Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени

Опис документу:
Материал урока знакомит учащихся с образованием страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, условиями выбора гласной суффиксов данных причастий, помогает вырабатывать навык анализа собственных действий, применять теорию на практике; воспитывает культуру речи учащихся, учит правильно использовать причастия в составленных высказываниях; формирует умение учащихся работать со справочной литературой.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Русский язык (7 класс)

Тема: Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Написание суффиксов причастий –ем-(-ом-), -им-

Цели: ознакомить учащихся с образованием страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, условиями выбора гласной суффиксов причастия настоящего и прошедшего времени, вырабатывать навык анализа собственных действий, применения теории на практике; воспитывать культуру речи учащихся, учить правильно использовать причастия в составленных высказываниях; продолжить обучать учащихся работать со справочной литературой; повторить в связи с темой спряжение глаголов, состав слова.

Оборудование: учебник «Русский язык: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения» /Е.И. Быкова, Л. В. Давидюк, Е. Ф. Рачко - К.: «Оріон», 2015.; опорный конспект «Действительные и страдательные причастия» (по методике Ю.С.Меженко); таблицы В.М. Шевелева, Л.А. Шевелевой «Русское правописание в таблицах» - Х.: Мир детства, 1997; «Спряжение глаголов», записи на доске, карточки для индивидуальной работы.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Сегодня мы продолжим работать над особой формой глагола – причастием.

/Запись учащимися даты и вида работы в тетрадях./

● Начнем с проверки домашнего задания. Были ли затруднения при выполнении упр. 181?

А что надо было знать, чтобы правильно выполнить задание?

/Для чего используются причастия в речи: данная форма глагола помогает оформить высказанную мысль кратко, лаконично. А еще - действительные причастия и как они образуются в настоящем и прошедшем времени, так как именно эти формы причастий надо было использовать в задании./

- Какие причастия называют действительными?

- Как образуются действительные причастия настоящего времени?

/Ответ учащихся у доски с использованием ОК/

- Образуйте причастия настоящего времени от данных глаголов, выделите в них суффиксы:

пишут – (пишущий),

слышат – (слышащий).

/запись на доске/

- Как образуются действительные причастия прошедшего времени?

/Ответ учащихся у доски с использованием ОК/

- Образуйте причастия прошедшего времени от данных глаголов, выделите в них суффиксы:

пишут – (писавший),

слышат – (слышавший).

/запись на доске/

- Прочтите предложения упр. 181 – отредактированный вариант.

/Спортивный лагерь расположен в лесу, находящемся недалеко от горы, по которой пролегли тропы туристов. Семиклассники, подбиравшие материал для литературного вечера, встретились с писателем, который когда-то учился в их школе. // Семиклассники, которые подбирали материал для литературного вечера, встретились с писателем, когда-то учившемся в их школе. Мы подошли к деревне, которая раскинулась на опушке леса, тянувшемся далеко за озеро./

II. Тема, цели урока.

Темой нашего урока станут страдательные причастия настоящего и прошедшего времени и условия выбора гласной суффиксов -ОМ-/-ЕМ-/, -ИМ- причастий настоящего времени.

/Запись темы урока в тетради/

Мы должны понять причину выбора этих гласных букв в суффиксах страдательных причастий настоящего времени и условия выбора суффиксов при образовании страдательных причастий прошедшего времени.

III. Страдательные причастия настоящего времени.

  1. Сначала вспомним, какие причастия называются страдательными.

/Ответы 2 – 3 учащихся/

2. Теперь поговорим, как они образуются.

● Работа с ОК /проговаривание материала учителем и пересказ учащихся/.

● Работа с учебником /§ 27, стр. 97/:

- Как учебник подал этот же материал? /стр. 97 – читать/

● Выполнение упр. 285 (письменно, с устным разбором задания).

IV. Страдательные причастия прошедшего времени.

● А теперь поговорим о страдательных причастиях прошедшего времени.

1. Работа с ОК /проговаривание материала учителем и пересказ учащихся/.

2. Работа с учебником. /§ 27, стр. 97/.

● Как учебник рассказал этот же материал? /стр. 97 - читать/.

● На что еще, кроме гласной в суффиксе страдательных причастий, обращает внимание учебник? Почему это важно?

/На то, что страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Важно потому, что не от всех глаголов образуются страдательные причастия. Важно для вашего умения правильно и грамотно употреблять в речи данные глагольные формы. Чистота и правильность речи от этого зависят/.

● А указывает ли учебник или ОК, когда для образования страдательных причастий прошедшего времени используют суффикс –Т-, -НН-, -ЕНН-, -ЁНН-? Нет.

Этот материал дан отдельно, на листах, находящихся у вас на партах. Прочтем эту информацию.

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия образуются от основ инфинитива лишь переходных глаголов:

- к основе глагола прибавляется суффикс -ЕНН-, -ЁНН-, если она оканчивается на –И- (этот глагольный суффикс отсекается), или на согласный, как в глаголе привезти – привезенный;

- так как основа инфинитива и основа прошедшего времени совпадают, то здесь существует одна подсказка: если основа в форме прошедшего времени заканчивается на –а-, -я-, эти буквы сохраняются и в причастии. Такие причастия образуются с помощью суффикса -НН-: отдать – инф., отдал□ – прош. вр. + -НН- - отданный.

При образовании причастий с суффиксом -ЕНН- происходит чередование звуков (с/ш; з/ж; ст/ч/ш; ж/жд и т. п.). После шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется под ударением ё(е), а не о:

поджечь- (поджег□) – подожжённый;

преобразить – (преобразил□) - преображённый;

наградить – (наградил□) – награждённый.

При помощи суффикса –Т- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов с суффиксом –ну-, от глаголов на –оть (полоть, колоть), -ереть (запереть, вытереть), от односложных глаголов: мыть, шить, бить.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов совершенного вида; от глаголов несовершенного вида образуются редко: видеть – виденный, слышать – слышанный и некоторые другие.

/Чтение учащимися сведений о суффиксах страдательных причастий прошедшего времени./

● Выполнение упр. 286 (письменно, с устным разбором задания).

V. Обобщение теоретических знаний и повторение базового материала.

1. Работа с таблицами «Русское правописание в таблицах» (стр.15 - 16, таблица 17 «Суффиксы причастий»).

● С опорой на какие ваши знания дан в таблице изученный материал?

● Какие глаголы относятся к 2, а какие ко 1 спряжению?

/Ответ учащихся с опорой на таблицу «Спряжение глагола»/

● Чтение выводов по таблице «Суффиксы причастий») /стр. 16/.

● Найдите ту часть материала, который соответствует теме урока и выпишите примеры в тетрадь. Зачитайте приведенные примеры.

Итак, страдательные причастия настоящего времени – это …

Страдательные причастия прошедшего времени – это …

Обратите внимание на исключения. Учебник эту информацию не дал. Выпишите слова-исключения в тетрадь. Выделите в выписанных причастиях суффиксы.

/Чтение учащимися примеров/

VI. Закрепление знаний.

● Выполнение упр. 187 (письменно, с устным разбором задания).

Повторениезнаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Какие знаки препинания поставили в записанных предложениях? Каким правилом постановки знаков препинания при этом воспользовались?

Вы нашли и выделили страдательные причастия. Назовите их.

Индивидуальная работа /у доски во время устной проверки/:

Выписать страдательные причастия из упражнения 287 и объяснить, как они образованы.

Сосланный ← сослать и т. д.

Задание: /запись на доске/

Попробуйте образовать страдательные причастия настоящего времени от глаголов искать, есть, жевать, шить, вести, вычитать, предлагать, зависеть.

/искомый, едомый, ведомый, вычитаемый, предлагаемый, зависимый/

От каких глаголов образовать страдательные причастия настоящего времени нельзя?

От глаголов жевать, шить страдательные причастия настоящего времени не образуются.

Также не образуются страдательные причастия настоящего времени от глаголов: писать, есть, готовить, жить, бить, пить, тереть, колоть, крыть.

/Запись в тетради/

Самостоятельная работа по карточкам.

Задание:

Определите, на каком уровне знаний материала урока вы находитесь, и выберите соответствующий уровень задания. Выполните его. Результаты работы некоторых из вас будут оценены в журнале.

Задания первого-второго уровней

Спишите, вставляя суффиксы в причастия.

Сморщ..ые, посеребр..ые, оставл..ые, напечат..ая, разукраш..ый, прилага..ый, ненавид..ый, озаря..ый, терп..ый, наруша..ый.

Задания третьего уровня

Замените придаточную часть сложных предложений причастным оборотом.

Джеймс Кук, которого с трудом допустили командовать экспедицией, прославился как величайший мореплаватель мира. Мореплавателя, которого закаляли трудности, тянуло к новым путешествиям. В реке, которая протекает за нашей деревней, водится много мелкой рыбы.

Задания четвертого уровня

Переведите на русский язык предложения. Графически выделите суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.

Хлопці побачили між купою іржавих поламаних машин залізну ляду, привалену цеглою й пеплом. Крізь розвалений куток стелі доходило вечірнє світло. Зрошене поле дає великий врожай незалежно від погодних умов. Галявина у молодому лісі, озорювана місяцем, казалася казковою.

VII. Словарная работа.

● Авторы учебника предложили вам словарную работу урока (стр. 99). Какие навыки – орфоэпические или орфографические – применимы к данным словам?

● Используя слова словарной работы, ответьте на вопросы, как вы поняли материал урока.

V11. Обобщение изученного.

- О чем шла речь на уроке?

- Что усвоили из пройденного?

- Что на уроке показалось самым значимым для вас в накоплении ваших знаний и умений?

V111. Итоги урока. Оценка знаний учащихся. Комментарий к домашнему заданию.

Домашнее задание: §27 – выучить. Упр. 188, 192 (письменно).

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.

Приклад завдання з олімпіади Українська мова. Спробуйте!
До ЗНО з БІОЛОГІЇ залишилося:
0
4
міс.
1
0
дн.
2
2
год.
Готуйся до ЗНО разом із «Всеосвітою»!