Взяти участь
Поспішайте взяти участь в акції «Методичний тиждень 2.0».
Головний приз 500грн + безкоштовний вебінар.
До визначення переможців залишилось:
3
Дня
3
Години
16
Хвилин
30
Секунд
Предмети »

Урок-проект по русскому языку в 9 классе на тему "Работа с текстами".

Курс:«Створення та ведення власного блогу на платформі WordPress»
Левченко Ірина Михайлівна
24 години
1000 грн
249 грн
Свідоцтво про публікацію матеріала №VR588442
За публікацію цієї методичної розробки Жмутська Марина Валеріївна отримав(ла) свідоцтво №VR588442
Завантажте Ваші авторські методичні розробки на сайт та миттєво отримайте персональне свідоцтво про публікацію від ЗМІ «Всеосвіта»
Перегляд
матеріалу
Отримати код

5

Урок русского языка в 9-ом классе

Тема Работа с текстами

Цель: ознакомление учащихся со Святогорьем как центром духовной жизни народа Донбасса; развитие умения работать самостоятельно и в группе над творческим проектом и готовить его презентацию; формирование навыков анализа текста; повторение синтаксиса простого и сложного предложения; систематизация знаний стилей и их особенностей; развитие речи учащихся; воспитание уважения к религиозным чувствам людей.

Оборудование: электронная презентация проектов; тексты для наблюдений; фильм

«Святогорье»

Урок развития речи

Ход урока

Учитель. В Евангелие от Иоанна устами Апостола говорится, что жизнь на земле

Создавалась словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

В слове, в языке аккумулируется духовная энергия народа. К языку и речи нужно относиться очень бережно и ответственно. Слово может вдохновлять, одухотворять, звать к жизни. Давайте познакомимся с высказываниями о слове известных людей.

  1. «Словом можно убить и оживить, ранить и вылечить, посеять тревогу и безнадёжность и одухотворить…» (В.Сухомлинский)

  2. «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово». (Н.В.Гоголь)

Учитель. Да, слово – великая сила. И сегодня на уроке мы должны не только презентовать свои проекты, поработать с текстами, повторить сведения по языкознанию, но и научиться ценить силу слова, определять его роль в языке. Согласны ли вы с утверждением дагестанского поэта Расула Гамзатова, что «нет простого слова. Оно или проклятие, или поздравление, или красота, или боль, или грязь, или цветок, или обман, или правда, или свет, или тьма»?

- Да, каждое слово таит в себе что-то важное, ценное для жизни.

- мы перестали замечать, какие слова говорим, перестали придавать им значение, и часто делаем больно людям своими словами.

- Часто допускаем слова грубые, вульгарные, не понимая, как важно окружать себя достойными словами.

-Слово – материально, скажешь что-то хорошее – и тебя уже окружает положительная энергия.

Учитель. Сегодня мы поговорим о силе светлого, духовного слова и о той роли, какую играет в этом Святогорская Лавра, этот удивительный источник духовности нашего народа. У нас работали 3 исследовательские группы, которые познакомят нас сегодня с результатами своих поисков.

В росах переливчатых поляна.

Робко восходящая заря.

Смутно проступает из тумана

Величавый лик монастыря.

Старины седой поверья, были

В нём нашли приют и свой оплот.

Может быть, его бойницы зрили

Игоря, идущего в поход.

Может, на чужбине сердце болью

Бередил потом пленённый князь,

К этим кручам на простор и волю

Беспокойной мыслью устремясь.

Сквозь степного марева свеченье

Виделись ему: сосновый лес,

Светлых вод раздольное теченье,

Кроткая распахнутость небес.

И с бедой строптивым духом споря,

И себя надеждой окрыля,

Он душой касался Святогорья,

За которым Русская земля.

1 Проект «История Святогорья»

Работа с текстом

Время возвращает нашу память к первоисточникам. Первые исторические сведения о Святых горах датируются началом 16-го века. Вместе с тем некоторые особенности строения пещерных сооружений и легенды свидетельствуют о существовании монастырских пещер ещё во времена Киевской Руси.

Пещеры меловой скалы составляют около километра подземных лабиринтов с пещерными храмами, кельями, трапезной и нишами для погребения монахов.

Настоящей жемчужиной является Николаевская церковь, созданная неизвестными мастерами в 17 веке на меловой скале. Это уникальное каменное сооружение – вершина украинского барокко.

В 1850 году по проекту архитектора Константина Тона строится Покровская церковь с колокольней, а с 1859 по 1868 – по проекту академика архитектуры Алексея Горностаева – главный храм монастыря Успенский собор. В 50-е годы 19 века появляются также Андреевская часовня, Кирилло-Мефодиевская лестница и дом настоятеля.

- Назовите тему текста, о чём он.(Тема – информация о монастыре, его возникновении, об основных храмах обители)

- Назовите микротемы текста (дискуссия о давности первых монастырских пещер, построек)

- В каком стиле написан текст? (Текст написан в публицистическом стиле, в жанре рассказа экскурсовода).

- Укажите идею текста (Идеей является предположение о том, что дата возникновения первых пещерных сооружений более ранняя, чем свидетельствуют исторические данные, она восходит к эпохе Киевской Руси)

- Почему в тексте много имён собственных?(потому что к этому располагает стиль текста, в тексте много дат, имён создателей основных храмов)

- Что можно сказать о синтаксисе? Какие предложения, синтаксические конструкции преобладают?(предложения в основном простые, осложнённые причастными оборотами, однородными членами)

- Найдите однородные члены в 3-ем предложении и подчеркните.

- Укажите причастный оборот и слово, к которому он относится.

- Почему в последнем предложении третьего абзаца стоит тире?

- Выделите грамматическую основу в последнем предложении(В тетради)

- Найдите в тексте неполное предложение. Какой член предложения пропущен?

- Есть ли в тексте сложные предложения?

Учитель. Святые горы – любимое место многих известных художников, писателей, деятелей разных видов искусства. Какие воспоминания оставили в их сердцах Святые горы, узнаем из презентации второго проекта –«Святогорье в воспоминаниях писателей».

Древняя обитель супротив луны,

На лесистом взгорье, над речными водами,

Бледновато-синеватый мел её стены,

Мрамор неба белый, с синими разводами.

А на этом небе, в этих облаках,

Глубину небесную в черноту сгущающих,-

Храмы в златокованых шишаках,

Райскою красою за стеной мерцающих.

(И.Бунин)

2 проект «Святогорье в воспоминаниях писателей».

Было солнечно, и за окном шумел народ. Выйдя, я узнал, что обедня уже кончилась, и крестный ход давно уже отправился в скит. Народ толпами бродил по берегу и, чувствуя себя праздным, не знал, чем занять себя; есть и пить было нельзя, так как в скиту ещё не кончилась поздняя обедня; монастырские лавки, где богомольцы так любят толкаться и прицениваться, были ещё заперты. Многие, несмотря на утомление, от скуки брели в скит. Тропинка от монастыря до скита, куда я отправился, змеёй вилась по высокому крутому берегу то вверх, то вниз, огибая дубы и сосны. Внизу блестел Донец и отражал в себе солнце, вверху белел меловой скалистый берег и ярко зеленела на нём молодая зелень дубов и сосен, которые, нависая друг над другом, как-то ухитряются расти почти на отвесной скале и не падать. По тропинке гуськом тянулись богомольцы…

- Какова тема текста? О чём он?(о посещении Святых гор писателем, о роли Святогорья в духовной жизни писателей, о том, что эти места всегда были источником вдохновения и духовной опорой для творческих людей)

- Какова идея текста? (идея - Святогорский монастырь – олицетворение духовной жизни Донбасса, стержень, источник всего положительного)

- Можно ли найти конкретные строки, в которых заключена идея текста?(нет, идея раскрывается в ходе чтения всего текста)

- В каком стиле написан этот текст? (Стиль - художественный)

- Назовите тип текста (Тип текста - повествование с элементами описания; художественные вкрапления, прямая речь, цитаты)

- Как выглядят богомольцы, как они ведут себя в монастыре? (это обычные люди. Привыкшие толпиться в иконной лавке, праздно бродить по территории монастыря, фраза «по тропинке гуськом тянулись богомольцы» подсказывает, что это обычные люди, со своими проблемами и недостатками)

- Найдите глаголы, рассказывающие о поведении богомольцев (бродили, любят толкаться, прицениваться, тянулись)

- Что можно сказать о предложениях в тексте? Каких предложений больше, простых или сложных? (преобладание простых предложений; есть причастные обороты, много однородных членов.)

- Найдите в тексте сложносочинённые предложения, простые.

- Укажите грамматическую основу в первом предложении( подчеркнуть ГО и составить схему предложения в тетради)

- Найдите причастные и деепричастные обороты.

Учитель.

Мерцала на ветвях белёсо

В лесу морозная пыльца.

Снег, пролетая, падал косо

Над кручей древнего Донца,

Монастырём и куполами,

Над всем, готовым воспарить,

Как неожиданная нить,

Готовая соединить,

Всё то, что стало прошлым, - с нами. (Б.Белаш)

Знакомимся с третьим проектом «Святогорье сегодня»

3 проект – «Святогорье сегодня»

Текст

В 1992 году после 70-летнего перерыва над Святогорском вновь зазвучал звон монастырских колоколов, монастырь возродился.

Сегодня в нём проживает более 100 монахов, и с каждым годом число братии увеличивается. В обители восстанавливаются 2 скита – Всехсвятский и преподобных Антония и Феодосия Печерских. На 5-ти монастырских колокольнях собрано 54 колокола, самый большой из них весит более 6-ти тонн.

В праздники обитель собирает до 15 тысяч паломников из Украины, России, Беларуси.

23 декабря 2003 года состоялся акт передачи монастырских зданий, построек и земель, исторически ему принадлежавших. Учитывая древность обители, её историческую роль и благотворное влияние на духовную жизнь региона и страны в целом, Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение предоставить монастырю статус Лавры. Так он стал именоваться Свято-Успенской Святогорской Лаврой.

Подобное событие проходило почти 180 лет назад, когда в 1833 году Почаевский монастырь был удостоен столь высокой чести стать Лаврой.

- Назовите тему текста (возрождение Святогорского монастыря)

- Назовите микротемы текста (в монастыре идут восстановительные работы, монастырь стал Лаврой, увеличивается количество людей, посещающих Лавру)

- Какова идея текста?( Обретение монастырём статуса Лавры – великое радостное событие в духовной жизни нашего народа).

- Укажите тип текста (повествование. Даётся информация о статусе Святогорской обители, о количестве монахов и др. )

- Синтаксис – разнообразие предложений: ПП, ССП, СПП, БСП, есть однородные члены, причастные и деепричастные обороты( выписать в тетрадь предложение с причастным и деепричастным оборотом)

- Стиль – публицистический.

Учитель.

- Как назывались проекты, над которыми мы работали?

- Что мы узнали о Святогорской Лавре?

- Какие темы языка мы сегодня повторили?

Мы многое сегодня узнали о Святогорье, о его истории, его прошлом и сегодняшнем дне. И сейчас отправляемся на экскурсию в эти удивительные места.

Просмотр кинофильма «Святогорье»

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу

Опис документу:
Конспект урока-проекта по русскому языку на материале важного значения Святогорской Лавры для духовной жизни человека. Работа над проектом проводилась тремя группами учеников в 2 этапа (подготовительный и презентация). Также учениками был снят фильм "Святогорье" на основе собранных ими материалов.
  • Додано
    02.11.2018
  • Розділ
    Російська мова
  • Клас
    9 Клас
  • Тип
    Презентація
  • Переглядів
    69
  • Коментарів
    0
  • Завантажень
    0
  • Номер матеріала
    VR588442
  • Вподобань
    0
Курс:«Протидія шкільному насильству»
Черниш Олена Степанівна
72 години
2700 грн
390 грн
Свідоцтво про публікацію матеріала №VR588442
За публікацію цієї методичної розробки Жмутська Марина Валеріївна отримав(ла) свідоцтво №VR588442
Завантажте Ваші авторські методичні розробки на сайт та миттєво отримайте персональне свідоцтво про публікацію від ЗМІ «Всеосвіта»
Шкільна міжнародна дистанційна олімпіада «Всеосвiта Зима – 2018-2019»

Бажаєте дізнаватись більше цікавого?


Долучайтесь до спільноти