его тема? (О красоте картины Левитана)

- Какая основная мысль? В каких строчках заключена? (Художник любит свою землю и пытается передать это нам в своей картине)

- Что расположено в центре картины? (река, деревья, кусты)

- Найдите эпитеты. Что такое эпитет?

- Какие запахи мы ощущаем?( запах листьев, свежести, горьковатой травы)

- Назовите словосочетание, которое лучше всего подходит для названия текста.

Учитель.

Мы сегодня говорили о музыке и живописи. Давайте повторим основные понятия, с которыми познакомились.

- Как называется музыкальное произведение Чайковского? (пьеса «Октябрь»)

- В зависимости от того, что изображено, мы делим картины на портрет, натюрморт, пейзаж, сцены из жизни.

- Как называется задний план картины? (фон)

- Как называется подборка цветов на полотне? (колорит).

Учитель.

Я предлагаю вам дополнить текст с описанием осени, в котором нет прилагательных. Их вы должны подобрать сами.

Раздаются листы с текстом и листочки с эпитетами

Осень вступила в свои права. (Молодые, стройные, тонкие) берёзки одели (золотой, богатый) наряд, и кое-где осыпалась (лёгкая, воздушная) листва. На (тёмном, сочном) фоне реки заиграл ( яркими, пёстрыми, нарядными) красками (красновато-розовый, огненный) куст. Но ещё хранит природа свой ( безмятежный, нерушимый) покой, ещё нежится (октябрьский, осенний) луг в последних (тёплых) лучах, и (холодное, студёное) небо отражается в воде.

Зачитывание текстов, их сравнение

Учитель.

Две группы подготовили тексты с описанием осенней природы. Давайте их послушаем и нарисуем то, что представляем, слушая их.

Текст 1.

Только осенью можно оценить красоту таких деревьев, как ясень, осина, рябина. Высокая большая рябина вся в красных бусах, а маленькая рябинка – это живая лесная сказка. Села в высокую траву жар-птица – и раскинула свой огненный хвост.

Ясень не такой яркий как рябина. У его листьев спокойный жёлтый цвет. Осенью веришь, что название «ясень» происходит от слова «ясный».

Но королева осеннего леса – это осина. Летом на простушку осину не обращают внимания. Листья у неё невзрачные, ствол серенький. Но осенью осина превращается в красавицу. Её листья могут быть жёлтыми, малиновыми, пурпурными, огненными, багряно-лиловыми, почти чёрными.

Словарная работа: уточнение значения слов «пурпурные», «багряно-лиловые».

Текст 2.

Поздней осенью, в ноябре, обычно выпадает первый снег. Он почти всегда появляется неожиданно. Проснёшься утром – всё кругом бело. Земля словно нарядилась в ослепительно-белое праздничное платье.

Первый снег делает чудеса. Как он преображает всё кругом! Увидишь реку в это время и остановишься в изумлении. Свинцово-синяя вода непривычно темнеет среди сахарно-белых снежных берегов. А как красив становится лиственный лес! Он словно наряжается в изящное белое кружево. Каждая веточка покрыта снегом. Дотронешься до неё – так и посыплются на тебя снежные хлопья.

Учитель:

- Что же вы нарисовали, слушая тексты? (объяснение сюжетов рисунков)

- Какой предстаёт осень в первом тексте? (тёплой, яркой, красочной)

- А во втором? (холодной, поздней, с первым снегом)

- В каких строках заключена главная мысль текстов?

Презентация рисунков

Учитель.

Теперь закрепим всё, что мы сегодня узнали. Работаем над кроссвордами.

Работа над кроссвордами

Учитель.

В завершение, расставаясь с осенью, устроим настоящий листопад. И помогут нам в этом правильные ответы на вопросы.

Срывание листочков с осеннего дерева с вопросами

  1. С какими текстами мы сегодня знакомились? ( тексты с описанием осени)

  2. Кто автор картины «Золотая осень»?

  3. Как в живописи называется сочетание цветов?

  4. Какие произведения писал П.Чайковский?

  5. Где обучался И.И.Левитан?

  6. Какие деревья становятся красавицами осенью?

  7. Как называется полотно с изображением группы предметов?

  8. Что такое эпитет?

  9. Для чего применяются в тексте эпитеты?

  10. Как называется задний план картины?

  11. Лиловый – какой это цвет?

  12. Какое дерево украшает себя бусами?

  13. Как называется музыкальный альбом П.И.Чайковского?

  14. Что называется темой текста?

  15. Чем отличается поэтический текст от прозаического?

  16. Стихи каких поэтов вы сегодня слушали?

6

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Емоційна ефективність учителя: теорія і практика»
Швень Ярослава Леонідівна
36 годин
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.