Статья "Эстетическое восприятие художественного образа школьниками с нарушениями зрения"

Самоосвіта

Для кого: Дорослі

14.01.2021

123

0

0

Опис документу:
Когда у учащихся появляется желание общения с произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства — это признак появления и закрепления эстетических потребностей. Чем раньше начинается этот процесс, тем больших успехов можно достигнуть в развитии разнообразных эстетических потребностей у детей в процессе обучения.
Перегляд
матеріалу
Отримати код

Эстетическое восприятие художественного образа

школьниками с нарушениями зрения

Проблема эстетического восприятия художественного образа слабовидящих детей в учебной деятельности является одной из актуальных.

В пробуждении внутренней потребности в активном творчестве во всех видах деятельности личности велика роль эстетической культуры. Она развивает творческий потенциал личности, стимулирует творческий подход к явлениям жизни с целью преобразования ее по законам красоты.

В обучении слабовидящих школьников преобладает познавательная и практическая сторона и мало представлена чувственно-эмоциональная, эстетическая. Эстетическое восприятие слабовидящими детьми окружающей действительности и средств наглядности не изучено.

Слабовидящие дети в связи с различными способами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к эстетической оценке предметов и объектов учебной деятельности. Поскольку объективные свойства эстетического (форма, ритм, гармония, симметрия, цветосочетание и др.) существуют в объективной реальности, то они отображаются в человеческих восприятиях, представлениях, сознании людей в их повседневной жизни. В связи с особенностями познавательной деятельности слабовидящих школьников встает вопрос о специфичности эстетического восприятия ими окружающей действительности и отражения в объектах учения. Поэтому крайне существенно рассмотрение вопроса о взаимоотношении познания с эстетическим освоением действительности, что имеет важное значение для организации эстетического воспитания детей с нарушением зрения.

Диалектически взаимодействуя, восприятие, образ, понятие, в силу своей отобразительной природы, содержат в себе элементы информации (семантической, эстетической), из которых слагается знание и формируется обобщенный художественно-эстетический образ.

Нарушение познавательных процессов у слабовидящих школьников приводит к проявлению специфики эстетического освоения окружающей действительности. Вне чувственного восприятия, эстетической окрашенности не существует учебной деятельности. В каждом виде деятельности всегда диалектически взаимодействуют между собой чувственные и понятийно-сущностные начала. Какая-либо часть этого единства может преобладать в учебной деятельности, однако во всех случаях, когда преобладает понятийное отображение действительности, художественно-эстетическое не иссякает и не исчезает полностью. Научное осмысление художественной образности, эстетических чувств, мышления требует рассматривать их в единстве. В творческой деятельности образ неотделим от целевых установок и ценностных критериев.

Познавательно-образное мышление, художественно-эстетическое чувство материализуются в различных видах учения. Поэтому их можно рассматривать как познавательно-оценочную, созидающую, преобразующую деятельность, в результате которой отображается взаимодействие ребенка с окружающей действительностью.

Одним из важнейших условий эстетического восприятия слабовидящих школьников является развитие у них восприятия формы и формообразующих элементов, имеющих познавательную и эстетическую ценность. Содержательными свойствами формы являются симметрия, ритм, пластика, контраст, композиция. Понимание симметрии имеет важное значение для эстетического освоения действительности. Законы симметрии проявляются в природе, технике, искусстве. Понятие симметрии прошло через всю многовековую историю человеческого творчества. Знание законов симметрии имеет важную роль для учения. Наряду с симметрией широко используется и асимметрия, т. е. сочетание и расположение предметов, при которых ось или плоскость симметрии отсутствуют.

Другим содержательным свойством формы является ритм. Чтобы понять содержательную функцию ритма, надо учитывать, что он проявляется на всех уровнях учения, игры и труда, в периодичности орнаментальных деталей, в основных объемах форм, взаимосвязанности и упорядоченности элементов в предметах учения, игры и труда.

Форма выделяется посредством контраста. Правильным соотношением фона и формы достигается более яркое, рельефное выделение последней. Применение приемов контрастирования позволяет наиболее полно передать объемность предметов, выделить пространственные отношения, свойства, признаки, а также установить существенные связи между предметами, процессами и явлениями. Композиция—это способ построения формы, принцип связи однотипных и разнородных компонентов (частей), согласование их между собой и с целым.

Показателем уровня эстетического развития детей служат эстетические переживания и эмоции, испытываемые ими при восприятии эстетически значимых объектов. Известно, что эстетические эмоции модифицируются, переносятся, ассоциируются и запоминаются. Эмоционально-эстетические реакции, положительные эмоции, установление оптимальных отношений с действительностью показывают уровень эмоционального развития детей. В эмоциональном настрое проявляются степень и характер развития чувств, вкусов, взглядов, потребностей и идеалов. Поэтому эстетические эмоции отражают гармонию в развитии разных психических свойств и качеств, разных сторон потребностей и способностей детей.

Учебная деятельность сопряжена с эмоционально-оценочными отношениями. Оценка процессов и объектов учения есть в конечном счете результат соотнесения их с идеалом. Благодаря идеалу связываются воедино мировоззрение, осмысленная система чувствований ребенка, эстетический вкус. Привести в единство мировоззрение, чувствование, эстетический вкус, личный и общественный идеал — одна из главных задач в обучении. Развитие эстетического чувства происходит под влиянием мотивов, целей, потребностей. Они органически соединяют в себе чувственное и рациональное и обеспечивают в процессе эстетического отражения переход на высшие уровни сознания. Имеется в виду осознание личностью сущности своих взаимоотношений с действительностью.

Наряду с эмоционально-эстетическим воспитанием важную роль играет развитие эстетических потребностей. Они существуют в двух видах: собственно потребительском (восприятие, переживание, наслаждение) и созидательном (учение, труд, художественное и научное творчество и т. п.). Как в первом, так и во втором случае эстетические потребности созревают на основе формируемой эстетическим воспитанием способности к эмоциональной отзывчивости. Потребности первого вида характеризуются повышением эстетического отношения к окружающему миру, предрасположенностью к созерцанию эстетических и художественных ценностей, общению с ними. Потребности второго вида носят созидательный, творческий, активный и целенаправленный характер.

Когда у учащихся появляется желание общения с произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства — это признак появления и закрепления эстетических потребностей. Чем раньше начинается этот процесс, тем больших успехов можно достигнуть в развитии разнообразных эстетических потребностей у детей в процессе обучения.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу.