Сьогодні відбувся
Марафон. День 3:
«Сталий розвиток: від освіти до світу»

Статья "РАБОТА С ЗЕРНОМ КАК СРЕДСТВО СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ"

Самоосвіта

Для кого: Дорослі

16.01.2021

83

0

0

Опис документу:
Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности: лепка, аппликационная лепка, мозаики, конструкторы, ниткопись, работа со штампами, зернотерапия и др.
Перегляд
матеріалу
Отримати код

РАБОТА С ЗЕРНОМ КАК СРЕДСТВО СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

К старшему дошкольному возрасту изучение окружающего мира приобретает характер: экспериментирования, исследования. Последовательность действий по обследованию предмета определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним взрослым задачей. Таким образом, главным приобретением этого возраста является изменение характера ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.

У детей с нарушением зрения, как правило, их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Неполноценное зрение наших детей, дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Они не способны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как нормально видящие сверстники. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму.

Вот почему детей с нарушением зрения необходимо учить приемам осязательного восприятия объектов, формировать у них умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, что позволит научиться, более точно воспринимать предметы и пространство, быть более активными в процессе игры и обучения.

Там, где трудно получить зрительную информацию, надо учить детей активно включать в процесс обследования сохранные анализаторы. Дополнительную информацию ребенок получает за счет полисенсорных взаимосвязей (слуховых, тактильно-двигательных, осязательных и т.д.).

Тематикой ознакомления с окружающей действительностью становится ближайшее окружение ребенка дома, в детском саду, природе. Мы видим, что сенсорное воспитание и познавательное развитие ребенка с нарушением зрения тесно взаимосвязаны.

Сенсомоторное развитие целесообразно и эффективно осуществлять через продуктивную деятельность, содержание которой подчинено задачам сенсорного, моторного, умственного и творческого развития.

На специальных коррекционных занятиях, тифлопедагогом, проводятся упражнения по развитию зрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки, осязания и мелкой моторики и т.д.

Ребенок в процессе выполнения заданий, игры, физических упражнений вынужден одновременно активизировать зрение, развивать мелкую моторику.

В занятиях используются упражнения, нацеленные на развитие мелкой моторики и пальчиковой гимнастики, а также упражнений для глаз. Данные упражнения комплексно влияют на развитие зрения и развивают мелкую мускулатуру рук.

Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности: лепка, аппликационная лепка, мозаики, конструкторы, ниткопись, работа со штампами, зернотерапия и др.

Используются те приемы и методы, с помощью которых можно организовать сенсомоторное развитие детей нарушением зрения в дошкольном учреждении таким образом, чтобы оно обеспечило ребенку гармоничное развитие, способность познавать мир во всем его многообразии и изменчивости.

В работе с детьми с нарушением зрения применяют методический комплекс современных коррекционно-развивающих занятий, учитывающий потребности детей с нарушением зрения, направленный на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения.

Все задания предлагаются детям в игровой форме, с использованием стихов, потешек, физкультминуток, зрительной и пальчиковой гимнастик.

Реализация методической работы включает в себя этапы:

I. Подготовительный этап:

Подготовка зерна.

Самый богатый материал нам дарит осень. Семена арбуза, тыквы, кабачка, яблока, калины, дыни тщательно промывают водой и просушивают на листе бумаги. Зерна кукурузы аккуратно счищают с початка, раскладывают на салфетке. В течение нескольких дней зерна сохнут, но их цвет и форма остаются прежними. Просушенные сокровища раскладываются по видам, размерам и хранятся в «дышащих» ёмкостях: бумажных пакетиках, картонных коробках, деревянных ящиках. Так же в своих творениях можно использовать различные крупы: гречка, горох, рис, фасоль, манка, перловка. В ход пойдут зерна кофе, семена мака.

А если вы вернулись из экзотических стран с коллекцией удивительных растений, семян и плодов, они также смогут быть интересны для творческих работ. Чем разнообразнее собранные материалы, тем легче и удобнее будет с ними работать.

Выбор основы.

Бумага должна быть достаточно плотной и иметь матовую поверхность. Это может быть как белая, так и цветная бумага, можно использовать картон.

При выборе изображений следует учитывать пропорциональность отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, высокий цветовой контраст, более четкого выделения ближнего, среднего и дальнего планов.

Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качеств в соответствии с заданием.

Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста и зрительных возможностей детей.

Для работы потребуются: клей ПВА (или же можно приготовить клейстер), пластилин.

Для клея нужны специальные кисточки, с твердым ворсом. Для работы с пластилином пригодятся стеки. Для работы с зерном деревянные палочки, пинцет. Для яркости работ можно использовать краски гуашевые (кроющие), для окраски крупы гуашь или пищевые красители, кисточки для краски.

II. Знакомство с зерном.

Для знакомства с зерном мы берем от 1 до 3 видов зерен, разных по форме, цвету, величине (горох, кукуруза, гречка, пшеница, семена подсолнуха и т.д.). На этом этапе дети учатся, сравниваем зерна на ощупь, по цвету, форме и величине. Обучаем детей правильному захвату зерна (пинцетный и щипковый). Далее знакомим детей со способами манипуляции с материалом (засыпание поверхности силуэта, выкладывание по контуру, рисование орнамента, и т.д.). Важным этапом знакомства с зерном является развитие умения соотносить зерна с растениями, из которых мы его получаем. По мере усвоения детьми предложенного материала, в работу добавляются новые виды зерен. Процесс первичного взаимодействия с зерном дает возможность узнать новые свойства крупы еще и как изобразительного материала.

III. Работа с зерном.

Формы работы с зерном зависят от уровня развития мелкой моторики и зрительных возможностей детей.

а) Выкладывание зерен по контуру (овощей, фруктов, животных, посуды и т.д.).

Цель: Развитие зрительно-моторной координации.

б) Декорирование зерном плоскостных изображений (платье, посуда и т.д.).

Цель: Закрепление умения выкладывать сериационный ряд по цвету, форме, величине, ориентироваться на микроплоскости.

в). Вдавливание зерен в пластилиновую основу. (иголки у ежика – гречка, пятен у жирафа – красная фасоль, полосок у зебры – семечки подсолнуха, хвоста у петуха – зеленый горох, кукуруза, чечевица, и т.д.).

Цель: Закрепление сенсорных эталонов, развитие воображения.

г) Работа с более мелкими крупами (манка, дробленная кукуруза, пшено и т.д.), окраска крупы в разные цвета и оттенки при необходимости (красная грудка снегиря, зеленой травы, голубых облаков и т.д.).

Цель: Закрепление знаний об основных цветах, промежуточных, получения новых цветов путем смешивания красок.

д). Заполнение клеевой основы силуэта, не выходя за контур, данного изображения – зерном (мак – красная манка, грудки у синички – дробленная кукуруза, лебеди-манка и т.д).

Цель: Совершенствование зрительно-моторной координации.

е) Творческие задания (преврати летний пейзаж в зимний, укрась елочную игрушку, зоопарк, и т.д.)

Цель: Развитие творческих способностей.

Анализ проведенной работы показал, что использование данной методической работы способствует закреплению представлений о сенсорных эталонах; развитию у детей логики, воображения, внимания, усидчивости; зрительно – моторной координации, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу.

Вітаємо зі святом працівникі́в осві́ти

та даруємо 100 грн

кешбеку!

Кешбеком можна оплатити 50% вартості будь-яких цифрових товарів та послуг на порталі «Всеосвіта»

Отримати кешбек можна з 1 до 14 жовтня 24 жовтня та використати протягом всього місяця.